Проектная работа нестандартного классного часа по духовно- нравственному воспитанию младших школьников.
В начальную школу младшие школьники приходят из семей с различными жизненными представлениями и установками, имеют разные представления о добре и зле, о мере морально допустимого и морально запрещенного. В связи с этим для классного руководителя воспитание милосердия у младших школьников является наиболее приоритетной и значимой проблемой.
В ходе работы над моим проектом я предположила, что воспитание милосердия у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если используется ориентация на способность младших школьников к эмпатическим переживаниям, чувственным, нравственным проявления милосердия. В соей работе я привела алгоритм проектной деятельности младших школьников, направленный на воспитание милосердного отношения к окружающим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нестандартный классный час: "Проект: Будь милосерден!" »
Введение
В многовековой культуре человечества среди духовных ценностей милосердие занимает одно из ведущих мест, является важнейшей добродетелью.
Актуальность милосердия приобретает все большее значение. В век стремительного развития науки и техники, в погоне за научными открытиями люди теряют качества, отличающие человека от машины, робота, испытывают «гуманитарный голод».
В начальную школу младшие школьники приходят из семей с различными жизненными представлениями и установками, имеют разные представления о добре и зле, о мере морально допустимого и морально запрещенного. В связи с этим для классного руководителя воспитание милосердия у младших школьников является наиболее приоритетной и значимой проблемой.
В ходе работы над моим проектом я предположила, что воспитание милосердия у детей младшего школьного возраста будет более эффективным, если используется ориентация на способность младших школьников к эмпатическим переживаниям, чувственным, нравственным проявления милосердия.
Цель проекта: воспитание милосердия у младших школьников.
Задачи проекта:
Организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности.
Гуманизация отношений между младшими школьниками.
Формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.
Привитие учащимся понимания ценности человеческой жизни.
Развитие личностных особенностей учащихся и присвоение ими социально одобряемых характеристик.
Теоретическая часть
Традиции воспитания подлинно гуманной личности в России изначально были связаны с духовностью и постижением основ христианской этики и морали. Милосердие, душевность отношений, безоглядное проявление благородства, самопожертвования всегда характеризовали широту русской души. Не случайно, восприняв 10 заповедей Ветхого Завета, христианство дополнило их, прежде всего учением о любви к ближнему, последовательно изложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой - в этом проявляется суть христианской любви к окружающим как общечеловеческой ценности.
Большое место в учениях древнегреческих философов (Аристотель, Сократ, Платон и др.); в работах классиков педагогики (Я.А.Коменский, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) занимали вопросы воспитания и развития таких качеств, как великодушие, любовь к людям, заботливое и внимательное к ним отношение, доброта и сострадание как необходимые качества духовного развития каждой личности [9].
В философских концепциях И.А.Ильина, В.С.Соловьева, В.В.Зеньковского и др. милосердие рассматривается как характерная черта духовно здоровой личности. Большое влияние на рассмотрение исследуемой проблемы оказали положения христианского учения, в котором огромное значение приобретают умения прощать обиды и боль, нанесенные другими, способность радоваться благополучию окружающих и сопереживать их несчастьям [8, 11].
Представители русской передовой мысли (В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и др.) отмечали, что гуманной личности свойственны сердечность, доброта, милосердие и терпение, причем милосердие рассматривалось в качестве средства восприятия бытия другого, в основе которого лежит любовь к людям [4].
В познании мира учащимися начальных классов рациональные компоненты в их сознании еще не играют ведущей роли. В значительной степени они руководствуются эмоциями и бессознательными стремлениями. Яркость и чистота эмоциональных реакций обусловливает глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком в этот период духовного развития. В связи с этим особое внимание уделяется созданию условий для пробуждения у младших школьников нравственных чувств для нравственного переживания [6].
Становление гуманистических ценностных ориентаций неразрывно связано с формированием у младших школьников следующих качеств:
милосердие и доброжелательность;
чувство собственного достоинства, уважение к себе;
требовательность к себе, ответственность;
отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
неприятие любых проявлений насилия;
жизнестойкость, уверенность в себе;
умение «не падать духом» при неудачах;
умение радоваться жизни;
вера в добро, в справедливость.
Проектная часть
Девизом проектной деятельности в моем классе послужило перефразированное высказывание русского философа И.А. Ильина «Нужно не созерцать милосердие, а созидать».
Включение младших школьников в проектную деятельность начинается постепенно в силу возрастных и психофизиологических особенностей этого возраста. Поэтому нами был создан краткосрочный проект нестандартного классного часа продолжительностью в 3 недели, включающий в себя сбор информации по теме и доступные творческие задания.
Цель проекта: воспитание милосердия, сострадания у младших школьников.
Задачи проекта:
Вовлечение учащихся в проект;
Развитие навыков социально продуктивной деятельности;
Создание условий для реализации творческих инициатив.
Я использовала следующие этапы работы над проектом:
1-й - информационно-мотивационный (погружение в проект, организация деятельности);
2-й – преобразующий (осуществление деятельности);
3-й - заключительно - прогностический (презентация результатов и рефлексия).
1-й этап – информационно-мотивационный (1 неделя)
УЧИТЕЛЬ
УЧАЩИЕСЯ
Формулирует:
Осуществляют:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи;
личностное присвоение проблемы;
вживание в ситуацию;
принятие, уточнение и конкретизация цели и задач.
Выбор темы для проектной деятельности должен быть интересен ребятам и сформулирован ими самостоятельно. В нашем классе заболела девочка, и длительное время провела в больнице. Одноклассники очень скучали по Марине и решили ее поддержать необычным способом. Вот как объяснила ситуацию Маркова Анастасия: «Когда ты болеешь, тебе очень плохо и кажется, что ты остался совсем один, особенно, это чувствуешь, когда лечишься не дома, а в больнице». После обсуждения ребята начали работу над социальным проектом: «Будь милосерден!»
Первоначально мы провели с ребятами заседание классного коллектива по вопросам милосердия в России. Учащиеся подготовили материал по истории создания в России общества «Красный Крест» в годы Крымской войны и его последователях.
Проводится анкетирование родителей и психолого-педагогическая диагностика учащихся.
2-й этап – преобразующий (2 неделя)
Для учащихся трудным этапом является планирование работы, поэтому на помощь детям приходит учитель.
УЧИТЕЛЬ
Не участвует, но:
УЧАЩИЕСЯ
Работают активно и самостоятельно:
консультирует учащихся по необходимости;
ненавязчиво контролирует;
дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов;
каждый в соответствии со своими ролями
и сообща;
консультируются по необходимости;
«добывают» недостающие знания;
подготавливают презентацию результатов;
Серьезной задачей для учителя является само формирование групп, в которых должны быть лидеры и исполнители. И еще дети должны сотрудничать. На этом этапе решается, каким будет проектный продукт, что будет создано, чтобы цель проекта была достигнута.
Нами было выделено 3 группы:
- инициативная группа (сбор информации об интересах и увлечениях болеющей девочки);
- творческая группа (под руководством лидера группы ребята-исполнители изготовление любимых цветов Марины в стиле оригами и газету);
- режиссерская группа (подбор сюжета презентации, распределение ролей для презентации проектного продукта).
3-й этап – заключительно – прогностический (3 неделя)
УЧИТЕЛЬ
Принимает отчет:
УЧАЩИЕСЯ
Демонстрируют:
обобщает и резюмирует полученные результаты;
подводит итоги обучения;
оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
понимание проблемы, цели и задач;
умение планировать и осуществлять работу;
найденный способ решения проблемы;
рефлексию деятельности и результата;
дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Презентация – это витрина проекта. Важнейший навык, который приобретают дети в ходе проектной деятельности - это навык публичного выступления. Дети учатся кратко и убедительно представлять свою работу.
Проектным продуктом данного проекта явилось видеописьмо, записанное на цифровой носитель и переданное родителям болеющей девочки.
Данный этап приводит учащихся к осознанию, что сострадание надо проявлять здесь и сейчас, к тем, кто рядом, кому оно необходимо. Это не только одноклассники, это наши родители, бабушки и дедушки и все, кто находится рядом.
Достоинства проекта.
Совместная работа сплачивает детский коллектив, развивает коммуникабельность, ответственность за совместную работу, учить работать в команде, доводить до конца начатое дело. Главное достоинство проекта заключается в том, что пропуская через себя тематику проекта, каждый его участник приходит к выводу, что неотъемлемым качеством каждого человека является милосердие и, если ты милосерден к другому человеку в трудную минуту, то и к тебе будут милосердны.
Вовлечение родителей в проект: помощь в сборе информации, покупка материалов для изготовления поделок, монтаж видео, запись дисков.
Перспектива дальнейшего развития проекта. Мы планируем продолжить работу по социальному проекту, начать сотрудничать с благотворительным фондом «Подари жизнь!», завязав переписку с больными детьми, находящимися на длительном лечении в больницах; записать видеописьмо для воронежского дома престарелых.
Заключение
Результаты проектной деятельности показали, что детям младшего школьного возраста уже известны проявления милосердия, взаимопомощи, заботы о других, но эти знания ограничиваются опытом их собственного непосредственного общения, а проявления милосердия носят в большинстве своем конкретно-ситуационный характер, представляют начальные формы сопереживания, содействия нуждающимся. У младших школьников начинает формироваться отношение к себе как к субъекту и объекту чужой радости, происходит развитие процессов сопереживания, предполагающих вхождение в положение другого, идентификацию с ним. Базовым и в то же время самым подвижным компонентом милосердия является эмоциональное состояние личности младшего школьника.
При организации нравственно-познавательной деятельности эффективными оказались такие методы и приемы работы, как включение школьников в решение воображаемых и реальных проблемных ситуаций, создание специальных ситуаций морального выбора, нравственный пример, проведение сюжетно-ролевых, творческих работ, драматизаций, педагогических мастерских.
Для выявления динамики эффективности проектной технологии мной вместе со школьным психологом Шапиловым Р.В. были разработаны:
В ходе анализа полученных данных было выявлено, что учащиеся до работы над проектом испытывали в большей степени эгоистические желания, а после – повысился уровень сострадательных желаний (приложение 3).
анкеты для родителей (приложение 2).
Данная диагностика наглядно отражает положительное влияние социального проекта по воспитанию милосердия и сострадания не только на учащихся класса, но и на их родителей (приложение 4).
Список литературы
1. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / Под ред. И.А.Каирова, О.С.Богдановой. М.: Просвещение, 1979. -210с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.- М.: Изд-во дом Ш.А.Амонашвили, 1996. 312с.
3. Аристотель. Этика. СПб, 1908.- 207с
4. Белинский В.Г. Собрание сочинений: в 9-ти т. Т.1. М.: Худ. литература, 1976. - С.228-311.
5. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1985.-176с.
6. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф.канд. психол. наук.1. М., 1977. 23с.
7. Гавриловец К.В. Теория и методика воспитания у школьников гуманного отношения к людям: Дисс.д-ра пед. наук. Минск,1989. 431с.
8.Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы. // Вопросы психологии. М., 1984. - № 6. - С.89-94. 9. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. -282с.
10. Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. Азбука нравственного взросления. –СПб.: Питер, 2007.-304 с.: ил. 11. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987. - С.534. 12. Чернышевский Н. Г. Собрание сочинений: в 5-ти т. Т.5. М.: Правда, 1974. - С.212-221. 13. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Просвещение, 1984. - 144с.