Ребята, сегодня мы будем говорить о безопасности и учиться безопасности. Скажите, пожалуйста, что может быть опасным для жизни и здоровья
Учащиеся перечисляют.
Предлагаю сегодня остановиться на одной из этих тем, а именно поговорить о противодействии терроризму, в чем именно оно может заключаться, что мы можем для этого сделать, что мы должны знать и уметь.
Для начала будет правильным дать определение понятию «терроризм».
Детям предлагается дать свое определение понятий.
Учащиеся предлагают варианты определений.
На экран проектора выводится текст:
Вот такое определение дает терроризму Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму": терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий;1
В чем же заключается противодействие терроризму? Об этом говорится в том же Законе: противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Мы с вами физические лица, а значит, тоже должны знать и соблюдать этот Закон, как, собственно, и все остальные законы Российской Федерации.
Но можем ли мы самостоятельно и в одиночку противостоять терроризму? Конечно, нет! Поэтому сегодня мы поговорим о тех, кто нас защищает.
Основная часть:
Гражданская оборона является одной из составляющих частей системы противодействие терроризму.
Сообщение заранее подготовленного ученика о гражданской обороне в школе. Сообщение можно подготовить на основе материала сайта МЧС России https://mchs.gov.ru/deyatelnost/grazhdanskaya-oborona
Одной из основных задач Гражданской обороны (ГО) в школе является обеспечение обучения персонала общеобразовательного учреждения и школьников способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
2. Предлагаю для начала определить:
- ответственных за ГО (директор школы, заместители директора, преподавательский состав),
- место размещения плана эвакуации. (учащиеся должны вспомнить, где в школе находится такой план)
3. Просмотр видеоролика «Антитеррор. Безопасность в школах»2
4. К сожалению, бывают ситуации, в которых не справится ни педагогический состав, ни МЧС.
К операции привлекается полицейский спецназ - СОБР (специальный отряд быстрого реагирования) и сотрудники ФСБ (федеральная служба безопасности) с их уникальными техническими средствами. Предварительная подготовка длится от нескольких часов до нескольких дней. Это зависит от той скорости, с какой бандиты выдвигают свои требования, и от родственников жертвы - насколько быстро они обратятся в полицию и как поведут себя в дальнейшем.
Сообщение заранее подготовленного ученика об организации правоохранительных органов:
- штаб;
- штурмовое оружие (шумовые гранаты, слезоточивый газ);
- переговоры;
- штурм
- вывод заложников (случаи в истории)
5. Физминутка: игра «Ручеек».
Ребята, предлагаю вам немного поиграть.
Учащиеся делятся на две группы: «Заложники» и «Спецназ». Встают парами – заложник + заложник, спецназовец + спецназовец.
Игра заканчивается, когда каждый заложник оказывается «спасенным», т.е. останутся только пары заложник + спецназовец.
6. Рассказ учителя о возможных местах проведения терактов в Саратове\Энгельсе (аэропорт, ж/д вокзал, торговые центры, заводы, стадион, школы, ВУЗы и другие места массовых скоплений людей.)
- почему они там вероятны;
- меры предосторожности;
- поведение в случае возникновения изучаемой ситуации.
7. Игра «Крокодил».
А сейчас мы поиграем еще в одну игру, которая, действительно, может очень помочь в сложной ситуации, когда нужно сохранять полную тишину и можно описать ситуацию и место действия только жестами. Эта игра вам всем очень хорошо знакома:
«Заложник» описывает без слов «спецназовцу» объект, где он находится (театр, аэропорт, цирк, речной вокзал, торговый центр). Можно усложнить задание и предложить описание конкретного места в школе.
«Спецназ» должен угадать эти места по описанию заложника без слов.
8. Игра «Спецназ обезвреживает бомбы»
А теперь представим себя спеназовцем, который должен быть очень ловким, чтобы обезвредить взрывное устройство:
Учащиеся на ложках должны перенести шарики для пинг - понга на свою базу.
Участвуют 3 «спецназовца» и 3 «заложника».
«Спецназу» завязывают глаза. «Заложник» говорит своему «спецназовцу» куда идти. Когда «спецназ» дойдет, «заложник» ему развязывает глаза и дает шарик в ложку, спецназ бежит на базу.
7. Мы с вами достаточно потренировались. А сейчас я предлагаю вам посмотреть на то, как в действительности работают профессионалы. Просмотр фильма о работе спецназа «Спецназ «Альфа». Штурм захваченного здания»3 Заключение и рефлексия Ребята, предлагаю подвести итог и проверить наши знания по обсуждаемой сегодня теме:
Разгадывание детьми кроссворда по теме «Терроризм» (Прил. 1). Кроссворд выводится на экран проектора.
Судя по тому, как быстро и успешно вы справились с разгадыванием кроссворда, можно сказать, что вы неплохо усвоили теоретическую часть. Предлагаю вам дома подумать над тем, что вы могли бы предпринять для того, чтобы обезопасить себя.
Список используемых источников:
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023) "О противодействии терроризму"
Свод правил, положений, устанавливающий порядок деятельности, исполнения чего-н.
коммуникация между сторонами (переговорщиками) для достижения своих целей, при которой каждая из сторон имеет равные возможности
Орган управления, а также лица, входящие в него
По вертикали:
Что выдвигают террористы?
Оно необходимо для подготовки обезвреживания террористов
Обезвреживание
Зало́жник — человек, удерживаемый силой с целью заставить кого-либо (родственников заложника, представителей власти или тому подобное) совершить определённые действия, выполнить некие обязательства или воздержаться от совершения нежелательных действий ради освобождения заложника, недопущения его убийства или нанесения вреда его здоровью