"Психолого-педагогические особенности 11-летних подростков"
"Психолого-педагогические особенности 11-летних подростков"
Мерзлякова Марина Ивановна, учитель МАОУ «СОШ №10» г. Перми. Беседа с родителями на тему: «Психолого-педагогические особенности 11-летних подростков»
Ребёнок перешёл в пятый класс. Какие трудности могут встретиться ему в средней школе?
Пятый класс – трудная пора не только для ребёнка, но и для родителей. Ребёнок переходит в среднюю школу. Подростковый возраст – переходный возраст.
Родителям ученика 5-го класса тоже придётся перестроить своё отношение к школе и её требованиям. Если родители готовы к этому, то адаптация пятиклассника пройдёт быстрее и будет незаметна, принесёт меньше дискомфорта как ему, так и родителям. А это обязательно положительно скажется на учёбе.
Как бы ни было сложно готовиться к урокам, выполнять домашние задания, помогать собирать портфель или контролировать эти процессы – помните, вы мама и папа, родители. Вы любите своего сына/дочь, заботитесь о нём. Вы его любите не за хорошие успехи в школе, а просто так, потому что он ваш ребёнок. Помните: главное не оценки в школе, а ЗНАНИЯ. И постарайтесь строить взаимоотношения с вашим ребёнком так, чтобы и он это понимал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Психолого-педагогические особенности 11-летних подростков" »
Беседа с родителями
Психолого-педагогические особенности 11-летних подростков
Ребёнок перешёл в пятый класс. Какие трудности могут встретиться ему в средней школе?
Пятый класс – трудная пора не только для ребёнка, но и для родителей. Ребёнок переходит в среднюю школу. Подростковый возраст – переходный возраст.
Родителям ученика 5-го класса тоже придётся перестроить своё отношение к школе и её требованиям. Если родители готовы к этому, то адаптация пятиклассника пройдёт быстрее и будет незаметна, принесёт меньше дискомфорта как ему, так и родителям. А это обязательно положительно скажется на учёбе.
Как бы ни было сложно готовиться к урокам, выполнять домашние задания, помогать собирать портфель или контролировать эти процессы – помните, вы мама и папа, родители. Вы любите своего сына/дочь, заботитесь о нём. Вы его любите не за хорошие успехи в школе, а просто так, потому что он ваш ребёнок. Помните: главное не оценки в школе, а ЗНАНИЯ. И постарайтесь строить взаимоотношения с вашим ребёнком так, чтобы и он это понимал.
Психологические навыки 5-классников:
Умение слышать
Работоспособность
Умение общаться со своими сверстниками
Самостоятельность
Социальная адаптация
Оставайтесь любящими родителями.
Родители должны заботиться и о режиме дня, не давайте переутомляться ребёнку. Никогда не ругайте ребёнка перед школой. Знайте: дети часто жалуются учителю на маму, которая перед школой поругала их, кричала на них или ссорилась с папой. Пятиклассники, как и первоклашки, очень ранимы и нуждаются в родительской любви и поддержке. Родители, к сожалению, часто недооценивают этого. Думая, что их ребёнок стал подростком, а значит, он стал намного самостоятельнее. Не всегда это так. Ведь часто подросток сам ещё не готов к самостоятельности. Он привык к родительской опеке. Тем более, если в начальной школе его опекали бабушки или дедушки, и это была чрезмерная опека.
Как помочь построить отношения с учителями?
В начальной школе основной учитель – один. Обычно это женщина, «вторая мама», которая заботится, ухаживает, «вытирает сопли», оценивает, хвалит и ругает. Пять – шесть дней в неделю ребёнок по 5-6 часов находится под влиянием и контролем практически одного и того педагога. На уроке, в перемену, в столовой, в кино, на экскурсии и на праздниках. Учительница является авторитетом, и ребёнок от неё зависит. Ученик начальных классов привыкает к её требованиям. Он и родителей убеждает в том, что надо поступать так, как велела его учительница.
Но вот подходит 5-й класс. Ваш ребёнок попадает от одного учителя начальных классов к 12-15 преподавателям-предметникам (в зависимости от учебной программы). Сразу меняется привычная для него обстановка на уроке. Меняются обстоятельства, к которым он привык за долгие четыре года обучения в начальной школе. К сожалению, единые требования не всегда выполняются учителями средней школы. Важное обстоятельство – то, что учителя средней школы также преподают в старших классах. А это значит, что у них другие требования, чем у педагогов начальной школы. У предметников в работе тоже свои особенности. Они работают с несколькими классами. У них большая нагрузка и много учеников из 5-11 классов.
Таким образом, попадая в среднюю школу, подросток должен пережить свои возрастные особенности и адаптацию. Иногда этот процесс происходит легко и быстро. Но адаптация может и затянуться на целый год. Зависит это от многих факторов.
Например, если ребёнок с начальной школы привык к окрикам, то он не будет слушаться и учителя средней школы, он будет также провоцировать учителя на это. Больше всего страдают остальные дети в классе, которые к окрикам не привыкли. Для них это непривычно. Они это не принимают. Их удивляет то, что в начальной школе на уроке всегда была тишина, а учительница ругала только Сашу и Васю. Но они же «двоечники», значит, «так им и надо». И вдруг в 5-м классе учителя на каждом уроке на них повышают голос. На всех, на весь класс. Значит, решают пятиклассники, учителя плохие. И начинают добиваться «справедливости». Вместо того чтобы старательно учиться, теперь подростки тратят учебное время на то, чтобы доказать, что они «хорошие». Причём когда кричат на одного ученика, состояние тревоги испытывает весь класс. Разговаривайте об этом с подростком. Обязательно поговорите об этом с учителем.
Отзывайтесь об учителе исключительно уважительно, никогда не критикуйте его в присутствии подростка. Не вступайте с учителем в конкуренцию, не показывайте при ребёнке-подростке свои преимущества и превосходство. Так вы потеряете возможность педагога влиять на подростка сейчас и особенно в старших классах. Позвольте подростку любить и уважать учителя, даже если вы не согласны с методами воздействия или уровнем профессионализма. Критикуя учительницу при подростке, вы делаете только хуже своему ребёнку. Можно рассказать подростку про разные чувства и реакцию взрослых и даже про педагогические приёмы. Чем больше подросток разбирается в своих и чужих чувствах, тем меньше он страдает от невозможности защитить себя.
Как помочь адаптироваться в пятом классе?
Нужно помнить о том, что школа требует от школьника определённой подготовки и психологической устойчивости. Заботливые и любящие родители могут помочь своему ребёнку пережить этот непростой переход на новую ступеньку самостоятельности.
Обращайте внимание на рассказы своего сына/дочери о том, как прошёл очередной школьный день.
Не игнорируйте жалобы ребёнка на проблемы в школе.
Убеждайте подростка в необходимости соблюдать школьную дисциплину и хорошо учиться.
Учите его самостоятельности. При этом не забывайте разумно контролировать.
Помогайте с уроками, но не делайте за подростка его домашние задания.
Нагрузите посильными домашними обязанностями.
Обязательно запишите его в секцию, кружок и т.п. Помните, что учатся успешно дети, у которых всё расписано по часам.
Взбадривайте подростка, если у него неудачи. Ругайте и хвалите в меру.
Поддерживайте своего ребёнка советами.
Проведите эксперимент. Попробуйте воздействовать на своего ребёнка только теми методами, которые доступны учителю: замечание, строгий голос, - и вы сразу же поймёте вероятность школьных проблем.
Можно использовать и другие методы воздействия в случае, если они полезны подростку.
Можно обратиться к психологам. Но помните: никто не решит проблем, если вы сами не готовы их решить.
Рекомендации родителям
Чаще общайтесь с классным руководителем. Не дожидайтесь ситуации, когда вас вызовут в школу.
Предложите помощь классному руководителю в проведении мероприятия, помощь по кабинету и др.
Не надоедайте требованиями: пересадите ребёнка, почему моего не поощрили, почему моего не похвалили, почему его отметили в числе последних, дайте ему поручение, посадите его с Машей – Ваней и т.д. и т.п.
Не оставляйте без внимания смс-сообщения от классного руководителя и записи в дневнике от учителей-предметников. Помните: дневник – это способ связи учителей с родителями , с первого замечания учитель не напишет его в дневник.
Помните: информация от учителя нужна вам и вашему ребёнку. Не откладывайте встречи, если вас вызвали в школу.
Заполняйте вовремя все анкеты из школы, никогда не затягивайте их возвращение педагогу.
Избегайте крайностей: игнорировать общение с учителями и еженедельно приходить в школу. Обе крайности вредны подростку как невнимание к его проблемам и как чрезмерная опека. Обе могут привести к негативным последствиям.
Договаривайтесь о встрече с педагогом заранее – у него могут быть назначены другие родители.
Старайтесь посещать все родительские собрания и быть на них активными – спрашивать и предлагать, откликаться на просьбы и вопросы.