kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Музыкально-познавательное шоу с элементами театрализации "Легенды о цветах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить с миром цветов; развивать интерес к науке и искусству.

Оборудование: технические средства, фонограмма, букеты цветов, гирлянды, яркая одежда и обувь, флаг, сценическая одежда, реквизит.

Автор (выходит на сцену, украшенную цветами).

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища,

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

(В руках автора огромный букет цветов. После своих слов он бросает зрителям цветы.)

Чтец. За прошлые воспоминанья,

За мимолетность красоты,

За жаркий пепел увяданья

Люблю осенние цветы.

Они, вобрав зари прохладу

И облаков скользящий лет,

Спешат цвести, боясь, что радость

Нежданный холод оборвет.

Мечтой надежды обреченной

Цветы осенние горят,

Но вдохновенно, увлеченно

Любовь последнюю хранят.

(На сцену выходит девушка. На ее голове красуется венок из астр.)

Астра. Когда пыл осени вихрастой

Хлеба окрасит в желтый цвет,

Звезда лугов – земная астра –

Небесным звездам шлет привет.

Она глядит, раскрыв ресницы,

На темно-синий небосвод,

Где ее светлые сестрицы

Веселый водят хоровод.

(На сцене толпа людей из древнего села. На землю спустились сумерки. Астра присоединяется к толпе людей.)

Старик (задумчиво). Звезда не просто светящаяся точка, а точка, излучающая то голубой, то белый, то розовый свет. Свет звезды неодинаков.

Девушка. Батюшки! А ведь это верно.

Парень. Звезда словно зовет кого-то, посылает сигналы.

Девушка. Не только посылает, но и будто получает ответ с земли.

(Люди оборачиваются и видят цветок.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Музыкально-познавательное шоу с элементами театрализации "Легенды о цветах"»

ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ
(музыкально-познавательное шоу
с элементами театрализации)

Цель: познакомить с миром цветов; развивать интерес к науке и искусству.

Оборудование: технические средства, фонограмма, букеты цветов, гирлянды, яркая одежда и обувь, флаг, сценическая одежда, реквизит.


Автор (выходит на сцену, украшенную цветами).

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища,

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

(В руках автора огромный букет цветов. После своих слов он бросает зрителям цветы.)

Чтец. За прошлые воспоминанья,

За мимолетность красоты,

За жаркий пепел увяданья

Люблю осенние цветы.

Они, вобрав зари прохладу

И облаков скользящий лет,

Спешат цвести, боясь, что радость

Нежданный холод оборвет.

Мечтой надежды обреченной

Цветы осенние горят,

Но вдохновенно, увлеченно

Любовь последнюю хранят.

(На сцену выходит девушка. На ее голове красуется венок из астр.)

Астра. Когда пыл осени вихрастой

Хлеба окрасит в желтый цвет,

Звезда лугов – земная астра –

Небесным звездам шлет привет.

Она глядит, раскрыв ресницы,

На темно-синий небосвод,

Где ее светлые сестрицы

Веселый водят хоровод.

(На сцене толпа людей из древнего села. На землю спустились сумерки. Астра присоединяется к толпе людей.)

Старик (задумчиво). Звезда не просто светящаяся точка, а точка, излучающая то голубой, то белый, то розовый свет. Свет звезды неодинаков.

Девушка. Батюшки! А ведь это верно.

Парень. Звезда словно зовет кого-то, посылает сигналы.

Девушка. Не только посылает, но и будто получает ответ с земли.

(Люди оборачиваются и видят цветок.)

Мальчик. Астра! Вот астра! Цветок из леса! Значит, звезда!

Все. Астра! Звезда!

Астра. Мне нравится это имя! Я благодарна вам, люди!

Астра (с некоторой печалью). Астры – последняя улыбка осени. Астры – это радость и грусть, вечность красоты, терпеливость. Ведь они выдерживают морозы до семи градусов.

Седые астры пахнут осенью,

Промокшим пологом льняным.

Седые астры пахнут озимью,

Прогорклым инеем лесным.

Поблекший холод увяданья,

Как забеленное стекло,

Напоминает расставанье

С тем, что смеялось и цвело.

(Звучит тихая лирическая музыка. На сцене появляется Флора в венке из цветов.)

Флора.Озябшие степи. То дождик, то ветер,

То солнца полуденный зной,

Окрасил все степи, как небушко светел,

Барвинок, цветок голубой.

Флора. Я хочу поведать вам одну историю. Однажды мне захотелось спуститься на землю. Там я увидела фиалку, расправила ей лепестки и подарила необыкновенный, незабываемый запах. Фиалка так благоухала, что хотелось петь и танцевать.

Барвинок (увидев это). Дай и мне хороший запах, как у фиалки.

Флора (отказывает). Я этого делать не буду. Запах фиалки останется неповторимым.

Барвинок (продолжает просить). Тогда дай мне какой-нибудь дар, который сравнял бы меня с фиалкой. Я так похож на фиалку цветом, но ее все любят, а меня – никто.

Флора (снисходительно). Хорошо! Ты будешь цвести вечно, даже тогда, когда фиалка отцветет.

Барвинок (не унимается). Но если ты выполнила первую мою просьбу – не откажи и во второй. Сделай мои цветы более крупными, чем цветы фиалки.

Флора (недовольно). Хорошо! Я исполню и это, но помни, величина всегда была противоположностью глубины.

Барвинок (останавливает удаляющуюся Флору). Дай мне имя, Флора… Безымянный я, все равно что бродяга.

Флора (раздражительно). Ах, несносный! Ты хочешь во чтобы то ни стало победить свою скромную соседку! Так пусть же имя твое будет выражением твоего упорного характера. Отныне ты будешь называться «первинка – победитель».

Автор. С древних времен о барвинке слагают легенды, песни, предания. В народной поэзии барвинок стал символом любви, чести, молодости.

(На сцене девушка поет, пританцовывая.)

Девушка.От крыльца и до крыльца

Протяну узор венца.

Как стану я вести.

Да веночек плести,

Ой, венок, мой винце,

Хрещатый барвинце.

Я ж тебя вила, вила

Да с вечера до утра.

Повесила в садочке

На терновом шнурочке.

Мимо мамка шла,

Тот венок нашла,

Волю гневу дала,

Веночек порвала,

Ножками истоптала,

Черными чеботочками,

Золотыми подковочками.

(Во время исполнения звучит народная обрядовая музыка.)

Чтец.Васильки, васильки средь рядов пожелтевшего хлеба.

Васильки, васильки, как безоблачный полдень ясный,

Видно, это на землю упали осколочки неба,

Заставляя нас вспомнить забытые песни весны.

Автор. К прекрасным стихам нужна инсценировка. Смотрим и слушаем.

Небо (упрекает Ниву). Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.

Нива. Я тебе благодарна. Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви.

Небо (соглашается). Хорошо, если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.

Небо. Дарю тебе, Нива, цветы, похожие на меня. Это – васильки.

Нива. Я благодарна тебе за красоту.

Рассказчик. Близился вечер. Усталая лошадь не тащилась по пашне. А молодой парень Василий продолжал легко трудиться, идя за сохой.

За красавцем пахарем, укрывшись за камышами, неотрывно следила русалка. Когда Василий, окончив работу, подошел к реке умыться, не выдержала и появилась пред ним во всей своей красе. Они полюбили друг друга. У них было полное согласие во всем, кроме одного. Никак они не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в водную стихию, а он твердо стоял на своем: «Поселимся у пашни». Спорили долго и много. Русалка решила Василия превратить в скромный голубой цветок, думая, что ручейки дождя унесут его в воду. Но цветок крепко и до сих пор держится за пашню.

Автор. У славян с васильками связано два праздника. Это – «Пошел колос на ниву» и «Именинный сноп».

Первый праздник отмечали, когда на ниве появлялись колосья. Проводилась игра-обряд.

Игра-обряд

Парни и девушки собирались на окраине села. Становились в два ряда против друг друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее ждали родители. За ней все тоже шли в село.

Шествующие пели:

Пошел колос на ниву,

На белую пшеницу,

Уродись на лето,

Рожь с овсом,

Со дикушей, со пшеницей.

«Именинный сноп» проводили перед уборкой хлеба. Хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и называли именинником.

Рассказчик. Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона, кроме драгоценных камней и золота, был найден в саркофаге маленький венок из васильков. Цветы высохли, но сохранили свою форму и цвет.

(В записи звучит песня «Василек» из репертуара Н. Ветлицкой. Исполняется танец «Василек».)

Чтец. Наливаются гроздья рябины,

Журавли расставанья трубят.

В палисаде цветут георгины,

Как последние листья горят.

(В записи звучит песня «Городские цветы», муз. М. Дунаевского.)

Рассказчик. В Европу георгины были завезены из Мексики свыше четырехсот лет назад. Из Испании растение переселилось в другие страны. В России первое название цветка «Дания» было переименовано в «Георгин» в честь профессора Петербургской Академии наук Георга Готлиба. По древней легенде георгины появились на месте ледникового периода. Это был знак того, что оледенение не вечно, что жизнь на земле продолжится. Предсказание цветов сбылось. До сих пор под красивой радостной расцветкой они скрывают грусть расставания с людьми.


Чтец.В травяном зеленом инее,

Схожий с выпушками крыл,

Новорожденный дельфиниум

Очи знойные раскрыл.

Над цветочными узорами,

У излучины реки,

Лепестками, точно шпорами,

Подгоняет ветерки.

(В записи шум воды в реке. Слышны всплески, птичьи голоса.)

Рассказчик. Греческие легенды утверждают, что когда-то в Древней Элладе цветок дельфиниум получил свое название за сходство бутонов с головой дельфина. (На сцену выходит юноша, в руках его изваяние девушки, которая умерла. В записи звучит морской прибой. Море имитируют голубой тканью. В исполнении Ю. Антонова звучит песня «Море, море…».)

Юноша. О, милая Жаннета, вернись ко мне. Я люблю тебя, вдохну в тебя земную жизнь. О, боги!

(Раздается удар грома. Наступает тьма, но быстро исчезает. На берегу видим красивую девушку, в руках ее венок из красивых цветов. В волнах мелькают спина и плавники дельфина.)

Жаннета (вглядываясь в даль моря). Мой милый Франсуа! Я жду тебя! Я буду ждать тебя всегда, всю жизнь!

Ветер (уверенно). Жди, надейся! Любовь победит!

Волны (рокочут). Только жди!

Жаннета. Я верю, я жду!

(В волнах мелькает дельфин. Он подплывает к берегу. Девушка видит дельфина: во рту он держит нежный цветок.)

Дельфин. Дарю тебе цветок, названный в честь меня дельфиниумом. Храни память о нашей любви. Пройдет время, и мы будем вместе.

Автор. Особое место среди цветов занимает роза. О ней сложено много песен, стихов, сказок, легенд. Роза – королева цветов. Ее красота вызывает чувство восхищения.

(В записи звучит песня из репертуара А. Малинина «Розы алые».)

Чтец. Розы – сестры зари. Цвет их цвету зари равнозначен…

Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,

А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,

Подойди, посмотри на цветы в озарении пылком,

На цветы, наводящие тихую светлую грусть…

Розы ранние схожи с открытой детской улыбкой,

На седую старушку похож увядающий куст.

Замолкают вдали молодых соловьев голоса,

Отыщи свою розу.

Не спеши, не пройди мимо розы.

Помни, розу одну дважды видеть цветущей нельзя.

(В записи звучит песня «Белые розы» в исполнении группы «Ласковый май».)

Рассказчик. Родиной королевы цветов является Персия. По-персидски розу называют «гюль». Персидский поэт Омар Хайям посвятил ей много стихов. В Древней Греции роза посвящалась богине красоты Афродите. Венками из роз украшали невест.

Римляне верили, что роза вселяет в сердца мужество, поэтому вместо шлемов на голову воинов надевали венки из роз. Император Нерон заплатил целый бочонок золота за розы, привезенные в зимнее время из Египта для одного пира.

Французы создали Театр роз, где героями пьес являются цветы.

Розы бывают белыми и розовыми, желтыми и темно-красными. На Гавайских островах растут черные и голубые розы. А в Румынии вывели изумрудную розу. Ее лепестки напоминают крылышки стрекоз. Рассказ о розе можно закончить строками из книги «О свойствах трав древнефранцузского врача Одо: «Право цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обилием целительных качеств».

(Звучит музыка Вебера. Показ хореографической миниатюры «Видение розы».)

Автор. Есть такая небольшая легенда о ромашках, которые очень похожи на зонтики.

По легенде они в давние времена были зонтиками у маленьких степных гномиков. Начинается в степи дождь, гномик укроется ромашкой и шагает по степи, поднимая цветок над головой. Дождь стучит по ромашковому зонтику, струйками стекает с него, и гномик остается совершенно сухим.

(В записи звучит песня «Ромашка», муз. В. Кривошея, сл. О. Заковоротневой, С. Швец.)

Чтец. Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем,

Белокурые ромашки

Травы красят белой кистью,

И звенит, звенит протяжно

Жаворонок в синей выси.

Рассказчик. А еще ромашки похожи на удивленные глаза. Тайн у ромашки великое множество. Она – прародительница пышной хризантемы. Хвалят цветок за медоносность, лекари врачуют зубную боль, простуду. Если посадить ромашки вокруг яблонь, деревья не будут страдать от яблоневой плодожорки, капусту оберегают от гусениц, флоксы и другие цветы – от тлей. Волосы, промытые в ромашковом отваре, примут красивый золотистый оттенок. Если ее отваром умываться, кожа лица становится бархатной и нежной.

(Под музыку В. Кривошея к песне «Ромашка» исполняется танец.)

Автор. Что сказать о хризантеме? Мы знаем, что она родственница ромашке. В осенние дни, когда природа становится бедной цветами, приятно получить или подарить кому-то букет белых хризантем. Белый цвет – символ невинности, чистоты. Хризантема в Японии – символ солнца, символ нации.

Чтец. В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре…

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

Японцы издавна отмечают праздник хризантем. В этот день они распевают песни, декламируют стихи, украшают себя гирляндами цветов. Октябрь у японцев считается месяцем хризантем. У китайцев месяцем хризантем считается девятый месяц (сентябрь). Японцы и китайцы употребляют хризантемы в пищу. Хризантемы очень стойкие цветы, выживают даже под снегом. Цветы напоминают своей формой звезды и планеты.

(В записи звучит песня «Волшебный цветок» из м/ф «Шелковая кисточка».)

Автор. Одним из терпеливых и интересных является цветок эдельвейс.

Растет он в горах среди снега,

Где холод ущелий жесток.

Народ Прометеевым цветом

Зовет недоступный цветок,

За то, что цветочное пламя

Прекрасно, как добрая весть,

За то, что навеки корнями

Прикован к горам эдельвейс.

Рассказчик. Эдельвейсом покоряют сердца самых недоступных красавиц. Как доказательство преданной любви юноши приносят девушкам горные эдельвейсы.

В одной из легенд рассказывается, как одна красавица объявила, что выйдет замуж только за того, кто подарит ей букет эдельвейсов. Многие юноши уходили в горы и возвращались ни с чем. Спустя много лет она получила от одного из юношей букет эдельвейсов, но взять ее замуж он отказался, потому что увидел перед собой состарившуюся женщину.

(Под музыку Мишеля Жаре исполняется хореографическая картинка.)

Автор. Многими народами издавна отмечаются праздники цветов. Греки отмечали праздники гиацинтов и лилий, на которых девушка в образе Афродиты переезжала из храма в храм в перламутровой колеснице, запряженной белыми голубями. По всему пути шествия «богиню» осыпали лепестками.

(Действие показать с помощью театра теней.)

Автор. Интересно проводится день мимозы в Югославии. Он начинается с шествия стрелков, которые выстрелами оповещают о начале праздника. После выстрелов на площади начинают играть любительские оркестры. Люди поют, танцуют, держа в руках веточки мимозы, оповещая тем начало весны.

(Показ данной ситуации с помощью пантомимы.)

Рассказчик. Первого марта немцы отмечают день фиалки. В середине мая голландцы отмечают день тюльпанов.

Особенно много праздников отмечают в Японии и Китае. В феврале – праздник цветения слив, в марте – персиков, в апреле – вишен, в июне – пионов, в октябре – хризантем.

(На экране демонстрируются слайды. Звучит – музыка.)

В Японии и весной, и осенью организуются выставки цветов. Осенние хризантемы выставляют даже на платформах железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей.

Автор. У славян существует праздник Ивана Купала (Ивана Травника). В эти дни собирали травы для лечения, когда в них скапливались самые целебные соки. Смельчаки отправлялись в нехоженые чащобы в поисках цветка папоротника, который, по преданию, расцветал в ночь с шестого на седьмое июля.

(Демонстрация слайдов о папоротнике. В записи звучит песня М. Пляцковского «Живет повсюду красота».)

На сцену выбегает мальчик в русском костюме. Под русскую народную музыку он пляшет, приговаривая:

Колокольцы-бубенцы,

Разошлись удальцы:

Дили-дили-дили-дон,

Что за звон, откуда он?

(Слышится звон бубенцов.)

Мальчик. Слышите! Это несут королеву роз к площади на поднятых руках четверо молодцев, а впереди ряженые в руках с колокольчиками и бубенцами.

(Процессия останавливается перед колесницей. В ней восседает царь Севт в окружении оруженосцев.)

Царь Севт (торжественно). Уважаемые подданные! Мы должны гордиться нашим царством и славными традициями наших предков. Будем и далее возделывать розы. Ведь роза не только символ счастья, но и символ бессмертия, благодарности и вечного благополучия.

(Царь взмахивает рукой. Звучат фанфары, в небо взмывает флаг праздника с изображением розы.)

Царь Севт (преклоняет колени перед королевой роз, подает ей руку). Красавица королева роз! Подай мне руку, взойди на трон. Я приравниваю твою красоту к королевской власти.

(Ведет королеву к трону.)

Церемониймейстер. Музыка, греми! Лепестки роз, закружитесь в вихре танца.

(Лепестки кружатся, за ними следуют девушки-розы. Они плавно проводят над лепестками руками, изображая их сбор.)

Королева. А вот и розы!

(Они в розовых плащах, розовых шапочках, розовых сапогах. За ними появляются юноши в бледно-розовых жилетах, бледно-розовых шапочках и панталонах.)

Царь Севт. А вот и сильный пол пожаловал!

Юноша (от имени шиповника). Вот подарки королю и королеве, по корзине лепестков роз.

Девушка (от имени роз). И по жбану розовой воды.

Король. Благодарим судьбу!

(Король с Королевой осыпают лепестками гостей и окропляют их розовой водой.)

Роза. Объявляется игра. Крути-верти, роза.

Один из детей намазывает палец сажей и сжимает пальцы в кулак. Каждый из играющих разгибает один палец. Кому попадает намазанный сажей, тот – водящий. Участники игры встают в круг, на середину выходит водящий с прыгалкой. Он держит ее за один конец, другой опускает на землю. Вращая ее вокруг себя, произносит нараспев:

Крути-верти, роза,

Зелена, пригожа.

Не расти красиво

Всем людям на диво.

Кто едет – ломает,

Кто идет – щипает;

Не стой у дорожки,

Прячь скорее ножки!

Водящий старается попасть прыгалкой по ночам стоящих в кругу игроков, которые подпрыгивают, пропуская ее под ногами. Кого прыгалка заденет, тот из игры выбывает. Как только водящий «выбьет» всех из круга, игра заканчивается.

Автор. Предлагаю экскурсию на выставку цветов. Жюри будет нас сопровождать, отберут самые лучшие работы по такому принципу: лучший букет; лучший венок, лучшая гирлянда, лучшая икебана.

(Подводятся итоги, дети награждаются призами, дипломами.)

Автор. Цветы растут везде. И если они достойны стихов, песен, легенд, преданий, то также достойны того, чтобы в их в честь отмечались праздники.

Чтец.Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Прелестные наследники природы –

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят,

Они нам продлевают время встреч,

Откладывают время расставанья,

Мы души и сердца должны беречь

От хищных рук, от зла и прозябанья,

Любая мысль возвышенной мечты

Тогда лишь перельется в ликованье,

Когда пред нею склонятся цветы,

Посредники живого пониманья.

(В записи звучит «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Все танцуют вальс. На головах венки. Это красиво! Хочется думать только о хорошем!)

С о в е т ы о р г а н и з а т о р а м п р а з д н и к а:

Одежда и актеров, и зрителей (по желанию) должна быть яркой, пестрой. На выставке и в зале букеты цветов в вазах напольных, настольных, настенных. Гирлянды висят даже под потолком. И венки, кругом венки. Звучат песни о цветах. Участники поют, танцуют, радуются. Это праздник красоты, радости.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Музыкально-познавательное шоу с элементами театрализации "Легенды о цветах"

Автор: Зеленова Ольга Александровна

Дата: 24.12.2015

Номер свидетельства: 269931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства