kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся. Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Бетховена, приобщить их к великому источнику силы и веры в прекрасное будущее всего человечества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся. Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ «АЛЕКСИНСКИЙ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

















Открытый классный час по эстетическому воспитанию учащихся.

Сценарий литературно-музыкального вечера о Бетховене.

для студентов 1 курса

по направлению обучения 05.02.02 гидрология и 05.02.03 метеорология



Автор: Кириченко Ирина Александровна

Преподаватель электротехники и электроники









п. Колосово

2013



Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Бетховена, приобщить их к великому источнику силы и веры в прекрасное будущее всего человечества.

Звучит музыка Бетховена (соната №8 до-минор «Патетическая» соч. 13).

Ведущий начинает беседу.

Бетховен… Величайший музыкальный гений! Это непоколебимый титан в искусстве. Немало людей восславило его величие как художника. Но он больше, несравненно больше, чем один из самых первых по значению музыкантов, композиторов мира. Он, по выражению французского писателя Ромэна Роллана, - самая героическая сила в искусстве. Он самый большой, самый лучший друг всех, кто страдает и кто борется. Он заражает нас доблестью, счастьем борьбы, упоением.

Рисуя его, Р. Роллан рисует его время, его век, его мечту, нас и нашу спутницу с окровавленными ногами – радость. Радость испытания, победу над самим собой.

Бетховен был невысокий, коренастый, могучего, почти атлетического сложения. Лицо широкое, лоб мощный, волосы необычайно густые и черные, казалось, не знали гребня. Глаза его пылали изумительной, поражавшей всех силою. Они сверкали таким неистовым блеском на его смуглом трагическом лице, что обычно казались черными, на самом же деле были не черные, а серо-голубые. Они под влиянием гнева или страсти внезапно широко раскрывались и метали во все стороны быстрые взгляды, в которых с чудесной полнотой и правдивостью отражалась мысль.

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 г. В Бонне, близ Кельна, в нищенской комнатушке на антресолях убогого домика. Предками его были фламандцы. Дед его, Людвиг, человек наиболее примечательный в роде Бетховенов. Родился он в Антверпене и только в двадцатилетнем возрасте переселился в Бонн, где получил должность капельмейстера в дворцовой капелле. На него больше всего походил великий композитор. С самого начала, с самого детства жизни для Бетховена стала жестокой и мрачной борьбой. Отец его, чтобы извлечь выгоду из необычайных способностей сына, показывал публике это маленькое чудо. С четырехлетнего возраста он часами держал мальчика клавесином или запирал со скрипкой, заставлял играть до изнеможения. Удивительно еще, как отец навсегда не отвратил сына от искусства.

Отрочество Бетховена было омрачено заботами о хлебе, необходимостью зарабатывать на пропитание. Одиннадцати лет он уже играл в театральном оркестре, тринадцати – стал органистом.

В 1782 г. (счастливом для Бетховена) начались занятия Людвига с Христианом Нефе, прекрасным педагогом, композитором, органистом. Нефе стразу увидел в мальчике замечательного музыканта, а главное, понял своеобразие его таланта. Он познакомил его с лучшими произведениями немецких композиторов: Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта.

В 1787 г. Молодой Бетховен осуществил свою давнишнюю мечту: он едет в Вену, чтобы встретится с великим Моцартом. Бетховен играл прославленному композитору свои произведения, импровизировал. Моцарт был поражен смелостью и богатством фантазии юноши, необычной манерой исполнения, бурной и порывистой.

Обращаясь к другим слушателям, Моцарт воскликнул: «Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!» Но встречам двух великих музыкантов не суждено было продолжатся. В том же 1787 г. У Бетховена умирает мать, которую он обожал. Вскоре после смерти матери он пишет письмо доктору Шаде в Аугсбург: «Она так была добра ко мне, так достойна любви, была лучшим моим другом! Я чувствовал себя счастливей всех на свете, когда я мог произносить это сладостное слово – «мать» и когда она слышала его».

Семнадцати лет он уже стал главой семьи, на него легла забота о воспитании двух братьев. Ему пришлось взять на себя унизительные хлопоты о назначении пенсии отцу – пьянице, не способному содержать семью. Пенсию выдавали на руки сыну, иначе отец пропил бы все. Эти горести оставили в душе юноши глубокий след. Он, к счастью, нашел дружескую поддержку в одном боннском семействе, которое навсегда осталось ему близким, - это была семья Бренингов.

Но как ни печально было детство Бетховена, он навек сохранил о нем и о местах, где оно протекало, нежное и грустное воспоминание.

(Звучит музыка из «Крейцеровой» сонаты №9)

Несомненно, детские и юношеские воспоминания нашли отражение в одной из самых замечательных, лирических сонат Бетховена - «Крейцеровой».

Рудольф Крейцер – талантливый скрипач, к которому Бетховен питал искреннее чувство симпатии и глубокого уважения. Ему и посвятил он свою замечательную сонату №9.

Бетховен был вынужден покинуть Бонн и почти все жизнь прожил в Вене.

Но родной Бонн, величественную реку Рейн он никогда не смог забыть. Там, среди лужаек, которые лениво плывут куда-то вместе с водой, и прибрежных тополей, среди окутанных туманом верб и низкорослого ивняка и яблонь родились первые мечты юного сердца. А вдали, на горизонте, выступали голубоватые очертания Семи Гор-жилища бурь, увенчанные хрупкими, причудливыми силуэтами полуразрушенных замков. Сердце его навеки осталось верным этому краю. До последней минуты жизни он мечтал увидеть его вновь, но мечте этой так и не дано было осуществиться. «Родина моя, чудесный край, где я увидел свет, - писал он в 1801 г. , - она все так же прекрасна для меня и все так же явственно стоит перед моими очами, как в тот день, когда я покинул ее».

Но беда уже постучалась у его дверей, поселилась у него и больше его не покидала. Между 1796 и 1800 годами глухота начала свою страшную, разрушительную работу. Даже ночью в ушах у него стоял непрерывный шум. Кроме того, его мучали острые боли: в желудке. Слух постепенно ослабевал. В течение нескольких лет он никому в этом не признавался, даже самым близким друзьям. Он избегал появляться на людях, чтобы не обнаружился его недостаток, он хранил про себя эту ужасную тайну. Но в 1801 г. Бетховен был уже не в силах молчать и в отчаянии рассказал обо всем друзьям – доктору Вегелеру и пастору Аменда: «Мне становилось все хуже и хуже. Выздоровею ли я? Конечно, я надеюсь, но надежда слабая: такие заболевания редко поддаются излечению. Жалкая участь – сносить покорно свои несчастья и в этом видеть единственное прибежище. Конечно, я твердо решил быть сильнее своих страданий, но удастся ли мне это?»

И чуть позднее писал Вегелеру: «Я влачу печальное существование. Вот уже два года, как я тщательно избегаю всякого общества, потому что не могу же я сказать людям: «Я глухой!» Это было бы еще возможно, будь у меня какая-нибудь другая профессия, но при моем ремесле ничто не может быть ужаснее. Как обрадовались бы мои враги! А ведь их у меня немало! В театре я вынужден садиться у самого оркестра, чтобы разбирать слова актеров. Не раз я проклинал свое существование… Плутарх научил меня покоряться судьбе. Но я не жалею сдаваться и не сдамся. Покорность судьбе! Какое жалкое прибежище!»

Эта трагическая скорбь отразилась в некоторых произведениях того времени, например в «Патетической» сонате. (Звучит «Патетическая» соната, вторая часть).

В 1801 г. Предметом его любви, страсти была Джульетта Гвиччарди, молодая итальянка, которую он обессмертил, посветив ей свою знаменитую сонату, известную под названием «Лунной» (1802). (Звучит «Лунная» соната).

«Мне стало отраднее жить, - пишет он Вегелеру, - я чаще встречаюсь с людьми… Эта перемена… ее произвело очарование одной милой девушки; она любит меня, и я люблю ее. Первые счастливые минуты в моей жизни за последние два года». Он дорого заплатил за них. Прежде всего эта любовь заставила Бетховена еще больнее почувствовать, какое несчастье – его глухота и как непрочно его положение, раз он не имеет возможности жениться на любимой девушке. Кроме того, Джульетта была кокетливой и себялюбимой. Она причиняла Бетховену немалые страдания, а в ноябре 1803 г. Вышла замуж, предпочтя ему ничтожного и бездарного графа Галленберга.

Такие страсти опустошают душу. Но слишком могучая это была натура, чтобы отдаться и пасть под бременем испытаний. «Мои физические силы, - пишет он Вегелеру, - растут и прибывают больше, чем когда-либо, вместе с силой духовной…

О! Если бы я освободился от моего недуга, я бы обнял весь мир! Не надо мне отдыха! И я не знаю иного отдыха, кроме сна. Если бы мне хоть наполовину избавиться от моего недуга. О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней!»

Разразилась буржуазная революция. Она начала стремительно распространяться по всей Европе. Она овладела и сердцем Бетховена. (Здесь включается концерт №5, ми-бемоль мажор). В нем укрепляются республиканские чувства, мощное развитие которых можно наблюдать далее на протяжении всей его жизни. Все симпатии Бетховена влекли его к революционным идеям. «Ему были дороги республиканские принципы, - говорил друг Бетховена Шиндлер, знавший композитора в последний период жизни лучше, чем кто-либо другой. Он был сторонником неограниченной свободы и национальной независимости… Он хотел, чтобы все принимали участие в управлении государством…»

Облик Бетховена выступает озаренный отблесками легендарных походов. Бетховен отражает их, быть может, даже помимо воли, во всех своих произведениях того времени: в увертюре «Кориолан» (1807), (включить увертюру «Кориолан»), где бушуют бури, в Четвертом квартете, в «Аппассионате» (поставить диск с «Аппассионатой»), в партитуре «Эгмонта» и даже в фортепианных концертах, в частности в концерте ми-бемоль мажор, где сама виртуозность становится героической, где слышится мерная поступь войск. (Звучит концерт ми-бемоль мажор, концерт №5 для фортепиано с оркестром).

Бетховен мечтал о героической республике. И вот следует «Героическая» симфония. В этом изумительной произведении – мощь человеческого духа, разум противопоставлены року, судьбе. Герой бетховенского симфонизма активен, он смело и отважно принимает вызов судьбы. (Звучит «Героическая» симфония №3, ч. 1; затем – 5-я симфония).

Первая часть симфонии начинается коротким энергичным мотивом, в котором слышится одновременно призывный сигнал, и суровый неумолимый приговор. «Так судьба стучится в двери!» Эти сухие и жесткие удары будут слышны на протяжении всей симфонии, особенно в первой и третьей ее частях. Возгласам валторн отвечает мелодия струнных инструментов, проникнутая надеждой и страстной мечтой. Но вот вновь оглушительно гремят «удары судьбы». Они сковывают порыв к счастью. Вызов судьбы принят. Начинается захватывающая по своему драматизму борьбы. В ней слабеют силы героя.

Во второй части симфонии действие уступает лирическому чувству. Это передышка перед новой битвой, монолог страдающей, рвущейся к счастью души.

Третья часть – это борьба, захватывающая своим драматизмом, в которой есть и поражения, и торжество враждебных сил, одержавших временную победу. Но вот наступает тишина. Гигантским усилием воли композитор вырывается из глубин отчаяния к свету, радости.

Зато четвертая часть симфонии – это ликующий апофеоз. Так звучали массовые гимны французской революции на просторных площадях под открытом небом. Даже прорывающиеся мотивы предыдущей части, как воспоминание об уже пройденном этапе борьбы, не в силах омрачить безграничной радости народного праздника.

Неописуемое впечатление произвела на Бетховена потеря слуха. Нет больше друзей, нет больше публики: пустота начинает окружать Бетховена. Он слишком велик, он вырос слишком скоро, - говорит Роллан в своей книге «Жизнь Бетховена» … - Нужно воссоздать эту грозовую атмосферу, черное палящее небо, под которым зародилась «Аппассионата» (1804), тогда лучше можно понять ее силу, смысл. Ни одна из его сонат не достигает такой магической сдержанности и необузданной страсти. Это пламенный поток в гранитном русле. Это бешенный плач разбитой любви, надежды, дружбы и честолюбия. (Звучит «Аппассионата», соч. №23 фа-минор).

Но вот счастье посетило его. В мае 1806 г. он обручился с Терезой фон Брунсвик. Она уже давно любила Бетховена, еще с тех пор, когда маленькой девочкой брала у него уроки игры на фортепиано, в первую пору его пребывания в Вене. Бетховен был дружен с ее братом, графом Францем Брунсвиком. В 1806 г. он гостил у них в Мартонвашаре, в Венгрии, и там-то они полюбили друг друга. Воспоминания об этих временах нам сохранила сама Тереза. (Кстати, она прожила долгую жизнь, полную испытаний и благородных дел; умерла в 1861 г.).

Благородное воздействие любви длилось вплоть до 1810 г. Именно ему и обязан Бетховен той власти над собой, которая позволила ему создать наиболее совершенные произведения: классическую трагедию (симфонию до-минор №5) и божественный сон летнего дня, именуемый «Пасторальной» симфонией. (Звучит «Пасторальная» симфония №6, 1 часть).

Какая загадочная причина помешала счастью этих прекрасных двух людей, которые так горячо любили друг друга? Вероятно, недостаток средств, различие в общественном положении. Аристократическая семья графини Брунсвик воспротивилась их союзу. Это беда, как гроза, обрушилась на Бетховена. Все прошло, ничто не уцелело. Он снова одинок.

Но пришла всемирная известность. А вместе с ней – сознание своего могущества. Он в расцвете лет. Во время Венского конгресса (1815 г.) его встречают торжественно и тепло. Он принял деятельное участие в празднествах. (Звучит увертюра к опере «Фиделио» с 1/3 части увертюры).

Вслед за этим снова наступает печальная, горестная година его жизни. Бетховен никогда не любил Вену. Он чувствовал себя неуютно в этом насквозь фальшивом городе, пропитанном светской посредственностью. Мода объявила Бетховена педантом. Друзья и покровители разъехались. Глухота его стала полной. (Звучит музыка к трагедии «Эгмонт» - где-то до 1/3 увертюры).

Нищий, больной, одинокий, но … победитель человеческой посредственности, победитель собственной судьбы, победитель своего страдания. Никакая сила не могла сломить этот неукротимый дух, который, казалось, насмехался над собственными страданиями. (Звучит «Аппассионата», середина последней части).

Он не верит в смерть, а она между тем приближалась. Болезнь скоро начертала это слово: конец. И вот из самой бездны скорби Бетховен задумал восславить радость. Всю свою жизнь мечтал он увенчать ею одно из своих крупных произведений. Он достиг задуманного, и с каким величием! (Звучит 9-я симфония, 1-я часть, а затем – начало второй).

Девятая симфония Бетховена (1822-1824 гг.) – одно из самых замечательных явлений в истории всей музыкальной культуры по величию идеи, глубине ее этического содержания, широте замысла и мощной динамике музыкальных образов. В Девятой симфонии суммируется все самое значительное, что было высказано композитором во всех его центральных произведениях. А. Серов говорил, что «к этому девятому валу» клонилась вся великая деятельность гениального симфониста.

Бетховен – человек и художник – формировался в эпоху революционных потрясения, происходивших в последние десятилетия 18 века.

Музыка Бетховена, насыщаясь духом революции, приобретала небывалую социальную значимость. Судьба человечества, движение народных масс, их борьба за свободу, стремление к радости, счастью – эти проблемы становятся главным в его искусстве. «Бетховен – это Шекспир масс, - писал В. Стасов, - 1 симфония, 9, 6, 5 – это все разные массы рода человеческого в разные минуты их жизни».

Идею Девятой симфонии раскрывает хоровой финал на слова оды Шиллера «К радости».

В 1792 г. Бетховен, тогда еще молодой двадцатидвухлетний музыкант, впервые задумал положить на музыку оду Шиллера. К этой мысли он возвращался неоднократно, но только в 1823 г., работая над Девятой симфонией, он нашел нужное решение. Финал симфонии – краеугольный камень всего произведения.

Путь к великой цели тяжел и труден: неисчислимы возникающие препятствия, не раз трагические конфликты грозят катастрофой, неминуемым крушением. Но там, где один человек неизбежно погибает, миллионы людей преодолевают все, и человечество, объединенное в одну великую семью, торжествует над силами мрака.

Симфония завершается величественным апофеозом: композитор славит человечество, славит свободу и радость, которых удалось достичь ценой многих страданий и неустанной борьбы.

Бетховен не сложил оружия. Жить! Он хотел жить, ибо еще слишком много нужно было создать такого, чего никто, кроме него, не мог сделать. Бетховен борется со смертью. Включается 5-я симфония, 3-я часть. Используется недолго, с минуту; затем на фоне этой музыки, звучащей значительно тише, произносятся последние слова: «День был мрачный, тяжелые глыбы облаков скопились на небе».

Надвинулись такие тучи, что в комнате стало совсем темно. Внезапно разразилась страшная буря с метелью и градом. Удар грома потряс комнату, озаренную отблеском молнии. Бетховен открыл глаза, угрожающим жестом поднял к небу правую руку со сжатым кулаком: казалось, он сейчас крикнет: «Я вызываю вас на бой, враждебные силы».

Мы проводим нашего старого друга до порога, за которым кончается мир живых. В наших руках осталась лишь лира Орфея, его искусство, его творение. Эта музыка – неиссякающий источник силы и веры. Нас, пивших из этого родника, - тысячи тысяч. Его творение – одна из великих, священных книг человечества. Человечество не исчерпало ее.

(Звучит последние мощные аккорды финала Пятой симфонии).






































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кириченко Ирина Александровна

Дата: 15.08.2015

Номер свидетельства: 225455


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства