kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наурыз-праздник весны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Праздник Наурыз

Цели урока:

— расширить кругозор учащихся, показать нравственную основу образов Наурыза;

-развивать творческие и коммуникативные способности школьников;

-воспитывать у учащихся чувства милосердия, сопереживания.прощения, ответственного отношения к своим поступкам,воспитывать их в духовности, любви и уважении к традициям казахского народа.

Форма воспитательного часа: комбинированный.

Методы и приемы: мини-лекция с использованием слайд- презентации, игры-соревнования.

Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация.

План воспитательного часа

1.Народный праздник Наурыз.

2.Традиции и обычаи казахского народа.

3.Национальные игры.

4.Национальные блюда.

Оргмомент:Круг радости.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, аленький цветок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Учитель: Ребята. С каким временем года связаны эти стихи? Что происходит в природе в это время года? Какой праздник отмечают люди в этот день:

Что мы знаем об этом празднике?

Обряды Религия

Обычаи ДД Музыка

Традиции Письменная литература

Устное народное творчество

Вы получили предварительные задания по рядам. Одни должны были подготовить сообщения об эпических произведениях,другие о сказках, третьи найти народные пословицы и поговорки.

1.Скажите, как называется предмет –символ детства девичьей жизни? Имеет круглую форму, высотой 10-15 см, украшен дорогими камнями, перьями филина- уки.

2.Днем ты – крылья мои,

Ночью – неразлучный друг.

Умрем – могила у нас одна.

Живы – жизнь у нас одна.

О каком верном и незаменимом спутнике своей жизни так говорили казахи?

3.Я начинаю – вы заканчиваете.

-цену родителей узнаешь, сам став …(родителем)

-добро совершить никогда не …(поздно)

-человек без друзей – что дерево без…(листьев)

-скромность украшает…(человека)

— от отца переймешь героизм, от матери…(теплоту)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наурыз-праздник весны»

Тема: Праздник Наурыз

Цели урока:

— расширить кругозор учащихся , показать нравственную основу образов Наурыза;

-развивать творческие и коммуникативные способности школьников;

-воспитывать у учащихся чувства милосердия, сопереживания .прощения , ответственного отношения к своим поступкам,воспитывать их в духовности , любви и уважении к традициям казахского народа .

Форма воспитательного часа: комбинированный.

Методы и приемы: мини-лекция с использованием слайд- презентации , игры-соревнования.

Оборудование: интерактивная доска, слайд-презентация.

План воспитательного часа

1.Народный праздник Наурыз.

2.Традиции и обычаи казахского народа.

3.Национальные игры.

4.Национальные блюда.

Оргмомент:Круг радости.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, аленький цветок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

Учитель: Ребята. С каким временем года связаны эти стихи? Что происходит в природе в это время года? Какой праздник отмечают люди в этот день:

Что мы знаем об этом празднике?

Обряды Религия

Обычаи ДД Музыка

Традиции Письменная литература

Устное народное творчество

Вы получили предварительные задания по рядам. Одни должны были подготовить сообщения об эпических произведениях ,другие о сказках, третьи найти народные пословицы и поговорки.

1.Скажите , как называется предмет –символ детства девичьей жизни? Имеет круглую форму, высотой 10-15 см, украшен дорогими камнями, перьями филина- уки.

2.Днем ты – крылья мои,

Ночью – неразлучный друг.

Умрем – могила у нас одна.

Живы – жизнь у нас одна.

О каком верном и незаменимом спутнике своей жизни так говорили казахи?

3.Я начинаю – вы заканчиваете.

-цену родителей узнаешь, сам став …(родителем)

-добро совершить никогда не …(поздно)

-человек без друзей – что дерево без…(листьев)

-скромность украшает…(человека)

от отца переймешь героизм, от матери…(теплоту)

Лучшее украшение человека – не одежда .а знания.

Кісінің көркі киім емес- білім.

А в русском языке есть схожая поговорка. Какая?

Человека встречают по одежке – провожают по уму.

Вывод учителя: казахский народ в эпических сказаниях , сказках ,пословицах . поговорках учит и воспитывает у людей только добрые, лучшие, положительные качества. Традиций у казахского народа много , одним из них поговорим сегодня.

Мотивация познавательной деятельности учащихся на уроке:

«Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слова «праздник наурыз?»

Сегодня мы с вами будем говорить о Новом годе. Какой Новый год весной, спросите вы. Именно в ночь с 21 на 22 марта — в день весеннего равноденствия казахи встречали Новый год. «Наурыз» в переводе с персидского — «новый день». Празднование Нового года у казахов отмечено своеобразными чертами. Так казахи называли Наурыз также «Улыс кyні» («Первый день Нового года»), «Улыстын улы кyні» («Великий день народа»). Отношение народа к Наурызу характеризуется тем, что мальчиков, родившихся в этот день называли Наурызбай или Наурызбек, а девочек — Наурызгуль

Учитель: Наурыз. А что вы знаете об этом празднике?

У вас на столах лежат стикеры. Возьмите стикер зеленого цвета и напишите об этом празднике и прикрепите к дереву знаний.

Наверно вы догадались , что тема нашего воспитательного часа «Праздник Наурыз»

Сегодня мы узнаем, какую роль играл этот праздник в жизни казахского народа, какие традиции соблюдались, как проводились празднества.

Слайды 1-7 Ребята ,посмотрите внимательно и скажите ,что является символом Праздник Наурыз?
Из глубокой древности пришла к нам легенда о тюльпанах. В золотистом бутоне тюльпана было заключено счастье. Никто не мог раскрыть его, и только ребенку удалось открыть тюльпан. И до наших дней люди, увидев раскрывшийся тюльпан, испытывают радость, улыбаются. Тюльпаны стали символом праздником Наурыз Мейрамы и неслучайно , когда приходят первые весенние дни, а они приходят в марте, наши степи покрываются зеленым ковром трав и разнообразием прелестных цветов. А среди этой красоты тюльпаны радуют наши глаза своею нежностью и согревают своим теплом наши души.
Учитель: У каждого народа есть свои традиции и обычаи национальной культуры. У казахского народа имеются свои традиции и обычаи. Они делятся на хозяйственные, общественные, семейные и познавательные.
Некоторые из них сохранились до наших дней. Казахский народ придавал большое значение традициям гостеприимства, различным праздникам. В народе издавна были распространены праздники, отмечаемые с самого рождения человека.

Задание №1 – коржын- сумка – Учащиеся вытаскивая из сумки вопросы и отвечают на них: 1. Какие праздники отмечались с самого рождения человека? (бесик той, шилдехана, тусаукесу, сундет той и т.д).
2. Что выплачивала сторона жениха родителям невесты? (калым)
3.Шілдехана (праздник рождения)
4.Тұсау кесу(разрезание пут) 5. Беташар (свадьба) 6. Какое число у казахов считается магическим, приносящим удачу? 7. Бесикке салу (укладывание ребенка в колыбель).
Задание № 2 Творческая работа учащихся: написать эссе о празднике.

(рассказывают подготовленные дети)
1 ученик : 22марта – день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня равняется ночи. Стало традицией праздновать в этот день Наурыз. Это один из немногих нерелигиозных праздников народов Востока. Отмечают его и казахи, и татары, и узбеки, а история праздника восходит к «старине глубокой», когда древние земледельцы с приходом весны начинали новый год. С тех пор и повелось отмечать Наурыз (в переводе с персидского — новый год) как праздник Нового года.
2 ученик: В старину у казахов подготовка к Наурызу начиналась задолго до его прихода. Заранее доставали из сундуков праздничные наряды, в юртах наводили капитальную чистоту, а в ночь с 21 на 22 марта готовили традиционное блюдо – наурыз коже. Потом это угощение оставляли на дастархане вместе с другими национальными деликатесами и сладостями. Делали это потому, что, по поверью, пока хозяева спят, в их дом приходит старец Кыдыр-ата, который пробует оставленные блюда. Затем он либо благословляет хлебосольную семью и посылает ей удачный год, либо просто уходит, что не предвещает ничего хорошего.
3 ученик: В любом случае с самого утра двери в доме должны быть открыты для гостей. Причём сначала вошедший до дна выпивает пиалу с наурыз коже.. Осушая чашу, гость выражает своё уважение к хозяевам. Потом его усаживают за дастархан, приглашая разделить праздничную трапезу.
4 ученик: Традиционный бешбармак, варёное мясо, а также колбаса-шужук и прочие национальные блюда по обычаю в этот день должны запиваться кумысом, шубатом (верблюжьим молоком) или айраном. Во время еды должны звучать песни и бата – светлые пожелания на новый год. Хозяева же после основной пищи заставляют дастархан только что испечёнными баурсаками, жентом, блюдами из молочных продуктов и угощают собравшихся чаем. После трапезы гости благодарят за радушный приём и с добрыми словами отправляются в следующий дом.

5. Учитель: ребята, расскажите, как встречают наурыз в вашей семье?

Ученик: Наурыз отмечается в нашей семье. Мы заранее делаем уборку в доме и во дворе. Как у всех казахов: накрывается большой дастархан. Мама готовит разные сладости. Чего только нет на столе: и круглые пышные баурсаки, я люблю его есть со сметаной – каймаком и запивать чаем, жирный бешбармак и другие блюда. К нам в гости приходят наши родственники: дядя с тетей и моя старшая сестра с детьми. Потом мы выходим на улицу и встречаемся со своими друзьями.

Задание № 3 А сейчас мы попросим наших девочек накрыть нам праздничный дастархан. Для этого, из предложенных карточек с названиями различных блюд, нужно выбрать названия казахских национальных блюд. («Палау», «Драники», «Шубат», «Квас», «Борщ», «Самса», «Баурсаки», Чак-чак», «Курт», «Кумыс», «Наурыз-коже», «Иримшик», «Куырдак», «Манты»).

В праздник Наурыз готовят национальные блюда, в частности, наурыз коже, состоявший из семи компонентов

Задание № 4: Выберете из этого рисунка 7компонентов наурыз коже

5 Ученик: В Казахстане на праздник весеннего равноденствия готовят ритуальное блюдо (Наурыз коже). История его, как и праздника восходит к тем далеким временам, когда на территории Казахстана (и не только его) жили восточно-иранские племена саков, сарматов и прочих арийских кочевников. Коже едят досыта, чтобы весь следующий год был плодоносным. Существует поверье, если ты отведаешь Наурыз коже в семи домах, то год для тебя будет удачным. Наурыз коже — традиционное весеннее блюдо, которое включает в себя 7 обязательных элементов: воду, мясо, соль, масло, муку, пшено (рис, пшеница, кукуруза) и молоко — олицетворяющих 7 жизненных начал. Эти компоненты символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба.

Чтобы счастье и богатство были у вас в доме, дарим вам рецепт «Наурыз-коже». ( раздается рецепт присутствующим)

Задание № 5 В день праздника Наурыз люди играют в различные национальные игры и проводят состязания.

Какие игры вы знаете? Назовите их. (тогызкумалак, кызкуу, асык, тенге алу, байге, арканды тарту .кокпар).
Сегодня мы с вами поиграем в игру «Асык ойнау» (игра в альчик)), проводится игра с мальчиками класса.

Скажите для чего вы играли в эту игру, какие качества характера развивают эти игры?

Подводятся итоги.

Учитель: В этот день совершали взаимные визиты, обменивались поздравлениями, подарками и пожеланиями благополучия и достатка в будущем году. .

История праздника Наурыз имеет непростую судьбу. В эпоху сложения тоталитарной системы, когда все национальное было признано несущественным, а все упоминания о традиционном наследии причислены к анахронизмам и пережиткам древности, Наурыз мейрамы был отменен (1926 г.) Впервые после долгих лет забвения в Казахстане он праздновался в 1988 году и, как ни странно, получил широкий общественный резонанс. Официальное признание Праздник Наурыз приобрел 15 марта 1991 года после выхода Указа Президента Казахской ССР «О народном празднике весны — «Наурыз мейрамы». Президент страны объявил 22 марта, день весеннего равноденствия, праздничным днем — «Наурыз мейрамы». С этого времени началось широкое празднование «Наурыз мейрамы» по всей республике. Праздник широко распространен в странах, древняя культура которых была под влиянием Персидской империи. И естественно то, что в наши дни Наурыз является национальным и государственным праздником Исламской Республики Иран. Турции,Афганистан,Сирии. На территории СНГ праздник Наурыз в основном широко отмечается в республиках Средней Азии. Это: Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Наурыз-праздник весны

Автор: Мекенова Нуржамал Амирхановна

Дата: 01.04.2019

Номер свидетельства: 505624


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства