kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка конспекта классного часа «Незримые хранители Кремля»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия для группы 1 курса СПО.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта классного часа «Незримые хранители Кремля»»

Методическая разработка конспекта классного часа

«Незримые хранители Кремля»для групп ОП 112/16 и КШИ 116/16

Истина закрывается от тех людей, которые идут к ней без благоговения.

А. Мень

Информационным поводом для такого общения могут стать даты обретения икон на Никольской и Спасской башнях Кремля (апрель 2010 г.), День народного единства (4 ноября).

Цели: познакомить студентов с историей обретения икон на кремлевских башнях; развивать познавательную активность детей, интерес к общественным событиям; способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма.

Оформление: презентация, документальный фильм «Незримые хранители Кремля» 2010 г.

План классного часа

I. Вступительное слово «Традиция почитания икон».

II. Беседа «Незримые хранители Кремля».

III. Информационный блок.

1. Мраморное свидетельство о чуде.

2. Сила веры народной.

IV. Проблемная ситуация «Почему боролись с иконами?»

V. О благоговении. {Словарная работа.)

VI. Игра «Продолжи предложение».

VII. Заключительное слово.

Ход классного часа

Вступительное слово «Традиция почитания икон»

Классный руководитель.

В России сейчас возрождается интерес к родной культуре, к тысячелетней вере православной, к народным традициям. Восстанавливаются храмы, возвращаются православные праздники и святыни, растет интерес к народной культуре. Слайд № 2

Все вы знаете, что 4 ноября вся Россия отмечала День народного единства. Этот праздник отмечается нами уже 11 лет. .  В декабре 2004 года президент Росии В. В. Путин подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем  народного единства. , который символизирует окончание смуты, укрепление российского государства, формирование гражданского мира и согласия. Он учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов... Мало, кто знает, что по указу царя Алексея Михайловича, (правившего в 1645-1676 годах), в честь этого великого события в 1649 году был установлен праздник, ставший православно-государственным праздником Московской Руси (отмечался до 1917 года). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году. Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов прервалась. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.


Классный руководитель. Классный час неслучайно я начала с эпигарфа известнго церковного деятеля Александра Меня. (Истина закрывается для тех людей, которые идут к ней без благоговения.). Он говорит о благоговении, без которого невозможно понять истину.

- А что такое благоговение? Как вы понимаете это слово?

(Дети высказываются.)

В словаре В.И. Даля дается такое толкование этого слова. (Читает.) «Благоговение - смесь страха и уважения, смирения и покорности, высшая степень почтительности».

А современные ученые это слово объясняют так. (Читает.) «Благоговение - религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. В нем выражены преклонение перед Высшим, чувство религиозной преданности, доверие, любовь, самоотдача, почитание, благодарность, зависимость, надежда и пр.»*.

«В русском народе столетиями хранилась традиция почтительного, трепетного, благоговейного отношения к иконам».

Слайд № 3

Для русской православной традиции всегда было характерно почитание икон. Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон , проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется ИКОНОЙ?

Слайд № 4

Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа

Слайд № 5

Если присмотреться к иконам, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость.

Слайд № 6

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. В святых образах на иконах наш народ видел своих заступников и молитвенников. Они помогали сохранить веру, давали надежду на спасение, дарили любовь и доброту. Сегодня мы будем говорить о двух таких иконах - их называли незримыми хранителями Кремля.

II. Беседа «Незримые хранители Кремля»

Слайд № 7

Исторически Московский Кремль являлся не только светским, но и духовным центром Российского государства, будучи средоточием церковного управления и наиболее чтимых в народе святынь — мощей, икон и храмов.

Слайд № 8

Ребята, всем известно, что в Московском Кремле есть Спасская и Никольская башни. Они были сооружены в 1491 году в период княжения Ивана III итальянским архитектором для защиты северо-восточной части Кремля.

- А знаете ли вы, почему они так называются?

Ответы студентов.

Слайд № 9

Как это ни удивительно, но происхождение названия обеих башен для многих раскрылось именно сейчас. В 2010 г. на этих башнях были обнаружены иконы Спаса Вседержителя и святого Николая Чудотворца, которые были написаны прямо по камню масляными красками около пяти веков назад. Но при советской власти обе иконы считались утраченными - с 1934 г. их никто не видел.



Мы предлагаем посмотреть вам документальный фильм, который называется «Незримые хранители Кремля». Вы узнаете о истории появления икон на башнях Кремля, о их роли в жизни народа, о их силе, моще., о их исчезновении и внезапном появлении в тот момент, когда Россия была готова вновь обрести своих заступников.

Демострация документального фильма.

Подведение итогов

III. Игра «Продолжи предложение»

Классный руководитель. Сегодня мы познакомились с историей обретения двух древних икон на башнях Московского Кремля. С Кремлем связано много традиций и легенд, о которых вы сегодня узнали. Давайте проверим, ваши знания.

Попробуйте закончить предложения, которые я буду читать. (Учитель читает предложения, дети заканчивают.)

- Главными, парадными воротами Кремля всегда были... (Спасские).

- Спасские ворота считались святыми. Через них нельзя было ехать... (верхом).

- Проезжая через Спасские ворота, мужчины должны были снимать головные уборы перед... (иконой Спаса Вседержителя).

- В 1812 г. по приказу Наполеона был сделан подкоп под Спасскими воротами, чтобы взорвать Кремль, но огонь не успел дойти до фитилей, потому что неожиданно... (пошел сильнейший дождь).

- На Никольской башне находилась икона... (святого Николая Чудотворца), которая и дала название этой башне.

- В левой руке святой Николай держал ……. - символ города (града), в правой - …., поэтому икона получила название.. . («Никола с мечом и градом»).

- За всю свою историю Московский Кремль - самая мощная средневековая крепость в мире - ни разу не был... (взят штурмом).

- А вот сама икона пострадала от большевиков, которые обстреляли Кремль в 1917 г., следы от пуль скрыли левую руку Николая, в которой он держал град. С тех пор лик стали называть «Никола... (Раненый)».

- Народ верил, что икона эта охраняла... (Кремль, град Москву, саму Русь).

- В 1612 г. народные ополченцы во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским ворвались в Кремль именно через... (Никольские ворота).

IV. Проблемная ситуация «Почему боролись с иконами?»

Классный руководитель.

- Почему зацементировали иконы?

- Большевики яростно разрушали православные храмы, уничтожали памятники выдающимся деятелям Российской империи. Кому мешали православные святыни?

(Предположения детей.)

Действительно, эти иконы, эта мраморная доска, памятники выдающимся деятелям Российской империи напоминали народу о его великом прошлом, о его великой культуре. А большевики говорили, что в старом мире все было плохо, все прогнило и его нужно разрушить и создать новый мир.

Церковь давала жизненные образцы, которые служили объединению людей. В церкви было много авторитетных деятелей, которые выступали против большевиков, например патриарх Тихон. Церковь составляла конкуренцию новой власти, которая хотела полного контроля над умами и душами людей. Поэтому с таким ожесточением большевики боролись с историей, с религией.

Так художники, которым было приказано убрать эти изображения, спасли их для потомков. В те времена опасно было защищать веру, сохранять иконы, но художники сделали это с риском для жизни.

- Как вы думаете, почему они не уничтожили иконы?

(Дети высказываются.)

Да, эти люди ослушались приказа и не разрушили святой образ. Они не побоялись укрыть иконы металлической сеткой и цементом и сохранили эти святыни для нас. Потому что эти художники были настоящими патриотами России и верили, что наш народ вновь вернется к своим корням, к своей вере.

- В народе считается, что чудотворные иконы сами «знают», когда являться людям, и раньше положенного срока это время не придет. Как вы думаете, почему именно в 2010 г. открылись эти иконы?

Примерные ответы детей:

- 65-я годовщина Победы в Великой Отечественной войне.

- Больше стало верующих, появились новые храмы.

- Больше стало патриотов. И т. д.

Классный руководитель. Эти иконы были спрятаны в безбожные советские годы. В течение 70 лет наш народ пытались насильно лишить духовности. И чудесное обретение этих икон дает надежду на духовное возрождение России.


В обретении кремлевских икон в 2010 г. президент Медведев увидел особый смысл - единение народа с Церковью, восстановление справедливости, совместный труд на благо нашей любимой Отчизны. Торжественное открытие и освящение иконы прошло  4 ноября 2010 года и было приурочено ко Дню народного единства, так как именно через ворота Спасской и Никольской башен народное ополчение вступило в Кремль в 1612 году.

- По словам президента, с момента обретения и освящения этих икон наша страна получает дополнительную защиту. В чем, по-вашему, состоит эта защита?

Вот что сказал об этом удивительном событии глава Русской православной церкви патриарх Кирилл: «Народ - это общность людей, которые объединены едиными целями, единой ответственностью и едиными святынями. На протяжении веков по милости Божией наш народ хранил все это. Но в годы лихолетья были предприняты... попытки разрушить эту общность и создать ценности, которые лежали вне того исторического духовного фундамента, на котором основывалась наша жизнь. Удивительна история икон. По приказу власти они должны были быть уничтожены, но ведь нашлись люди, исповедники, которые рисковали жизнью и вместо того, чтобы разрушить иконы, закрыли их сеткой рабицей, сверху положили цемент, закрасили и сделали вид, что иконы разрушены. В этой истории с иконами - символ того, что произошло с нашим народом в XX в. Был сделан вид, что подлинные цели и ценности, подлинные святыни разрушены, что вера исчезла из жизни нашего народа. Так было кому-то нужно, и очень многие делали вид, что так оно и произошло. Но никуда не исчезла вера нашего народа. Она хранилась нашими бабушками и матерями, она хранилась исповедниками и мучениками, она хранилась теми, кто не жалел жизни ради того, чтобы сохранить веру...»

Классный руководитель: Сила народа в его единстве, в вере, в традициях, почитаниях святынь . «Когда мы едины, мы не победимы!»










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка конспекта классного часа «Незримые хранители Кремля»

Автор: Акчурина Светлана Михайловна

Дата: 22.06.2017

Номер свидетельства: 422917


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства