kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа на тему:"Сталинградская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка классного часа «Сталинградская битва» предназначена для классных руководителей, координирующих воспитательную деятельность студентов в средних специальных учебных заведениях. Цели написания методической разработки на данную тему – показать методику проведения классного часа по данной теме, воспитывать патриотизм и формировать гражданские качества личности студентов; изучение славной боевой истории Сталинграда; приобщение студентов к легендарному прошлому нашей страны; формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему:"Сталинградская битва"»

Управление образования и науки Тамбовской области

ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж»











Методическая разработка открытого классного часа

на тему: «Сталинградская битва»





Разработал классный руководитель: Гончарова Л.Ю.







Рассмотрена на заседании цикловой

комиссии классных руководителей

Протокол № __ от «___» _______2016 г.

Председатель цикловой комиссии

Классных руководителей

Маркина Е. Т. ________________





2016 г.

Аннотация

Методическая разработка классного часа «Сталинградская битва» предназначена для классных руководителей, координирующих воспитательную деятельность студентов в средних специальных учебных заведениях.

Цели написания методической разработки на данную тему – показать методику проведения классного часа по данной теме, воспитывать патриотизм и формировать гражданские качества личности студентов; изучение славной боевой истории Сталинграда; приобщение студентов к легендарному прошлому нашей страны; формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Данная методическая разработка предназначена для проведения классного часа в группе студентов первого, второго курсов. Особое внимание уделяется внедрению в структуру классного часа технических средств (мультимедиа установка), с целью повышения эффективности воспитательного процесса.

























  1. Введение.

  2. Основная часть.

    1. Подготовительная часть.

    2. План классного часа.

  • Цель классного часа.

  • Форма.

  • Место и время проведения.

  • Участники.

  • Оформление и оборудование.

    1. Методика проведения.

  1. Заключение.

  2. Приложение.





























1.Введение.

Цель методической разработки – формировать у студентов чувство патриотизма, уважительное отношение к людям старшего поколения, побуждать к изучению истории Великой Отечественной войны.

Задачей классного часа является – создать необходимый эмоциональный настрой, побудить студентов к размышлению о долге, памяти, патриотизме. Сегодня мы острей, ощущаем нехватку нравственных ценностей у молодежи, которые можно восполнить через исторические события, происходившие в России. Процесс познания истории побуждает нас думать, анализировать жизнь, строить догадки, что-то представлять, воображать, искать отзвук своим чувствам, переживаниям, настроению.

Изучение и коррекция патриотического воспитания студентов – задача сложная и многогранная. Ведь понятие патриотического воспитания подразумевает единство эмоциональных, интеллектуальных и практических проявлений личности. Вот почему задачи патриотического воспитания важно реализовать как в процессе обучения, так во внеурочной деятельности классного руководителя.

Данная методическая разработка может применяться как на классном часе и как отдельное воспитательное мероприятие.

Проблема воспитания патриотизма среди молодёжи очень важна в настоящие дни.










2.Основная часть.

2.1.Подготовительный этап.

Подготовка стихотворений, презентации, поиск видео - сюжетов по Сталинградской битве.

2.2.План мероприятия.

Цель методической разработки – изучение славной боевой истории Сталинграда; приобщение студентов к легендарному прошлому нашей страны; формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.

Форма: литературно-музыкальная композиция.


  • Место и время проведения: Аграрно-промышденный колледж, конференц-зал, 2 февраля 2016 г.

  • Участники: студенты группы ЭК-21;

  • Оформление и оборудование: плакат, мультимедиа установка.

2.3.Методика проведения

Вступительное слово преподавателя.

Сталинградская битва – одна из крупнейших битв Второй мировой войны. Она продолжалась 200 дней. Красная Армия перехватила у противника стратегическую инициативу и удержала её до конца войны.  Это была победа не только армии, но и всего советского народа в результате несгибаемой стойкости, мужества и массового героизма на фронте и в тылу. Летом 1942 г. обстановка складывалась далеко не в пользу  нашего  государства. Имея полное превосходство в силах, противник вел бешеное наступление. Гитлеровцы считали, что они легко овладеют Сталинградом силами только 6-й армии до 25 июля. Но упорное сопро­тивление советских войск спутало планы врага.

Почему именно Сталинград стал  целью захвата  гитлеровской армии? Потеря Сталинграда имело бы крайне тяжелые последствия для России.  В те годы основным источником нефти для страны был Кавказ. Главной артерией, по которой «черное золото» поступало в центр страны, была Волга, по ней переправляли и донской хлеб.

1студент: Взять под контроль реку означало бы лишить двигатели топлива, промышленность – сырья, экономику в целом электроэнергии, население тепла и хлеб.  Потому, не считаясь с потерями, гитлеровцы основные удары летом-осенью 1942 года нацелили на Сталинград.

2 студент: 12 июля фашистские войска вторглись в пределы Сталинградской области. 14 июля в ней было объявлено военное положение. 23 августа 1942 года немецкие самолеты под командованием В. Рихтгофена подвергли варварской бомбардировке Сталинград. За один день противник совершил более 2000 самолето-вылетов. Несмотря на противодействие советской авиации и зенитной артиллерии, сумевших сбить 120 фашистских самолетов, город был превращен в руины, погибло свыше 40 тысяч мирных жителей. Горели не только здания, горели земля и Волга, поскольку были разрушены резервуары с нефтью. На улицах от пожаров стояла такая жара, что возгоралась одежда на людях, бежавших в укрытия.  23 августа 1942 года – самая скорбная дата в истории Сталинграда.

Помнишь, как в бой за Царицын,
Шел за отрядом отряд
Подвиг бойцов повторился
В битве за наш Сталинград.

От рожденья земля не видала
Ни осады ни битвы такой,
Содрогалась земля и краснели поля
Все пылало над Волгой рекой

За каждый дом… но не было домов –
Обугленные, страшные остатки
За каждый метр –  но к Волге от холмов
С тягучим воем наползали танки
И оставались метры дот воды  и Волга холодела от беды.

Следы врага – развалины и пепел
Здесь все живое выжжено дотла.
Сквозь дым не солнца в черном небе
На месте улиц – камни и зола.

В зное заводы , дома, вокзал, пыль на крутом берегу,
Голос Отчизны ему сказал
– Город не сдай врагу,
Верный присяге русский солдат
Он защищал Сталинград.



3 студент. Кто ты? С Днепра или с Дона?
Где твоя Родина, брат?
Под боевые знамена
Всех нас собрал Сталинград.

Тучи клубятся над Волгой
Бой от зари до зари
Все мы теперь Сталинградцы,
Все мы теперь волгари.

«Стоять на смерть, ни шагу назад!» –
Такой был девиз у наших солдат
И жизни своей не жалели они
Врага изгоняя с родимой земли

Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Как будто он по Волге синей
В цепь развернулся, принял бой,
Встал фронтом поперек России –
И всю ее прикрыл собой!



4 студент. II этап Сталинградской битвы (12 сентября – 18 ноября 1942 г.)».

Немцы 13 сентября начали штурм Сталинграда. Начался II этап Сталинградской битвы. Завязались уличные бои. К исходу дня немецкие части овладели вокзалом и господствующей высотой – Мамаевым курганом. Но прибывшая с левобережья 13-я гвардейская дивизия генерала А.И. Родимцева выбила фашистов из центра города, а затем захватила и курган. Две недели шла яростная борьба за вокзал. 13 раз он переходил из рук в руки. День 14 октября стал самым страшным для защитников Сталинграда. Всё утро город беспрерывно бомбили. Горело всё: и земля, и вода, и люди. Все дни месяца были самыми тяжёлыми. Но наши солдаты продолжали верить в победу.

5 студент. Непосредственную оборону Сталинграда выполняли две армии – 62-я и 64-я. Они приняли на себя основной удар. Но конечный успех оборонительного сражения определялся стойкостью не только этих армий, но и активными действиями остальных сил Сталинградского направления, которые оттягивали на себя значительную часть сил противника. Бои не прекращались даже в ночное время. Советские войска не только мужественно оборонялись, но и постоянно наращивали мощь своих контрударов. В результате к середине ноября противник утрачивает инициативу и окончательно переходит к обороне.

6 студент. В дни Сталинградской битвы Мамаев курган стал ключевой позицией обороны города. Кто держал вершину кургана в своих руках, тот господствовал над округой. Вот почему здесь столько дней и ночей (с 28 сентября 1942 года по 26 января 1943 года) бушевала жесточайшая битва. В дни боёв, даже зимой, курган чернел, как обугленный. Здесь насмерть стояли советские воины, сражаясь за ключевую позицию обороны города, здесь решалась судьба будущей победы.

Сталинград представлял не только зрелище тяжелого разрушения. Он демонстрировал умение советских людей противостоять врагу.

7 студент. Не только в стране, но и за рубежом известен «Дом Павлова». В конце сентября 1942 г. командир  отделения сержант Яков Федотович Павлов,  выполняя приказ командира, первым проник вместе с тремя бойцами в четырехэтажный дом, уже занятый гитлеровцами.58 суток – срок больший, чем Германия затратила на захват це­лых европейских государств, яростно и ожесточенно штурмовали фашисты развалины дома, который стал для них  неприступной крепостью. Выстояв в кромешном аду, защитники дома 24 ноября вместе со своей дивизией перешли в стремительное наступление.

8 студент. В дни битвы гремела слава о снайпере сибиряке Василии Григорьевиче Зайцеве. Более 300 гитлеровцев уничтожил он в уличных бо­ях. Попал ему на мушку и руководитель немецкой снайперской школы в Берлине майор Конингс. Связисты Василий Павлович Титаев и Матвей Мефедович Путилов, оба смертельно ранен­ные, во время исправления повреждения телефонной линии, теряя сознание, восстановили связь, зажав концы оборванного провода зубами.

Артиллерист Болтенко, оставшись у орудия один, смело вступил в единоборство с 15 вражескими танками и одержал победу.

Морской пехотинец Михаил Паникаха загорелся от разбитой бутылки с зажигательной смесью, с которой он бросился на танк. Не останавливаясь, уже живым факелом он вскочил на танк и собой поджёг фашистскую машину.

Беспримерное мужество сталинградцев потрясало даже бывалых гитлеровских вояк: « Описать, что здесь происходит, невозможно. В Сталинграде сражаются все, у кого есть голова и руки, – мужчины и женщины». Фашисты гибли сотнями. Главным в письмах немецких солдат становится мотив предчувствия смерти: «Мы никогда уже не покинем Россию»; «каждый из нас здесь и погибнет»; «если из-за этого письма меня притянут к военному трибуналу и расстреляют, это будет для меня благом».

К середине ноября наступательные возможности немецких войск окончательно иссякли. Потеряв в боях за Сталинград около 700 тыс. убитыми и ранеными, более 1 тысячи танков и свыше 1400 самолётов, немецкие войска вынуждены были к середине ноября перейти к обороне.

9 студент.

Здесь все смешалось в этой круговерти:
Огонь и дым, пыль и свинцовый град.
Кто уцелеет здесь ... до самой смерти
Не позабудет грозный Сталинград.:

Пусть против нас здесь тысячи орудий
На каждого – десятки тонн свинца.
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны отчизне до конца

Пусть отступать пришлось нам долго
Ценою горя и утрат
Но «нет для нас Земли за Волгой» -
Сказал  впервые Сталинград!

Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

И вот приказ «Назад – ни шагу!
Суровый сталинский приказ
Вселил в сердца людей отвагу
Что не далек  Победы час.

Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.

Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пуля – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.

Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапёр –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя геенны, ад?
Он защищал Сталинград.

Время придет – рассеется дым,
Смолкнет военный гром.
Шапку, снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.

10 студент «III этап Сталинградской битвы (19 ноября – 3 февраля 1943 г.)»

19 ноября 1942 г. предутреннюю тишину донских степей разорвали мощные залпы свыше 7 тыс. орудий и минометов Юго-Западного и Донского фронтов. Этой датой знаменуется III этап Сталинградской битвы. На врага обрушилась огнен­ная лавина реактивных снарядов «Катюш». Войска обоих фронтов одновременно перешли в наступление, прорвали оборону противника и, ломая его ожесточенное сопротивление, пошли вперед. 23 ноября соединения фронтов встретились. Группировка противника численностью в 330 тысяч человек с многочисленной техникой попала в окружение. Командование вермахта приняло решение удерживать Сталинград и деблокировать окруженные войска, и танковая группировка под командованием генерала Гота 12 декабря 1942 года переходит в наступление. К 19 декабря в наступлении уже участвовало свыше 300 немецких танков. Но благодаря мужеству и стойкости советских войск наступление удалось остановить, а затем, с приходом подкреплений, отбросить от Сталинграда на 200 километров.

11 студент.

10 января громом орудий и реактивных установок начался завершающий этап разгрома врага, 31 января войска 64-й ар­мии взяли в плен Паулюса вместе со штабом. Мощные удары советских войск подавили последние очаги сопротивления. 2 февраля 1943 г. в 16.00 историческая Сталинградская битва закончилась.

Радостной волной прокатилась по всему миру новость о разгроме фашистских войск в районе Сталинграда и вдохновила силы сопротивления Европы на дальнейшую борьбу с фашизмом. Мир был поражен и восхищен легендарной победой советских войск, которая положила начало коренному перелому в ходе всей второй мировой войны.

Преподаватель

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память вечную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.

Февраль – февраль, солдатский месяц-
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А мы пред ними все в долгу.
Февраль – февраль. Солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу.

В свой срок – не поздно и не рано -
Придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
Придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
У той священной высоты,
Ты на крыло метели белой
Положишь красные цвет

Звучит песня «Мамаев курган»

12 студент

«Этот город мертв, и вы его не восстановите»,- сказал Посол США в СССР Дэвис, увидев руины Сталинграда. Но Сталинград восстал из пепла вопреки всем ожиданиям.

О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. В честь этого  события во многих городах мира воздвигнуты обелиски и монументы. Имя Сталинграда носят десятки и сотни заводов, фабрик, школ и культурных учреждений, улиц и площадей. В одной только Польше имя «Сталинград» отражено в названиях улиц, площадей и парков 160 городов и поселков. Свыше 30 городов Франции, включая Париж, имеют площади и улицы, названные именем Сталинграда... Пройдут века, а немеркнущая слава  доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма. Имя "Сталинград" золотыми буквами навечно вписано в историю нашего Отечества.

13 студент

В Сталинградской битве сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм и высокое воинское мастерство. 55 соединений и частей были награждены орденами, 179 – преобразованы в гвардейские, 26 получили почетные наименования. Около 100 бойцов получили звание Героя Советского Союза. Сталинград стал символом стойкости, мужества и героизма советских людей в борьбе за свободу и независимость Родины. 1 мая 1945 года приказом Верховного главнокомандующего Сталинграду было присвоено почетное звание города-героя. 22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Сталинграда» (ею награждены свыше 707 тысяч участников битвы). 8 мая 1965 года город-герой был награжден орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

В ознаменование подвига героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в 1963-1967 годах был сооружен мемориальный комплекс, а ежегодно 2 февраля празднуется День воинской славы России — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.  В этом году исполнилось 73 года со дня начала контрнаступления под Сталинградом.

Объявляется минута молчания.





3.Заключение.

В процессе проведения классного часа «Сталинградская битва» были достигнуты основные цели и задачи. Студенты познакомились с этапами Сталинградской битвы, с людьми проявивших героизм на полях сражений.

Подготовка и проведение таких мероприятий развивает наши чувства, помогает молодым людям понять, прочувствовать богатую палитру эмоциональной сферы. Она помогает человеку в становлении таких нравственных качеств как понимание других людей, учит сочувствовать и переживать, освоить не только разумом, но и чувствами, что побуждает человека мыслить и действовать в соответствии с этим.

Классный час соответствовал основным понятиям патриотического воспитания, был интерес и познавателен для них.
























Литература.

  1. Классные часы. /Под ред.Давыдова А.В. 11 класс.М.,2011 г.

  2. Лысенко Л.В. Поклонись Отчизне. Читаем, учимся, играем. № 9, 2013.

  3. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитании школьников. 2014 №6.

  4. По следам мужества и стойкости// Читаем, учимся, играем.2012 .№11.

  5. Честь имею. // Читаем, учимся, играем.2014 .№11.



















9



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Методическая разработка классного часа на тему:"Сталинградская битва"

Автор: Гончарова Лариса Юрьевна

Дата: 30.10.2016

Номер свидетельства: 353323


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства