Педагогический проект: программа адаптации пятиклассников. Тема: «Мой коллектив»
Педагогический проект: программа адаптации пятиклассников. Тема: «Мой коллектив»
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У 5-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Для успешной адаптации важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон, условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект: программа адаптации пятиклассников. Тема: «Мой коллектив» »
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа»
Педагогический проект
Программа адаптации пятиклассников
Тема: «Мой коллектив»
Авторы проекта:
Батурина Светлана Олеговна.
Участники проекта:
обучающиеся 5 кл.,
классный руководитель.
г. Солигалич, 2014 г.
Актуальность проекта.
Социальная адаптация - как приспособление человека к условиям социальной среды - предполагает:
1 . адекватную систему отношений и общения с окружающими
адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха;
способность к самообслуживанию и самоорганизации, к взаимообслуживанию в коллективе;
изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения.
У 5-классников изменяется социальное окружение и система деятельности (учебная ситуация новой ступени образования, изменение режима и нагрузки).
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Подросток переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда учащийся становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу.
Для успешной адаптации важно с первых дней учебы в новом коллективе создать положительный эмоциональный фон,условия для активной жизнедеятельности, доброжелательные взаимоотношения как между обучающимися, так и между обучающимися и педагогами, обучающимися и классным руководителем. Улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм общения важны не только для повышения сплоченности класса, развития коллектива как целостного группового субъекта, но и для успешной учебной деятельности.
Эти задачи можно решать разными путями, один из них – специальные занятия, которые позволяют в очень короткие сроки активизировать процесс адаптации.
Цель занятий: создание условий для активизации процесса успешной адаптации обучающихся 5-го класса к условиям средней школы.
Задачи:
обучение участников группы способам осознания и отреагирования эмоций;
способствование повышению самооценки участников группы;
способствование повышению общей коммуникативной культуры обучающихся;
формирование групповых норм партнерского общения;
формирование навыков взаимодействия в команде (группе);
развитие чувства «мы», внутреннего единства класса;
способствование развитию благоприятного социально-психологического климата классного коллектива.
Важно также участие в упражнениях классного руководителя (для создания доверительных, неформальных отношений обучающихся с педагогом). Для этого во время занятий у педагога с обучающимися должны бать приняты правила партнерского (субъект-субъектного) общения.
Программа рассчитана на 5 занятий на классных часах.
Предполагаемые результаты работы: 1. Знакомство обучающихся классного коллектива. 2. Сплочение классного коллектива. 3. Снижение уровня тревожности. 4. Овладение умениями для продуктивного решения групповых задач. 5. Определение своей позиции в среде одноклассников. 6. Осознание своеобразия своего «Я», своего потенциала.
Занятие № 1.
Тема: «Знакомство».
Задачи:
1) Знакомство, ориентация участников в целях занятий.
2) Установление групповых норм, создание рабочей атмосферы в группе. Оборудование: мяч, фломастеры, карандаши, ручки, бумага, оформленные на ватмане «Правила работы в группе», ватман, листы бумаги А3 и А4. Ход занятия: Здравствуйте! Я рада приветствовать всех присутствующих на занятии. Рассказ о целях занятий. В начале занятия прошу всех сесть в круг.
Ответьте мне на вопрос: «А что вы понимаете под словом тренинг?». Тренинг - это не урок и не лекция, это игра цель которой - дать самому себе (и всем другим тоже) шанс узнать получше других, т.е. «себя показать и других посмотреть». А каждая игра нуждается в правилах. Психолог называет правила, которые оформлены на ватмане, «расшифровывая» смысл каждого кратко. Правила работы в группе:
1) Называть друг друга по имени. 2) Внимательно слушать друг друга. 3) Не перебивать говорящего 4) Уважать мнение друг друга
5) Говорить о том, что думаешь и чувствуешь здесь и сейчас – по ходу общения в группе. 6) Я - высказывание 7) Активно участвовать в происходящем. 8) Правило «стоп» 9) Конфиденциальность
После того как познакомились с правилами, я хочу спросить, нет ли еще каких-нибудь правил, которые нужны именно для нашей группы? Первое наше упражнение «Времена года». Сейчас вы должны разделиться на четыре группы - по временам года, когда кто из вас родился. Каждая группа занимает свой стол. На столе лежат фломастеры, карандаши, бумага, шаблоны для визиток и булавки. Всем группам предлагается общее задание: • подготовить визитки, на которых каждому участнику понравившимся цветом написать имя, которым он хотел бы, чтобы его называли в группе; • каждому прикрепить свою визитку к одежде; • подобрать к каждому имени прилагательное или эпитет и все любимое (для этого человека), начинающееся на ту же букву (важно, чтобы был услышан каждый в вашей группе); • каждой группе найти что-то общее, объединяющее всех в этой группе (любимые занятия, пристрастия, личные качества, что-то еще); • подготовить представление своего времени года и представить его всему классу. Упражнение «Диалог с помощью мяча»:
Все садятся в круг. Ведущий кидает мяч любому и задает какой-нибудь вопрос, например:
- если бы ты поймал золотую рыбку, какие три желания ты бы загадал?
- какие три вещи ты бы взял на необитаемый остров?
- куда бы ты хотел попасть, если бы у тебя были сапоги-скороходы?
Тот, кто получает мячик, отвечает на вопрос, а потом бросает его другому игроку и задает свой вопрос. Самоисследование «Каждый в своем уголке». Каждый из вас берет два листа бумаги и ручку и находит уединенное место для работы. Действуют следующие договоренности: - работы можно не подписывать; - по желанию работы будут возвращены; - работы будут обобщены и проанализированы. Инструкция: 1. На первом листе бумаги нарисуйте 5-6 или более геометрических или абстрактных фигур. На втором листе бумаги записывайте вопросы к самому себе, возникающие по ходу работы, а также слова, характеризующие ваше настроение при работе. Этот лист останется у вас. 2. На рисунке с фигурами необходимо выполнить следующее: 2.1. Внутри каждой фигуры впишите продолжение следующей мысли: «Я хочу, чтобы период моего обучения в школе ...» Ответов может быть много, но начало предложения одно. 2.2. Пронумеруйте по значимости для вас свои ответы. Цифрой 1 обозначьте самый важный для вас, а менее важные - цифрами 2, 3, 4 и т.д. 2.3. По контуру каждой фигуры добавьте свои пояснения: «Это возможно, если...». 2.4. Ярче выделите те фигуры, где все зависит лично от вас. 2.5. От каждой фигуры проведите стрелки с ответами на вопрос «Кто или что может мне в этом помочь?» Упражнение «Обратная связь» Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени: Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что нового для себя узнали?
Занятие № 2.
Тема: «Час доверия».
Задачи:
1) Определение уровня развития личных контактов в группе.
2) Развитие навыков открытых, доверительных отношений, уверенности в себе.
Оборудование: бейджики, мячик, фломастеры, карточки с заданиями. Ход занятия:
Занятие начинается с того, что вывешивается обобщенная «картинка» по самоисследованию «Каждый в своем уголке», где представлены ответы ребят, сгруппированные определенным образом. Проводится обсуждение. Вопросы ребятам:
- что показалось обычным?
- что вас удивило?
- какие вопросы возникли?
Игра «Живая анкета»: Ведущий развешивает пять листов разного цвета на стенах. На вопрос ведущего будут даваться четыре варианта ответа. Каждому ответу соответствует свой цвет. Если вас не устраивает ни один из ответов, то вы выбираете пятый – альтернативный.
Пусть каждый выберет ответ и встанет рядом с обозначенным цветом.
1. Мое настроение сегодня похоже на …
- осеннее ненастье;
- занудную мыльную оперу;
- ситуацию, когда отменили последний урок;
- на поход в лес за грибами;
- альтернатива.
2. Больше всего мне нравится проводить свое свободное время …
- в тусовке;
- на дискотеке;
- быть в тишине;
- смотреть телевизор или работать на компьютере;
- альтернатива.
3. Мне нравится в других людях …
- раскрепощенность;
- доброжелательность;
- смелость, желание рисковать;
- способность постоять за себя;
- альтернатива.
4. Я считаю, что учеба в средней школе мне нужна для того, чтобы …
- переждать тяжелое время;
- получить базу знаний;
- быть вместе с друзьями;
- чтобы не приставали родители;
- альтернатива.
После каждого вопроса дается некоторое время на перемещение и несколько минут для фиксации ситуации. При желании можно поинтересоваться, почему выбрали тот или иной ответ.
После последнего вопроса ребятам предлагается поработать в группах, которые сложились после ответа на последний вопрос.
Каждая группа садится в круг, всего пять кругов. У каждой группы есть ватман и фломастеры. На ватмане надо изобразить (нарисовать, начертить или написать) групповое понимание своего ответа:
- что значит для меня это понятие?
- что важнее всего (ранжирование в порядке значимости)?
- как возможно реализовать эти смыслы, не мешая другим?
В течение 20-30 минут группы работают с плакатами. Затем – перерыв, во время которого плакаты лежат на полу или висят на стене. Все ходят, смотрят и затем обсуждают.
Игра «Мигалки»: Количество участников – нечетное. Все делятся на пары, по числу пар расставляются стулья в круг. Один из пары садится на стул, другой встает за стулом. Тот, кто остался без пары стоит за пустым стулом. Он подмигивает одному из игроков. Задача того, кому подмигнули – перебежать к ведущему, а задача стоящего сзади – удержать свою пару. Через некоторое время пары меняются: стоящие сзади садятся, а сидящие – встают за стулья.
Упражнение «Наши взгляды» Встаём, отодвигаем стулья подальше и … пока что никуда не двигаемся, а дружно опускаем голову вниз, разглядываем свою обувь и ждём команды, чтобы поднять глаза и при этом с кем-нибудь встретиться взглядом. Те, кто встретился взглядами, становятся парами. Они выходят из круга и ждут, пока все остальные таким же образом разобьются на пары… Следующее упражнение «Презентация». Психологи утверждают, что первое впечатление о человеке складывается в первую минуту общения и затем его очень трудно изменить. Я предлагаю вам сделать собственную презентацию в течение одной минуты, т.е. рассказать о себе самое важное и значимое своему напарнику. Затем поменяться ролями. Теперь проводим презентацию следующим образом: ставим стул, на который садится один из вашей пары. Второй участник становится рядом, кладёт руку на плечо и представляет его. Затем вы меняетесь ролями.
Что вы почувствовали при выполнении этого упражнения?
Сложно было его выполнять?
Игра «Угадай-ка» Сейчас мы разделимся на команды по несколько человек. Каждая команда тянет листочек с заданием. Нужно изобразить с помощью мимики, пантомимы, микросценки и пр. один из предметов, но без названия (контрольная работа, дневник в конце учебного года, классный журнал, шпаргалку, учебник). Получив листочек, команда готовится и представляет свой предмет, а другие пытаются его отгадать. Упражнение «Обратная связь»
Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени: Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что нового для себя узнали?
Занятие № 3.
Тема: «Автопортрет нашего класса».
Задачи:
1) Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы.
2)Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия. Оборудование: бейджики, мячик, ручки, листы бумаги, ватман, фломастеры, цветные карандаши или мелки. Ход занятия: Упражнение «Здравствуйте». Каждый из вас должен за определенное время (1-3 мин.) успеть поздороваться за руку с максимальным количеством людей. Руку надо пожимать доброжелательно, глядя в глаза человеку. Необходимо подсчитать количество людей, с которыми ты поздоровался. «Кто из вас поздоровался больше, чем с 5 людьми? А больше, чем с 10?» Как вы чувствовали себя во время работы? Упражнение «Создание визитной карточки класса». Каждый берет ручку и листок бумаги, на котором он в произвольной форме отвечает на два вопроса: «Что нового я узнал о своем классе?» и «Какой он - наш класс?». Затем вы объединяетесь в пары и готовите общую визитку. Затем пары объединяются в «четверки», «четверки» объединяются в «восьмерки» и так пока не объединитесь все. В итоге выдаете конечный продукт - визитную карточку вашего класса. Рисунок «Автопортрет нашего класса». На столе находится ватман. Каждый из вас пусть выберет по два цветных карандаша. Задание: нарисовать совместными усилиями «автопортрет» вашего класса. Сейчас вам нужно придумать название, затем происходит представление рисунка, где каждый высказывает свое мнение о нем. Упражнение «Обратная связь». Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени: Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что нового для себя узнали?
Занятие № 4.
Тема: «Я – глазами других».
Задачи:
1) Сформировать и закрепить норму общения в группе (по именам), установить равенство позиций
2) Развитие навыков самопрезентации, эмпатии, создание условий для доверительного общения, возможности лучше узнать друг друга.
3) Формирование открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу, сплочение группы, эмоциональная разрядка.
4) Развитие навыков установления невербального контакта, открытых отношений между членами группы, внимания друг к другу.
Упражнение «Снежный ком». Первый участник называет свое имя, следующий – имя первого и свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д.
Упражнение «Интервью в парах». Разбиваемся сейчас на пары (лучше с малознакомыми партнерами). За 10 минут необходимо собрать друг о друге как можно больше информации. Затем участники представляют друг друга всем присутствующим.
Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием «Пчелы и змеи». Упражнение «Пчелы и змеи». Для этого вам нужно разбиться на две примерно равные по размеру группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, а те, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене напротив... Каждая группа должна выбрать своего короля. А теперь я расскажу вам правила игры. Оба короля выходят из класса и ждут, пока их не позовут. Затем я спрячу два предмета, которые короли должны разыскать в классе. Король пчел должен найти мед — вот эту губку. А змеиный король должен отыскать ящерицу — вот этот карандаш. Пчелы и змеи должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать: жжжжжжжжжжжж... Чем ближе их король подходит к меду, тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своему королю шипением: шшшшшшшшшшшш... Чем ближе змеиный король приближается к ящерице, тем громче должно быть шипение. Теперь пусть короли выйдут, чтобы я смогла спрятать мед и ящерицу. Пчелы и змеи могут рассесться по своим местам. Внимательно следите за тем, насколько ваш король удален от своей цели. Тогда вы легко сможете ему помочь, повышая громкость жужжания или шипения при его приближении к цели и понижая при его удалении. Пожалуйста, помните о том, что во время этой игры вы не имеете права ничего говорить. Мне очень интересно узнать, кто из королей окажется первым. Обсуждение задания. — Твоя группа хорошо помогала королю? — Вместе ли вы усиливали или уменьшали звук? — Как пчелы взаимодействовали друг с другом? — Как змеи взаимодействовали друг с другом? — Как ты чувствовал себя в роли короля?
Упражнение – разминка «Черные шнурки». Нужно выбрать ведущего (у него нет стула), он называет какую-то деталь (например: «У кого в одежде есть белый цвет?»). Участники, у которых есть эта деталь, должны поменяться местами, а ведущий пытается занять свободное место. Водит тот, кому не досталось стула.
Упражнение «Вавилонская башня». Сейчас вы должны разделится на две команды. Каждая команда получает скотч, ножницы и стопку газет. Задача: за 15 минут построить башню, которая должна быть как можно выше и после постройки простоять хотя бы минуту. Нельзя использовать стулья, столы, другие предметы, людей.
Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
Что было сложно?
Упражнение «Кот и дом». Делимся сейчас на пары, договариваемся, кто будет первым, кто вторым. Задание участникам № 1 в парах (слышат только они) – нарисовать дом, участникам № 2 – кота. Упражнение должно проходить в полной тишине, разговаривать нельзя. Каждая пара получает лист бумаги и один фломастер на двоих. Необходимо взять фломастер одновременно (!) обоим партнерам и выполнить полученное задание.
Упражнение «Обратная связь». Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени: Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что нового для себя узнали?
Занятие № 5.
Тема: «Мы – команда».
Задачи:
1) Формирование умения работать в команде, находить себе место в групповой работе.
2)Развитие групповой сплоченности, умения координировать совместные действия.
3) Развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы, развитие навыков вербального и невербального общения, саморегуляции.
Вначале нашего занятия я предлагаю вашему вниманию одну притчу: « В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья». Сегодня мы посмотрим, как вы сможете вместе взаимодействовать. Итак, начнем. Первое упражнение, которое я хочу вам предложить, называется «Термометр душевного состояния». Упражнение «Термометр душевного состояния». Для этого вам необходимо обратиться к своему внутреннему миру, к своему внутреннему состоянию на данный момент. На доске есть рисунки, с нарисованными лицами, отражающими разные настроения, — печаль, радость, спокойствие, злость. Вам необходимо выбрать ту, картинку, которым можно охарактеризовать ваше состояние души. (Ребята выполняют упражнение). Я благодарю вас за выполненное упражнение.
Давайте продолжим нашу работу. Упражнение «Рисунок на спине». Для следующей работы нам необходимо разделиться на команды. Вы строитесь в две колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание – почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает. Обсуждение задания. - Что помогало понимать и передавать ощущения? - Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? - Что мешало выполнять упражнение?
Упражнение «Совместный счет». Вамнужно совместно сосчитать до десяти, но договариваться о порядке счета нельзя, т.е. кто-то говорит «один», другой «два» и т.д. Если очередное число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала.
Упражнение «Пантомима». Делимся на 3 команды (по 4 человека), раздать карточки с заданиями (без слов изобразить паровоз; гусеницу; оркестр; Пизанскую башню; болельщиков; команду, которая выигрывает (проигрывает) и т.д., используя всех участников команды.
- Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть не удовлетворён тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Для того выполним упражнение «Я - самый, самый» Упражнение «Я - самый, самый» (участники сидят в кругу). Каждый из вас получит лист с рисунком человека в центре. Вам надо подписать лист, чтобы все одноклассники знали, чей это лист. По моей команде вы передаете свой лист соседу справа, и он пишет вам свои пожелания или советы. Затем по моему сигналу, хлопку, вы передаете лист далее по кругу. Таким образом, листочки должны сделать круг и вернуться хозяину. В пожеланиях будьте справедливыми и сердечными. Обсуждение задания. - Кто получил неожиданные для себя пожелания? - Кому легко было писать советы? - А кому тяжело? Упражнение «Ладошки». Члены группы усаживаются по кругу. «После всех наших упражнений я предлагаю вам сейчас подумать некоторое время, над вопросом: «Какого ты сейчас цвета?». При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. Перед вами лежать ладошки разных цветов, вам необходимо определиться с выбором цвета. Затем подписать эту ладошку и наклеить ее на вот этот плакат «Цвет дня». Для определения эмоционального состояния с помощью цвета ребятам предлагается шкала цветового диапазона настроений и объясняется принцип ее использования. Красный – восторженное, оранжевый – радостное, желтый – приятное, зеленый – спокойное, уравновешенное; голубой – грустное; Фиолетовый – тревожное; черный – крайне неудовлетворительное; белый – трудно сказать. И мы посмотрим, какое настроение у вас на данный момент преобладает.
Упражнение «Обратная связь». Обучающиеся по кругу высказываются о проведённом вместе времени: Что больше всего понравилось на занятии? Что не понравилось? Что нового для себя узнали? Я благодарю всех за плодотворную работу! До свидания!
Литература
1. Адаптация и здоровье. Учебное пособие / Ответственный редактор Казин Э.М. – Кемерово, 2003.
2. Воронцов А. Особенности организации образовательного процесса при переходе с одной ступени образования на другую, или нужна ли нам возрастная школа? // Начальная школа, 2004, №35, 43.
3. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10): система работы с детьми, родителями, педагогами. – Волгоград: Учитель, 2011. – 23.
4. Методический журнал для педагогов и психологов Школьный психолог №4. Изд. Первое сентября 2012.
5. Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь». Дидактические материалы: тесты, ситуации, тренинги, игры. Упражнения/О.Ю. Соловьева; под ред. проф. Г. К.Селевко.
6. Щетинина С.В. Педагогическое сопровождение детей при переходе из начальной школы в среднюю. // Завуч начальной школы, 2010, №1.