МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ/СПИД. Тема: «БОЯТЬСЯ НЕ НУЖНО, НУЖНО ЗНАТЬ»(9-11 класс).
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ/СПИД. Тема: «БОЯТЬСЯ НЕ НУЖНО, НУЖНО ЗНАТЬ»(9-11 класс).
Данная методическая разработка классного часа по профилактике ВИЧ/СПИД по теме "Бояться не нужно, нужно знать" предназначена в помощь классным руководителям 9-11 классов. Цель данного мероприятия - повысить уровень информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ/СПИДа, способствовать выработке у них мотивации овладения профилактическими знаниямии навыками по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ/СПИД. Тема: «БОЯТЬСЯ НЕ НУЖНО, НУЖНО ЗНАТЬ»(9-11 класс). »
№1 мектеп-гимназиясы
школа-гимназия №1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ/СПИД
Тема: «БОЯТЬСЯ НЕ НУЖНО,
НУЖНО ЗНАТЬ»
(9-11 класс)
Щучинск қаласы город Щучинск
Поскольку вакцины против СПИДа и абсолютно надежные лекарства еще отсутствуют, в предупреждении инфекции важнейшую роль играют правдивая информация и санитарное просвещение.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ/СПИД.
Тема: «БОЯТЬСЯ НЕ НУЖНО, НУЖНО ЗНАТЬ»(9-11 класс).
Цель: повысить уровень информированности учащихся о распространении эпидемии ВИЧ/СПИДа в Казахстане, способствовать выработке у них мотивации овладения профилактическими знаниями и навыками по вопросам ВИЧ/СПИДа.
Задачи:
Дать учащимся информацию о распространении ВИЧ/СПИДа в мире.
Показать учащимся темпы распространения ВИЧ/СПИДа в Казахстане.
Акцентировать внимание учащихся на том, что более половины случаев ВИЧ-инфекции в Казахстане приходится на подростков и молодежь.
Показать, что основными причинами ВИЧ-инфицирования подростков и молодежи республики является опасная поведенческая практика, включающая употребление наркотиков и опасный секс.
Способствовать выработке у учащихся мотивации изменения общественного и индивидуального сознания относительно выбора образа жизни.
Учащимся предлагается сказать о себе два правдивых утверждения и одно такое, которое не соответствует действительности. Например: Я родилась в городе Щучинске, стала мисс Казахстан в 2013 году и очень люблю торты.
Соглашение (выработка правил общения)
мы все ответственны за свое обучение;
мы слушаем друг друга, не перебиваем;
соблюдаем правило «поднятой руки»;
говорит кто-то один;
говорим по существу;
делимся своими мыслями;
всякое мнение заслуживает внимания;
глупых вопросов не бывает;
щадим чувства других;
соблюдаем конфиденциальность;
соблюдаем временные границы.
Основной материал мероприятия.
Упражнение 1.«Мозговая атака»
Учитель задает обучающимся вопросы:
- Что вы знаете о ВИЧ/СПИДе?
- Назовите страны, в каких распространен ВИЧ/СПИД?
- Казахстан не является исключением. Есть ли в Казахстане случаи заражения ВИЧ/СПИДом?
Варианты ответов записываются на флипп-чарте маркерами или на школьной доскемелом и располагаются таким образом, чтобы было видно всем.Затем преподаватель объясняет учащимся, что ВИЧ/СПИД - одна из важнейших итрагических проблем, возникших перед всем человечеством в конце XX века ивошедшая с нами в XXI век. Сегодня ВИЧ распространился по всему миру,и Казахстан не является исключением.
ВИЧ/СПИД представляет собой совершенно новое заболевание, распространенное во всем мире.
Упражнение 2. Ролевая игра
Данная игра показывает, как быстро распространяется ВИЧ/СПИД среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) и половым путем (для учащихся более старшего возраста).
Х о д и г р ы.
Всем обучающимся предлагается встать, образовав круг, взяться за руки и закрыть глаза.
После этого учитель подходит к учащимся сзади и выделяет 3-х человек, которые буду выполнять роли ВИЧ-инфицированных и должны сохранить это в тайне.
Преподаватель предлагает учащимся открыть глаза и пожать руки всем желающим, причем участники, которых он выделил (исполняющие роль ВИЧ-инфицированных), должны при рукопожатии ущипнуть (царапнуть) других участников.
Преподаватель выводит на середину 3-х учащихся, которых он выделил, и просит поднять руки тех участников, с кем поздоровались и кого ущипнули (царапнули) участники, стоящие в центре.
Учитель говорит о том, что в данной игре рукопожатие символизирует передачу ВИЧ-инфекции, хотя, на самом деле, она через рукопожатие не передается. Лица, потребляющие внутривенно наркотики и практикующие незащищенный (рискованный) секс, заражают других "по цепочке", и этот процесс идет очень быстро, в чем обучающиеся имели возможность наглядно убедиться в ходе игры.
Преподаватель дает информацию, что каждую минуту в мире добавляется 11 ВИЧ-инфицированных и 5 человек умирает от СПИДа. Ежедневно 16 тыс. молодых людей в мире заражаются и более 7 тыс. умирает от ВИЧ/СПИДа. 80% молодых людей, зараженных ВИЧ, являются потребителями инъекционных наркотиков (ПИН).
Таким образом, каждый участник игры имел возможность убедиться, что любой человек рискует быть ВИЧ-инфицированным в условиях эпидемии.
Затем преподаватель должен обязательно "вывести" учащихся из роли ВИЧ-инфицированных - объяснить, что это распределение ролей было условным, символическим и с окончанием игры утратило свое значение.
Упражнение 3.Работа в малых группах
Игра «Лес».
Преподаватель предлагает учащимся посчитаться по видам деревьев: береза, ель, сосна, рябина, тополь. Затем объединиться в 5 групп по названиям деревьев. Участники каждой группы усаживаются "в кружок", чтобы удобно было организовать совместную работу в малой группе. Каждой группе выдается большой лист бумаги и маркеры. Преподаватель предлагает каждой группе обсудить вопрос:
Как распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа может отразиться на жизни каждого отдельного человека, всего общества в целом?
Итоги обсуждения записываются на листе бумаги. Затем каждая группа представляет итоги своей работы, для чего избирает одного учащегося - лидера. 5 учащихся представляют поочередно итоги работы своих групп: «берез», «елей», «сосен», «рябин», «тополей».
Лист бумаги с эмблемой (нарисованным деревцем) или надписью с названием каждой группы вывешивается на всеобщее обозрение. Лидер озвучивает подготовленные группой ответы, члены группы дополняют, в случае необходимости, его выступление.
После представления итогов работы всех групп преподаватель делает обобщение и подводит итоги выполнения упражнения.
Упражнение 4.
Тест «Миф или реальность»
Учащимся предлагается разделиться на пары и, с целью закрепления пройденного материала, заполнить тест:
Вопрос
Миф (М)
Реальность (Р)
Обоснование
ВИЧ/СПИД - это неопасное, легко излечимое заболевание
Люди никогда не умирают от СПИДа
ВИЧ/СПИД распространен во всем мире
В Казахстане нет ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
Подростки и молодежь никогда не могут заразиться ВИЧ/ СПИДом
Человеку нужны знания по вопросам ВИЧ/СПИДа
В ближайшие годы количество заболеваний ВИЧ/СПИДом резко сократиться
Лекарства, излечивающего от ВИЧ/СПИДа, не существует
От СПИДа страдает отдельный человек, на развитие общества в целом СПИД не влияет
Ключ к тесту «Миф или реальность»
Вопрос
Миф
(М)
Реальность (Р)
Обоснование
ВИЧ/СПИД - это неопасное, легко излечимое заболевание
М
СПИД - это очень опасное, неизлечимое заболевание
Люди никогда не умирают от СПИДа
М
Все люди, больные СПИДом, умирают. Продолжительность их жизни составляет 5-10 лет
ВИЧ/СПИД распространен во всем мире
Р
На сегодняшний день ВИЧ-инфицированные и больные СПИДом есть во всех странах мира
В Казахстане нет ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом
М
В Казахстане официально зарегистрировано 19997 ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом (на01.01.2014 г.)
Подростки и молодежь никогда не могут заразиться ВИЧ/ СПИДом
М
Более 50% случаев инфицирования ВИЧ в Казахстане приходятся на подростков и молодежь в возрастеот 15 до 29 дет
Человеку нужны знания по вопросам ВИЧ/СПИДа
Р
Человеку нужны знания о ВИЧ/ СПИДе, чтобы сделать осознанный выбор линии поведения, исключающей риск заражения этой болезнью.
В ближайшие годы количество заболеваний ВИЧ/СПИДом резко сократиться
М
Ученые считают, что в в последующие20 дет от СПИДа умрет 70 млн. человек в мире.
От ВИЧ/СПИДа никто не может уберечься
Р
От ВИЧ/СПИДа можно уберечься, выбрав линию безопасного поведения
Лекарства, излечивающего от ВИЧ/СПИДа, не существует
Р
В мире еще не изобретено лекарство от ВИЧ/СПИДа и в обозримом будущем это не предвидится.
От СПИДа страдает отдельный человек, на развитие общества в целом СПИД не влияет
М
ВИЧ/СПИД –это проблема всего общества в целом, он негативно влияет на социально-экономическое развитие каждой страны.
Рефлексия.
Преподаватель спрашивает у учащихся, что нового они узнали на данном занятии, предлагает вспомнить, чем они занимались. Выясняет, полезными ли оказалось для них полученные знания и в чем это заключается, возникли ли у них какие-нибудь вопросы по данной теме. Если да, то дает разъяснения.
Продолжите фразу:
- Я понял(а), что…
- Я надеюсь, что…
ПРИЛОЖЕНИЯ
Ресурсный материал:
В настоящее время в мире зарегистрировано свыше 40 млн. человек больных ВИЧ/СПИДом. В течение 22 лет со времени регистрации первых случаев заболевания СПИД уже унес жизни более 21 млн. человек.
Эпидемия ВИЧ-инфекции развивается чрезвычайно быстро. В странах Африки в течение 20 лет эпидемией охвачено от 20% до 39% населения в возрасте от 15 до 49 лет. Согласно докладу ООН, опубликованному 2 июля 2002 года, в последующие 20 лет от этого заболевания умрет более 70 млн. человек.
С 1997 года ВИЧ-инфекция регистрируется во всех областях Казахстана.
Наибольшее число зарегистрированных случаев приходится на Карагандинскую область 1107 человек, что составляет 42,8 % от общего числа выявленных. В 2001 году показатель распространенности ВИЧ-инфекции в Казахстане составил 11 случаев на 10000 обследованных, что в 3,5 раза выше, чем в 2000 году при аналогичной структуре и численности обследованных граждан.
В Казахстане в ноябре 2013 года зарегистрированы 195 новых носителей ВИЧ-инфекции, тогда как за этот же период 2012 года - 172, сообщило госагентство по статистике, передает "Интерфакс-Казахстан".
В целом в январе-ноябре текущего года в Казахстане выявлено 2007 новых носителей ВИЧ-инфекции, в аналогичном периоде 2012 года - 1892.
По данным Республиканского центра по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, в Казахстане с момента начала регистрации этой инфекции и по состоянию на 31 октября 2013 года зарегистрированы 21 578 ВИЧ-инфицированных.На 01.01.2014 года в Казахстане официально зарегистрировано 19997ВИЧ-инфицированных. Более 65,7% документированных случаев ВИЧ-инфекции приходится на молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет. ВИЧ-инфекция официально зарегистрирована в 2003 году в нашей стране у 24 школьников, 20 неорганизованных детей школьного возраста, 65 учащихся колледжей и студентов ВУЗов.
В среде казахстанских подростков действуют факторы, способствующие распространению ВИЧ/СПИДа, обусловленные распространением инъекционной наркомании и опасным половым поведением, необращаемостью за медицинской помощью при возникновении ИППП, что способствует их хроническому течению и повышению восприимчивости организма к заражению ВИЧ половым путем. ВИЧ-инфекция в Казахстане реально грозит в ближайшие годы выйти за пределы популяции наркозависимых и перейти на другие популяции.
Сформировавшаяся в Казахстане молодежная субкультура не предполагает не только реализацию защиты от ВИЧ/СПИДа, но даже обсуждение вопросов защиты от ВИЧ. В результате в отношении ВИЧ-инфекции молодежь испытывает необоснованные страхи, порожденные незнанием путей передачи.
СПИД не является редким заболеванием, от которого могут случайно пострадать немногие люди. Ведущие специалисты определяют в настоящее время СПИД как "глобальный кризис здоровья", как первую действительно всеземную эпидемию инфекционного заболевания, которое до сих пор не контролируется медициной и от которого умирает каждый заразившийся человек.
Эксперты считают, то для создания вакцины потребуется от 8 до
20 лет. За все время, прошедшее с момента описания первых случаев СПИД, не было ни одного факта излечения и выздоровления от этого заболевания. Все носители возбудителя этого заболевания являются потенциально больными.
Обзор:
Существует много неверных представлений о том, как передается ВИЧ.
Это порождает страхи и способствует дискриминации ВИЧ-инфицированных людей. В настоящее время пути передачи ВИЧ установлены совершенно точно. В ходе данного занятия учащиеся узнают, как ВИЧ передается, в каких жидкостях организма содержится достаточное для заражения количество вируса и как ВИЧ не передается. Пути распространения вируса ВИЧ/СПИДа уже хорошо известны. Знать пути распространения возбудителя СПИДа – значит знать способы его профилактики.
Заметки для преподавателя
Вполне возможно, что при обсуждении данной темы учащиеся почувствуют себя неловко. Помогите группе преодолеть стеснительность и объясните, что вопросы секса всегда тяжело обсуждать, но это необходимо. Уметь говорить на тему секса открыто и четко - очень важный жизненный навык.
Вы можете провести с группой "мозговую атаку" на тему, почему так важно обсуждать вопросы сексуальных отношений, чтобы избежать заражения ВИЧ половым путем.