Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
Данная методическая разработка представляет собой рекомендации по организации внеклассной и внеурочной работы на примере проведения тематического классного часа в форме тренингового занятия как способа активизации обучения, направленного на формирование основных жизненных компетенций и социальных установок студентов по правам человека. Предназначена для использования в работе классных руководителей и мастеров производственного обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методические рекомендации по проведению классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
6
3.1. Общая характеристика классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности».
6
3.2. Материально-техническое обеспечение классного часа
7
3.3. Структура классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
8
3.4. План классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
9
4.
Выводы
18
5.
Список используемых источников
19
6.
Приложения
20
1. Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой рекомендации по организации внеклассной и внеурочной работы на примере проведения тематического классного часа в форме тренингового занятия как способа активизации обучения, направленного на формирование основных жизненных компетенций и социальных установок студентов по правам человека. Предназначена для использования в работе классных руководителей и мастеров производственного обучения профессионально-технических учебных заведений. Методическая разработка внеклассного мероприятия: Классный час на тему: «Права человека: Мои права и обязанности» рассчитана на студентов всех курсов.
2. Введение
Правовая проблематика на сегодняшний день актуальна в связи с тем, что государство социальную функцию защиты своих граждан адресует к гражданскому обществу как самоорганизующейся реальности. Насколько такое общество продуктивно в данном случае обсуждению не подлежит. Важно другое – насколько граждане страны способны эффективно освоить правовое пространство регулирования отношений, чтобы быть способными защитить себя документально и фактически в сложных переплетениях различных социальных коллизий.
Понятно, что юное поколение легче приобщить к будущей взрослой юридически грамотной жизни. Потому что данный возраст – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого осуществляется развитие и становление личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это ещё и период, когда студент находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов.
Важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания студенческой молодежи в духе мира, толерантности и взаимного уважения. Так как им свойственно расти и становиться взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям.
Таким образом, становится очевидным, что тема правового воспитания студентов является актуальной, так как обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Именно поэтому считаю необходимым ознакомить студентов с их правами и обязанностями, основными положениями Всеобщей декларации прав человека. И основой этого процесса является методическая разработка классного часа на тему: «Права человека: Мои права и обязанности».
Новизна и преимущества данной методической разработки заключается в использовании методики проведения классного часа в форме тренингового занятия как способа активизации обучения, направленного на формирование основных жизненных компетенций и социальных установок студентов.
Работа на классном часе групповая, что способствует воспитанию ответственности и уважительного отношения к другим людям, развитию умения и навыков работы в коллективе. Уровень подачи материала доступный. В качестве средства по изучению материала и первичному закреплению является работа по карточкам, работа с документами. При проведении классного часа большую роль играет смена видов деятельности, различные приёмы, которые способствуют поддержанию интереса студентов к теме.
3. Методические рекомендации по проведению классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности».
3.1. Общая характеристика классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
Тема занятия: «Права человека: «Мои права и обязанности».
Общая цель занятия: ознакомление студентов с основными правами и обязанностями человека и гражданина, основными положениями Всеобщей декларации прав человека.
Образовательные цели:
Обучающие:
- сформировать знания об основных правах и обязанностях человека;
- формирование навыков и умений работы с различными источниками, и извлечения из них нужной информации;
- формирование умения доказательно излагать мысли;
- совершенствовать навыки монологической речи и ведения диалога.
Воспитательные:
- формирование и воспитание правовой культуры студентов;
- воспитание чувства ответственности за свои действия;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважительного отношения к правам и свободам другого человека.
Развивающие:
- развитие правовой компетентности студентов;
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- развитие навыков работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни;
- развитие интеллектуальных качеств, таких как самостоятельность, гибкость мышления, умение обобщать и анализировать;
- развитие навыков коллективной и самостоятельной работы;
- развитие коммуникативных навыков, логического мышления, профессионального интереса.
Тип занятия: тематический классный час.
Форма проведения классного часа: лекция с элементами тренинга.
Методы и техники, используемые на тренинге: групповая дискуссия, игровые методы, моделирование ситуаций, медитативные техники.
Методическая цель: продемонстрировать преимущества методики проведения классного часа в форме тренингового занятия как способа активизации обучения, направленного на формирование основных жизненных компетенций и социальных установок студентов.
3.2. Материально-техническое обеспечение классного часа: ноутбук; мультимедийный проектор; экран; классная доска; плакат списочного состава; смайлики; плакат с темой классного часа; маркеры; карандаши; мелки; плакат с силуэтом человека; игровое поле; фишки; кости (кубики); бонусные карточки «солнце»; карточки препятствия «облако»; текст Всеобщей декларации прав человека (раздаточный материал по количеству студентов); задания для самостоятельной работы в группах (6 экземпляров); презентация; кластер; листы бумаги; наборы карточек (5-6) по количеству групп; ватманы (5-6) по количеству групп; плакат с ключом соответствия прав, определенных во Всеобщей декларации прав человека, и карточек; цветные листы бумаги; ручки; ножницы; двухсторонний скотч; магниты.
3.3. Структура классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
1. Организационная часть:
1.1. Предварительная подготовка аудитории к занятию, организация рабочего места.
1.2. Организация деятельности студентов:
1.2.1. Приветствие.
1.2.2. Проверка списочного состава студентов.
1.2.3. Определение эмоционального фона студентов.
2. Вступительная часть:
2.1. Мобилизация внимания студентов.
2.2. Мотивация классного часа:
2.2.1. Ознакомление с темой классного часа.
2.2.2. Ознакомление с целью классного часа.
2.2.3. Сообщение форм проведения классного часа.
2.2.4. Сообщение о значимости темы.
2.2.5. Разминка.
3. Основная (содержательная) часть.
3.1. Информационное сообщение «Что такое право».
3.2. Упражнение «Человек и права человека» (упражнение выполняется в несколько этапов).
3.2.1. Этап 1: Групповая дискуссия «Что значит быть человеком» (Обратная связь).
3.2.2. Этап 2: Ситуативно-моделирующая «Игра жизни».
3.2.3. Этап 3: Информационное сообщение «Всеобщая декларация прав человека».
3.3. Работа в группах.
3.4. Деловая игра «Как вы думаете?»
4. Подведение итогов классного часа и рефлексия.
3.4. План классного часа на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности»
1. Организационная часть:
1.1. Предварительная подготовка аудитории к занятию, организация рабочего места:
Аудитория должна быть чисто убрана, проветрена, по необходимости декорирована цветами.
Тема классного часа может быть написана на доске или плакате, где, кроме нее, указываются вопросы, подлежащие обсуждению.
На листе бумаги в качестве афоризма можно привести слова выдающейся личности или цитату из известной книги.
1.2. Организация деятельности со студентами:
1.2.1. Приветствие.
Например: Добрый день ребята! Я рада Вас видеть, и очень хочу начать работу с Вами! Хорошего Вам настроения!
1.2.2. Проверка списочного состава студентов (Приложение 1).
1.2.3. Определение эмоционального фона студентов.
Вопрос: Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на классный час?
Предлагаем выбрать смайлик (Приложение 2) своего настроения и прикрепите его на плакат напротив своей фамилии.
2. Вступительная часть:
2.1. Мобилизация внимания студентов:
Зачитывается стихотворение, по которому студенты сами определяют тему классного часа.
Я взяла себе в помощники неизвестного юного поэта, скорее всего вашего ровесника. Послушайте его стихи:
Я – ребёнок, я – человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идёт война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Вопрос: Как Вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе?
2.2. Мотивация классного часа:
2.2.1. Ознакомление с темой классного часа.
Ребята, всем вам приходилось сталкивать с ситуациями, когда нарушались ваши права. К сожалению, права человека нарушаются во всем мире. Но не каждый человек знает, что он может защитить себя, отстоять свои права. В этом нам поможет сегодняшний классный час, его тема: «Права человека: «Мои права и обязанности».
2.2.2. Ознакомление с целью классного часа.
Цельнашего с вами классного часазаключаются в ознакомление с основными правами и обязанностями человека и гражданина, основными положениями Всеобщей декларации прав человека.
2.2.3. Сообщение форм проведения классного часа.
Наш классный час будет проходить в форме лекции с элементами тренинга.
2.2.4. Сообщение о значимости темы.
Словосочетание «права человека» в последнее время стало довольно известным. Каждый по-своему понимает значение этих слов. На классном часе мы не только ознакомимся с понятиями «человек», «права человека», «достоинство человека», но и узнаем об их важной роли в нашей жизни, о международных документах, которые гарантируют каждому из нас возможность защитить свои права.
2.2.5. Разминка.
Для начала поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны.
Раздаются карандаши, часть оставляем у себя.
- Игра началась! Играем.
Учащиеся приходят в замешательство. Через 30 секунд, удивляемся, что учащиеся не умеют играть, затем объясняем, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету.
- Игра началась! Играем.
Быстро останавливаем игру и требуем передавать карандаш через левое плечо.
- Снова играем.
Опять останавливаем игру, и по своему усмотрению, объявляем победителей.
Вопрос: Что вам не понравилось в ходе игры?
Ответ: Нечестность.
Вопрос: Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно?
Ответы: В игре должны быть правила.
Они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.
На доске записываются слова: ясность, четкость, стабильность, равенство.
Вопрос: Как вы думаете, почему мы начали классный час с игры?
Наша жизнь – игра. И на классном часе мы познакомимся с самыми важными правилами этой игры – нормативными документами (декларация, конвенция, законами). Нормативные документы регулируют все стороны нашей жизни, а незнание их может привести к замешательству (которое было у нас в игре). Полагаю, что на примере разминки мне удалось убедить вас в серьезности и значимости нашей темы.
3. Основная (содержательная) часть:
3.1. Информационное сообщение «Что такое право» (Приложение 3).
Во время рассказа целесообразно записывать ключевые слова на доске в логической последовательности. Это поможет учащимся самостоятельно сформулировать определение. После завершения сообщения проводится обсуждение.
Предлагается дать определение «праву», опираясь на полученную информацию и используя все три признака права.
Право ̶ это важнейшие для совместной жизни и общие для всех людей правила поведения, которые должны охраняться государством.
Вопрос для обсуждения: Для чего нужно знать и соблюдать правила?
3.2. Упражнение «Человек и права человека».
Упражнение выполняется в несколько этапов:
3.2.1. Этап 1: Групповая дискуссия «Что значит быть человеком» (Обратная связь).
В верхней части большого листа пишем рядом слова «человек» и «права человека», под словом «человек» рисуем круг или силуэт человека, либо используем готовый бланк плаката (Приложение 4). Далее просим учащихся назвать, какие качества характеризуют человека, и вписываем называемое в центр круга/силуэта. Например: ум, доброта.
Далее спрашиваем учащихся: что, по их мнению, необходимо, чтобы защитить, усилить и развить человеческие качества. Ответы записываются вне круга/силуэта. Например: «образование», «семья», «дружба». Просим учащихся объяснить их значение.
Сохранить этот список для использования во второй части темы.
Вопросы для обсуждения:
Что значит «быть человеком»?
Чем это понятие отличается от понятий «выживать», «быть живым»?
Что необходимо людям, чтобы жить достойно? (обдумайте, опираясь на перечень, который записано вокруг круга/силуэта)
Все ли люди одинаковые?
В чем ценность различий между людьми?
Возможно ли у нас отнять любые существенные качества? Например, способность общения человек с помощью языка.
Останетесь вы человеком, если потеряете дар речи?
Что происходит, если кто-то пытается отнять у нас нечто, необходимое для сохранения чувства собственного достоинства?
Объясняем учащимся, что все слова, понятия, записанные в центре круга/силуэта, связанные с понятиями «достоинство человека», «человеческая полноценность». А то, что записано вокруг круга/силуэта, необходимо для сохранения достоинства человека, то есть потребности человека. Права человека основываются именно на таких потребностях.
3.2.2. Этап 2: Ситуативно-моделирующая «Игра жизни».
Вывешиваем на доску игровое поле «Игра жизни», по примеру того, что приведено в приложении 5.
Объединяем учащихся в три-четыре команды и каждой команде даем фишку.
Объясняем учащимся правила «Игры жизни» (Приложение 6).
В ходе игры фишка команды попадает на бонусную карточку «солнце» (Приложение 7) или на карточку препятствие «облако» (Приложение 8), игрок, бросавший кости, выбирает из колоды карточку и зачитывает ее вслух. Игроки должны выполнить инструкции, изложенные на карточке, и положить ее обратно под низ колоды.
Итог игры:
Когда одна из команд дойдет до финиша, поздравляем её с победой.
Задаем учащимся следующие вопросы:
Что вы чувствовали, когда с вашими правами не считались?
Как вы думаете, почему люди подавляют права других людей? Что заставляет их так поступать? (Записываем ответы на доске).
Хотелось ли бы вам жить в совершенном мире, где люди считаются с правами друг друга?
Вопрос: С какими документами, защищающими права человека вы знакомы?
Выслушав ответы, подводим итог.
3.2.3. Этап 3: Информационное сообщение «Всеобщая декларация прав человека».
Предоставляем учащимся краткую информацию о Всеобщей декларации прав человека (Приложение 9).
Зачитываем выдержку из Всеобщей декларации прав человека:
«...определения достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира» (Преамбула).
3.3. Работа в группах.
Организовываем работу учащихся по группам. Объединяем учащихся в 6 групп. Каждая группа размещается за отдельным столом и снабжается текстом документа и заданиями для самостоятельной работы в группах (Приложение 10).
Текст Всеобщей декларации прав человека разбит на части для работы в группах (Приложение 11). Учащиеся работают с той частью документа, где указан номер группы (необходимо ознакомить с сокращённым и полным вариантом обозначенной части документа).
Определяем группы прав человека, о которых говорится в документе, используя кластер в презентации, кратко рассказываем о классификации прав (Приложение 12, слайд 1, 2, 3, 4, 5).
В ходе работы учащиеся определяют группы прав, которые упомянуты во Всеобщей декларации прав человека, составляют и выступают с отчетом по содержанию статей, заполняют свою часть кластера (Приложение 13).
Защита учащимися отчетов (кластеров). Для презентации каждой группе отводится 2 минуты. Участники других групп слушают объяснение и переносят кластеры себе в бланк.
Заслушивается отчёт 1 группы учащихся о содержании 1-5 статей Всеобщей декларации прав человека. Подводим итог и сверяем заполнение кластера учащимися 1 группы с кластером в презентации (Приложение 12, слайд 6).
Заслушивается отчёт 2 группы учащихся о содержании 6-10 статей Всеобщей декларации прав человека. Подводим итог и сверяем заполнение кластера учащимися 2 группы с кластером в презентации (Приложение 12, слайд 7).
Заслушивается отчёт 3 группы учащихся о содержании 10-15 статей Всеобщей декларации прав человека.
Подводим итог и сверяем заполнение кластера учащимися 3 группы с кластером в презентации (Приложение 12, слайд 9).
Сообщаем учащимся, что есть права, без реализации которых человек оказывается лишенной всякого достоинства игрушкой в политических играх. Это политические права и свободы (Приложение 12).
Заслушивается отчёт 4 группы учащихся о содержании 16-20 статей Всеобщей декларации прав человека. Подводим итог и сверяем заполнение кластера учащимися 4 группы с кластером в презентации (Приложение 12, слайд 10).
Помогаем учащимся объяснить право на свободу мысли, совести и религии (Приложение 12).
Заслушивается отчёт 5 группы учащихся о содержании 21-25 статей Всеобщей декларации прав человека. Подводим итог и сверяем заполнение кластера учащимися 5 группы с кластером в презентации (Приложение 12, слайд 11).
Помогаем учащимся объяснить экономические, культурные и социальные права (Приложение 12).
Заслушивается отчёт 6 группы учащихся о содержании 26-30 статей Всеобщей декларации прав человека. Подводим итог и сверяем заполнение кластера учащимися 6 группы с кластером в презентации (Приложение 12, слайд 12).
Особо отмечаем, что ст. 28, 29, 30 говорят, что ни одно право или свобода не будут реализовываться без исполнения обязанностей (Приложение 12, слайд 13, 14).
Далее предлагается всем принять участие в игре «Как вы думаете?».
3.4. Деловая игра «Как вы думаете?»
В начале упражнения раздаём каждой группе наборы карточек (Приложение 14) и лист ватмана, на котором изображены три колонки: В некоторых случаях; в большинстве случаях; всегда (Приложение 15).
Формулируем группам задания: «Прочитайте, что написано на карточках, положите каждую в ту колонку на листе, где, как вы считаете, она должна находиться. Например, на одной из ваших карточек написано: «Нельзя пытать».
Если вы считаете, что запрет действует ВСЕГДА, положите карточку в эту колонку.
Если считаете, что это правильно в большинстве случаев положите ее в среднюю колонку. Если считаете, что этот запрет действует только В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ, положите ее на левое крайнее поле».
Вторая задача: «Подготовьте аргументы, почему именно в этой колонке, по вашему мнению, должна быть размещена карточка» (время выполнения: 7 мин.).
Группы представляют свои наработки.
Объясняем учащимся, что карточки на центральном поле описывают те права, которые, по мнению учащихся, должны иметь все люди, независимо от пола, возраста, цвета кожи, то есть, при любых обстоятельствах. Обращаем внимание учащихся, на составленный перечень похож на Всеобщую декларацию прав человека, поскольку в ней перечислены все основные права и свободы (Приложение 16).
4. Подведение итогов классного часа и рефлексия.
В конце классного часа следует предоставить учащимся возможность высказать свое мнение о том, интересна ли им тема занятия, что нового они узнали, пригодятся ли им в дальнейшем эти знания.
Обращаем внимание учащихся на то, что, высказывая свое отношение к тому, что происходило на классном часе, они реализуют свое право на свободу слова.
Возможные вопросы учащимся:
Что на классном часе было новым?
Что было главным?
Что было интересным?
Что вызвало затруднения?
Для чего необходимо знать права человека?
Кто гарантирует обеспечение прав?
Как необходимо относиться к правам других людей? Объясняем учащимся, что каждый человек всю свою жизнь должен знать и соблюдать права человека.
В заключение предлагаем учащимся взять цветной лист бумаги, обвести свою ладонь, вырезать. В центре ладони написать свое имя, а на пальчиках – самые важные, по их мнению, права человека. Готовые ладошки прикрепите к глобусу (Приложение 17).
Предлагаем учащимся выбрать смайлик своего настроения и создать ещё защитный экран для всего человечества из улыбок.
Данная методическая разработка окажет практическую помощь классным руководителям, мастерам производственного обучения при воспитании у учащихся правового сознания. Каждый учащийся будет знать свои права и обязанности, если классный руководитель и мастер производственного обучения выполнит два условия: доброжелательный интерес взрослого к знаниям учащегося и систематичность занятия.
Практическая ценность методической разработки в том, что в процессе ее реализации в училище создадутся условия, дающие возможность сформировать активную, творческую и свободную личность.
Ожидаемым результатом реализации методической разработки на тему: «Права человека: «Мои права и обязанности» будет приобретение учащимися знаний: определений «человек», «права человека», «достоинство человека»; основных прав и обязанностей человека; основных характеристик прав человека по группам; также учащиеся приобретут навыки и умения практически выделять различные группы прав человека; работы с законами, нормативными документами и практического применения их в жизни; доказательно излагать мысли; взаимодействовать с членами малой группы.
Специфической особенностью данной методической разработки является творческий подход к изложению материала, и использование активных формы проведения классного часа.
Весь предлагаемый материал следует тщательно изучить и адаптировать к уровню понимания учащихся конкретной группы. Предоставляемые теоретические знания обязательно должны быть закреплены посредством игровой, практической деятельности. Важно не только давать знания, но и создавать условия для практического применения.
При подготовке методической разработки были учтены такие особенности учащихся, как способность к общению, психологический настрой, самореализация и эрудиция.
5. Список использованных источников
1. Изучаем права ребенка: методическое пособие для педагогов, представителей социальных служб и общественных организаций, которые работают с детьми и для детей. – Симферополь, 2002. – С. 32–33.
2. Права дитини: від витоків до сьогодення: зб. текстів, метод. та інформ. матеріалів: метод. видання / авт.-упор. Г.М. Лактіонова (кер.), Л.В. Пироженко, О. В. Сухомлинська. – К.: Либідь, 2002. – 280 с.
3. Права человека: просвещение, преподавание, информация // Бюллетень Молодежного Центра прав человека и правовой культуры – выпуск 1. – 2001. – С.19–21.
4. Пронькин В.Н. Живе право: цікава енцикл. практич. права: кн. Для учня / В.Н. Пронькин, А.Б. Гутников. – С-Пб., 2000.
5. Твої права / Ліга прав дітей та молоді. – К., 2000.
6. Усвідомлене право – право на кожен день: посібник для тренера-початківця, який працює в області правової просвіти / упоряд., загальн. ред. Т. П. Авельцевої, Н.В. Зимівець. – Дніпропетровськ: Січ., 2001. – 315 с.
7. Интернет ресурсы.
6. Приложения
Приложение 1
Списочный состав учащихся
№ п/п
ФИО учащегося
Присутствуют на классном часе
С каким настроением вы пришли сегодня на классный час?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Приложение 2
Образцы смайликов
Приложение 3
Информационное сообщение «Что такое право».
Право – это спрятанная от наших глаз страна, которую можно только представить и пережить в глубине своей души. Мир права предстает перед нами то в виде различных прав и обязанностей, и тогда мы говорим: «Я имею право! Я должен»; то проявляется в наших действиях, когда, например, мы покупаем хлеб, или в действиях судьи, который выносит решения; иногда право возникает в форме определенных мыслей и переживаний о том, что правильно и справедливо. А чаще всего люди узнают право, когда оно проявляется перед нами в виде правил и законов. И всё это – разные проявления одного и того же света прав. Естественно, что каждый человек переживает мир права по -своему. Поэтому споры о праве не утихают до сих пор и вряд ли когда-нибудь прекратятся.
Право вобрало в себя такие религиозные, моральные, экономические, политические и другие правила, без которых становится невозможным совместная мирная жизнь людей в обществе. Представим на минутку, что все люди стали бы воровать, убивать, ломать здания... Нормальная жизнь прекратилось бы. Среди всех правил поведения выделяют наиболее важные, необходимые , нарушение которых является очень опасным для всего общества. Эти важнейшие правила и становятся правом! Следовательно, правовые нормы отличаются от всех других тем, что они важны для общего проживания людей!
Это лишь первый признак права! Очень важно, чтобы эти нормы были общими – для христиан и мусульман, демократов и коммунистов, рабочих и коммерсантов. С этими нормами в принципе соглашается большинство граждан. Это также отличает право от всех других норм! Поэтому второй признак права: правовые нормы являются обязательными для всех граждан страны!
Правовых норм должны придерживаться все люди, иначе совместная жизнь станет невозможной! А как же сделать, чтобы все были обязаны придерживаться этих норм?
С развитием человечества жизнь становилась разнообразнее и сложнее. И общие задачи все более усложнялись: охрана своей земли от набегов других племен, строительство укреплений, каналов, добычи и использования полезных ископаемых. Такие сложные общие дела не мог решать один вождь племени даже вместе со всеми старейшинами, тем более, что в одном месте теперь жили люди из разных племен. Поэтому возникает государство с его правителями, чиновниками, армией, надзирателями.
Итак, государство – это орган всего общества для решения общих дел. Следить за соблюдением важнейших и общих для всех правил – это общее дело или нет? Конечно, общая.
Государство, которое возникло как орган для решения общих дел, и охраняет право! Итак, третий признак права – право должно охраняться государством! Государство помогает защищать людям свои права через суд и другие государственные органы, охраняет их от нарушителей права с помощью милиции, суда, тюрем. Кроме того, государство записывает важные правила и выдает их в виде законов.
Закон – это документ, в котором государство записывает правовые нормы.
Существует утверждение: «Право должно охраняться государством». А если государство не охраняет его? В идеале все правовые нормы должны быть записаны в законе и охраняться государством. Однако в реальной жизни не всякий закон есть право и не всегда в законе записаны только правовые нормы. Иногда правители хотят записать в законе что-то выгодное для них самих, что не является важным и полезным для всего общества. Тогда люди возмущаются не правовыми законами, происходят даже революции, бунты, перевыборы правителей! Так живое право защищает себя же и требует, чтобы его охраняло государство! Поэтому государство должно само придерживаться прав и охранять их!
Один царь так учил своего сына уважать право: «Сын мой! – говорил царь. – Когда ты будешь разбивать парк, то сначала в парке не делай никаких дорожек, а позволь людям ходить там, где удобно. Постепенно в наиболее естественных и удобных местах появятся тропинки – и после этого, сын мой, по этим тропам прокладывай дорогу из камней. И именно так, когда ты станешь правителем и захочешь установить какой-то закон, сначала найди эти «тропы», по которым людям естественно ходить в нормальной жизни, желая взаимопонимания, мира, сотрудничества и любви. И когда ты внимательно выучишь эти естественные, поддержанные всем обществе правила поведения людей, только тогда записывай эти правила в свой закон!»
Настоящее живое право так и появляется. Как тропа в лесу и как правила нашего языка: никто из людей эти правила не устанавливал, ни придумывал – они сами по себе естественно сложились . Затем их записывали. Так появилось писаное право – законы.
То есть, государство не должно само придумывать и создавать право, а должно «открывать» правила в самой жизни, записывать и следить за их соблюдением.
Некоторые считают, что государство рождает право и всем людям все права дарит государство – значит, может и отобрать! Поэтому не случайно возникла идея о том, что человеку с рождения принадлежат права, которые не может отобрать государство. Эти права не что иное, как правовые правила, охраняющие жизнь, свободу, равенство всех людей и другие важные человеческие ценности. Эти правила были названы естественными правами человека – права, которые присущи нашей природе и без которых мы не сможем жить как люди.
Как мы видим, право и государство тесно связаны между собой. Право без силы государства не будет достаточно надежным и прочным. Однако и государство, если оно не придерживается права и естественных прав человека, а действует произвольно и записывает в своих законах не правовые нормы, не может нормально существовать.
Приложение 4
ЧЕЛОВЕК ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Приложение 5
«Игра жизни»:
Игровое поле
Приложение 6
«Игры жизни»:
Правила игры
1. Чтобы определить, кто ходит первым, каждая команда должна выбрать игрока, который будет бросать кости. Тот, у кого выпадет наибольшее количество баллов, ходит первым. Затем ход переходит к следующей команде.
2. Кости нужны для того, чтобы определить, на сколько ходов продвигается игрок. Каждый игрок, к которому переходит ход, бросает кости и продвигает фишку на столько ходов, сколько баллов выпало.
3. Если фишка команды попадает на препятствие (облако) или приз (солнце), игрок, бросавший кости, выбирает из колоды карточку и зачитывает ее вслух. Игроки должны выполнить инструкции, изложенные на карточке, и положить ее обратно под низ колоды.
4. Цель игры – первым прийти к финишу.
Приложение 7
«Игра жизни»:
Бонусные карточки «солнце»
Вы плывете в Америку на «Титанике». Корабль тонет, но вы пассажир первого класса и, в отличие от полутора тысяч других людей, у вас есть возможность сесть в спасательную лодку.
Ходите еще раз.
Вы богатый фермер. Вы можете позволить себе не работать и путешествовать по миру.
Продвиньтесь вперед на два хода.
Появиться на свет вам помогал хороший доктор, и вы выжили.
Продвиньтесь вперед на два хода.
Вы поступили в университет на бесплатное обучение и получили хорошее образование.
Продвиньтесь вперед на два хода.
Вы родились в Азии. Всех новорожденных девочек в вашей стране убивают, но вы родились мальчиком.
Продвиньтесь вперед на один ход.
Ваш отец – директор большой компании. Вам не приходится прилагать много усилий, чтобы учиться, ведь вы знаете, что все равно будете работать в компании отца.
Продвиньтесь вперед на один ход.
Вы живете в стране «третьего мира».
Из-за процветания коррупции в правительстве в вашей деревне нет питьевой воды. Многие люди умерли от дизентерии. Однако две недели назад украинская молодежная благо творительная организация провела в
вашу деревню водопровод.
Приложение 8
«Игра жизни»:
Карточки препятствия «облако»
Вы плывете на «Титанике» в Америку. Корабль тонет, вы пассажир третьего класса и ваша каюта в самом низу корабля. Вам не позволили выйти на палубу и сесть в спасательную лодку. Вы погибаете.
Выйдите из игры.
Вы очень умны и у вас появилась возможность получить президентскую стипендию на учебу в университете. Но вы ее не получили, потому что не имели необходимых связей.
Вернитесь на 2 хода назад.
Вы верите в Бога, но живете в стране, которой правит диктатор. С ним все должны соглашаться. Он не верит в Бога. Вас оправляют в ссылку.
Пропустите 2 хода.
Вы еврей. Из-за вашей национальности всю вашу семью убили расисты, а вас поместили в концентрационный лагерь.
Вернитесь на 2 хода назад.
Вам 9 лет, но вы не ходите в школу, потому что вам приходится работать на ковровой фабрике.
Вернитесь на 3 хода назад.
Вы раб, и вас заставляют жениться на женщине, которую выбрал вам хозяин.
Пропустите 1 ход.
Вы индиец и находитесь в Южной Африке. Вы купили билет на поезд первого класса, но вам не дают занять свое место, потому что первым классом разрешено ездить только европейцам.
Пропустите 1 ход.
Вы заболели, но врачи не лечат таких бедняков, как вы, и вы умираете. Однако еще при жизни вы услышали благую весть о любви Иисуса Христа и покаялись перед Богом. После смерти у вас начинается новая жизнь.
Тяните бонусную карточку.
Приложение 9
Информационное сообщение «Всеобщая декларация прав человека»
В 1948 году после ужасной Второй мировой войны все страны договорились создать документ о том, что на планете будет больше мира, если каждый станет уважать достоинство другого. Так, 10 декабря 1948 года Организацией Объединенных Наций был принят документ Всеобщая декларация прав человека. Этот документ устанавливает определенный стандарт поведения людей в отношении друг друга, и предназначен для того, чтобы предложить всем людям в любых ситуациях справедливое правосудие, равные возможности, права и уважение достоинства каждого человека (чести).
Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности человека, и содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав. В Деклараций также сформулирован ряд условий и требований к осуществлению провозглашенных в ней прав.
Всеобщая декларация прав человека была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она имеет лишь рекомендательный характер. Однако провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека основные права и свободы в настоящее время рассматриваются подавляющим большинством государств мира в качестве юридически обязательных. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ, включают в себя целый ряд его положений. Не является исключением и Конституция Украины. Закрепленные в ней права, свободы и обязанности являются основными, обладают высшей юридической силой и подлежат повышенной защите.
К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.
Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.
Зачитываем выдержку из Всеобщей декларации прав человека:
«...определения достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира» (Преамбула).
Приложение 10
Задания для самостоятельной работы в группах:
1 группа:
1) Ознакомиться с текстом статей 1-5 Декларации.
2) Определить группы прав человека, о которых говорится в статьях документа.
3) Составить отчет по содержанию статей 1-5 Декларации.
4) Выступить с отчетом по содержанию статей 1-5 Декларации.
5) Заполнить кластер на доске.
2 группа:
1) Ознакомиться с текстом статей 6-10 Декларации.
2) Определить группы прав человека, о которых говорится в статьях документа.
3) Составить отчет по содержанию статей 6-10 Декларации.
4) Выступить с отчетом по содержанию статей 6-10 Декларации.
5) Заполнить кластер на доске.
3 группа:
1) Ознакомиться с текстом статей 11-15 Декларации.
2) Определить группы прав человека, о которых говорится в статьях документа.
3) Составить отчет по содержанию статей 11-15 Декларации.
4) Выступить с отчетом по содержанию статей 11-15 Декларации.
5) Заполнить кластер на доске.
4 группа:
1) Ознакомиться с текстом статей 16-20 Декларации.
2) Определить группы прав человека, о которых говорится в статьях документа.
3) Составить отчет по содержанию статей 16-20 Декларации.
4) Выступить с отчетом по содержанию статей 16-20 Декларации.
5) Заполнить кластер на доске.
5 группа:
1) Ознакомиться с текстом статей 21-25 Декларации.
2) Определить группы прав человека, о которых говорится в статьях документа.
3) Составить отчет по содержанию статей 21-25 Декларации.
4) Выступить с отчетом по содержанию статей 21-25 Декларации.
5) Заполнить кластер на доске.
6 группа:
1) Ознакомиться с текстом статей 26-30 Декларации.
2) Определить группы прав человека, о которых говорится в статьях документа.
3) Составить отчет по содержанию статей 26-30 Декларации.
4) Выступить с отчетом по содержанию статей 26-30 Декларации.
5) Заполнить кластер на доске.
Приложение 11
Текст
«Всеобщая декларации прав человека»
Номер группы
Текст оригинала
Упрощенный вариант
1 группа
Статья 1 Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.
Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.
Каждый может претендовать на следующие права, несмотря на
- различный пол
- различный цвет кожи
- различия в языке, на котором говорит
- различия во мнениях
- веру в другую религию - обладание большим или меньшим
- рождение в другой социальной группе - происхождение из другой страны.
Также не имеет значения тот факт, является ли ваша страна независимой или нет.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.
Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.
Никто не имеет право относиться к вам как к рабу и вы никого не должны обращать в рабство.
Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.
Никто не имеет права пытать вас.
Номер группы
Текст оригинала
Упрощенный вариант
2 группа
Статья 6
Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.
Вы, как и все остальные, должны быть одинаково защищены законом повсюду.
Статья 7
Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.
Закон — один для всех; он должен применяться ко всем одинаково.
Статья 8
Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.
Вы должны иметь возможность обратиться за юридической помощью, когда права, которые ваша страна вам предоставляет, не уважаются.
Статья 9
Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.
Никто не имеет права поместить вас в тюрьму, держать там или выслать из вашей страны несправедливо или без веских причин.
Статья 10
Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.
Если вас должны судить, то это должно происходить публично. Люди, которые судят вас, не должны позволять себе находиться под влиянием других людей.
Номер группы
Текст оригинала
Упрощенный вариант
3 группа
Статья 11
1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.
2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.
Вас должны считать невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана. Если вас обвиняют в преступлении, вы всегда должны иметь право на защиту. Никто не имеет права осудить вас или наказать за что-либо, чего вы не совершали.
Статья 12
Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.
Вы имеете право просить о защите, если кто-либо пытается посягать на ваше доброе имя, войти в ваш дом, вскрыть ваши письма или беспокоить вас или вашу семью без веской причины.
Статья 13
1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.
2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны. Вы имеете право покинуть свою страну и поехать в другую; и вы должны иметь возможность вернуться в свою страну, если захотите.
Статья 14
1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.
2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Если кто-либо оскорбляет вас, вы имеете право поехать в другую страну и попросить там защиты.
Вы теряете это право, если вы кого-нибудь убили и если вы сами не уважаете того, что здесь написано.
Статья 15
1. Каждый человек имеет право на гражданство.
2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.
Вы имеете право принадлежать к какой-либо стране, и никто не может помешать вам без веской причины принадлежать к другой стране, если вы этого пожелаете.
Номер группы
Текст оригинала
Упрощенный вариант
4 группа
Статья 16
1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.
2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.
3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.
По достижении установленного законом возраста человек имеет право вступить в брак и создать семью. При этом ни цвет вашей кожи, ни страна вашего происхождения, ни ваша религия не должны препятствовать этому. Мужчины и женщины имеют одинаковые права, когда они вступают в брак, а также, когда они расходятся. Никто не должен заставлять человека вступать в брак. Правительство вашей страны должно защищать вашу семью и ее членов.
Статья 17
1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.
2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Вы имеете право владеть вещами, и никто не имеет права отобрать их у вас без веских на то оснований.
Статья 18
Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.
Вы имеете право свободно исповедывать вашу религию, менять ее и выполнять ее обряды самостоятельно или вместе с другими людьми.
Статья 19
Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.
Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это.
Вы должны иметь возможность делиться своими мыслями, в том числе с людьми из любой другой страны.
Статья 20
1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.
2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.
Вы имеете право организовывать мирные собрания или принимать участие в собраниях мирным путем. Неправильно заставлять кого-либо принадлежать к какой-либо группе.
Номер группы
Текст оригинала
Упрощенный вариант
5 группа
Статья 21 1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.
2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.
3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Вы имеете право принимать участие в политических делах вашей страны, либо участвовать в правительстве самому, либо выбирая политических деятелей, которые разделяют те же идеи, что и вы.
Правительство должно регулярно выбираться, и голосование должно быть тайным. Вы должны иметь право голоса, и все голоса должны быть равны. Также вы имеете право, точно так же, как и все другие, поступить на государственную службу.
Статья 22 Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Общество, в котором вы живете, должно помогать вам развиваться и максимально использовать все его преимущества (культура, работа социальное обеспечение), которые предоставляются вам и всем мужчинам и женщинам в вашей стране.
Статья 23 1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.
2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.
3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.
4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.
Вы имеете право на работу, свободно выбирать работу и получать зарплату, которая позволит вам жить и содержать семью. Если мужчина и женщина выполняют одинаковую работу, они должны получать одинаковую зарплату. Все, кто работают, имеют право объединяться для своих интересов.
Статья 24
Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Каждый рабочий день не должен быть слишком длинным, поскольку каждый имеет право на отдых и должен иметь возможность иметь оплачиваемый периодический отпуск.
Статья 25
1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Вы имеет право иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, имели одежду и жилище и чтобы вам помогали, когда вы не работаете, если вы больны, если вы стары, если умерли ваша жена или муж или если вы не зарабатываете на жизнь по какой-либо другой причине, от вас не зависящей.
Женщина, которая ждет ребенка, и ее ребенок должны получать особую помощь. Все дети имеют одинаковые права, независимо от того, замужем мать ребенка или нет.
Номер группы
Текст оригинала
Упрощенный вариант
6 группа
Статья 26
1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Вы имеете право ходить в школу и каждый должен ходить в школу. Начальное образование должно быть бесплатным. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас должны учить ладить с другими, независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.
Статья 27
1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Вы имеет право участвовать в жизни вашего общества в том, что касается искусства и науки, и извлекать пользу из этого. Ваши работы в качестве художника, писателя или ученого должны иметь возможность пользоваться результатами своего труда.
Статья 28
Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.
Для того чтобы ваши права уважались, должен существовать «порядок», защищающий их. Этот «порядок» должен существовать там, где вы живете и во всем мире.
Статья 29 1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Вы имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека. Он должен обеспечивать, чтобы каждый уважал других и чтобы уважали его.
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права, о которых вы только что прочитали.
Приложение 12
Презентация
Классификация прав
Слайд 1
Слайд 2
Гражданские права составляют большую часть всех прав и свобод человека. Этот вид прав обеспечивает само существование человека – физическое, психологическое, моральное, позволяет ему ощущать себя свободным в самой обыденной жизни. Подразделяются на: основные гражданские права; процедурные гражданские правазащищают человека, попавшего в острые, тяжелые, экстремальные ситуации, – перед лицом закона в частности.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Статья 11. Презумпция невиновности (лат. praesumptio innocentiae) – один из основополагающих принципов уголовного судопроизводства. Принцип презумпции невиновности гласит, что бремя доказательства лежит на стороне обвинения. Это означает, что не обвиняемый должен доказывать свою невиновность, а, напротив, обвинение должно предоставить веские и юридически безупречные доказательства вины подсудимого (обвиняемого). При этом любое обоснованное сомнение в доказательствах трактуется в пользу обвиняемого. В тоталитарных и авторитарных странах этот принцип, как правило, игнорируется. При сомнительном нарушении, когда оно может трактоваться двояко, если вина человека весома и в большей степени доказана, этот принцип не действует. Презумпция невиновности призвана защищать людей от государства. Таким образом государство не может быть оправдано на основании этого принципа и свою невиновность перед гражданами оно обязано доказать.
В уголовном праве положение, согласно которому обвиняемый (подсудимый) считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке.
Слайд 9
Политические права и свободы. Одно из них – свобода, мысли и слова, которая является основой духовного выживания людей. Представьте, что вы, опасаясь репрессий, не смеете даже подумать о чем-то идущем вразрез с официальной точкой зрения. Скажем, вам не нравится, внутренняя политика государства, но вы... помалкиваете в страхе за свою безопасность. Сейчас это «как бы чего не случилось» трудно себе представить, а в недалеком прошлом таких «молчальников» было предостаточно. Разве можно, находясь у власти, проводить честную политику, не ориентируясь на критику, замечания представителей оппозиции? Без наличия у людей полноценных политических прав и свобод не может формироваться гражданское общество и не может существовать правовое государство.
Слайд 10
Статья 18. Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, В прошедшие годы не каждый осмеливался признаваться в том, что он верующий. Никакого доверия таким людям в атеистическом государстве не было. А еще раньше, в период революции и гражданской войны, особо преследовались священнослужители. Десятки тысяч их были расстреляны, посажены в тюрьмы. Их считали «классово чуждым элементом». В них видели политических противников. Так нарушалось одно из краеугольных прав человека – право иметь свободную совесть и верить в то, что представлялось бесспорным, абсолютным.
Это право, несомненно, гражданское, ибо со свободы совести (глубокой внутренней суверенности личности) начинается ощущение человеком своей защищенности, непобедимости. Свободного, убежденного, верующего человека можно убить, но победить нельзя.
Однако это право и политическое, потому что церковь и люди верующие отвергают деспотизм, политическое лукавство, жестокость в управлении людьми и страной, политиканство.
Слайд 11
Экономические, культурные и социальные права (права второго поколения).
Когда в конце 40-х гг. в ООН спорили о содержании Всеобщей декларации прав человека, определились две противоположные позиции.
Западные демократические страны считали, что декларация должна содержать лишь гражданские и политические права как основные – права первого поколения, без осуществления которых человек оказывается несвободным существом и деградирует как личность. Следовательно, он становится неспособным реализовать и остальные свои права, бороться за них. Эти права – экономические, социальные и культурные – они назвали правами второго поколения.
Социалистические страны и некоторые государства «третьего мира» настаивали на включении в декларацию права на труд, отдых, социальное обеспечение и т. п., без реализации которых человек не может существовать не только духовно, но и физически.
Пришлось Западу пойти на уступки: действительно, без прав, обеспечивающих выживание человека, последнему крайне тяжело. Но и гарантировать их реальное осуществление трудно. Это как бы пожелание на будущее, своеобразная заявка на счастливое состояние человечества в предполагаемых условиях всеобщего благоденствия.
Слайд 12
И так, Декларация защищает права и свободы человека. Чего больше: прав или обязанностей? Будем помнить также, что, помимо прав и свобод, в Конституции закреплены и обязанности гражданина: защищать Отечество, нести военную службу, охранять природу, платить налоги. Обязанности и права – явления одного порядка. Настоящий гражданин способен даже свои права воспринимать как обязанности, потому что он готов к служению. Он знает, что условием реализации прав является выполнение гражданами своих обязанностей. Только патологические эгоисты признают одни права.
Слайд 13
Слайд 14
Приложение 13
Кластер
Приложение 14
Деловая игра «Как вы думаете?»
Набор карточек
Карточка 1
Нельзя убивать
Карточка 2
Людям разрешается критиковать свое правительство
Карточка 3
Нельзя пытать
Карточка 4
Люди могут говорить и встречаться с любимым человеком
Карточка 5
Нельзя иметь рабов
Карточка 6
Нельзя заставлять человека работать
Карточка 7
Достигнув определенного возраста, человек может жениться с кем хочет
Карточка 8
Частные письма нельзя читать, а разговор – подслушивать
Карточка 9
Люди могут говорить и писать то, что хотят
Карточка 10
Люди могут путешествовать и покидать страну, если они того желают
Карточка 11
Ко всем людям следует относиться одинаково, независимо от их пола, внешности, возраста или страны, из которой они приехали
Карточка 12
Человек, обвиняемый в совершении преступления, должен быть судим тем, кто не имеет отношения к делу
Карточка 13
Люди, которые находятся в тюрьме, должны знать, почему их там держат
Карточка 14
Люди могут иметь или не иметь религиозных убеждений
Приложение 15
В НЕКОТОРЫХ СЛУЧАЯХ
В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ
ВСЕГДА
Приложение 16
Ключ соответствия прав, определенных во Всеобщей декларации прав человека, и карточек
- право на жизнь (карточка 1);
- запрет пыток, бесчеловечного или унизительного отношения, наказания (карточка 3);
- запрет рабства (карточка 5);
- запрет незаконного ареста (карточка 13);
- свобода собраний (карточка 2);
- право на справедливый суд (карточка 12);
- право на уважение частной и семейной жизни (карточки 4, 7, 8);
- свобода мысли и слова, религии (карточки 9, 14);
- право на труд (карточка 6);
- право свободно передвигаться по своей стране и переезжать в другие страны (карточки 10,11).