kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогическая мастерская по формированию нравственных ценностей по базовой ценности «Человек» «ДОРОГОЮ ДОБРА…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Цель:

 Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

 Задачи:

1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Формировать умение совместно работать в группе;

4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая мастерская по формированию нравственных ценностей по базовой ценности «Человек» «ДОРОГОЮ ДОБРА…» »

Педагогическая мастерская по формированию нравственных ценностей по базовой ценности «Человек»

«ДОРОГОЮ ДОБРА…»

Ф.И.О. авторов разработки: Ефимова Виктория Владимировна – учитель географии, Масленникова Галина Викторовна - учитель  истории и обществознания.

Учреждение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2»г.Усолье – Сибирское Иркутской области

Вид разработки: методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема разработки: педагогическая мастерская по формированию нравственных ценностей по базовой ценности «Человек» «Дорогою добра »

  Цель:

 Формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

 Задачи:

1. Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла;

2. Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

3. Формировать умение совместно работать в группе;

4. Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

5. Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, культурное поведение во всех сферах жизни.

6. Показать некоторые методы и приемы формирования этических представлений.

Ожидаемые результаты инновации.

  1. Повышение эффективности проведения внеклассных мероприятий;

  2. Формирование и автоматизация практических навыков, позволяющих правильно вести себя в различных жизненных ситуациях;

  3. Организация процесса воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции: идеалов добра и зла, должного, справедливости, отзывчивости, сопереживания, и т. п.

Критерии оценки реализации инновации

 – повышение информационной культуры обучающихся;

- востребованность и доступность для использования педагогами;

- повышение эффективности проведения внеклассных занятий, желание сопровождать свои выступления с использованием компьютерной программы Microsoft Office Power Point и использования элементов арт- педагогики.

Условия использования результатов реализации инновации – применение полученных знаний в повседневной жизни.

Краткое содержание.

      В данной работе представлена стратегия и тактика работы над нравственными качествами личности, в частности, «доброта». Методические рекомендации помогут учителю  показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать бережное и теплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; перестроить процесс воспитания таким образом, чтобы на занятиях был обеспечен баланс развития всех составляющих компонентов нравственной компетенции, а именно: идеалов добра и зла, справедливости, отзывчивости, сопереживания.

Система заданий, предложенная авторами, поможет детям регулировать свои действия в обществе с помощью норм морали, выработать свой стиль, почувствовать уверенность в себе и своих поступках.

Структура инновации.

1 этап. Индуктор. Создание эмоционального настроя, включение чувств, создание личного отношения к предмету обсуждения.

2 этап. Работа с материалом. На этом этапе все виды работы проводятся в 3 формах: индивидуальная форма (самоконструкция), групповая форма (социоконструкция) и общеклассная (социализация).

3 этап. Афиширование.

4 этап. Рефлексия.

Приложения: иллюстрации, рисунки, задания по группам, презентация.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Ценность технологии – в наличии разных точек зрения, создание собственного продукта творчества. Итогом мастерской оказываются новые вопросы, над которыми ребёнок размышляет, находится в поиске ответов, формирует собственную культуру мысли, действия.

Оборудование:

 запись песни «О доброте» (музыка  Ю.Козлова, слова Т.Писаревской)

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, 18 маркеров(3цвета), словари Ожегова, Даля и современного русского языка,6 клеевых карандашей, песочные часы, ватман с рисунком дерева без листьев, стикеры,3 листа ватмана формата А3, сундук,3 листа ватмана формата А1.

Ход мероприятия:

Звучит песня «О доброте» (музыка  Ю.Козлова, слова Т.Писаревской)

Мастер:

 Добрый день, дорогие ребята! Я хочу, чтобы сегодня вы стали добрыми волшебниками и исполнились все ваши желания.

— Желаю счастья и добра

 Всем детям с самого утра!

А что пожелаете вы своим одноклассникам? В группах каждый ребенок по очереди высказывает своё пожелание.

Мастер:Продолжите фразу: Я желаю всем….. Дети (варианты ответов):

— здоровья.

 — радости.

 — солнечного дня.

 — веселых игр, добрых друзей…

Мастер: 

Если доброта живет на свете, радуются взрослые и дети.  А с  чем ассоциируется у вас слово доброта?  Что вы  представляете, когда слышите это слово?

 (Дети записывают на листок:  солнце, добросердечие, улыбка, мама, друг, цветы, дом). Затем каждая группа на листке А 4 маркером крупно записывает общее слово от группы и вывешивает его на доску.

 Мастер:

 Как вы думаете, какова тема нашего мероприятия? О чем  сегодня мы будем с вами говорить?

Ответы детей.

Мастер:

 Правильно, ребята. Сегодня мы поговорим о доброте. В ходе рассуждений выясним как можно  отличить  добро от зла;  а с начала мы поработаем со словарями Даля, Ожегова, Бабенко и узнаем, значение слова доброта.Командир группы учеников  прочитает найденное определение.

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

БЛОК 1 «Стихотворение»

Мастер: послушайте, какое замечательное стихотворение о доброте написала поэтесса   Любовь Бодрова

( читает учитель литературы) :

САМОКОНСТРУКЦИЯ

 ДОБРОТА

Ценней всего на свете Доброта,

Она сияет добрыми глазами,

Невидима, но яркими лучами

Согреет, и откликнется душа.

Меняет свою цену красота,

От времени тускнеет, будто стразы,

Но только, как блестящие алмазы,

Желанный лучик, светит Доброта.

Нет ничего прекрасней красоты,

Она достойна всяческих похвал,

Но только тот, кто Доброту познал,

Поклонится ей низко до земли.

Мастер: У каждой есть кейс в котором находятся: лист бумаги, клей-карандаш и разрезанные на строчки стихотворение, которое вы только что прослушали. Постарайтесь воспроизвести оригинал текста.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ Обучающиеся восстанавливают и наклеивают строки стихотворения.

АФИШИРОВАНИЕ: Каждая группа читает свой вариант (помещают на доску). Звучит оригинал текста.

РАЗРЫВ. Внутреннее осознание каждым. (Что получилось? Что нет? Что знаю?Какие чувства испытывали?)

Блок 2 «Пословицы»

Мастер:

САМОКОНСТРУКЦИЯ:

- Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавались из уст в уста. У вас на столах есть книги с пословицами и поговорками. Ваша задача: пока сыпется песок в песочных часах найти как можно больше пословиц и поговорок о добре.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ:

Примеры:

Злой не верит, что есть добрый

Добрая слава лежит, а худая бежит

Добрые вести прибавят чести

Доброе слово лечит, злое калечит

Делай другим добро – будешь сам без беды

Живи добрее, будешь всем милее

СОЦИОЛИЗАЦИЯ. Каждый участник группы выбирает и выделяет маркером пословицы и поговорки о добре. Затем каждая группа получает лист, где все поговорки собраны воедино и группа маркером выделяет ими индивидуально выбранные.

АФИШИРОВАНИЕ. Каждая группа читает свой вариант (помещают на доску).

РАЗРЫВ.Внутреннее осознание каждым(Что получилось? Что нет? Что знаю? Какие чувства испытывали?

Мастер: Родившегося человека можно сравнить с чистым листом бумаги.

В процессе жизни этот лист заполняется духовными качествами, которые необходимы человеку для общения с людьми.

Посмотрите на доску, здесь вы видите изображение дерева (на листе ватмана нарисовано дерево без листьев, цветов, плодов).

Сегодня мы постараемся изменить этот рисунок.

На доску вывешиваются слова:

Доброжелательный

Добросердечие

Добросовестность

Добродетель

Добрый день

Доброго здоровья



Мастер: Каждой группе мы предлагаем картинки. Ваша задача подобрать картинки к этим словам. (Доброжелательный, Добросердечие, Добросовестность, Добродетель, Добрый день, Доброго здоровья)

Ребята, скажите, пожалуйста, а что на ваш взгляд объединяет эти слова? Какой у них общий корень? Можем, ли мы сказать, что в этих словах живёт доброта?

Мастер: Как вы думаете, трудно ли быть по-настоящему добрым?

Ответы детей.

Учитель:

 Да, добрым быть трудно, ведь у каждого человека свой путь к доброте, свои взлеты и падения.

БЛОК 3 «Притча «Котенок»

САМОКОНСТРУКЦИЯ.Читает учитель литературы.

Учитель литературы:

Здравствуйте, дорогие ребята.  Вашему вниманию предлагается передача «Театр у микрофона».

Я предлагаю вам послушать притчу «Котёнок». (Чтение притчи).

         Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление: «Продаются котята».  Эта надпись, естественно, привлекла внимание местных детишек, и через считанные минуты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене котят.

 «От 30 до 50 рублей»,- ответил продавец.  Вздохнув, ребенок, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. «У меня только 2 рубля сейчас»,- грустно сказал он. - Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них»,- с надеждой попросил он продавца.

Продавец улыбнулся и вынул котят из большого короба.

Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Только один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал заднюю лапку.

 «Скажите, а что с этим котенком?»- спросил мальчик.

 Продавец ответил, что у этого котенка врожденный дефект лапки.

 «Это на всю жизнь, так сказал ветеринар»,- добавил мужчина. - Поэтому котенок и хромает» .

 Тогда мальчик почему-то очень заволновался: «Вот его-то я и хотел бы приобрести» .

 «Да ты что, смеешься? Это же неполноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный, то забирай даром, я тебе его и так отдам»,- сказал продавец.

 Тут, к удивлению продавца, лицо мальчика вытянулось. «Нет, я не хочу брать его даром, -напряженным голосом произнес ребенок. Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги»,- твердо добавил он.

 Сердце продавца дрогнуло. «Сынок, ты просто не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать, как другие котята».

 При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей левой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искривлена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца: «Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать, и  этому котенку нужен кто-то, кто бы его понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал», - дрожащим голосом произнес мальчик.

 Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза... Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. «Сынок, я буду молиться, чтобы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты»-, сказал продавец.

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ

Мастер:

 Понравилась ли вам притча? Напишите, пожалуйста, о каких чертах характера мальчика вы можете сказать? Чему учит эта притча? О чем вы задумались? Смогли бы вы поступить так, как этот мальчик?

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Дети отвечают на вопросы мастера группой.

АФИШИРОВАНИЕ. Каждая группа читает свой вариант ( помещают на доску).

РАЗРЫВ.Внутреннее осознание каждым ( Что получилось? Что нет? Что знаю?, Какие чувства испытывали?

Мастер: В действительности, не столь важно, КЕМ вы являетесь, как тот факт, есть ли КТО-ТО, кто будет вас по-настоящему ценить за то, КАКОЙ  вы есть, кто примет и полюбит вас без каких-либо оговорок. Ведь в этом и проявляется милосердие, качество, близкое слову доброта.

БЛОК 4 . Сценка «Охотник и змея»

САМОКОНСТРУКЦИЯ.

Мастер.

Сейчас мы с вами посмотрим небольшую сценку и тогда точно сможем сказать, почему люди поступают плохо.

Дети разыгрывают сценку «Охотник и змея».

Ведущий: Один человек пошел осенью на охоту. Охотился, устал, захотел отдохнуть. Спустился в ложбинку, сел у небольшой замершей подо льдом речки и видит: в осоке кто-то шевелится. Поглядел человек, а перед ним змея. Хвост у змеи примерз ко льду.

Змея: Друг человек! Вызволи меня, пожалуйста, пропаду я здесь.

Человек: Хорошо!

Змея: Я замерзла совсем, погрей меня.

Человек: Что поделаешь, придется тебя погреть.

Змея: Друг человек, я согрелась и съем тебя!

Человек: Если хочешь, так ешь. Что с тобой поделаешь? Но давай спросим трех встречных, что они скажут. Если согласятся - твоя воля!

Ведущий: Вот идет охотник со змеей по дороге, навстречу - лошадь.

Змея: Здорово, лошадь! Скажи –ка, лошадь, съесть мне этого человека или нет?

Лошадь: Надо съесть его! Он меня в стойле на ржаной соломе держит, никогда хорошей пищи не дает. А если я не в силах воз везти – бьет меня.

Змея: Съем, раз лошадь велит!

Человек: Погоди немного, еще двоих надо спросить.

Ведущий: Пошли они дальше и встретили корову.

Змея: Скажи –ка, корова, съесть мне этого человека или не стоит?

Корова: Ешь, ешь! Он мое молоко пьет, а меня ржаной соломой кормит. Плохо, плохо у него я живу.

Змея: Ну, теперь я тебя съем!

Человек: Погоди, еще один остался, что он скажет.

Ведущий: Долго ли, коротко ли шли – увидели кошку на высокой иве.

Змея: Здорово, друг кошка!

Кошка: Состарилась я, плохо слышу, поближе подойти.

Змея: Спрашиваю тебя, не съесть ли мне этого человека?

Кошка: Что? Поближе подойди, не слышу.

Стоп! Игра детей останавливается.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Мастер: Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

1.Согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то этого ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся?». (идет обсуждение, слушаем ответы детей)

2. Сможете ли вы сказать, вы сделали хотя бы одно доброе дело? Какое? Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было совершать добрые дела? (идет обсуждение, слушаем ответы детей)

3.Предположите, что в сказке было дальше? (ответы детей)

Давайте досмотрим сценку.

Продолжение сценки.

Ведущий: Змея вытянула длинное тело, а кошка, выставив свои когти, прыгнула с ивы на змею и задушила ее.

Кошка: Ты человека хотела съесть. Человек кормит и поит меня. Я у него на подушке в переднем углу сплю, а зимой в холодную пору – на печке.

Ведущий: Охотник посадил кошку на плечо и унес домой. Так они стали неразлучными друзьями.

РАЗРЫВ. Какие чувства вы испытали? Что вам понравилось? С чем вы согласны и не согласны?

Мастер: А сейчас мы с вами проведем игру под названием: «Что в ларце?»

  У меня в руках ларец. Это не простой ларец, а ларец Феи Доброты с ее дарами. Как вы думаете, что в нем? (Заранее мастером подготовлен сказочный ларец).

(Предположения детей: украшения, книга, игрушка и т.д.)

Мастер открывает ларец, а в нем ничего нет.

Дети удивлены: В ларце ничего нет! Он пустой!

Мастер: Нет, дети, ларец  не пустой! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?

Ответы детей (На бумажках дети записывают выбранные слова, и кладут их в ларец):

 Доброта, нежность, верность, ласка, сострадание, радость, чудеса, счастье, мудрость, вера, надежда, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, милосердие, прощение, добросердечие, улыбка, мечта, честность:

Мастер:

- А никто не хочет положить в ларец зло, ненависть, жестокость, зависть, предательство?

(Данные слова написаны на листочках и прикрепляет их мастер на доске с противоположной стороны, написаны черным фломастером)

Дети: Нет! (во время ответов детей учитель закрывает эти слова, и на доске появляется изображение солнышка).



БЛОК 5. «Индивидуальные задания»

САМОКОНСТРУКЦИЯ

Мастер: А теперь  каждая команда получает индивидуальное задание.

            -1 команда составляет синквейн по теме «Доброта»

             -2 команда составляет фотоколлаж на тему « Доброта»

              -3 команда  вспоминает и  записывает имена добрых персонажей сказок и книг.

(Фломастеры, бумага,  фотографии, рисунки заранее подготовлены на столах).

СОЦИОКОНСТРУКЦИЯ. Создание работ в группе каждым ребенком.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Представление своих работ по группам.

АФИШИРОВАНИЕ. Каждая группа читает свой вариант ( помещают на доску).

РАЗРЫВ.Внутреннее осознание каждым ( Что получилось? Что нет? Что знаю?, Какие чувства испытывали?

РЕФЛЕКСИЯ:  Дорогие мои ребята,  вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Мастер:

 Ребята, о чем заставило вас задуматься  наше сегодняшнее мероприятие, что вам понравилось больше всего?

Нужна ли доброта? Смогли мы ее измерить?

Ответы детей.

Мастер:  Наша беседа  подходит к концу. Мы всех благодарим за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. А закончить наше занятие мы хотим ещё одним высказыванием о доброте:

Добрые слова – корни,

Добрые мысли – цветы,

Добрые дела – плоды,

Добрые сердца – сады.

Мастер: 1 группа на стикерах пишет добрые слова и приклеивает их на место корней; 2 группа: на стекерах пишет добрые мысли и приклеивает их на место цветов; 3 группа: на стикерах пишет добрые дела и приклеивает на место плодов. (Дается на индивидуальную работу 2-3 минуты)

Мастер: Посмотрите, какое красивое деревце мы вырастили!

 Вы протоптали к нему тропку доброты, и мы желаем, чтобы эта тропка превратилась широкий путь, по которому вы будете идти уверенно, даря всем радость, доброту, любовь.

Звучит песня «Дорогою добра».

Были использованы материалы:

http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/razrabotka-vneklassnogo-meropriyatiya-dorogoyu-dobra

http://viki.rdf.ru/item/2031/

http://www.mp3-kniga.ru/bibliofil/valk-oxotnik.htm

Иллюстрации и картинки взяты из сети Интернет


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ефимова Виктория Владимировна и Масленникова Галина Викторовна

Дата: 11.01.2015

Номер свидетельства: 153011

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Педагогическая мастерская по формированию нравственных ценностей по базовой ценности «Человек» "Дорогою добра" "
    ["seo_title"] => string(127) "piedaghoghichieskaia-mastierskaia-po-formirovaniiu-nravstviennykh-tsiennostiei-po-bazovoi-tsiennosti-chieloviek-doroghoiu-dobra"
    ["file_id"] => string(6) "153014"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420958115"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства