kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нестандартный классный час: "Проект: Будь милосерден!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа нестандартного классного часа по духовно- нравственному воспитанию младших школьников. 

В начальную школу младшие школьники приходят из семей с различными жизненными представлениями и    установками, имеют разные представления о добре и зле, о мере морально допустимого и морально запрещенного. В связи с этим для классного руководителя  воспитание милосердия у младших школьников является наиболее приоритетной и значимой проблемой.

            В ходе работы над моим проектом я предположила, что воспитание милосердия у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если используется ориентация на способность младших школьников к эмпатическим переживаниям, чувственным, нравственным проявления милосердия. В соей работе я привела алгоритм проектной деятельности младших школьников, направленный на воспитание милосердного отношения к окружающим.

            

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нестандартный классный час: "Проект: Будь милосерден!" »

Введение

В многовековой культуре человечества среди духовных ценностей милосердие занимает одно из ведущих мест, является важнейшей добродетелью.

Актуальность милосердия приобретает все большее значение. В век стремительного развития науки и техники, в погоне за научными открытиями люди теряют качества, отличающие человека от машины, робота, испытывают «гуманитарный голод».

В начальную школу младшие школьники приходят из семей с различными жизненными представлениями и установками, имеют разные представления о добре и зле, о мере морально допустимого и морально запрещенного. В связи с этим для классного руководителя воспитание милосердия у младших школьников является наиболее приоритетной и значимой проблемой.

В ходе работы над моим проектом я предположила, что воспитание милосердия у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если используется ориентация на способность младших школьников к эмпатическим переживаниям, чувственным, нравственным проявления милосердия.

Цель проекта: воспитание милосердия у младших школьников.

Задачи проекта:

  • Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности.

  • Гуманизация отношений между младшими школьниками.

  • Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

  • Привитие учащимся понимания ценности человеческой жизни.

  • Развитие личностных особенностей учащихся и присвоение ими социально одобряемых характеристик.

Теоретическая часть

Традиции воспитания подлинно гуманной личности в России изначально были связаны с духовностью и постижением основ христианской этики и морали. Милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвования всегда характеризовали широту русской души. Не случайно, восприняв 10 заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их, прежде всего учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой - в этом проявляется суть христианской любви к окружающим как общечеловеческой ценности.

Большое место в учениях древнегреческих философов (Аристотель, Сократ, Платон и др.); в работах классиков педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) занимали вопросы воспитания и развития таких качеств, как великодушие, любовь к людям, заботливое и внимательное к ним отношение, доброта и сострадание как необходимые качества духовного развития каждой личности [9].

В философских концепциях И.А.Ильина, В.С.Соловьева, В.В.Зеньковского и др. милосердие рассматривается как характерная черта духовно здоровой личности. Большое влияние на рассмотрение исследуемой проблемы оказали положения христианского учения, в котором огромное значение приобретают умения прощать обиды и боль, нанесенные другими, способность радоваться благополучию окружающих и сопереживать их несчастьям [8, 11].

Представители русской передовой мысли (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.) отмечали, что гуманной личности свойственны сердечность, доброта, милосердие и терпение, причем милосердие рассматривалось в качестве средства восприятия бытия другого, в основе которого лежит любовь к людям [4].

В познании мира учащимися начальных классов рациональные компоненты в их сознании еще не играют ведущей роли. В значительной степени они руководствуются эмоциями и бессознательными стремлениями. Яркость и чистота эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком в этот период духовного развития. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для пробуждения у младших школьников нравственных чувств для нравственного переживания [6].

Становление гуманистических ценностных ориентаций неразрывно связано с формированием у младших школьников следующих качеств:

  • милосердие и доброжелательность;

  • чувство собственного достоинства, уважение к себе;

  • требовательность к себе, ответственность;

  • отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;

  • неприятие любых проявлений насилия;

  • жизнестойкость, уверенность в себе;

  • умение «не падать духом» при неудачах;

  • умение радоваться жизни;

  • вера в добро, в справедливость.








Проектная часть

Девизом проектной деятельности в моем классе послужило перефразированное высказывание русского философа И.А. Ильина «Нужно не созерцать милосердие, а созидать».

Включение младших школьников в проектную деятельность начинается постепенно в силу возрастных и психофизиологических особенностей этого возраста. Поэтому нами был создан краткосрочный проект нестандартного классного часа продолжительностью в 3 недели, включающий в себя сбор информации по теме и доступные творческие задания.

Цель проекта: воспитание милосердия, сострадания у младших школьников.

Задачи проекта:

  1. Вовлечение учащихся в проект;

  2. Развитие навыков социально продуктивной деятельности;

  3. Создание условий для реализации творческих инициатив.

Я использовала следующие этапы работы над проектом:

1-й - информационно-мотивационный (погружение в проект, организация деятельности);

2-й – преобразующий (осуществление деятельности);

3-й - заключительно - прогностический (презентация результатов и рефлексия).

1-й этап – информационно-мотивационный (1 неделя)

УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

Формулирует:

Осуществляют:

  • проблему проекта;

  • сюжетную ситуацию;

  • цель и задачи;

  • личностное присвоение проблемы;

  • вживание в ситуацию;

  • принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.

Выбор темы для проектной деятельности должен быть интересен ребятам и сформулирован ими самостоятельно. В нашем классе заболела девочка, и длительное время провела в больнице. Одноклассники очень скучали по Марине и решили ее поддержать необычным способом. Вот как объяснила ситуацию Маркова Анастасия: «Когда ты болеешь, тебе очень плохо и кажется, что ты остался совсем один, особенно, это чувствуешь, когда лечишься не дома, а в больнице». После обсуждения ребята начали работу над социальным проектом: «Будь милосерден!»

Первоначально мы провели с ребятами заседание классного коллектива по вопросам милосердия в России. Учащиеся подготовили материал по истории создания в России общества «Красный Крест» в годы Крымской войны и его последователях.

Проводится анкетирование родителей и психолого-педагогическая диагностика учащихся.

2-й этап – преобразующий (2 неделя)

Для учащихся трудным этапом является планирование работы, поэтому на помощь детям приходит учитель.

УЧИТЕЛЬ

Не участвует, но:

УЧАЩИЕСЯ

Работают активно и самостоятельно:

  • консультирует учащихся по необходимости;

  • ненавязчиво контролирует;

  • дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;

  • репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов;


  • каждый в соответствии со своими ролями

  • и сообща;

  • консультируются по необходимости;

  • «добывают» недостающие знания;

  • подготавливают презентацию результатов;


Серьезной задачей для учителя является само формирование групп, в которых должны быть лидеры и исполнители. И еще дети должны сотрудничать. На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.

Нами было выделено 3 группы:

- инициативная группа (сбор информации об интересах и увлечениях болеющей девочки);

- творческая группа (под руководством лидера группы ребята-исполнители изготовление любимых цветов Марины в стиле оригами и газету);

- режиссерская группа (подбор сюжета презентации, распределение ролей для презентации проектного продукта).

3-й этап – заключительно – прогностический (3 неделя)

УЧИТЕЛЬ

Принимает отчет:

УЧАЩИЕСЯ

Демонстрируют:

  • обобщает и резюмирует полученные результаты;

  • подводит итоги обучения;

  • оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

  • акцентирует  внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

  • понимание проблемы, цели и задач;

  • умение планировать и осуществлять работу;

  • найденный способ решения проблемы;

  • рефлексию деятельности и результата;

  • дают взаимооценку деятельности и ее результативности.



Презентация – это витрина проекта. Важнейший навык, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.

Проектным продуктом данного проекта явилось видеописьмо, записанное на цифровой носитель и переданное родителям болеющей девочки.

Данный этап приводит учащихся к осознанию, что сострадание надо проявлять здесь и сейчас, к тем, кто рядом, кому оно необходимо. Это не только одноклассники, это наши родители, бабушки и дедушки и все, кто находится рядом.



Достоинства проекта.

Совместная работа сплачивает детский коллектив, развивает коммуникабельность, ответственность за совместную работу, учить работать в команде, доводить до конца начатое дело. Главное достоинство проекта заключается в том, что пропуская через себя тематику проекта, каждый его участник приходит к выводу, что неотъемлемым качеством каждого человека является милосердие и, если ты милосерден к другому человеку в трудную минуту, то и к тебе будут милосердны.

Вовлечение родителей в проект: помощь в сборе информации, покупка материалов для изготовления поделок, монтаж видео, запись дисков.

Перспектива дальнейшего развития проекта. Мы планируем продолжить работу по социальному проекту, начать сотрудничать с благотворительным фондом «Подари жизнь!», завязав переписку с больными детьми, находящимися на длительном лечении в больницах; записать видеописьмо для воронежского дома престарелых.































Заключение

Результаты проектной деятельности показали, что детям младшего школьного возраста уже известны проявления милосердия, взаимопомощи, заботы о других, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления милосердия носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, представляют начальные формы сопереживания, содействия нуждающимся. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие процессов сопереживания, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом милосердия является эмоциональное состояние личности младшего школьника.

При организации нравственно-познавательной деятельности эффективными оказались такие методы и приемы работы, как включение школьников в решение воображаемых и реальных проблемных ситуаций, создание специальных ситуаций морального выбора, нравственный пример, проведение сюжетно-ролевых, творческих работ, драматизаций, педагогических мастерских.

Для выявления динамики эффективности проектной технологии мной вместе со школьным психологом Шапиловым Р.В. были разработаны:

    1. психолого-педагогическая диагностика учащихся (приложение 1);

В ходе анализа полученных данных было выявлено, что учащиеся до работы над проектом испытывали в большей степени эгоистические желания, а после – повысился уровень сострадательных желаний (приложение 3).

    1. анкеты для родителей (приложение 2).

Данная диагностика наглядно отражает положительное влияние социального проекта по воспитанию милосердия и сострадания не только на учащихся класса, но и на их родителей (приложение 4).



Список литературы

1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. М.: Просвещение, 1979. -210с.

2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Изд-во дом Ш.А.Амонашвили, 1996. 312с.

3. Аристотель. Этика. СПб, 1908.- 207с

4. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т.1. М.: Худ. литература, 1976. - С.228-311.

5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1985.-176с.

6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.канд. психол. наук.1. М., 1977. 23с.

7. Гавриловец К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дисс.д-ра пед. наук. Минск,1989. 431с.

8.Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы. // Вопросы психологии. М., 1984. - № 6. - С.89-94.
9. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. -282с.

10. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. –СПб.: Питер, 2007.-304 с.: ил.
11. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. - С.534.
12. Чернышевский Н. Г. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.5. М.: Правда, 1974. - С.212-221.
13. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Просвещение, 1984. - 144с.







Приложение 1

Психолого-педагогическая диагностика учащихся «Волшебник»

Ты стал волшебником на один час. Выбери, что бы ты сделал (одно желание):

  • отомстить всем, кому хочешь;

  • вылечить всех больных;

  • спасешь мир от войны;

  • сделаешь свою семью очень богатой;

  • превратишь себя в самого умного и красивого.





Приложение 2

Анкета для родителей.

  1. Знаете ли вы о благотворительных фондах?

  2. Принимаете участие в благотворительных акциях?

  3. Часто ли вы навещаете своих престарелых родителей?

  4. Обсуждаете ли вы с детьми вопросы милосердия?

  5. Пройдете ли вы мимо незнакомого человека, которому нужда помощь?









Приложение 3

Диагностика динамики ценностных ориентаций личности учащихся (до и после выполнения проектной работы).



















Приложение 4

Диагностика результатов анкетирования родителей учащихся.

До работы над социальным проектом

После работы над социальным проектом

8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нестандартный классный час: "Проект: Будь милосерден!"

Автор: Христина Светлана Александровна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130557


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства