Методическая разработка Профилактического занятия с элементами тренинга Тема: «Осознанный выбор: шаг к здоровому будущему»
Методическая разработка Профилактического занятия с элементами тренинга Тема: «Осознанный выбор: шаг к здоровому будущему»
Данная методическая разработка направленна на систематизацию знаний, развитию аналитических навыков, формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Профилактического занятия с элементами тренинга Тема: «Осознанный выбор: шаг к здоровому будущему»»
Методическая разработка
Профилактического занятия с элементами тренинга
Тема: «Осознанный выбор: шаг к здоровому будущему»
Подготовила:
И.С. Шептефрац, социальный педагог
Первая квалификационная категория
Тирасполь, 2025г.
Форма проведения: профилактическое занятие с элементами тренинга.
Актуальность темы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся глубокого понимания принципов здорового образа жизни. Данная методическая разработка направлена на систематизацию знаний, развитие аналитических навыков и формирование устойчивой мотивации к ЗОЖ.
2. Цели и задачи мероприятия
Цель: Формирование профессионально и личностно значимой мотивации к ведению здорового образа жизни и осознанному принятию решений, влияющих на здоровье.
Задачи:
Образовательные:
Актуализировать знания о факторах риска и принципах профилактики неинфекционных заболеваний.
Систематизировать представление о ЗОЖ как о базовой компетенции медицинского работника.
Развивающие:
Развить навыки критического анализа информации о здоровье и вредных привычках.
Сформировать умение прогнозировать краткосрочные и долгосрочные последствия личного выбора.
Воспитательные:
Повысить личную ответственность за свое здоровье.
Сформировать этическую позицию медицинского работника, следующего принципам ЗОЖ.
3. Планируемые результаты
В результате проведения мероприятия студенты должны:
Знать: основные факторы риска, концепцию ЗОЖ.
Уметь: анализировать жизненные ситуации с позиции выбора в пользу здоровья, аргументированно отстаивать позицию ЗОЖ.
4. Оборудование и ресурсы
Мультимедийный проектор и презентация.
Ватман, маркеры, стикеры.
Раздаточный материал: опросник.
Карточки с кейс-ситуациями.
5. Ход мероприятия
I. Вводная часть (10 минут)
1.1. Приветствие и актуализация темы. Преподаватель говорит о том, как выбор влияет на будущее. Тема занятия: "Осознанный выбор: шаг к здоровому будущему".
"Здоровье – это не все, но без здоровья все – ничто" (Сократ) и задает вопрос: "Как вы считаете, почему для будущих медицинских работников тема осознанного выбора в пользу здоровья особенно важна?" (Ответы студентов.)
Преподаватель подводит итог: Осознанный выбор - это способность понимать последствия своих действий и делать выбор в пользу здоровья и профессионального будущего.
1.2. Упражнение "Мой выбор".
Цель
Помочь студентам определить свое отношение к здоровому образу жизни (ЗОЖ).
Оценить уровень собственного здоровья.
Осознанно выбрать направления по его сохранению и укреплению.
Содержание
Упражнение состоит из двух основных частей:
Самодиагностика: Студентам предлагается заполнить опросник, который включает шкалы для оценки текущего образа жизни и уровня здоровья (например, режим сна, физическая активность, питание, наличие вредных привычек, уровень стресса).
Постановка целей и планирование: После заполнения опросника студенты анализируют свои результаты и отмечают на тех же шкалах желаемое состояние через год. Эта часть направлена на формирование личных целей и определение конкретных шагов для их достижения.
Инструкция
Для преподавателя:
Подготовка: Заранее подготовьте и распечатайте бланки опросника для каждого студента.
Вводное слово: Объясните студентам цель упражнения — не осуждение, а помощь в самоанализе и планировании личного здоровья. Подчеркните конфиденциальность результатов (если это применимо).
Раздача опросников: Раздайте материалы и дайте время на заполнение первой части ("Мое текущее состояние").
Анализ и целеполагание: После заполнения попросите студентов проанализировать свои ответы и затем отметить на шкалах свои цели ("Где бы я хотел оказаться через год").
Обсуждение (по желанию): Можно провести общее обсуждение наиболее распространенных проблем или попросить добровольцев поделиться своими целями.
Для студентов:
Честность и самоанализ: Внимательно прочитайте вопросы. Будьте максимально честны при оценке своего текущего образа жизни и уровня здоровья по предложенным шкалам.
Оценка: Отметьте, где вы находитесь сейчас.
Целеполагание: После оценки текущего состояния, отметьте на тех же шкалах, где бы вы хотели оказаться через год. Это ваша личная цель.
Размышление: Подумайте, какие конкретные действия или изменения в привычках помогут вам достичь отмеченных целей.
Вывод
Упражнение "Мой выбор" позволяет перейти от абстрактного понимания ЗОЖ к конкретному, личностно-ориентированному планированию.
Ключевые результаты для студентов:
Повышение осознанности: Студенты получают наглядную картину своего текущего образа жизни и состояния здоровья, что часто является первым шагом к изменениям.
Мотивация к действию: Самостоятельная постановка реалистичных и измеримых целей на год вперед создает внутреннюю мотивацию и личную ответственность за свое здоровье.
Формирование навыков планирования: Участники учатся соотносить желаемые результаты с конкретными действиями, развивая навыки целеполагания и саморегуляции, что применимо не только к ЗОЖ, но и к другим сферам жизни.
II. Основная часть (25 минут)
2.1. Мини-лекция "Ключевые моменты ЗОЖ"
Ведущий кратко рассказывает о составляющих ЗОЖ :
Рациональное питание
Оптимальная физическая активность
Полноценный сон и отдых
Отказ от вредных привычек
Психическое благополучие и стрессоустойчивость
2.2. Упражнение "Весы решений"
Цель
Визуализация последствий выбора в ситуациях, касающихся здоровья и рационального поведения.
Развитие навыков критического мышления и анализа краткосрочных выгод и долгосрочных рисков.
Формирование осознанного отношения к принимаемым решениям через групповое обсуждение и обмен мнениями.
Содержание
Упражнение представляет собой ролевую игру или моделирование ситуации, в которой участники используют метафорические "весы" для анализа последствий двух альтернативных вариантов действий.
Работа в малых группах: Участники делятся на группы по 5 человек и получают карточку с конкретным кейсом (ситуацией, требующей выбора).
Анализ ситуации: Каждая группа обсуждает предложенный сценарий и определяет два ключевых варианта решения (например, "сделать менее здоровый выбор" или "сделать более здоровый выбор").
Визуализация на "Весах":
На одну чашу "весов" (визуализируемых на бумаге, доске или просто обсуждаемых) кладутся "плюсы" (краткосрочные выгоды) от менее здорового/рационального выбора (например, "быстро", "вкусно", "весело сейчас").
На другую чашу кладутся "минусы" (долгосрочные последствия/риски) того же выбора (например, "лишний вес", "проблемы со здоровьем в будущем", "чувство вины").
Презентация и обсуждение: Группы представляют свои "весы" и выводы остальным участникам, обосновывая, какая чаша "перевешивает" с точки зрения долгосрочных приоритетов.
Инструкция
Для преподавателя:
Подготовка: Заранее подготовьте карточки с примерами кейсов (Приложение 2). Примеры должны быть актуальными для аудитории (например, "выбрать фастфуд вместо обеда из дома", "лечь спать поздно ради сериала или подготовиться ко сну вовремя").
Деление на группы: Разделите участников на группы по 5 человек.
Выдача заданий: Раздайте каждой группе по одной карточке с ситуацией. Объясните механику "Весов решений".
Модерация: Дайте группам 10 минут на обсуждение и подготовку презентации. Отслеживайте время и при необходимости отвечайте на вопросы.
Презентации: Предоставьте каждой группе 3 минуты для выступления.
Подведение итогов: После всех презентаций резюмируйте ключевые выводы, акцентируя внимание на важности долгосрочного планирования и осознанности.
Для студентов (в группах):
Ознакомьтесь с ситуацией: Внимательно прочитайте сценарий на карточке.
Определите альтернативы: Решите, какой выбор будет "легким" (краткосрочная выгода), а какой — более рациональным/здоровым.
Заполните "весы": Используя предоставленные материалы (или просто обсуждая), определите и запишите:
На одну сторону: все краткосрочные выгоды "легкого" выбора.
На другую сторону: все долгосрочные риски и негативные последствия этого же выбора.
Сделайте вывод: Обсудите в группе, что, в конечном счете, является более весомым.
Подготовьте презентацию: Выберите спикера, который представит ваши "весы" и выводы всей аудитории.
Вывод
Упражнение "Весы решений" эффективно демонстрирует, что многие повседневные решения, касающиеся здоровья и образа жизни, имеют скрытые долгосрочные последствия, которые часто перевешивают сиюминутные удовольствия.
Ключевые результаты для участников:
Наглядность последствий: Метод "весов" делает абстрактные понятия (вроде "риск для здоровья") конкретными и видимыми.
Смена перспективы: Участники учатся смотреть на свои выборы не только с позиции "хочу сейчас", но и с позиции "каково будет мое будущее Я".
Коллективный опыт: Обсуждение в группах позволяет увидеть разные точки зрения и стратегии принятия решений, обогащая личный опыт каждого участника.
Усиление мотивации: Понимание реальной цены "неправильного" выбора повышает мотивацию к принятию более ответственных и здоровых решений в реальной жизни.
2.3. Дискуссия "Мотивация к ЗОЖ: личный опыт" Модерация дискуссии по вопросам:
- С какими сложностями сталкиваетесь вы лично при следовании ЗОЖ в условиях учебы?
- Какие методы мотивации вы считаете наиболее эффективными?
2.4. Упражнение "Линия жизни" (Приложение 3):
Упражнение "Линия жизни"
Цель
Продемонстрировать долгосрочное, кумулятивное влияние ежедневных решений на здоровье, благополучие и профессиональный успех.
Визуализировать взаимосвязь между текущим поведением и качеством жизни в будущем (в пожилом возрасте).
Стимулировать участников к принятию более осознанных и ответственных решений в настоящем моменте.
Содержание
Упражнение представляет собой динамическую, интерактивную симуляцию жизненного пути. Физическое перемещение участников по "Линии жизни" используется как метафора прогресса или регресса в зависимости от сделанного выбора.
Физическая "Линия жизни": На полу аудитории обозначается прямая линия (например, с помощью скотча, веревки или просто мелом). Один конец линии — это "Начало пути" (текущий возраст участников), а другой — "Будущее" (возраст 80+ лет).
Сценарии выбора: Ведущий озвучивает серию вопросов или ситуаций, требующих выбора в различных сферах жизни (здоровье, образование, карьера, отношения, вредные привычки).
Перемещение: Участники физически перемещаются вдоль линии. Правильный, здоровый, рациональный выбор позволяет сделать шаг или несколько шагов вперед (ближе к благополучному будущему). Неправильный, рискованный или нездоровый выбор заставляет их остаться на месте или даже сделать шаг назад.
Рефлексия: Упражнение завершается обсуждением того, где оказались участники и какие решения привели их к этому положению.
Инструкция
Для преподавателя (Ведущего):
Подготовка пространства: Четко обозначьте "Линию жизни" в помещении.
Вводное слово: Объясните цель упражнения и правила перемещения. Подчеркните, что это симуляция и нет "правильных" или "неправильных" людей, есть только последствия выбора.
Проведение:
Попросите всех встать в начале линии.
Задавайте вопросы по очереди, давая участникам 5-10 секунд на размышление и принятие решения. Примеры вопросов:
"Если вы регулярно занимаетесь спортом 3 раза в неделю, сделайте 2 больших шага вперед. Если нет — останьтесь на месте."
"Если вы курите или употребляете алкоголь регулярно, сделайте шаг назад."
"Если вы откладываете обучение и подготовку к сессии до последней ночи, останьтесь на месте. Если вы готовитесь планомерно, сделайте шаг вперед."
Модерация: Следите за темпом и убедитесь, что все понимают правила перемещения.
Завершение и обсуждение: После серии вопросов попросите всех остановиться и посмотреть, где они оказались относительно начала и конца линии. Начните общую дискуссию.
Для студентов (Участников):
Займите позицию: Встаньте в начале обозначенной "Линии жизни".
Слушайте ведущего: Внимательно слушайте каждый вопрос или сценарий, озвученный преподавателем.
Принимайте решение и двигайтесь: Честно оценивайте свое реальное поведение или гипотетический выбор в данной ситуации и физически перемещайтесь вперед, назад или оставайтесь на месте в соответствии с инструкцией ведущего.
Рефлексируйте: Обращайте внимание на то, как ваши шаги соотносятся с шагами других участников и как быстро вы приближаетесь (или отдаляетесь) от возраста 80+.
Вывод
Упражнение "Линия жизни" — это мощный инструмент для демонстрации кумулятивного эффекта повседневного выбора. Оно переводит абстрактные концепции "здорового образа жизни" и "планирования будущего" в конкретное физическое действие. Ключевые результаты для участников:
Наглядная демонстрация: Физическое движение по линии делает последствия решений видимыми и ощутимыми. Участники видят, как серия небольших, казалось бы, незначительных выборов определяет их итоговое положение на жизненном пути.
Осознание личной ответственности: Упражнение подчеркивает, что траектория жизни зависит не от случая, а от последовательности собственных действий и решений.
Мотивация к изменениям: Увидев, как быстро можно "отстать" от желанного будущего из-за нездорового выбора, студенты получают сильный стимул пересмотреть свое текущее поведение и начать делать шаги в правильном направлении уже сейчас.
2.5. Упражнение "Волшебный сундучок"
Цель
Мотивация к личной ответственности за собственное здоровье и будущее благополучие.
Стимулирование глубокой рефлексии и осознания того, что главный ресурс и инструмент для управления здоровьем находится внутри каждого человека.
Персонализация процесса принятия решений о здоровом образе жизни.
Содержание
Это короткое, но сильное по эмоциональному воздействию упражнение, основанное на элементе неожиданности и самоидентификации.
Интрига: Ведущий объявляет, что в аудитории находится "волшебный сундучок" (или шкатулка/коробка), содержащий самую большую ценность, которая определяет будущее здоровье и успех каждого участника.
Индивидуальное взаимодействие: Каждый участник по очереди приглашается подойти к сундучку и заглянуть внутрь в полном молчании (или в тишине под спокойную музыку).
Ключевой момент: На дне сундучка закреплено зеркало. Заглядывая внутрь, участник видит свое собственное отражение.
Рефлексия и обсуждение: После того как все участники заглянули в сундучок, ведущий инициирует общее обсуждение чувств, мыслей и понимания увиденного.
Инструкция
Для преподавателя (Ведущего):
Подготовка: Заранее подготовьте непрозрачную коробку или сундучок, внутри которого надежно закреплено зеркало. Желательно, чтобы оно было достаточно большим, чтобы участник четко увидел свое лицо.
Создание атмосферы: Начните упражнение с драматического или интригующего вступления. Говорите о поиске "ключа к здоровью", "главного сокровища" или "определяющего фактора".
Проведение: Приглашайте участников подходить по одному. Важно обеспечить тишину и личное пространство для каждого момента "открытия".
Дебрифинг (обсуждение): После завершения процесса задайте вопросы аудитории:
"Что вы ожидали увидеть?"
"Что вы почувствовали, когда заглянули внутрь?"
"Кто же эта самая большая ценность, влияющая на ваше будущее здоровье?"
"Почему этот человек самый важный?"
Резюмирование: Подведите итог, подчеркнув, что ни врач, ни преподаватель, ни обстоятельства не несут главной ответственности — только сам человек может управлять своей жизнью и здоровьем.
Для студентов (Участников):
Ожидание: Внимательно слушайте ведущего и готовьтесь увидеть нечто важное и ценное.
Личный опыт: Подходите к сундучку по очереди, соблюдая тишину. Загляните внутрь и уделите несколько секунд размышлению над увиденным.
Участие в обсуждении: Будьте готовы поделиться своими ожиданиями, чувствами и мыслями в общем кругу после того, как все пройдут через этот опыт.
Вывод
Упражнение "Волшебный сундучок" является мощным эмоциональным завершением или ярким началом цикла занятий, посвященных ЗОЖ.
Ключевые результаты для участников:
Моментальное озарение: Эффект "зеркала" создает сильный эмоциональный и когнитивный диссонанс, ведущий к быстрому и глубокому осознанию личной ответственности.
Смена фокуса: Участники понимают, что не внешние факторы или "волшебные таблетки" определяют их здоровье, а их собственные решения, действия и отношение к себе.
Усиление мотивации: Это упражнение служит мощным внутренним стимулом, так как ответственность за собственное благополучие возлагается непосредственно на самого человека, делая его главным героем своей истории здоровья.
III. Заключительная часть (15 минут)
3.1. Обратная связь "Дерево решений"
Участникам выдаются стикеры в форме листочков. Каждый студент пишет одно конкретное действие, которое готов сделать ради здоровья. Преподаватель поддерживает и одобряет инициативы.
3.2. Рефлексия
Участники продолжают одну из фраз: "Сегодня я понял(а), что...", "Для меня было полезно...", "Я ухожу с мыслью о...".
3.3. Подведение итогов
Ведущий благодарит всех за участие, активность и открытость. Подчеркивается, что осознанный выбор в пользу здоровья — это постоянный процесс и самый важный шаг к счастливому и успешному будущему.
6. Критерии оценки эффективности мероприятия
Активность участия студентов в тренинговых упражнениях и дискуссиях.
Качество рефлексивных высказываний и формулировка личных обязательств.
Обратная связь от студентов по итогам занятия.
Приложение 1
Упражнение "Мой выбор"
Инструкция:
Честность и самоанализ: Внимательно прочитайте вопросы. Будьте максимально честны при оценке своего текущего образа жизни и уровня здоровья по предложенным шкалам.
Оценка: Отметьте, крестиком (X) ваше текущее положение на каждой шкале.
Целеполагание: После оценки текущего состояния, на тех же шкалах, отметьте кружком (О) то положение, к которому вы хотели бы прийти в ближайший год. Это ваша личная цель.
Размышление: Подумайте, какие конкретные действия или изменения в привычках помогут вам достичь отмеченных целей.
Мой уровень физической активности
Как часто вы занимаетесь спортом или делаете зарядку?
X/О
Почти не двигаюсь, веду сидячий образ жизни
Низкий уровень активности
Средний уровень активности, иногда занимаюсь спортом
Высокий уровень активности, регулярные тренировки
Шкала
1
2
3
4
Мой режим питания
Насколько ваше питание можно назвать здоровым и сбалансированным?
X/О
Питаюсь фастфудом, не слежу за рационом
Частые перекусы, мало полезной еды
Стараюсь питаться правильно, но не всегда получается
Здоровое, сбалансированное питание, ем много овощей
Шкала
1
2
3
4
Качество моего сна
Насколько вы высыпаетесь и соблюдаете режим сна?
X/О
Сплю мало, часто сижу допоздна, чувствую усталость
Режим сна нарушен, иногда недосыпаю
Стараюсь спать 7-8 часов, но не всегда выходит
Всегда сплю 7-8 часов, чувствую себя бодрым
Шкала
1
2
3
4
Мое общее самочувствие и стрессоустойчивость
Как вы оцениваете свой уровень энергии и способность справляться со стрессом?
X/О
Часто болею, постоянно чувствую стресс и усталость
Энергии мало, стресс иногда выбивает из колеи
В основном чувствую себя хорошо, умею расслабляться
Полон энергии, легко справляюсь со стрессом, редко болею
Шкала
1
2
3
4
5. Вредные привычки (курение, алкоголь)
Насколько вы подвержены вредным привычкам?
X/О
Регулярно употребляю, не вижу проблемы
Есть вредные привычки, но пытаюсь ограничить
Редко употребляю, стараюсь вести здоровый образ жизни
Полностью свободен от вредных привычек
Шкала
1
2
3
4
Спасибо за участие!
Приложение 2
Кейс «Весы решений»
КАРТОЧКА СИТУАЦИИ №1
Инструкция для группы:
1.Ознакомьтесь с ситуацией: Внимательно прочитайте сценарий на карточке.
2.Определите альтернативы: Решите, какой выбор будет "легким" (краткосрочная выгода), а какой — более рациональным/здоровым.
3.Заполните "весы": Используя предоставленные материалы, определите и запишите:
- На одну сторону: все краткосрочные выгоды "легкого" выбора.
- На другую сторону: все долгосрочные риски и негативные последствия этого же выбора.
4. Сделайте вывод: Обсудите в группе, что, в конечном счете, является более весомым.
5. Подготовьте презентацию: Выберите спикера, который представит ваши "весы" и выводы всей аудитории.
Ситуация: Режим дня и учеба
Вам предстоит сделать выбор между полноценным сном (8 часов) и подготовкой к контрольной до 3 часов ночи.
Обсудите краткосрочные выгоды от недосыпа и долгосрочные последствия.
Кейс «Весы решений»
КАРТОЧКА СИТУАЦИИ №2
Инструкция для группы:
1.Ознакомьтесь с ситуацией: Внимательно прочитайте сценарий на карточке.
2.Определите альтернативы: Решите, какой выбор будет "легким" (краткосрочная выгода), а какой — более рациональным/здоровым.
3.Заполните "весы": Используя предоставленные материалы, определите и запишите:
- На одну сторону: все краткосрочные выгоды "легкого" выбора.
- На другую сторону: все долгосрочные риски и негативные последствия этого же выбора.
4. Сделайте вывод: Обсудите в группе, что, в конечном счете, является более весомым.
5 . Подготовьте презентацию: Выберите спикера, который представит ваши "весы" и выводы всей аудитории.
Ситуация: Питание и общение
Вам предстоит сделать выбор между обедом в столовой (здоровая пища) и обедом в фастфуде с друзьями.
Обсудите краткосрочные выгоды от фастфуда и долгосрочные последствия.
Кейс «Весы решений»
КАРТОЧКА СИТУАЦИИ №3
Инструкция для группы:
1.Ознакомьтесь с ситуацией: Внимательно прочитайте сценарий на карточке.
2.Определите альтернативы: Решите, какой выбор будет "легким" (краткосрочная выгода), а какой — более рациональным/здоровым.
3. Заполните "весы": Используя предоставленные материалы, определите и запишите:
- На одну сторону: все краткосрочные выгоды "легкого" выбора.
- На другую сторону: все долгосрочные риски и негативные последствия этого же выбора.
4. Сделайте вывод: Обсудите в группе, что, в конечном счете, является более весомым.
5. Подготовьте презентацию: Выберите спикера, который представит ваши "весы" и выводы всей аудитории.
Ситуация: Активность и отдых
Вам предстоит сделать выбор между посещением спортзала после пар и просмотром нового сериала.
Обсудите краткосрочные выгоды от просмотра сериала и долгосрочные последствия.
Приложение 3
Упражнение "Линия жизни"
Вопросы и варианты действий (Шаг вперед = Позитивный выбор; Шаг назад = Негативный выбор):
Ситуация / Вопрос
Позитивный выбор (Шаг Вперед)
Негативный выбор (Шаг Назад)
1. Учеба (Основа профессии): Сейчас 2 часа ночи, завтра важный экзамен. Что вы делаете?
Учу материал еще час и ложусь спать.
Играю в компьютер/смотрю сериал до утра.
2. Питание (Ежедневный выбор): Время обеда в колледже. Что вы выберете?
Полноценный обед в столовой (суп, второе).
Пачка чипсов и энергетик из автомата.
3. Вредные привычки (Давление социума): Вы на вечеринке, вам предлагают "просто попробовать" легкие сигареты/вейп. Ваш выбор?
Вежливо отказываюсь, ссылаясь на ЗОЖ.
Соглашаюсь за компанию.
4. Физическая активность: У вас появилось свободное окно между парами или выходной. Как проведете время?
Пойду в спортзал/на пробежку/прогуляюсь.
Буду лежать на диване весь день.
5. Стресс и отдых: Сессия, сильный стресс и недосып. Как восстанавливаетесь?