kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактическая лекция педагога-психолога «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для классных руководителей. Подростковый возраст- это особенный возраст, для которого свойствены перемены и изменения. Необходимо взрослым быть внимательными к подросткам. Быть рядом с подростком, преодолевать трудные ситуации вместе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая лекция педагога-психолога «Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения».»


Профилактическая лекция педагога-психолога

«Суицид среди несовершеннолетних. Проблемы и пути их решения».


Особенности суицидального поведения у подростков.


В науке существует термин – «пубертатный суицид». Им обозначают цело

е явление, это – подростковые самоубийства. Психическая организация подростка неустойчива, причем на всех уровнях: интеллекта, чувств, эмоций. Подростки крайне нестабильны в самооценке и при этом – большие максималисты; они всегда сомневаются в своих знаниях и способностях, для них характерна частая смена настроения, тревожность. У них легко возникают страхи. Порой небольшой конфликт в семье или в школе может послужить толчком для того, чтобы ребёнок вошёл в депрессивное состояние. Суицидальные личности этой возрастной группы могут быть адекватно приспособленными к школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек проходит хаотический кризис идентификации и/или борьбу за независимость. В подростковом сознании суицид часто не имеет истинных завершенных форм, а замыслы, мысли, попытки – это демонстративно-шантажное поведение. Большинство самоубийц, как правило, вовсе не хотели умереть, а только достучаться до кого-то, позвать на помощь, обратить внимание на свои проблемы. У подростков, также как и у взрослых, основной причиной суицида выступает социальнопсихологическая дезадаптация, но для них это не тотальные нарушения (крах смысла жизни, профессиональный кризис и др.), а нарушения в общении с близкими. Хотя среди подростков часты попытки самоубийства, только единицы из них достигают своей цели. Тем не менее, процент самоубийств в этой группе достаточно высок.

Наиболее подвержены к суициду это подростки, склонные с депрессиям (пониженному настроению), злоупотребляющие спиртными напитками, наркотическими и токсическими веществами, видевшие самоубийство или гибель кого-то из близких, плохо успевающие в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые, неординарные подростки, не вписывающиеся в общество.

Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду. Для них характерны повышенная ранимость и ощущение себя изгоем в обществе – именно это и толкает их на самоубийство.

Основными мотивами суицидального поведения несовершеннолетних являются:

-переживание обиды, чувства одиночества, отчужденности и непонимания;

-действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность, неразделенное чувство; -переживания, связанные со смертью близких, разводом или уходом из семьи родителей, серьезной болезнью;

-чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;

- боязнь позора, нежелание извиниться;

-любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;

-чувство мести, протеста, злобы, вымогательство и угроза;

-желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации,

-избежать неприятных последствий;

-сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов («эффект Вертера»).


Согласно А.Г. Амбрумовой и Е.М.Вроно, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты: импульсивность; эмоциональная неустойчивость, эксплозивность (взрывчатость); повышенная внушаемость; несамостоятельность мышления


Особенности суицидального поведения подростков:

1.Недостаточно адекватная оценка последствий суицидальных действий. Понятие «смерть» в этом возрасте, как правило, воспринимается очень абстрактно, как что-то временное, похожее на сон, не всегда связанное с собственной личностью. Понятие «смерть» появляется у детей между 2-3 годами. Для большинства она не представляется особо пугающим событием. В дошкольном возрасте дети воспринимают смерть как временное явление, подобно отъезду. Часто младшие школьники думают, что смерть является наказанием за плохие дела. В этом проявляется неопределенный эгоцентризм и магическое мышление. Они полагают смерть маловероятной, невозможной для себя, не считают необратимой. Для подростков смерть представляет собой долее очевидное явление. Но они фактически отрицают ее для себя, гоняя на мотоциклах, экспериментируя с опасными веществами и т.п. Более старшие подростки принимают мысль о своей смерти, но, преодолевая возникшую тревогу, отрицают реальность этой возможности.

2.Несерьезность, мимолетность и незначительность (с точки зрения взрослых) мотивов которыми дети объясняют попытки самоубийства. Этим обусловлены трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и существенная частота неожиданных для окружающих случаев детского и подросткового суицида.

3.Наличие взаимосвязи попыток самоубийства детей и подростков с отклоняющимся поведением: побегами из дома, прогулами школы, ранним курением, мелкими правонарушениями, конфликтами с родителями, алкоголизацией, наркотизацией, сексуальными эксцессами и т.д.

Депрессивные состояния,

которые в подростковый период выражаются иначе, чем у взрослых.

Признаки депрессии у подростков:

-печальное настроение;

- чувство скуки;

-чувство усталости;

-нарушения сна;

-соматические жалобы;

-неусидчивость, беспокойство;

-фиксация внимания на мелочах;

-чрезвычайная эмоциональность;

-замкнутость;

-рассеянность внимания;

-агрессивное повеление;

-демонстративное непослушание;

-склонность к бунту;

-злоупотребление алкоголем или наркотиками;

-плохая успеваемость;

-прогулы в школе.



Другими причинами суицидов в детском и подростковом возрасте могут быть следующие:

1.Несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает прекращение жизни. Ребенок думает, что все вернётся назад. У подростков понимание и осознание смерти формируется после 18 лет.

2.Отсутствие идеологии в обществе. Подросток в обществе «без родины и флага» чаще ощущает ненужность, депрессию.

3.Ранняя половая жизнь, приводящая к разочарованиям. При этом предстаёт ситуация, по мнения подростка, не имеющая представления «как жить дальше» (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что они, не имея жизненного опыта, не могут точно определить цель своей жизни и обозначить пути ее достижения. 4.Саморазрушаемое поведение (алкоголизм, наркомания, криминализация общества).

5.В большинстве случаев суицидальное поведение в возрасте до 15 лет связано с реакцией протеста, особенно с нарушением внутрисемейных, внутришкольных или внутригрупповых взаимоотношений.

6.Депрессия.

7.Помимо психологических причин самоубийств добавились социальные: разделение на богатых и бедных, увеличение количества разводов и количества неполных семей, беспризорных детей и сирот при живых родителях. Все эти проблемы отражаются в детях, как в кривых зеркалах.

8.Одна из главнейших причин суицида - сложная и противоречивая обстановка в стране. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают процесс отчуждения подростков. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений.

Конечно, у каждой суицидальной попытки – своя причина. Но все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно разрешить трудную ситуацию, а понимающего это взрослого нет рядом. И тогда единственным выходом из сложившейся ситуации представляется смерть.

Таким образом, подростковый возраст – это тот этап развития, для которого свойственны перемены. Психологические и физиологические особенности и изменения, происходящие в этом возрасте, влияют на формирование представления и отношения ребёнка к смерти.















Мероприятия по профилактике суицидального поведения обучающихся.

Цель работы по профилактике суицида в образовательной среде: систематизация мер, предпринимаемых в образовательной организации без понимания всего диапазона возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида.

Принципы работы:

  • Принцип ценности личности, включающий в себя ценность каждого участника процесса образования.

  • Принцип уникальности личности – признание индивидуальности каждого участника образовательного процесса.

  • Принцип приоритета личностного развития, заключается в том, что обучение является не самоцелью, а средством развития личности каждого ребенка.

  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждогообучающегося.

  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебновоспитательного процесса.

Ожидаемый результат: Проведение социальной и психолого-педагогической защиты детей, снижение количества детей с девиантным поведением и исключение суицидальных попыток, организация работы по оптимизации детскородительских взаимоотношений.





Первичная профилактика направлена на укрепление психического здоровья в целом и проводится со всеми субъектами образовательной среды (дети, родители, педагоги).

Цель – минимизация возможного риска возникновения суицидальных намерений в будущем у психологически благополучных дети, родители, педагоги.

Образовательная организация являются наиболее эффективной площадкой для проведения профилактических мероприятий, так как педагоги и классные руководители, как лица, имеющие наиболее частый и тесный контакт с обучающимися, обладают уникальным ресурсом для решения отдельных задач первичной профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Вторичная профилактика– это поддержка лиц, находящихся в кризисной ситуации. Основная цель вторичной профилактики - помочь человеку с выявленными суицидальными намерениями найти выход из сложившейся ситуации и стабилизировать его психологическое состояние.

Третичная профилактика– это помощь, которая оказывается людям, уцелевшим после самоубийства, и их окружению; она также направлена на социально-психологическое сопровождение близких суицидента, предотвращение подражательных суицидов .


Совместно классные руководители, педагог-психолог выполняют функции в профилактике суицидального поведения обучающихся:

- Создание благоприятного климата в классе (укрепление самоуважения и положительной самооценки обучающихся, поощрение выражения чувств и эмоций, предотвращение буллинга, информирование о способах получения помощи в трудных ситуациях);

- Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах;

- Первичное прояснение ситуации в случае подозрения на наличие риска суицидального поведения (сбор информации; беседа с обучающимся)

- Направление обучающегося (в составе семьи) к профильным специалистам (педагог-психолог, иные специалисты)

- Информирование/беседа с родителями обучающегося (совместно с педагогом-психологом).













Мероприятия, направленные на профилактику суицидального поведения у обучающихся (первичная профилактика)


1. Наблюдение и фиксация факторов возможного риска развития суицидального поведения.

Цель: Первичное выявление детей с признаками неблагополучия в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.

Исполнитель: классный руководитель.

Частота проведения: регулярно


2. Сбор информации об обучающихся с признаками нарушения в эмоциональной, поведенческой, социальной сферах.

Цель: Снижение эмоциональной напряженности, решение о направлении, по необходимости, на консультацию к педагогу-психологу

Исполнитель: классный руководитель при методической поддержке педагога-психолог, социального педагога.

Частота проведения: по ситуации.


3. Тематический классный час.

Цель: Информирование о возможностях получения психологической и иной помощи в трудных жизненных ситуациях (например, «Детский телефон доверия»)

Исполнитель: классный руководитель при методической поддержке педагога-психолога, социального педагога.

Частота проведения: раз в год/и по мере необходимости .


4. Внеклассные мероприятия.

Цель: Сплочение классного коллектива через совместную деятельность.

Исполнитель: классный руководитель; учителя-предметники.

Частота проведения: в течение года.


Последовательность первичного выявления и сопровождения обучающихся группы риска по суицидальному поведению .


1) Наблюдение за социально-психологическим состоянием обучающихся и выявление детей, переживающих стресс и/или потенциально подвергающихся риску суицидального поведения.

2) При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся)

3) При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам.

4) При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.






Основные факторы риска развития суицидального поведения.

Суицидальное поведение чаще всего складывается из двух групп факторов:

потенциальных (создающих почву) и актуальных (провоцирующих).

Наиболее высокий риск суицидального поведения наблюдается при сочетании наличия факторов риска из обеих групп.

1)Потенциальные факторы суицидального поведения.

а) Предыдущие попытки суицида – один из основных факторов в предсказании новых суицидальных попыток .

б) Семейные факторы :

- психические заболевания в семейной истории, история самоубийства или суицидальные попытки в семье; - пренебрежение и жестокое обращение, насилие в семье;

- низкий социально-экономический статус и образовательный уровень, безработица в семье и, как следствие, недостаточная интеграция ребёнка в социум;

- конфликты в семье, частые ссоры между родителями (опекунами), недостаток внимания и заботы о детях в семье, недостаточное внимание к состоянию ребёнка (например, из-за нехватки времени);

- алкоголизация, наркомания или другие виды антисоциального поведения родителей;

- частые переезды со сменой места жительства; - проживание (по разным причинам) без родителей.

в) Психиатрические нарушения у ребёнка: тревожно-депрессивные расстройства, расстройства личности, нарушения пищевого поведения, психотические расстройства и др .

г) Личностные особенности:

- импульсивность, нестабильность настроения;

- перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);

- агрессивное поведение, раздражительность;

- неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления;

- нестабильная самооценка, идеи переоценки собственной личности с последующим её обесцениванием;

- самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности, которое может скрываться за маской надменности, доминирования, отвержения или провоцирующего поведения;

- склонность к тревоге и подавленности, частое плохое настроение;

- отступление от полоролевых стереотипов в поведении, проблемы, связанные с сексуальной ориентацией, и, как следствие, ситуация отвержения своей социальной группой.

2) Актуальные факторы суицидального поведения:

- все ситуации, субъективно переживаемые как обидные, оскорбительные, несправедливые, глубоко ранящие. Объективная оценка взрослого в данном случае может сильно отличаться;

- депрессивные состояния с переживаниями безнадёжности, безысходности, брошенности, ненужности, одиночества;

- крушение романтических отношений, разлука или ссора с друзьями;

- неприятности в семье;- проблемы с законом;

- запугивание, издевательства (буллинг) со стороны сверстников;

- неспособность справиться с учебной программой, разочарование успехами в школе;

- нежелательная беременность, аборт, заражение болезнью, передающейся половым путем;

- переломные моменты жизни;

- внезапное заболевание, ведущее к нарушению привычной жизнедеятельности;

- распад семьи, развод или уход одного из родителей из семьи, смерть одного из членов семьи; - употребление алкоголя, ПАВ.

Поведенческие симптомы наличия суицидальных намерений у подростка:

- Депрессивная симптоматика (ухудшение сна, аппетита; вялость, апатия; потеря интереса к занятиям, раньше доставлявшим удовольствие; нехарактерное снижение активности);

- резкое снижение успеваемости;

- ухудшение поведения в школе, нарушение дисциплины, пропуски занятий, прогулы;

- увеличение потребления (или начало потребления) табака, алкоголя или наркотиков;

- высказывания о нежелании жить, прямые или косвенные: «Скоро это все закончится», «Хорошо бы заснуть и не проснуться» и т.п. Заинтересованность темой смерти;

- подготовка к совершению попытки (сбор таблеток, изучение информации о способах самоубийства);

- символическое прощание с ближайшим окружением (раздача личных вещей);

- сообщение друзьям о принятии решения о самоубийстве;

- другие резкие изменения в поведении.

Факторы, обеспечивающие защиту от суицидального поведения.

а) Семья: хорошие, сердечные отношения, поддержка со стороны родных.

б) Личностные факторы:

-развитые социальные навыки; уверенность в себе;

- умение обращаться за помощью к окружающим при возникновении трудностей;

-открытость к мнению и опыту других людей, к получению новых знаний;

-наличие религиознофилософских убеждений, осуждающих суицид.

в) Социально-демографические факторы: социальная интеграция (включенность в общественную жизнь), хорошие отношения в школе с учителями и одноклассниками.

Как построить разговор с ребёнком,

находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основная задача педагога при разговоре с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).

В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжёлом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с человеком,находящимся в кризисном состоянии:

- Постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции.

- Уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол).

- Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела.

- Учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает).

- Нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался).

- Дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.


Примеры ведения диалога с человеком, находящимся в кризисном состоянии.


Если подросток говорит:

Рекомендуемые варианты ответа:

Не рекомендуемые варианты ответа:

«Ненавижу учебу, школу, учителей и т.п.»

- «Кто в твоей жизни сейчас наиболее важен и дорог?» - «Что ты хочешь делать, когда это чувствуешь?...»

- «Когда я был в твоем возрасте...» - «Да ты просто лентяй!»

«Все кажется таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь»

«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»

«Всем было бы лучше без меня!»

«Кому именно?» - «На кого ты обижен?» - «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит».

«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Что я сейчас должен понять. Я действительно хочу это знать»

- «Кто же может понять молодежь в наши дни?» - «Я очень хорошо тебя понимаю»

«Я совершил ужасный поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то и пожнешь!»

«А если у меня не получится?...»

«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!»





Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений

и оказания эмоциональной поддержки:

1) Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2) Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»;

3) Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»;

4) Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»;

5) Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Плотникова Наталья Витальевна

Дата: 17.10.2021

Номер свидетельства: 588763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства