kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения студентов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения студентов. »

Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения студентов.

«Даже если человек страдает сам из-за себя,

разве не лучше, чтобы ему помогли,

если кто-то на это способен?»

Серен Кьеркегор.

Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители?

Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Пример:(Беру чистый лист бумаги, отрывая при анализе кусочки): Представим себе, что это душа ребенка.

Когда ребенка не замечают в семье – часть его души отрывается, (оторвем часть бумаги).

Когда ребенка не принимают сверстники – происходит тоже самое.

Когда ребенка не понимают учителя – еще кусочек души прочь!

Когда он перестает верить в себя - ……..

Когда он становится никому не нужен…что происходит с его душой?.........

А что в итоге? (В листе бумаги внушающая дыра) Душа ребенка становится сплошной черной дырой…. испытывая чувство краха, безысходности, отчаяния.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к учебе, грубы, драчливы, лживы, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конце концов, становятся правонарушителями. Может быть, где-то мы не уделяем им должного внимания, не стараемся вникнуть в их внутренний мир, запаздываем с принятием мер по предупреждению отклоняющегося поведения.

Но для того, чтобы воспитывать ребенка во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях. Так говорил в свое время К.Д.Ушинский. Работая с детьми девиантного поведения, мы должны знать…

По словарю Ожегова, Девиантное поведение – это

Устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения:

  1. Антисоциальное поведение

  2. Асоциальное поведение

  3. Аутодеструктивное поведение

  1. Антисоциальное поведение –поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих.

1) Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными;

2) Воровство 3) Мелкое хулиганство

4) Вандализм; 5)Порча чужого имущества;

2. Асоциальное поведение –уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений:

1 )Побеги из дому;

2)Систематические пропуски в школе;

3)Агрессивное поведение;

4)Ложь; 5) Вымогательство;

6)Настенные надписи и рисунки непристойного характера;

8)Ненормативная лексика

Меня понять может только тот человек, который работает в моей группе, только те, кторые ведут у них уроки, которые общаются с ними каждый день, чтобы почувствовать их изнутри. О моей группе говорят большинство очень плохо . Основная причина - девиантное поведение некоторых студентов.

Они к нам пришли из школы уже сформированными стилями поведения, т.е. как там себя вели также продолжали в колледже. Самой большой проблемой было поведение студентов на занятиях. На большинстве уроках вели себя безобразно, шумели, выражались нецензурно, грубили учителям, инициаторами были 3-4 человека, остальные молча поддерживали. Очень тяжело работать в группе, когда у них не ведешь уроки, так как близко с ними общаешься только на переменах, классных часах и пятиминутках.

Так почему же такое поведение: 1) любители поговорить «рот не закрывается» они безобидны, но мешают вести урок. 2) любители пошутить «надо им выделиться». 3) Специально шумят, «исподтишка»,чтоб довести учителя. 4) редко шумят , но на замечания учителя реагируют грубо.

Решение данной проблемы беседа с детьми один на один, пользуюсь любым случаем, чтобы выяснить причину такого поведения, может быть у него личные проблемы , может быть в семье что-то не так, расспрашиваю у других потихоньку. Объясняю им, что они мешают вести урок, не дают другим получать знания. Кто-то понимает, а кому-то все равно. Сейчас повзрослее стали, дисциплина чуть улучшилась.

3)Агрессивное поведение;

Некоторые студенты на замечания реагируют агрессивно, как «ежики» выставляют свои иголки, поэтому с ними начала общаться ласкательными словами, в форме «құлыным»,«қарағым» ну, что тебе не хватает? Что тебе конкретно надо? Чего ты хочешь? Близко к себе притягиваю, часто общаюсь с ними.

4)Ложь;

Дети обманывают, даже очень часто, но я изучила их характеры, поэтому стараюсь предугадать ложь, хотя не всегда получается. В группе открыто говорю про их обман, и что больше не могу им верить.

5) Вымогательство;

Да, у меня в группе есть ребята, которые занимались вымогательством, их ставили на учет. Причины: способ заработать или не отделиться от близких друзей. Каждый раз говорю , могут посадить или в будущем не найдете работу по вашей профессии.

Ненормативная лексика:

Очень сильно влияет воспитание в семье , т.к. они считают это нормально. Объясняю о культуре поведения в обществе.На классных часах обсуждаем с ними на эту тему.

3. Аутодеструктивное поведение –
Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности:

Курение;

Токсикомания;

Наркомания;

Вскрытие вен,

Алкоголизм,

Суицид.

На 1 курсе выявила интересы и наклонности детей для привлечения в активную общественно-полезную, трудовую деятельность, в основном это- спортивные секции. На класных часах обсуждаем эти вопросы. Но главное все-таки нндивидуальная работа с такими студентами и связь с родителями .

Конечно не все студенты такие, но я люблю их всех по- своему, прощаю им недостатки, пытаюсь вложить в их души хорошое, доброе, веру в себя, веру в будущее. Надеюсь, что большая часть смогут выбиться в люди.


  • Давным-давно в старинном городе жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидовавший его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет - мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, живая или мертвая?» и тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»


Солтүстік Қазақстан кәсіптік -педагогикалық колледжі

Северо- Казахстанский профессионально- педагогический колледж






Особенности работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения студентов.

(Из опыта работы)


















Подготовила: Капасова М.И.








Петропавловск, 2014 г.

















Семья

  • Наследственность

  • Проблемы в подростковом возрасте

  • Отсутствие прочных социальных связей.


  • Учителя, учеба

Как часто бывает в школах, когда ребенок, ошибившись в жизни раз, становится черным пятном, как говорится, второсортным ребенком на всю жизнь. А если к такой характеристике и взгляду предрасполагает его семейное положение, алкоголизм родителей, низкий уровень нравственности

семьи? Поэтому у учителей вырабатывается стереотип проблемного ребенка. Если ребенок оступился раз, кажется, что он на самом деле такой и поступить иначе не может. Наблюдается:

  • Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности;

  • Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик;

  • Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми

  • В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях;



Чаще всего, именно эти неблагоприятные события в жизни подростка толкают его на деструктивное поведение.(слайд – деструктивное поведение)

В обиде на весь мир, он не желает соблюдать социальные нормы. Он не чувствует себя защищенным, и старается найти себя, совершая один поступок за другим: он начинает употреблять наркотики и заниматься ранним сексом. Решая проблемы взаимоотношений с людьми, он теряет способность адекватно выражать свои чувства, у него появляется агрессивность, и ребенок, чтобы удовлетворить свое «Я», совершает акты жесткости по отношению к слабому Он не способен преодолевать стресс, поэтому высокое эмоциональное напряжение может вызвать у него суицидальные попытки.

(слайд) Отсутствие прочных социальных связей в семье, школе, неформальном обществе инициируют в таких подростках постоянное желание восставать против чего-либо; Они не признают ничьи авторитеты. У них появляется сильное стремление к независимости. Вместе с тем, подростки испытывают ощущение провала, безнадежности. Чувствуя себя брошенными, никому не нужными, они уже не способны устанавливать близкие взаимоотношения и все больше отчуждаются от взрослых и сверстников, все дальше отдаляются от коллектива, ищут себе поддержку на стороне, поэтому сильно подвержены влиянию со стороны криминального окружения.



Для того, чтобы вовремя предотвращать негативные последствия девиаций, а также для коррекции поведения, необходимо выработать некоторый алгоритм действий, (слайд – алгоритм) который поможет привести в систему работу с детьми такой категории:

Алгоритм действий:

  1. Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) (на столах)есть на диске

  2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты (на столы)

  3. Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя (на столах)

  4. Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении);

  5. Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами всех участников образовательного процесса. (Можно использовать примерный план коррекционной работы с ребенком на месяц)

  6. Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия.

  7. Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.



И первое, что нужно предпринять, это выявить детей с отклоняющимся поведением, то есть мы должны вначале с помощью наблюдения, анкетирования, беседы диагностировать наличие отклоняющегося поведения ребенка. Эта информация заносится в матрицу просвечивания (находится на диске в папке «Диагностика»)



1.Групповая работа:

Составные элементы диагностики включает в себя диагностическая карта, которую мы часто используем для мониторинга развития ребенка. Она помогает наглядно оценить индивидуальные особенности ребенка.

Она содержит достаточно много характеристик: демографические данные об ученике и его семье, данные о его физическом и психическом здоровье, характеристику познавательных способностей, эмоционально-волевой сферы и т.д. Для заполнения этой карты удобно использовать в своей работе наиболее доступные методы диагностики. Такие, как, например, наблюдение, которое дает много сведений о ребенке и его окружении. Или беседа которая может стать более гибким способом изучения личности и выявления сведений о ребенке. Для изучения личностных особенностей используется также тестирование, в том числе и проективные методики. Можно ДОБАВИТЬ по диагностической карте.



2. Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты

3. Анализ полученных данных и выявление причин отклонений.



Выявление причин отклонений через заполнение методик, которые даны в «справочнике классного руководителя»; Кроме этого, вы можете использовать методики индивидуальной диагностики:

«Рекомендации по составлению характеристики учащихся».-/Классный руководитель, №1, 2000г.,

Метод экспресс-диагностики МЭДОС;

Школа С (шкала изолированности)

Индивидуальный профиль социального развития ребенка






Итак, после того, как мы провели полное диагностическое обследование и поняли проблемы ребенка, необходимо выработать основные направления работы с ним. Мы попытались систематизировать работу с девиантными детьми по линиям нарушений для удобства использования. Давайте их рассмотрим



  1. Нарушения в обучении:

(на слайде): Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех.



В первую очередь мы снова обращаемся к диагностике, наблюдениям, беседам с учителями-предметниками, чтобы выяснить, где больше всего проблем с обучением и только потом опять же с помощью учителей-предметников оказываем ребенку реальную помощь. В то же время мы наблюдаем за изменением его психологического состояния во время индивидуальной методической помощи и заносим наблюдения в журнал наблюдений.



  1. Нарушения в поведении:

    • Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком;

При нарушениях в поведении каждый раз мы должны побеседовать как с ребенком, так и с родителем по поводу совершенного поступка, и вместе находить пути разрешения ситуации до полного понимания ребенком причин и последствий своих действий.



    • Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения

Чтобы показать ребенку настоящие поступки, которые ценятся в обществе, чтобы закрепить их и сделать нормой поведения, необходимы часы общения, беседы и практикумы. Особенно помогают осознать свои проблемы в поведении ролевые игры. Но чтобы нормальное поведение вошло в привычку, такие мероприятия должны быть систематичны и каждый раз отрефлексированы вместе с ребенком.



    • Создание комфортных условий ребенку в коллективе;

Чаще – совершаемые проступки в среде подростков – это демонстративное поведение. Ребенок совершает проступки потому, что не чувствует себя комфортно в своем коллективе, школе. Таким образом он пытается привлечь к себе внимание и своим поведением показать всем, что он одинок, что его не понимают. Обычно дети не хотят дружить с детьми – хулиганами, забияками. И тогда подросток чувствует себя никому не нужным, не таким как все. Сам он не способен устанавливать близкие взаимоотношения и из-за этого у него нет друзей. Именно поэтому он отчуждается от сверстников, у него появляется постоянное желание восставать против чего-либо, сильное стремление к независимости. Он не признает ничьих авторитетов. И в то же время у него присутствует постоянное чувство безнадежности, ощущение собственного провала, потеря уверенности в себе. В этом случае возможно использовать индивидуальные и групповые беседы с классом относительно восприятия ребенка в классе, игры на сплочение, коммуникативность, ролевые игры, в которых ребенок моделирует свое поведение с положительной стороны.



    • Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе уверенности в себе, волевых качеств через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха Это может быть включение ребенка в КТД, школьное самоуправление, кружки доп. образования. Уверенность в себе и волевые качества хорошо вырабатываются с помощью вовлечения ребенка в деятельность класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Но чтобы у ребенка получилось порученное дело, необходимо постоянно вести его, помогать ему добиваться поставленной цели. Кроме того, можно использовать специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств трудного ребенка.



    • Мы предлагаем вам одно из упражнений из цикла «развитие уверенности в себе» Мы приглашаем по 1представителю от каждой группы для участия в игре. Игра «Король класса». (стул. Участвует каждый ученик в роли короля, остальные делают ему комплименты)

!!! Прежде чем проводить упражнения на формирование уверенности в себе, необходимо познакомить ребят с правилами поведения в группе, и, при их несоблюдении назначать санкции; например, рассказать стихотворение, отжаться и т.д.)

      • Организация групп педпомощи также помогает поддержать ребенка и оказать ему всестороннюю помощь в профилактике нарушений.



Большое влияние на формирование дружеских контактов оказывает создание благоприятного фона его пребывания в классе, школе, приветливое, доброжелательное, уважительное отношение к нему учителей, сверстников. И, чаще, в такой атмосфере ребенок находит среди окружающих значимого для него взрослого.

В школе таких детей видишь обязательно при взрослом, которых он выбирает согласно своим интересам – классным руководителем, вокруг какого-нибудь учителя, в библиотеке, у трудовика.

«Добро воспитывается добром, а зло – злом». Школьник делает плохое не всегда потому, что его учат делать плохое, а чаще потому, что его не учат делать хорошее. Как помочь ребенку поверить в себя, осознать собственные возможности и реализовать их? Для этого мы должны организовать ребенку ситуацию успеха. У нас с вами есть возможность познакомиться еще с одним интересным опытом Дмитро-Титовской СОШ, где с помощью школьного самоуправления, организации Группы педпомощи помогают девиантным детям решать этот вопрос, как стать хорошим. (КТД, трудовой центр, спортивный центр, кружок «Умелые руки») Слово - зам. по ВР



  • В работе с такими детьми желательно взаимодействие с другими структурами социума – участковым, инспектором по делам несовершеннолетних, представителей церкви и т.д. С таким опытом работы познакомят вас педагог – психолог и социальный педагог Кытмановского детского дома – Корягина Е.В. и Богданова И.В. с групповым занятием «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ» Мы предлагаем вам поучаствовать в этом занятии.



Мы обращаемся к следующему виду нарушений:

  1. Нарушения в общении

  • Для формирования навыков конструктивного общения мы предлагаем вам Проведение классных часов, которые вы всегда можете найти в своих методических журналах



  • Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности. Некоторые упражнения вы можете найти на диске в папке «Саморегуляция»

  • Организация системы поощрений при применении навыков общения



Музюкина Т.С.: В силу заброшенности, отчуждения от близких людей подросток не может удовлетворить потребность в общении, у него отсутствует контроль за поведением, эмоциями, а для принятия правильных решений недостаточно жизненного опыта и нет доброго, умного советчика. Поэтому часто ребенок ищет советчика, значимого для него взрослого на стороне, такого, которому бы он доверял свои тайны и верил в него. Хорошо, если этот человек окажется высоконравственным и направит ребенка на путь истинный. А если этот «друг» учит ребенка пить, курить, воровать, издеваться над слабыми?

  • Как можно помочь ребенку вовремя остановиться, не попасть в паутину зла?


Выявить, что заставляет ребенка преступать границы социальных норм


Общая картина представлений специалистов о специфике и причинах девиантного поведения.


  • Лживость, табакокурение, раннее начало половой жизни, срыв, уроков, прогулы.


  • Суицидальное поведение, изнасилование, совращение малолетних, наркомания и токсикомания, проституция, т.е. грубое нарушение социальных норм, предполагающее уголовное наказание.


  • Отрицательное отношение к учебе, неподчинение требованиям, конфликтность, грубость, сквернословие, унижение других людей, т.е. такие формы поведения, корни которых лежат в ошибках воспитания, а, следовательно, при правильной организации могут быть скорректированы.


  • Такие отклонения, как побег из дома, неуважение к педагогам, принятие алкоголя, раннее начало половой жизни, нанесение телесных повреждений, кражи, хулиганство, инфантильность суждений, предполагают вариативность при разработке программ воспитательно-профилактической работы.


  • Неблагополучие, разлад в семье, педагогическая некомпетентность родителей, нарекания, брань при взаимодействии с членами семьи, наказания по пустякам, непонимание или незнание родителями трудностей детей, алкоголизм родителей, даже сам факт принадлежности к неблагополучной семье.


  • Проблемы самого ребенка: болезни, отставания учебе, недостаточная уверенность в себе, одиночество, непонятность другими, а также отдельные эмоциональные и интеллектуальные характеристики подростка: повышенная возбудимость, расторможенность влечений, низкий уровень эмоционально-волевого контроля.


Государственная политика по отношению к проблемам детства, семьи, отсутствие позитивных образцов в средствах массовой информации, ос Одна из главных задач воспитания трудного ребенка – его социальное самоопределение:



  1. обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к деятельности, несущего в себе объективный и субъективный компонент;


  2. самореализация детей в процессе социального взаимодействия: предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими.


Главное – добиваться ценностно-рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на нравственных ценностях. 


Определить компоненты воспитания трудных детей


Компоненты воспитания трудных детей:


  1. целенаправленная работа по нравственному просвещению (уроки этики, нравственные беседы, индивидуальные консультации и др.);


  2. актуализация всех источников нравственного опыта школьников (учебная, общественно полезная, внеклассная работа, отношения между учащимися в классе, отношения детей с родителями, отношения учитель – ученик, учитель – родители ученика, повседневный стиль и «тон» работы школы);


  3. введения нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников;


  4. оптимальное соотношение форм практической деятельности нравственного просвещения на разных этапах с учетом пола учащихся.




  • Какие методы можно использовать при воспитании трудного ребен ка?лабление воспитательной работы.











Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.Исходным для понимания девиантного поведения служит понятие социальной нормы, которая понимается как предел, мера допустимого (дозволенного или обязательного) в поведении или деятельности людей, обеспечивающие сохранение социальной системы. Отклонения от социальных норм могут быть:

  • позитивные, направленные на преодоление устаревших норм или стандартов и связанные с социальным творчеством, способствующие качественным изменениям социальной системы;

  • негативные — дисфункциональные, дезорганизующие социальную систему и ведущие ее к разрушению, приводящие к девиантному поведению.

Девиантное поведение — своего рода социальный выбор: когда цели социального поведения несоизмеримы с реальными возможностями их достижения, индивиды могут использовать иные средства, чтобы добиться своих целей. Например, некоторые индивиды в погоне за иллюзорным успехом, богатством или властью выбирают социально запрещенные средства, а иногда и противозаконные и становятся либо правонарушителями, либо преступниками. Другим видом отклонения от норм является открытое неповиновение и протест, демонстративное неприятие принятых в обществе ценностей и стандартов, свойственные революционерам, террористам, религиозным экстремистам и другим подобным группам людей, активно борющихся против общества, внутри которого находятся.

Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.

Формы девиантного поведения

Девиантное поведение относительно, потому что соизмеряется только с культурными нормами данной группы. Например, преступники считают нормальным видом заработка вымогательство, однако большая часть населения считает такое поведение девиантным. Это касается и некоторых видов социального поведения: в одних обществах они считаются девиантными, в других нет. В целом к формам девиантного поведения обычно относят уголовную преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Одной из признанных в современной социологии является типология девиантного поведения, разработанная Р. Мертоном в русле представлений о девиации как результате аномии, т.е. процесса разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм.

Типология девиантного поведения Мертона основывается на представлениях о девиации как разрыве между культурными целями и социально одобряемыми способами их достижения. В соответствии с этим он выделяет четыре возможных типа девиации:

  • инновация, предполагающая согласие с целями общества и отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);

  • ритуализм, связанный с отрицанием целей данного общества и абсурдным преувеличением значения способов их достижения, например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель;

  • ретретизм (или бегство от действительности), выражающийся в отказе и от социально одобренных целей, и от способов их достижения (пропойцы, наркоманы, бомжи и т.п.);

  • бунт, отрицающий и цели, и способы, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений).

Единственным типом недевиантного поведения Мертон считает конформное, выражающееся в согласии с целями и средствами их достижения. В типологии Мертона акцентируется внимание на том, что девиация не является продуктом абсолютно негативного отношения к общепринятым нормам и стандартам. Например, вор не отвергает социально одобряемую цель — материальное благополучие, он может стремиться к ней с таким же рвением, что и молодой человек, озабоченный служебной карьерой. Бюрократ не отказывается от общепринятых правил работы, но исполняет их слишком буквально, доходя до абсурда. Вместе с тем и вор, и бюрократ — девианты.

Некоторые причины девиантного поведения носят не социальный характер, а биопсихический. Например, склонность к алкоголизму, наркомании, психические расстройства могут передаваться от родителей детям. В социологии девиантного поведения выделяется несколько направлений, объясняющих причины его возникновения. Так, Мертон, используя понятие «аномия» (состояние общества, в котором старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной девиантного поведения считал несогласованность целей, выдвигаемых обществом, и средств, которое оно предлагает для их достижения. В рамках направления, базирующегося на теории конфликта, утверждается, что социальные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры. Ряд современных отечественных социологов считает, что источниками девиации являются социальное неравенство в обществе, различия в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Между различными формами девиантного поведения существуют взаимосвязи, при этом одно негативное явление усиливает другое. Например, алкоголизм способствует усилению хулиганства.

Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.

Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.

Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.

Девиантное поведение в современном обществе имеет некоторые особенности. Это поведение все больше становится рисковым и рациональным. Основное отличие девиантов, сознательно идущих на риск, от авантюристов — опора на профессионализм, вера не в судьбу и случай, а в знания и осознанный выбор. Девиантное рисковое поведение способствует самоактуализации, самореализации и самоутверждению личности.

Часто девиантное поведение связано с аддикцией, т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.

Если тот или иной вид девиации приобретает устойчивый характер, становится нормой поведения для многих, общество обязано пересмотреть принципы, стимулирующие отклоняющееся поведение, или провести переоценку социальных норм. В противном случае поведение, которое считалось девиантным, может стать нормальным. Чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:

  • расширять доступ к легитимным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;

  • соблюдать социальное равенство перед законом;

  • совершенствовать законодательство, приводя его в соответствие с новыми социальными реалиями;

  • стремиться к адекватности преступления и наказания.

Девиантное и делинкветное поведение

Яндекс.Директ


Бесплатный тренинг по психологииХотите посетить бесплатный онлайн тренинг? Тысячи отзывов! Регистрируйтесьyburlan.ru 

В социальной жизни, как в реальном дорожном движении, люди часто отклоняются от правил, которым они должны следовать.

Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся).

Противоправные действия, проступки и правонарушения принято называть делинквентным поведением. Например, к делинквентным можно отнести хулиганство, нецензурную брань в общественном месте, участие в драке и прочие действия, нарушающие правовые нормы, но еще не являющиеся серьезным уголовным преступлением. Делинквентное поведение является разновидностью девиантного.

Позитивные и негативные девиации

Девиации (отклонения), как правило, бывают негативными. Например, преступность, алкоголизм, наркомания, самоубийство, проституция, терроризм и т.д. Однако в некоторых случаях возможны и позитивные девиации, например резко индивидуализированное поведение, характерное для оригинального творческого мышления, которое может оцениваться обществом как «чудачество», отклонение от нормы, но при этом быть общественно полезным. Аскетизм, святость, гениальность, новаторство — признаки позитивных девиаций.

Негативные девиации делятся на два типа:

  • отклонения, которые направлены на причинение вреда другим (разнообразные агрессивные, противоправные, преступные действия);

  • отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.).

Причины девиантного поведения

Причины девиантного поведения раньше пытались объяснить исходя из биологических особенностей нарушителей норм — специфическими физическими чертами, генетическими отклонениями; на основе психологических особенностей — умственной отсталости, различных проблем психического характера. При этом психологическим механизмом формирования большинства девиаций объявлялось аддиктивное поведение (аддикция — пагубное пристрастие), когда человек стремится убежать от сложностей реальной жизни, используя для этого алкоголь, наркотики, азартные игры. Итогом аддикции является разрушение личности.

Биологические и психологические трактовки причин девиации не нашли однозначных подтверждений в науке. Более достоверны выводы социологических теорий, рассматривающих происхождение девиации в широком общественном контексте.

Согласно концепции дезориентации, предложенной французским coциологом Эмилем Дюркгеймом (1858-1917), питательной почвой для девиаций являются социальные кризисы, когда происходит рассогласование принятых норм и жизненного опыта человека и наступает состояние аномии — отсутствия норм.

Американский социолог Роберт Мертон (1910-2003) считал, что причиной девиаций является не отсутствие норм, а невозможность им следовать. Аномия - это разрыв между предписанными культурой целями и доступностью социально одобряемых средств для их достижения.

В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство. Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.). Еще один вариант девиантного поведения в такой ситуации — бунт против общества, культуры и установленных целей и средств.

В соответствии с теорией стигматизации (или навешивания ярлыков) все люди склонны к нарушению норм, но девиантами становятся те, на кого «наклеен» ярлык девианта. Например, бывший преступник может отказаться от своего преступного прошлого, но окружающие будут воспринимать его как преступника, избегать общения с ним, отказывать в приеме на работу и т.д. В итоге у него остается только один вариант — вернуться на криминальный путь.

Отметим, что в современном мире девиантное поведение наиболее характерно для молодежи как нестабильной и наиболее уязвимой социальной группы. В нашей стране особую тревогу вызывают молодежный алкоголизм, наркомания, преступность. Для борьбы с этими и другими девиациями требуются комплексные меры социального контроля.

Причины объяснения девиантного поведения

Девиантность возникает уже в процессе первичной социализации человека. Она связана с формированием мотивации, социальных ролей и статусов человека в прошлом и настоящем, которые противоречат друг другу. Например, роль школьника не совпадает с ролью ребенка. Мотивационная структура человека носит амбивалентный характер, в ней находятся как позитивные (конформные), так и негативные (девиантные) мотивы действий.

Социальные роли постоянно меняются в процессе жизни человека, усиливая или конформные, или девиантные мотивации. Причина этого — развитие общества, его ценностей и норм. То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России.

Для объяснения девиантного поведения предлагают несколько версий. В конце XIX века возникла теория итальянского врача Ламброзо о генетических предпосылках девиантного поведения. «Криминальный тип», по его мнению, является результатом деградации людей на ранних стадиях развития. Внешние признаки девиантного человека: выступающая нижняя челюсть, пониженная чувствительность к боли и т. п. В наше время к биологическим причинам девиантного поведения относят аномалии половых хромосом или дополнительные хромосомы.

Психологическими причинами девиации называют «слабоумие», «дегенеративность», «психопатию» и т. п. Например, Фрейд обнаружил тип человека с врожденным психическим влечением к разрушению. Сексуальная девиация якобы связана с глубинным страхом кастрации и т. п.

Зараженность «плохими» нормами духовной культуры представителей средних и высших слоев от низших слоев тоже считается причиной девиантного поведения. «Инфицирование» происходит во время общения «на улице», в результате случайных знакомств. Некоторые социологи (Миллер, Селлин) полагают, что низшие социальные слои обладают повышенной готовностью к риску, острым ощущениям и т. п.

Одновременно влиятельные группы обращаются с людьми низшего слоя как с девиантными, распространяя на них единичные случаи своего девиантного поведения. Например, в современной России «лиц кавказкой национальности» считают потенциальными торговцами, ворами, преступниками. Здесь можно упомянуть и влияние телевидения, назойливую демонстрацию сцен девиантного поведения.

Туманность нормативных формул мотивации, которыми руководствуются люди в сложных ситуациях — также причина девиантного поведения. Например, формулы «делай как можно лучше», «ставь интересы общества выше своих» и т. п. не позволяют достаточно адекватно мотивировать свои действия в конкретной ситуации. Активный конформист будет стремиться к амбициозным мотивам и проектам действий, пассивный — сократит свои усилия до пределов собственного спокойствия, а человек с кон- формистско-девиантной мотивацией всегда найдет лазейку для оправдания своего девиантного поведения.

Социальное неравенство - еще одна важнейшая причина девиантного поведения. Фундаментальные потребности у людей достаточно схожи, а возможности их удовлетворить у разных социальных слоев (богатых и бедных) разные. В таких условиях бедные получают «моральное право» на девиантное поведение по отношению к богатым, выражающееся в разных формах экспроприации имущества. Данная теория, в частности, легла в идеологический фундамент революционной девиации большевиков против имущих классов: «грабь награбленное», аресты имущих, принудительные работы, расстрелы, ГУЛАГ. В этой девиации налицо расхождение между неправедными целями (полное социатьное равенство) и неправедными средствами (тотальное насилие).

Конфликт между нормами культуры данной социальной группы и общества — тоже причина девиантного поведения. Субкультура студенческой или армейской группы, низшего слоя, банды существенно разнятся между собой своими интересами, целями, ценностями, с одной стороны, и возможными средствами их реализации, с другой стороны. В случае их столкновения в данном месте и в данное время — например, на отдыхе — возникает девиантное поведение по отношению к принятым в обществе культурным нормам.

Классовая сущность государства, якобы выражающая интересы экономически господствующего класса, — важная причина девиантного поведения как государства по отношению к угнетенным классам, так и последних по отношению к нему. С точки зрения этой конфликтологической теории, издаваемые в государстве законы защищают прежде всего не трудящихся, а буржуазию. Коммунисты оправдывали свое негативное отношение к буржуазному государству его угнетательской природой.

Аномия - причина девиации, предложенная Э. Дюркгеймом при анализе причин самоубийств. Она представляет девальвацию культурных норм человека, его мировоззрения, ментально- сти, совести вследствие революционного развития общества. Люди, с одной стороны, теряют ориентацию, а с другой стороны, следование прежним культурным нормам не ведет к реализации их потребностей. Так случилось с советскими нормами после распада советского общества. В одночасье миллионы советских людей стали россиянами, живущими в «джунглях дикого капитализма», где «человек человеку — волк», где действует конкуренция, объясняемая социал-дарвинизмом. В таких условиях одни (конформисты) адаптируются, другие становятся девиантами вплоть до преступников и самоубийц.

Важной причиной девиантного поведения являются социальные (в том числе воины), техногенные и природные катаклизмы. Они нарушают психику людей, усиливают социальное неравенство, вызывают дезорганизацию правоохранительных органов, что становится объективной причиной девиантного поведения многих людей. Например, можно вспомнить о последствиях нашего затянувшегося вооруженного конфликта в Чечне, Чернобыль, землетрясения.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Капасова Майра Исаевна

Дата: 29.01.2015

Номер свидетельства: 163530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства