Формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству.
Формирование опыта нравственного поведения личности.
Расширить знания учащихся о войнах, в которых участвовала Русская, Советская и Российская Армии.
Воспитывать уважение к памяти погибших и к ценностям жизни.
Гости и ребята рассаживаются, звучит песня о войне в Афганистане. (Умирали пацаны)
Преподаватель:
Мы не просто вспомним эти дни
Не для слез, и мемуаров ради.
Люди наши вспоминать должны
Мы об этом всей стране напоминаем.
Тема нашего мероприятия - «Афганистан болит в моей душе». Сегодня разговор пойдет о трагических событиях, о которых мы вспоминаем с горечью и стыдом за дела нашего правительства, о ребятах из Афгана.
У портрета погибшего воина зажигается свеча. Включается фрагмент фильма Сергея Говорухина «Прокляты и забыты» (дети в цинковых гробах…).
Преподаватель:
Господи Боже, взгляни на Россию!
Боже, услышь голоса матерей,
Тех, кто к тебе обращается ныне:
«Господи Боже, спаси сыновей!»
Хоть не учили нас в детстве молиться,
Хоть и креста на груди нет моей,
Все же позволь мне к тебе обратиться:
«Господи Боже, спаси сыновей!»
Их посылают спокойно правители,
Голову сложить у горных цепей.
Лишь на тебя полагаюсь, Спаситель,
Господи Боже, спаси сыновей!
Мы их растили для счастья и жизни.
Мы им отдали часть жизни своей
Что же ты делаешь с ними, Отчизна?
Господи Боже, спаси сыновей!
Господи Боже, взгляни на Россию
Боже, услышь голоса матерей,
Тех, кто к тебе обращается ныне:
«Господи Боже, спаси сыновей!»
Студент 1: В декабре 1978 года правительство Афганистана обратилось к Советскому Союзу с просьбой оказать политическую, моральную военную помощь, чтобы спасти народную власть. А так как был подписан советско-афганский договор, то, как писали газеты «…наш ограниченный контингент вступил на землю Афганистана».
Студент 2: Каждый из полумиллиона наших солдат, которые прошли через Афганистан, стал частью Афганистана, частью его земли, которая не смогла впитать в себя всей пролитой на ней крови. Война унесла (по официальной статистике) более 15 тысяч человек, ранены более 30 тысяч, без вести пропавших более 300.
Студент 4:
В Чечне
Солдатами они умирают,
Мальчишками уходят на войну,
Где жизни листьями на землю опадают,
Не встретив долгожданную весну.
В долинах горных огненное пламя
На чьей-то ране полыхает вновь.
И птичий крик, как реющее знамя,
Сопровождает льющуюся кровь.
Там ветер мирный прах под небом носит,
Там солнца свет, как горькая слеза.
Там о душе твоей никто не спросит –
Там души остывают навсегда…
Студент 3: 15 февраля исполнилось 25 лет со дня вывода ограниченного контингента войск в составе 40-ой армии из Афганистана. 25 лет назад, 15 февраля 1989 г., закончилась война...
Студент 1: Эта трагическая война длилась для России девять лет, один месяц и девятнадцать дней - в два раза дольше, чем Великая Отечественная.
Никем и никому не объявленная война.
Студент 2: война, о которой еще 54 416 бывшим и нынешним военным напоминают шрамы от ран, боль от потери друзей, сны, в которых еще до сих пор идут бои...
…война, в которой мы не выиграли, но и не проиграли...
…о которой до сих пор неохотно вспоминают власти и спорят политики.
Студент 3: Гулко отозвалось эхо Афгана и в нашей области. 368 оренбуржцев не вернулись с той войны. В большинстве своем – это искромсанные взрывами, прошитые пулеметными очередями, сгоревшие в «броне» мальчишки, не успевшие дожить до двадцати. Им не нужна была та секретная, необъявленная, спрятанная от их матерей война.
Студент 5:
Звезды над Кабулом неживые ……Галина Шерстова
Звезды над Кабулом неживые,
Кто-то зажигает их в ночи.
Были вы такие молодые…
Вспомним ваши лица, помолчим.
Может быть, ни разу еще в жизни
Не узнали женского тепла.
Надо ехать, позвала Отчизна,
Надо ехать, не нужны слова.
Студент 6:
Писем вы отсюда не писали,
Строчки писем матерей не жгли.
Почему так рано вы упали,
Оторвавшись от родной земли.
Небо над Кабулом голубое.
Горы не забуду я теперь.
Милое Отечество родное,
Сколько же узнало ты потерь…
Студент 7:
Не вернешь их к жизни – больно, тяжко,
Каждый понимает, что беда…
Дорогие мальчики в тельняшках
В дом свой не вернутся никогда.
Звезды над Кабулом неживые,
Кто-то зажигает их в ночи.
Были вы такие молодые…
Вспомним ваши лица, помолчим.
Преподаватель: В этой жестокой, ужасной войне приняли участие 39 выпускников училища. О некоторых сейчас вспомним.
Студент 2:
Гоголев Сергей Юрьевич
Выпускник 1985 г.
Награжден знаком «За самоотверженный ратный труд»
Служил в группе командования, которая выходит на засадные действия в горы.
Сергей рассказывает: «Обычно уходят в ночь, тихо, чтобы ничто не шумело. На 5 дней сухой паек. На засадные действия ходил раз 20».
Не всегда легко вспоминать о своем пройденном боевом пути. Тем более вот об этом:
На глазах у меня товарищей убивало. Нелегко это переносить. Но никуда не денешься. Вот вчера стоял я со Славой. Утром уехал (он шофер). И мы узнаем что два шофера погибло. И Слава (шею перебило, голова еле висела)… Такие хорошие ребята… Жалко…
Было страшно: «А одному из моих друзей оторвало нос. После госпиталя я встретился с ним… Но не мог стоять на ногах: мне стало плохо, и я встал перед ним на колени… Было страшно…
Студент 8:
Коробченко Федор Федорович
Выпускник 1985 г.
Благодарственное письмо
Уважаемые Надежда Георгиевна и Федор Михайлович! С чувством законной гордости сообщаем, что Ваш сын Коробченко Ф.Ф. с честью выполняет свой воинский, патриотический и интернациональный долг по оказанию помощи дружественному народу Демократической Республики Афганистан… Вы можете гордиться своим сыном! г. Хайотом 1984 г.
Студент 9:
Козлов Николай Сергеевич
Выпускник 1965 г.
Столяр-плотник.
Награжден медалью
«За трудовое отличие»
«Цель моего прибывания в Афганистане – оказание интернациональной помощи в строительстве гражданских объектов»
Из письма совету музея
Июнь 1988 г.
Козлов Н.С. летом 1988 г. вернулся из Афганистана, где он дружественному народу помогал строить жилье и промышленные объекты, афганцев обучал плотницкому делу.
«Готовил плотников-столяров. Мы обязаны были изучать технологический язык. С нами работали и бывшие душманы (человек 200)
Студент 10:
Томин Игорь
Выпускник 1985 г.
Ранен. Получил медаль «За отвагу»
Армейская газета так писала об Игоре: «А по душманскому автоматчику уже били сослуживцы. Лучший стрелок подразделения гвардии рядовой Игорь Томин, увидев меняющего огневую позицию бандита, успел прицелиться и нажать на спусковой крючок. Ткнувшись грязно-серой чалмой в камыш, душман замер.
Еще одного «бородатого» завалили таким плотным огнем, что никто не смог с уверенностью сказать – это сделал я. Развалины замолчали»
Преподаватель: Но среди них есть и погибшие.
Студент 11:
Сотников Алексей Петрович, 1968 года рождения. Выпускник 1986 года. Погиб при исполнении интернационального долга в Афганистане. Из выписки протокола заседания комитета комсомола от 19.10.88 г.: «Занести в книгу почета Сотникова Алексея (посмертно)».
О Зяблицеве Анатолии Николаевиче расскажет Наталья Александровна.
Студент 1: В Оренбурге, в Степном поселке, стоит памятник погибшим в Афганистане: две стелы, олицетворяющие горы, и две руки, сплетенные между собой как символ крепкой мужской дружбы и стойкости. Многие Оренбуржцы погибли в той войне, их фамилии увековечены на гранитных плитах, мемориальных досках на школах, где они учились. Но ребят нет и не заживают раны матерей, потерявших детей. 15.02.2014 г. Студенты 11 группы присутствовали на мероприятии к 25 летию вывода войск из Афганистана.
Преподаватель: Давайте почтим минутой молчания память и тех, кто погиб на поле боя, и тех, кто умер от ран, и их матерей, чье сердце не выдержало боли потери.
(минута молчания)
Студент 3: Долго нам не говорили правду об афганской войне, делая вид, что наши парни не участвуют в боях, а только помогают мирному населению строить мирную жизнь. Газеты не писали о страшных схватках с душманами, об убитых и раненых. Только в 80-х годах, в период гласности, открылась горькая правда об Афганистане, о тысячах погибших и раненых мальчишек.
Студент 12:
Про Афганистан
Все также солнце ярко светит,
Плывут над миром облака.
И вновь в войну играют дети,
Течет спокойная река…
Закон жестокий у пустыни
И смертью веет от песков,
Что было там - кровь в жилах стынет,
И многих нет в живых бойцов.
За что и почему? Не ясно,
Но так уж, видно, суждено,
Когда кровь льется понапрасну,
Спросить с виновных, не дано.
Жара и зной деньков суровых,
Афганистан, Афганистан.
Ребят молоденьких, но мертвых,
Несет "тюльпан", несет "тюльпан".
И снова солнце ярко светит,
Все также тают облака,
В войну играют шумно дети,
Течет спокойная река.
Преподаватель: Очень сложно говорить, за что погибли наши ребята. Но надо признать и тот факт, что пребывание наших войск в Афганистане позволяло открывать школы для детей, подкармливать и лечить людей в кишлаках, развивать промышленность. Простые афганцы дружелюбно называли наших ребят «шурави», что значит советский друг. Воины выполняли приказы и делали это достойно. В Афганистане погибло много талантливых ребят.
Фрагмент фильма Ф.Бондарчука «9 рота» (бой).
Студент 4:
Васильки.
Им из боя не выйти,
А так хочется жить.
Обрываются нити,
Смерть над ними кружит.
И уходят ребята
Друг за другом в зенит,
Обрамляя закаты
В красный цвет и гранит.
Пулемет захлебнулся
От разрыва гранат,
Лейтенант улыбнулся
Мертвым взглядом в закат.
Он скучал так о сыне,
Перед боем – мечтал,
Но хлестнул по кабине
Смерти злобный оскал.
Никого не осталось
После боя в живых,
Только ветер промчался
Среди горных вершин.
Голубые береты –
Васильки на снегу.
В небо взмыли рассветы
В том далеком краю.
Они все же вернулись,
Только в «списках потерь»,
Побратались со смертью
В этот мартовский день.
Воздух режут ракеты,
Вижу все, как в бреду…
Голубые береты –
Звучит песня В.Высоцкого «Он не вернулся из боя»
Студент 13: 15 февраля 1989 года советские войска покинули Афганистан (слайд). За спиной командующего армией генерала Громова и десятков тысяч солдат и офицеров остался не только мост через Амударью. Афганские воспоминания еще долго будут терзать душу. Послушайте отрывок из письма, которое было опубликовано в Комсомольской правде: «Афганская война – это очень сложно. Но это теперь, когда все пытаются расставить точки на «и». А тогда для нас было все просто и понятно. Мы выполняли свой долг. И если бы нас послали к черту на рога, а, собственно туда и послали, мы бы пошли. Не потому, что мы были «винтиками», потому, что были солдатами своего государства. Среди нас, конечно, встречались плохие и хорошие. Но оккупантов не было. Оккупантами мы стали после возвращения. На родине… Помню, когда лежал в госпитале в Фергане, приехали родители. Я их не узнал: по аллее шли два старичка… За год моей службы они постарели лет на десять. Это была самая большая рана, нанесенная войной. Именно тогда я понял, что воюют не только солдаты, а война всегда проникает глубже линии фронта».
Студент 14:
Прости меня, мама. Валерий Бурков
Ах, милая мама, как сердцем несешь
Ты тяжкую ношу из боли и слез.
Погибший твой муж и израненный сын –
Прибавилось много безмолвных седин.
Прости, не смогли мы от горя сберечь
Твой ласковый взор и твоих хрупких плеч.
Ты сильная, мама, и выстоишь ты,
За все остальное с отцом нас прости.
Прости за разлуку, покинутый дом,
За то, что пошли мы в бой вместе с отцом.
За то, что спасти я его не сумел,
Когда он живой в вертолете горел.
Прости, по другому мы жить не могли
И легкой тропою по свету не шли.
Наш долг нас позвал, он позвал нас вперед
По трудной дороге военных невзгод.
И доля твоя оказалась горька.
Безмолвно рыдала над гробом отца.
Прощаясь, просила: «Мой маленький сын,
Вернись же скорее обратно живым».
Прости, мне себя уберечь не дал Бог,
Я жизнью солдата прикрыться не мог.
Пойми меня, мама, поверь и прости,
Иначе не могут Отчизны сыны.
Студент 1: Итак, 15 февраля 1989 года солдаты вернулись домой с чувством выполненного долга. Одни целыми, другие – инвалидами, кто-то на годы прикован к постели. После многих лет печальной работы «черный тюльпан» перестал совершать свои горькие рейсы. Но сколько матерей оплакивают погибших ребят, сколько осталось юных вдов, сколько детей не увидят своих отцов…
Фрагмент фильма «9 рота» (возвращение).
Студент 15:
Возвращение. Альберт Кравцов.
Парни возвращаются с войны –
досыта они навоевались.
Не увидят многие весны –
там, в ущельях многие остались.
без вести пропавшими. Другим –
памятники ставят из гранита.
А живым, Отечество, твой дым
часто горек, что-то в них убито!
Что убито? Выполнили долг,
все команды с честью выполняли…
Километры вздыбленных дорог,
жженье в теле от осколков стали.
Ярость благородная порой,
смерть за смерть и рокот автомата…
Всех прикрыл собой и ты герой.
И селенье с ходу с боем взято.
Каждый дом стреляет, каждый куст.
В рай спешат из жизни мусульмане.
Прет десант, не до гуманных чувств!
Хочешь жить – и переходишь грани…
Слава тебе, армия! Сыны
доблести и чести, вы сражались,
чтоб вернуться наконец с войны –
досыта, до слез навоевались.
Вслушайтесь в слова песни А.Маршала «Ветеран».
Преподаватель: Представляет гостей (воинов-афганцев), предоставляет им слово.
Гостям вручаются цветы. Звучит песня об Афганской войне. Учащиеся рассматривают фотографии, листают книги.
Преподаватель: Готовясь к мероприятию, я посетила большое количество сайтов, посвященных этой войне. На одном из них я прочитала обращение воинов- афганцев к молодому поколению. Я не могла не донести его до вас.
«Помните о тех, кто так и не вернулся на Родину из Афганистана. Возможно, наш опыт - живых и мертвых- чем-то пригодится и вам. Ведь войны никогда не кончаются... "ВОЙНА" - это правда обмана. Война заканчивается, когда умирает ее последний солдат. К 2060 году умрет последний солдат войны в Афганистане 1979-1992 г.г. К 2100 году умрут дети солдат Афганской войны. Десять лет войны - сто лет памяти. Нам осталось не так много, чтобы сохранить правду обмана этой войны».
Преподаватель: Что мы с вами можем сделать для них?(уважение, память, благодарность, неравнодушие). Для них это так важно.
Правда или обман? Пусть об этом спорят историки и государственные деятели. А ваша задача- просто помнить и уважать, передавать будущим поколениям стихи и песни, рожденные на войне, и быть достойной сменой.
В конце нашей встречи мне хотелось бы услышать:
- Что вы узнали нового?
- Ребята, а какой вывод вы сделали лично для себя?
- Как вы относитесь к войне?
Я надеюсь, что вы расскажете дома своим близким о том, что нового услышали, а может просто напомните о сегодняшней дате и они вам сами что-нибудь поведают.
Желаю вам жить в мире и добре! Будьте счастливы!
Материалы, использованные при разработке мероприятия:
1. Литература: С.А.Алексиевич «Цинковые мальчики»
А.С. Боровик «Афганистан»
Г.Н. Бочаров «Подвиг Николая Чепика»
И.М.Дынин «После Афганистана»
Олег Ермаков «Знак зверя» («Знамя» № 6,7, 92), рассказы
А.М.Олейник «Памятник в Кабуле»
Н.И.Стрельцова «Возвращение из Афганистана»
А.С.Ткаченко «Афганистан болит в моей душе»
Сборник стихов «Из пламени Афганистана»
2. Фрагменты фильмов: С.Говорухин «Прокляты и забыты»