Просмотр содержимого документа
«Ознакомительная беседа " Права и обязанности в семье".»
Ознакомительная беседа на тему: « ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ »
Цель: познакомить воспитанников с основами нравственно-правовых норм семейных отношений.
Задачи:
- показать основные права и обязанности членов семьи;
- формировать понимание семейных обязанностей и ролей;
- формирование навыков, толерантного поведения в семье.
- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами будем вести разговор на серьёзную тему, которая касается и волнует каждого из нас, о семье.
Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).
Основная функция семьи – рождение и воспитание детей. В семье закладывается будущее любого народа и государства.
Вместе с тем, члены семьи ведут совместное хозяйство, обеспечивают потребности друг друга в еде, жилище, одежде, отдыхе, развлечениях, в духовном общении, поддержке и т. д.Они имеют ряд обязанностей и прав, которые закреплены в основных документах нашей страны. В частности несколько пунктов Конституции РФ.
Статья 38.
Материнство и детство, семья находится под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях
Семья должна воспитать:
Трудолюбие;
Достоинство;
Уважение к окружающим;
Стойкость;
Дисциплину;
Стремление к знаниям;
Привычку к здоровому образу жизни.
Вы будете родителями и будете обязаны заботиться о детях, друг о друге. С уважением относиться к старшим в семье. Знать и почитать традиции своей семьи, сейчас старайся узнать как можно больше о своих предках. Не огорчай родных плохими поступками. Быть воспитанным – значит быть вежливым, чутким, добрым, отзывчивым. Семь дона учить быть таким. Еще в древности многие народы придумывали правила поведения в семье. Например, князь Владимир Мономах оставил «Поучения» детям:
- при старших молчать;
- мудрых слушать;
- старшим повиноваться;
- с равными себе дружить.
При Иване Грозном появился знаменитый «Домострой». Он учил:
- не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать других;
- соблюдать порядок, чистоту в доме;
- строго выполнять свои обязанности.
В крестьянской среде тоже действовали правила поведения в семье:
- уважение к старшим;
- выполнение своих обязанностей по хозяйству и др.;
Принято считать, что детей воспитывают только родители и окружающие. Но это не совсем верно. Очень важно самому заниматься своим воспитанием. Известный китайский мыслитель и ученый Конфуций говорил: « Воспитать себя настолько, чтобы уважать других, как самого себя – выше этого нет ничего».
Вот некоторые советы для самовоспитания:
- умей управлять своими поступками;
- учись терпеливо преодолевать трудности;
- определи цель;
- воспитывай волю;
- замечай в людях хорошее
Сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно на остановке. Послушайте, пожалуйста.
«К автобусной остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, на глазах у нее навернулись слезы, она отвернулась и ничего не сказала».
- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).
- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).
- А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов детей на мониторе и на доске выставляется таблица.
Обязанности ребенка в семье
хорошо учиться
помогать по дому
заботиться о старших
стараться самому обслуживать себя
заботиться о младших
- Сейчас, ребята, давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Докажем, и если есть взаимосвязь, соединим их стрелками (Стрелками соединяем строки прав и обязанностей).
Коллективное обсуждение проблемы.
- Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).
- Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности
Вопросы для рефлексии.
Как вы понимаете поговорку «Мой дом – Моя крепость»?
При каких условиях семья действительно будет крепкой?
Как проявляется в Основном законе единство прав и обязанностей членов семьи?