kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка классного часа в 8 классе «Хочу-могу-надо»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 углубить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа в 8 классе «Хочу-могу-надо»»







Методическая разработка классного часа в 8 классе

«Хочу-могу-надо»









































Методическая разработка классного часа в 8 классе

«Хочу-могу-надо»

Эпиграф: «…Все профессии важны,
Все профессии нужны!

Ведь профессий, друг мой, много!
Выбирай свою дорогу…»

Цели: углубить представление детей о различных профессиях; формировать позитивное отношение к труду; побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.
Подготовка к классному часу и материальное сопровождение: авторская мультимедийная презентация (приложение 1), раздаточный материал (приложение 2), некоторые учащиеся получают опережающее задание (сообщения, стихи, творческие работы, сообщения).

Оформление доски: тема, эпиграф к классному часу.

Методы воспитательной работы: беседа, мини-лекция, игровые методы, решение проблемных ситуаций, психологический тренинг, психологическое тестирование, работа в парах.

Целевая аудитория: 14-15 лет

Продолжительность классного часа – 50-60 мин.

Ход классного часа:

I Мотивация. Определение темы и целей занятия.

Классный час начинается с чтения стихотворения учащимися, которое сопровождается показом слайдов № 2-7

Лётчик водит самолёт,
На такси таксист везёт,
Доктор лечит нас, людей,
Ветеринар лечит зверей,
Повар варит нам и жарит,
А актриса развлекает,
Для нас и пляшет и поёт,
Настроенье создаёт.
Модельеры и портнихи
Одевают всех нас лихо.
Дворник тоже нужен нам,
Он убирает грязь и хлам.
Все профессии важны,
Все профессии нужны.
Ведь профессий, друг мой, много!
Выбирай свою дорогу,
Всегда к знаниям стремись,
Хорошенько ты учись.
Будет жизнь твоя чудесной,
Всё в ней будет интересно,
Коль работа нравится,
То душа не мается,
Каждый день она поет
День бежит, а не идёт.

Классный руководитель (обращает внимание детей на эпиграф к классному часу). Пройдёт совсем немного времени, и вам придётся выбирать свой путь в жизни. И этот путь начнётся с перекрёстка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сегодня существует профессий (слайд 8). И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. Учащиеся определяют цели классного часа. (слайд 9)

II Словарная работа. Определение основных понятий классного часа.

Классный руководитель. Первая наша задача – выяснить, что же такое профессия? На слайде (слайд 10) написаны 4 слова, которые имеют отношение к профессиональной деятельности человека: профессия, специальность, квалификация, должность. Как бы вы объяснили различие между этими словами? Какое понятие шире, чем остальные?

Учащиеся выдвигают предположения, выполняют задание – восстанавливают предложения из разрезанных частей, зачитывают получившиеся определения понятий. Классный руководитель поясняет ответы детей (слайд 11).

Профессия (более широкое понятие, чем специальность и должность) - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития.

Специальность - вид занятий в рамках одной профессии.

Квалификация - это уровень профессионального мастерства.

Должность - это место, занимаемое человеком в организации.

Вместе все эти слова содержат профессиональную характеристику человека.

III Игра «Азбука профессий».

Классный руководитель. Я уже сказала, что профессий очень много (слайд 12). Давайте выясним, сколько профессий знаете вы. Поиграем в игру «Азбука профессий». На каждую букву своего имени назвать профессию, например, К - курьер, каскадёр, кондитер, космонавт, кочегар, киноактёр и т.д. А – астронавт, археолог, архитектор, адвокат, альпинист… Р – режиссёр, резчик по дереву, радиоведущий, репортёр, рентгенолог, редактор…и т.д.

Учащиеся готовятся и отвечают.

IV Игра «Самый - самый».

Классный руководитель. Все профессии хороши. Давайте определим, в чём особенности некоторых профессий. Поиграем в игру «Самый-самый» (слайд 13). Некоторые вопросы будут шуточными.

Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе);

Самая денежная (банкир, модель,....);

Самая волосатая (парикмахер, ....);

Самая смешная (клоун, пародист, юморист);

Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод...);

Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...);

Самая серьезная (сапер, хирург, психолог...).

Самая общительная (журналист, экскурсовод, учитель, массовик-затейник)

Самая опасная – (сапер, каскадер)

Самая бумажная – (бухгалтер, экономист, библиотекарь)

V Проблемный вопрос и выполнение проблемного задания.

Классный руководитель. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т.п.?

Учащиеся отвечают.

Учитель подводит детей к мысли, что эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадёт чей-то труд, деньги, прибыль) Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продаёт человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, а другие теряют свои позиции, а третьи и вовсе пропадают, уходят в прошлое.

Предлагаю вам составить списки таких профессий (индивидуальная и парная работа):

«Самые модные профессии»

«Самые забытые профессии»

«Профессии, которые всегда нужны»

«Самые отважные профессии» (слайд 14)

Учащиеся составляют списки, зачитывают, что у них получилось.

VI Реализация домашнего задания. Сообщения учащихся о редких профессиях.

Классный руководитель. Продолжая разговор о самых-самых профессиях, предлагаю послушать сообщения в исполнении ваших одноклассников. (выступают 3 учащихся).

Классный руководитель. Спасибо за интересные рассказы. Далее проводит веселую игру “Правильно, неправильно. Он – она”.

1. Она - балерина, он – балерун. (Нет, танцовщик, а слово “балерун” носит ироничный, шутливый характер.)

2. Она – актриса, он – актёр. (Да.)

3. Он – пилот, она – пилотка. (Нет, она тоже пилот.)

4. Он – спортсмен, она – спортсменка. (Да.)

5. Он – гимнаст, она – гимнастёрка. (Нет, она – гимнастка.)

6. Он – лифтёр, она – лифтёрша. (Да.)

7. Он – стрелок, она – стрелочница. (Нет, она тоже стрелок.)

8. Он – рыбак, она – рыбачка. (Да.)

9. Он – штукатур, она – штукатурка. (Нет, она тоже штукатур.)

10. Она – медсестра, он – медбрат. (Да.)

Классный руководитель. Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Их в мире, как я уже говорила, около 50 тысяч. Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём.

VII Проблемная ситуация «Чей это выбор?»

Классный руководитель. Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе. Как же выбрать правильно профессию, чтобы не ошибиться?

VIII. Попытки разрешения проблемы.

  1. Тренинговое упражнение «Рука судьбы».

Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.

Классный руководитель предлагает взять, не глядя, из коробочки листочек, на котором написано название какой-то профессии. Далее участник разворачивает листочек и с уверенностью говорит: «Я хочу стать…» и читает, что написано на листочке.

Классный руководитель. Совпали ваши желания с тем, что вы вытянули? Почему?

Учащиеся отвечают на вопрос и должны прийти к выводу, что выбор профессии не должен быть случайным.

  1. Разыгрывание сценки «Неправильный выбор профессии»

Ребятам раздаются роли, они разыгрывают ситуации неправильного выбора профессии, далее обсуждают каждую ситуацию.

Представим, что встретились на улице одноклассники и разговорились о том, куда пойдут учиться или работать после окончания школы.

  1. Я после школу пойду учиться на адвоката. Это сейчас престижно. Я в кино видел, так там молодой и симпатичный адвокат ходит с кожаным кейсом, работает в небоскрёбе и получает кучу денег.

  2. А я буду строителем. Потому что мой папа строитель! И брат строитель! Потому что мне помогут, подскажут, что и как, потому что о других направлениях я ничего не знаю.

  3. А мне родители сказали поступать в медицинский, хотя я бы лучше пошла в театральный. Но родители говорят, что не будут оплачивать мою учёбу, если я не сделаю, как они хотят.

  4. А я решила, что в местное училище буду поступать, там все мои друзья учатся.

  5. Я вообще не знаю. Куда возьмут, туда и пойду.

  6. Ну а я в художку хочу поступить, потому что рисую лучше всех в классе.

Классный руководитель. Мы перечислили самые распространённые причины ошибок в выборе профессии (слайд 15). Это давление родителей, переоценка своих возможностей, погоня за модой, выбор профессии за компанию, подражание героям кинофильмов, незнание особенностей выбранной профессии. Но как же тогда выбрать правильно свой путь в жизни, свою профессию?

  1. Обсуждение легенды.

Классный руководитель. Во все времена люди по-разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять. Послушайте легенду (слайд 16). Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему? (Отвечают ребята).

Классный руководитель. В ответах каждого прозвучало их особенное отношение к одной и той же деятельности: строительству собора. Не секрет, что и в наше время развития науки, техники, телевидения, компьютеров далеко не все люди относятся к своей работе с любовью, получая от труда удовлетворение и радость; не каждый испытывает любовь к своей профессии.

Вопрос: Как вы думаете, почему? (Отвечают ребята).

Приходят к выводу, что главная причина этого кроется в выборе профессиональной деятельности, не отвечающей интересам, склонностям, способностям человека. Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе (слайд 17).

IX. Выход из проблемы.

  1. Мини-лекция «Формула профессии»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, что получится, если длину этой классной комнаты умножить на ширину (пишет на доске: а х b=S)? (Площадь классной комнаты.)

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего классного часа: «хочу», «могу» и «надо»?

(Учитель мелом перечеркивает тире между словами в названии темы классного часа, получаются плюсы. Дети высказывают предположения.)

Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии.

(Учитель дописывает на доске после трех слов названия классного часа: = осознанный выбор профессии.)

Как объяснить эту формулу? (слайд 18). В ней всего три величины:

- хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

- могу - это все, что мне по силам, по способностям;

- надо - это все, что нужно для общества, страны.

Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в этой профессии именно в данный момент (надо).

  1. Демонстрация осознанного выбора профессии «Это мой выбор!»

Классный руководитель. Как же работает формула осознанного выбора профессии?

Например: «Хочу стать артисткой, телеведущей, репортером. Могу стать продавцом, рекламным агентом. Буду заниматься, работать над собой и обязательно своего добьюсь - стану репортером»

Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки.

X. Применение знаний и умений.

1) Классный руководитель. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами (слайд 19). Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. (Дети рисуют фигурки.)

Теперь подсчитайте количество треугольников. (Дети выполняют задание.)

А теперь слушайте ключ к тесту (слайд 20).

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

2) Классный руководитель. Мы с вами проводили тест, согласно которому все профессии можно условно поделить на 5 типов (слайды 21-27). С результатами теста вы уже знакомы, в соответствии с типом профессии, к которому можно вас отнести, я дам каждому задание (некоторые учащиеся получили задание заранее). Прошу сейчас продемонстрировать, что у вас получилось.

«Человек – природа» - участник получает следующее задание: в одном городе жил мастер - кондитер. Он выпекал булочки и калачи, плюшки и пончики. Однажды он захотел изготовить из теста такое изделие, какого никто еще не делал. Сначала он придумал своему будущему творению название, а потом принялся за работу. Попробуйте вылепить из пластилина то, что задумал Мастер-кондитер. А назывались его изделия так: ШАРОВАЙ и рассказать, что же получилось.

«Человек – знаковая система». Разгадать анаграммы – профессионалы, переставив буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

«Человек - человек». Участник получает задание. Провести игру-викторину со зрителями.

1. Кем по профессии были герои мультфильма Чип и Дейл? (Спасатели)

2. Кем по профессии был отец трех сыновей в сказке “Кот в сапогах”? (Мельник)

3. Кем по профессии был Джузеппе в сказке Алексея Толстого “Золотой ключик, или приключения Буратино”? (Столяр)

4. Кем работал дядя Степа после службы на флоте в стихотворении Сергея Михалкова? (Милиционером)

5. Какая врачебная специальность была у Доктора Айболита? (Ветеринар)

6. Кем по профессии был Вакула из повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”? (Кузнецом)

7. Человек какой профессии в сказке Шарля Перро спас Красную Шапочку и ее бабушку? (Дровосек)

8. Кем был по профессии Стекляшкин в сказке “Незнайка на Луне”? (Астрономом).

«Человек – техника» - участники получают игрушечные модели транспорта в разобранном виде и инструменты. Задание: собрать транспортное средство.

«Человек – художественный образ» – участник, относящийся к данному типу получает задание: придумать и нарисовать открытку ко ДНЮ хохотушки и рассказать о ней. К празднику все вежливые люди посылают открытки друг другу с поздравлениями. При этом они обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 марта послать открытку с изображением новогодней елки!

Учащиеся демонстрируют результаты своей работы.

XI. Подведение итогов.

Классный руководитель. Мы сегодня назвали очень много различных профессий, специальностей. Но кроме названия нужно знать и особенности каждого из этих видов деятельности. Чтобы правильно, осознанно выбрать профессию, нужно оценить ее положительные и отрицательные стороны. В этом могут помочь специальные справочники, книги, службы профессиональной ориентации, а также рассказы опытных людей, работающих в данной профессии. Чем больше вы будете знать об интересующей вас профессии, чем правдивее и точнее будет эта информация, тем меньше вероятность разочарования и выбор будет по-настоящему осознанный.

Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы ни выбрали, вам всегда пригодятся знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в самых разных областях. Как хорошо заметил один мудрец: «Чтобы не ошибаться, нужно иметь опыт. Чтобы иметь опыт, нужно ошибаться» (слайд 28).

XII. Рефлексия

Классный руководитель. Какие чувства остались после классного часа? Какие открытия вы для себя сделали? (слайд 29) Учащиеся отвечают.

XIII. Заключительное слово

Классный руководитель. Поиски себя - это длительный процесс и он может продолжаться всю жизнь. Я желаю вам – найти себя. Как сказал К.Д. Ушинский (слайд 29) «Если Вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само Вас отыщет». Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой".

Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком.

В заключение хочется вспомнить слова Томаса Карлейля (слайд 30): “ Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы”.


Твердо выбрать, кем быть, вам, друзья, нелегко!
И до финиша плыть еще так далеко.
Так примите пожеланья мои личные,
Чтобы были ваши знанья лишь отличные
И счастливыми бы были дни житейские,
А здоровье ваше было лишь гвардейское.
И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,
И сейчас в XXI наш век –
Я хочу пожелать вам, ребята…
Чтобы вырос из вас Человек.


(Слайд 31) Спасибо, ребята, за работу! Всего доброго, до свидания!

Список использованной литературы:

  1. Агеева И.Д. Парад профессий. Веселые познавательные игры для учащихся.// Последний звонок №7, 2007 г. с. 3-8.

  2. Афанасьев С. П., Коморин С. В. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ “Вариант”, 2000. – 112 с. (школа)

  3. Афанасьев С. П. Праздники в школе. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2003. – 320 с.: ил. – (1000 советов).

  4. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа. / Под ред. Е. Н. Степанова, М. А. Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.

  5. Култашева Н.А. Психологи педагогические исследования. // Ижевск 2005 год.

  6. Осипенко И. Л. “Классные” праздники, или Как научить школьников жить весело/ Художник В. Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. – 160 с.: ил. – (После уроков).

  7. Твоя профессиональная карьера: учеб. для 8-11 кл. ОУ / М.С. Гуткин, Г. Ф. Михальченко, А. В. Прудило и др.; Под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 191с.: Ил. (школа).

  8. Профориентация старшеклассников: сб. учебно-методических материалов// сот. Т.В. Черниковой.- Волгоград: Учитель, 2007 – 120с


Приложение 2.


Анаграммы - профессионалы

Задание – переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.

ЗАДАНИЕ

Ответы:

рвач –

сопло –

терка –

фиакр –

кулон –

марля –

авдотка –

старина –

кредитор –

водосток –



Сообщения о редких профессиях.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы. А чай, который мы с вами пьем, - смешанный. В нем может быть до 18 сортов. Титестеры подбирают смеси так, чтобы подчеркнуть основной аромат, улучшить вкус.


Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре пастижер не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре пастижеры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия пастижера является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.


Создатели рекламных роликов знают, что самая дефицитная профессия - это мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты.

Газированные напитки, йогурты, шоколад - все, что вы видите на рекламе - это не настоящие продукты, а их заменители. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере. Такие эффекты стоят очень дорого. И специалисты оплачиваются соответственно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка классного часа в 8 классе «Хочу-могу-надо»

Автор: Муравлева Дарья Михайловна

Дата: 15.08.2024

Номер свидетельства: 654952


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства