kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа на тему "Фашистские концлагеря - машина смерти"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Великая Отечественная война унесла миллионы человеческих жизней: не только солдат и офицеров, но и мирных жителей - женщин, детей, стариков. Многие из них погибли в фашистских концлагерях, о которых и идёт речь в этой методической разработке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа на тему "Фашистские концлагеря - машина смерти"»

Министерство образования Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа










г. Н.Новгород

2018г.










Составитель: Преподаватели Н.В. Олькова

ГБПОУ «НГК» Г.В. Охрименко








































ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………...

4

План классного часа ………………………………………………

5

Ход классного часа ………………………………………………...

6

Дахау ………………………………………………………………..

6

Бухенвальд ………………………………………………………….

8

Освенцим …………………………………………………………...

11

Майданек …………………………………………………………...

12




































ВВЕДЕНИЕ



Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием истории XX века. Это была не только ожесточенная вооруженная борьба противостоящих сил, но и решительное противоборство с агрессором в экономической, дипломатической сферах, в области идеологии и психологии.

Великая Отечественная война, эта кровавая схватка унесла миллионы человеческих жизней. Она закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, круто изменила их жизнь, принеся им муки страданий, лишения, горечь и печаль.

Человеческие жертвы Советского Союза являются главной составляющей цены Победы. Однако процесс выявления людских потерь в Великой Отечественной войне имеет сложную историю.

Однако в 1993 году, когда гриф секретности был снят, стала известна похожая на правду, но далеко не полная информация о человеческих жертвах в годы Великой Отечественной войны.




























ФАШИСТСКИЕ КОНЦЛАГЕРЯ – МАШИНА СМЕРТИ

Посвящается всем людям, павшим мучительной смертью

Никто не забыт, ничто не забыто!


Данный классный час, посвящен освобождению узников лагерей смерти Дахау, Бухенвальд, Освенцим, Майданек.

Цель:

  • дать информацию о концлагерях Третьего рейха;

  • познакомить с особенностями Концентрационных лагерей Третьего рейха; 

  • вызвать особенное настроение, которое позволит студентам понять и прочувствовать ужасы жизни в лагерях и трагичность жизни заключенных в концлагерях;

  • развивать память, внимание;

  • воспитывать уважение к народам, погибшим и пострадавшим от гнета германских фашистов.

Задачи:

  • расширить представления студентов о Великой Отечественной войне;

  • формировать у учащихся интерес к истории страны;

  • воспитать чувство сострадания к памяти жертв нацистов.

Оборудование:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор.













Ход классного часа


Гитлер заявлял: «Мы обязаны истребить население - это входит в нашу миссию охраны германского населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как черви».

Во время войны была создана система концлагерей - машина смерти для уничтожения народов мира. Концлагеря располагались на территории России, Белоруссии, Латвии, Германии, Польши ….

Все вы, наверное, слышали о концентрационных лагерях. Но что это такое? Почему их так назвали, где они наиболее часто встречались? Я предлагаю послушать информацию, которая очень познавательна, которая поможет вам на мгновенье перенестись в Германию во время Второй мировой войны и узнать о таком фрагменте той жизни, как жизнь заключенных в концлагерях.













Что известно нашему поколению о концентрационных лагерях фашизма?

Лагеря представляли одно из наиболее жестоких явлений геноцида XX века, их создают в 1933 году с момента прихода к власти в Германии Гитлера. В атмосфере кровавого террора, разглагольствования о преимуществах «арийской расы» над другими народами.


ДАХАУ


Дахау-первый концентрационный лагерь в фашисткой Германии. Был основан в марте 1933 года в 17 километрах от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч были переведены в другие лагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. Дахау приобрел зловещую известность во время войны как один из самых ужасных концлагерей, где проводились преступные медицинские опыты над людьми. Только в 1941-1942 гг. там было проведено около 500 экспериментов над живыми людьми. Высокопоставленные нацисты регулярно посещали Дахау, где наблюдали за этими опытами.

Узники работали и днем и ночью, а тех, кто уже не мог работать отправляли в крематорий. У всех пленников отбирались ценные вещи и одежда, даже золотые коронки с зубов. По всем изъятым предметам тщательно велась документация. На таком варварском бизнесе Германия заработала несчетное количество денег.

Дети Дахау должно быть, это одно из самых страшных страниц в истории гитлеровских злодеяний. В газовых камерах лагерей уничтожения погибло сотни тысяч детей, некоторые были угнаны фашистами в Германию.


Их расстреляли на рассвете,

Когда вокруг редела мгла.

Там были женщины и дети,

И эта девочка была…


Сперва велели им раздеться и стать

Затем ко рву спиной.

Но прозвучал тот голос детский,

Наивный, чистый и живой


- Чулочки тоже снять мне дядя?

Не осуждая, не грозя

Смотрели, прямо в душу глядя,

Трехлетней девочки глаза


- Чулочки тоже снять мне дядя?

В смятении на миг эсэсовец обмяк.

Рука сама собой с волненьем вдруг

опускает автомат


Он словно скован, взглядом синим,

И кажется, он в землю врос

- Глаза как у моей Неминьи,

во мраке смутно пронеслось


Охвачен он невольной дрожью

Проснулась в ужасе душа.

Нет! Её убить, её не сможет…

И дал он очередь спеша.


Упала девочка в чулочках, снять

Не успела, не смогла.

Солдат, солдат, что если б дочка

Твоя вот так бы здесь легла?


И всюду взгляд её светился,

И всюду чудилось опять.

И не забудется отныне

- Чулочки тоже, дядя снять? ...


БУХЕНВАЛЬД


Бухенвальд. Немецко-фашисткий лагерь. Создан в 1937 году в окрестностях города Веймара. За 8 лет около 239 тысяч человек были узниками этого лагеря. Всего в Бухенвальде было замучено 56 тысяч человек. Цель лагерной системы было наибольшее уничтожение количества заключенных путем доведения их до смерти.

В лагере человек терял свое имя и фамилию. Он получал порядковый номер, арестантскую полосатую одежду.

Одним из способов уничтожения узников была система так называемого лагерного питания. Узники не всегда получали даже мизерную порцию пищи. Их постоянно обкрадывали.

Узники работали по 16 часов в сутки. Запрещались любые перерывы.

Смерть витала повсюду, о ней напоминало буквально всё: удушливый дым крематория, выстрелы, пытки и издевательства.

Крематорий – был самым страшным местом в лагере, обычно туда приглашали заключенных, под предлогом осмотра у врача, когда человек раздевался, ему стреляли в спину. Таким образом, в Бухенвальде были убиты многие тысячи узников.

В Бухенвальде тоже проводились медицинские опыты. В основном занимались разработкой противотифозной вакцины, при этом использовали людей в качестве подопытных кроликов. Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы. Заключенные проверялись на способность выдерживать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. Некоторые убивали заключенных посредством инъекций фенола в сердце. Также проводились и другие эксперименты: опыты по заражению лихорадкой, оспой, паратифом, дифтеритом. Экспериментировали и отравляющими веществами. Карл Кох был комендантом лагеря, но особой извращенность выделялась его жена – Ильза Кох. В лагере её боялись больше самого коменданта. Она постоянно наносила удары плетью заключенным, травила на них овчарку, но особенно она интересовалась татуировками на коже заключенных, из которой потом делали разнообразную домашнюю утварь. Был только один надежный способ не попасть ведьме на абажур – изуродовать себе кожу или умереть в газовой камере.

Для неё было удовольствием переписываться с жёнами заключенных и давать им советы, как превратить человеческую кожу в экзотические переплеты книг, абажуры, перчатки или скатерти для стола.

Международный день освобождения узников фашизма отмечается 11 апреля потому, что именно в этот день в 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили более 800 эсэсовцев и солдат охраны, взяли в свои руки руководство лагерем и только через двое суток дождались прихода американских солдат.

43 … Женщины. Концлагерь.

Вши и голод. Дети нагишом

Над бараком оккупантов флаги.

Мамочки с замученным лицом.


Одна женщина, врачом была служивым.

Было жаль ей женщин и детей.

Перед фрицем, улыбаясь мило,

Выносила тех, кто послабей.


Положив на днище своей сумки

То младенца, иногда и двух,

Через пост, по несколько за сутки

Так спасала деток чрез испуг.


Знали мамы - не увидят больше

Своего ребенка - малыша

И в надежде - поживет подольше,

Ликовала женская душа.


43 … Женщины. Концлагерь.

Их детей спасал служивый врач.

Каждый день, рискуя своей жизнью

Заглушая в своей сумке плач.



ОСВЕНЦИМ












Был создан фашистами на территории оккупированной Польши, около города Освенцим близ Кракова в 1940 году. Это был комбинат уничтожения людей с помощью техники. За годы существования в нем было уничтожено свыше 4 миллионов человек. Крупнейший концентрационный лагерь Освенцим – был одновременно и трудовым лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в «душегубку» сразу, буквально через несколько часов. В этом лагере проводились чудовищные опыты, а в качестве «подопытных» предпочитали использовать женщин и детей. Очень многие опыты кончались быстрой и мучительной смертью подопытных заключенных. После окончательного использования заключенных для экспериментов их убивали и сжигали. Этим путем стремились уничтожить свидетелей своих бесчеловечных опытов. Осенью 1944 года в лагере произошло стихийное восстание, которое было жестоко подавлено.













Тебя я встретил невзначай,
И улыбнулся грустно.
Березы тонкая свеча
Вверху горела тускло,
И, словно искры от огня,
Листва, кружась, летела.
Два шага было до тебя – 
Ты в платье легком белом.
Среди ветвей, как маков цвет,
Пылала вся в закате…
Но призрак скрылся. Цифры лет
Над холмиком распяты.
Как скудно вымерен твой срок!
Ведь я не знаю, Неля:
Успела ль ты, хотя б разок,
Качнуться на качелях?
Цветы неловко теребя, 
Стою я над могилой.
Ах, Неля, не вернуть тебя 

Уж никакою силой.


МАЙДАНЕК


Майданек. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллиона человек.

«Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было, есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть. Печами дьявола звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти».


















-Что это, мама?
-Молчи, сынок!
-Кто это, мама?
-Фашисты, сынок.
-Что им нужно от нас?
-Наше счастье, сынок,
Нашу кровь, сынок,
Нашу жизнь, сынок.

-Что это, мама?
Зачем разлучают нас?
Где мы?
- В концлагере. 
Хотят на колени поставить нас.
Хотят, чтоб мы кланялись,
ИМ кланялись!
Хотят, чтоб забыл ты свой дом, свою мать.
Душу мою, тело мое, сердце мое – сына отнять!

-Что это, мама?
- Труба Саласпилса.
-Что это?
- Дым из трубы.
-Что же там делают?
-Мыло, мальчишка,
Мыло, сынок и ремни.

-Мама, к нам доктор в барак приходил.
Кровь у нас брал, как зовут, спросил.
Дал мне таблетки, сказал, чтоб я съел их, мама,
Плохо мне стало!

Нелегкая доля выпала на участь узников лагерей смерти. Многие бывшие заключенные стараются не вспоминать ту жизнь. Но это была не единственная проблема людей вернувшихся из лагерей. Казалось, после освобождения они должны были начать новую счастливую жизнь. Но по возращению на Родину их жизнь мало, чем отличалась от жизни в концлагерях. Правительство СССР посчитало этих несчастных неблагонадёжными. Проводились бесчисленные фильтрации, практически всех ссылали в лагеря особого назначения. Но в чем же были виноваты эти люди? Они же никого не предавали. На их месте мог оказаться любой. Сейчас узников концлагерей осталось немного, надо подумать о том, сколько они пережили за свою жизнь.

Прошел 70 год. Пройдут ещё десятки и сотни лет, но величие Победы, совершенное нашим народом в годы Великой Отечественной войны, не изгладится из памяти поколений.

Чем дальше отделяет нас время от грозных лет войны, тем величественнее бессмертный подвиг, совершенный советским народом во имя Родины.

Люди!

Смерть замученных

Нельзя простить фашизму!

Помните погибших на войне!

Берегите мир во имя жизни!

Подняв вверх кулак,

Скажите "НЕТ" войне!!!

Помните о матерях, которые никогда не дождутся своих детей с войны! Вставайте на пути подростков, рисующих фашистскую свастику и кричащих: «Хайль Гитлер!» Это не должно повториться никогда.






17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка классного часа на тему "Фашистские концлагеря - машина смерти"

Автор: Олькова Нина Викторовна

Дата: 13.06.2018

Номер свидетельства: 473253


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства