Просмотр содержимого документа
«"Подростки 21 века и кризисные ситуации"»
Классный час:
«Подростки XXI века в кризисных ситуациях»
«Жизнь не может быть настолько тяжела,
чтобы ее нельзя было облегчить своим отношением к ней»
Э. Глезгоу
Цель: научить старшеклассников реально оценивать себя, находить пути решения выхода из трудных жизненных ситуаций; дать практические рекомендации, как вести себя в нестандартных ситуациях, и по самовоспитанию, самовосстановлению.
Ход классного часа.
Трудные ситуации... Они подстерегают нас повсюду. Особенно, когда в жизненных отношениях с другими людьми противопоставляешь себя им, испытывая при этом ту или иную степень своей обособленности, ведь мы «не похожи друг на друга»). Разумеется, все это лишь конфликты, создаваемые негативным отношением... к себе. Постарайтесь относиться к себе положительно. Появится тот фактор, который, в конечном счете, и способствует творческому отношению к миру, к себе, проявлению творческих способностей вообще.
Разминка «Мои сильные стороны»
У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. Передавая друг другу поросенка, назовите это качество, или то положительное качество, которое вы бы хотели выработать в себе.
А теперь, давайте, определим, реально ли вы на самом деле оцениваете свои силы и возможности с помощью методики определения самооценки.
Инструкция: отвечая на вопросы, укажите, как часты для вас перечисленные ниже состояния, по следующей шкале:
- очень часто - 4 балла
-часто - 3 балла
-иногда - 2 балла
-редко - 1 балл
-никогда – 0 баллов
Я часто волнуюсь понапрасну
4
3
2
1
0
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня
4
3
2
1
0
Я боюсь выглядеть глупцом
4
3
2
1
0
Я беспокоюсь за свое будущее
4
3
2
1
0
Внешний вид других куда лучше, чем мой
4
3
2
1
0
Как жаль, что многие не понимают меня
4
3
2
1
0
Чувствую, что не умею, как следует разговаривать с людьми
4
3
2
1
0
Люди ждут от меня многого
4
3
2
1
0
Чувствую себя скованным (ой)
4
3
2
1
0
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность
4
3
2
1
0
Мне не безразлично, как люди относятся ко мне
4
3
2
1
0
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной
4
3
2
1
0
Я не чувствую себя в безопасности
4
3
2
1
0
Мне не с кем поделиться своими мыслями
4
3
2
1
0
Люди не особенно интересуются моими достижениями
4
3
2
1
0
Обработка результатов
Сложить все полученные баллы по утверждениям и посчитать сумму.
Если меньше 10 баллов, то самооценка завышена. Вам нужно избавляться от чувства превосходства над окружающими, хвастовства. Возьми за правило принцип: всякая конфликтная ситуация возникла из искры, которую ты высек или помог разжечь.
От 10 до 30 баллов свидетельствуют о психологической зрелости, которая проявляется, прежде всего, в адекватности самоотражения, то есть реалистической оценке своих сил, возможностей, внешности. Тебе по плечу серьезные дела. Дерзай!
Сумма больше 30 баллов говорит о заниженной самооценке. Вы себя явно недооцениваете.
Известно, что эмоциональная отягощенность не только мешает обретать и накапливать опыт, но и управлять собственными действиями, мобилизовать волю, самостоятельно решать те задачи, которые встают перед человеком. Именно поэтому необходима человеку эмоционально- психологическая разгрузка, направленная на установление равновесия в своем внутреннем мире на достижение «эмоционального благополучия», т.е. удовлетворенность результатами своей деятельности и взаимоотношениями с окружающими людьми.
Одним из лучших методов самокоррекции (самопоправки, самовосстановления) является релаксировка, которую мы с вами проведем.
Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Набрать в руки воображаемый песок (вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком постепенно раскрывая пальцы (вдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками (2-3 раза повторите упражнение).
Классный руководитель:
Несколько простых приемов, которые помогают справиться с нестандартными ситуация
Попробуйте много раз осмыслить происходящее событие, чтобы привыкнуть к будущей ситуации. Как известно, привычное и знакомое волнует меньше, чем неизвестное и неопределенное.
Мысленно проанализируйте решение ситуации и вы придете к выводу: «Я решал более сложные задачи, справлюсь и с этой». Однако надо помнить, что этот прием может подвести излишне самоуверенных, если не подготовиться к решению задачи как следует.
Заранее подготовив себя к возможной неудаче, внутренне пережив ее, вы сохраните присутствие духа, если оправдаются мрачные прогнозы.
Опираясь на предложенные приемы, постарайтесь найти выход из ситуаций. У нас 3 группы: Родители, Дети и Эксперты, каждая группа должна высказать свою точку зрения.
СИТУАЦИЯ 1.
(2 ученика читают по ролям отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белый пароход».
1 ученик: У него было две сказки. Одна своя, о которой никто не знал, другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной. Об этом речь! В тот год ему исполнилось семь лет, шел восьмой.
2 ученик: Так начинается повесть Ч. Айтматова «После сказки» или «Белый пароход». Герой этой повести семилетний мальчик был брошен разведенными родителями. Его детская мечта была проста – увидеть отца, который по слухам был матросом на пароходе. В минуты отчаяния и тоски, он приходил на берег реки, долго мечтал, как он превращается в рыбу и доплывает до отца.
1 ученик: Маленький человек не мог перенести предательства единственно близкого человека – деда Мамута. Однажды возле угасшего очага мальчик наткнулся на смертельно пьяного деда. Старик лежал весь в пыли и грязи, рядом с вырубленными рогами Рогатой матери оленихи. Обрубок головы грызла собака, Больше никого не было. Не было и той сказки деда, которую любил мальчик!
2 ученик: Он заставил деда перевалиться на бок и вздрогнул, когда к нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, и почудилось мальчику в ту минуту, голова белой, зарубленной давеча топором. Мальчик отпрянул в страхе и, отступая от деда, проговорил: «Я сделаюсь рыбой. Ты слышишь, Ата, я уплыву! А когда придёт отец, скажи ему, что я сделался рыбой».
1 ученик: Старик не отвечал. Мальчик побрёл дальше, спустился к реке и ступил прямо в воду. Никто ещё не знал, что мальчик уплыл рыбой по реке. На дворе раздавались пьяные песни!
Кто мог ему помочь выйти из сложившихся обстоятельств? Как быть?
СИТУАЦИЯ 2.
(исполняет несколько учеников).
1 ученик: Любовь… Сколько тайного, загадочного скрывает в себе это обычное и, казалось бы, простое слово.
2 ученик: Любовь… Именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу.
1 ученик: В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Это дар, над тайной которого бьётся не одно поколение людей.
1 ученик: Любовь к каждому человеку приходит по-разному. Искренность первой и чистота первой любви с большим трепетом воспевались во все века.
2 ученик: Перенесёмся на несколько веков назад. Представим себе старую Италию, в которой два могущественных семейных клана Монтекки и Капулетти враждуют между собой уже много лет. Двое юных сердец: тринадцатилетняя Джульетта, дочь семейства Капулетти, и Ромео, наследник семьи Монтекки, - искренне влюблены друг в друга. Но из-за человеческой ненависти и злобы их хрупкие и нежные чувства заканчиваются трагически. Измените финал произведения и выскажите свою точку зрения, как надо было поступить, чтобы не допустить трагедии?
В заключение классного часа рекомендуем вам памятку, которая поможет выйти из трудных жизненных ситуаций:
Памятка: «Помоги себе сам»
Если ты считаешь, что твоя жизнь невыносима, попробуй изменить ее.
Если тебе плохо, поговори с кем-нибудь об этом. Позвони другу, знакомому, на "Телефон доверия".
Найди в себе что-то хорошее. Это хорошее всегда есть. Помни: все наши недостатки - это продолжение наших достоинств.
Познай себя! У каждого из нас есть мечта!
Определи, что тебе в этом мире интересно. Найди единомышленников.
Идеальный вариант - обратись к родителям, мудрым учителям. Добрые книги помогут тебе разобраться в себе.
Бог дает испытания по силам. Значит, ты можешь преодолеть свои проблемы.
Готовь себя к трудностям жизни! Помни: только сильный, уверенный в себе человек может преодолеть все!