Цель: Создать условия для привлечения внимания учащихся к проблемам использования энергии, экономии энергоресурсов, охране окружающей среды и мотивировать формирование привычек у учащихся бережного отношения к электроэнергии.
Задачи:
- расширение знаний учащихся об использовании электроприборов;
- знакомство с простыми способами экономии электричества;
- воспитание экологической грамотности;
- формирование навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни;
- стимулировать интерес детей к творческой и исследовательской деятельности.
Ожидаемые результаты: Младшие школьники получат первоначальные представления: об энергии и природных ресурсах; о важности бережного отношения к электроэнергии; о простых вариантах экономии электроэнергии; об электроприборах и их экономичном использовании в быту; о проблеме рационального использования природных ресурсов.
Оборудование: проектор, магнитная доска, ноутбук.
.
Ход урока
Организационный этап
Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
Здравствуйте, те, кто грустит,
Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
Здравствуйте, те, кто молчит.
- Улыбнитесь, пожалуйста, все, кто готов работать сегодня с полной отдачей, активно, и показать себя только с хорошей стороны.
Постановка цели и задач урока. Мотивация деятельности учащихся
Ребята, послушайте загадку и попробуйте отгадать. О чем сегодня пойдет речь?
Свет даёт он и тепло, С ним уютно и светло, Он по проводам бежит, Без него не можем жить! Нам приборы он включает, В темноте всё освещает, Что же в дом несёт нам свет? Знает кто, скажи ответ!
(Электричество)
Молодцы!
Сегодня мы с вами будем говорить об электричестве и энергосбережении.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Дети, сегодня утром на мою электронную почту пришло письмо от домовёнка Кузи.
Вот, что он пишет:
«Здравствуйте, ученики 1 а класса! Помогите, пожалуйста, мне решить проблему. В нашем доме пропало электричество. Мы никак не можем его найти. Может быть, его кто - то спрятал?»
- Поможем Кузе вернуть электричество?
-Ребята, у меня для вас припасены волшебные шары и расчески. Они нам помогут понять, как образуется электричество. Давайте проведем с ними опыты.
Опыт№1 (с шарами)
- Возьмем шар, потрем его о кусочек шерстяной ткани, прислоним к стене.
Что происходит с шарами?
(Они прилепляются к стене)
- Как это объяснить? (ответы детей: волшебные, стали магнитные).
-Оказывается, при трении о шерсть шар получает заряд, который отличается от заряда, который имеет стена. Противоположные заряды притягиваются. Вот шар и «держится» за стену.
Опыт№2 (с карандашом и кусочками бумаги)
- Быстро проведем карандашом по сухим волосам, а затем поднесем ее к голове.
- Что мы наблюдаем? (волосы встают дыбом).
- Почему? (карандаш наэлектризовался и притягивает волосы).
Вывод: От трения о волосы на карандаше образуется статическое электричество. Оно притягивает волосы и бумагу.
– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже статическое электричество.
-Вам понравилось проводить опыты? (ответы детей).
- С каким электричеством мы познакомились? (со статическим электричеством)
А теперь поиграем.
Физкультминутка: «Электроники».
- Представьте, что вы маленькие электроники, которые бегут по проводам (бег на месте). По сигналу: «Стоп!» останавливаются, замерев на одной ноге. По сигналу: «Свет» кружатся, подняв руки вверх, по сигналу «Темнота» приседают. (Игра повторяется 3 раза).
-Ребята, электричество есть и в природе. Отгадайте загадку:
- Стучит без рук, горит без огня. (Это гром и молния).
(Демонстрируется иллюстрация с изображением грозы)
- Молния - это мощный электрический заряд, который переходит из тучи в землю. Он может ударить в высокое дерево, металлический предмет, движущийся объект на открытой местности.
-Электричество человек поселил и у себя дома, без него люди уже не представляют себе жизни. Его производят на электростанциях. Это сложный и трудоемкий процесс. Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию.
- Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
-Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть.
Чтобы электричества хватило всем людям его надо экономить.
- Как это называется (энергосбережением)
- Ребята, а вы бережно относитесь к электричеству? (ответы детей)
-Давайте разберем ситуации, которые иногда случаются.
Первичная проверка понимания
Упражнение «Так должно быть или нет?»
1. Я пришел к подруге Ире,
У нее во всей квартире
Свет горит, телевизор говорит,
Радио поет, магнитофон орет,
А она на компьютере играет,
Ничего не замечает.
Так должно быть или нет?
Ну-ка, дайте мне ответ.
(Ответы детей: нет, не должно быть.)
-Как исправить ситуацию? (выключить электроприборы, которыми не пользуешься, выключить свет в комнатах, где никого нет).
2. Один мальчик после школы
Побежал играть в футбол.
Но оставил свет в окошке,
Чтоб не скучно было кошке.
Дайте мне скорей ответ:
Так должно быть или нет
(Ответы детей: нет, не должно быть, кошка видит и в темноте)
-Что надо делать, уходя из дома? (погасить свет).
3. Солнце утром ярко светит,
Всем ребятам шлет привет.
А Артем в своей квартире
Все равно включает свет.
Дай правильный ответ:
Так должно быть или нет?
(Ответы детей: нет, не надо включать электричество, когда светит солнце).
- Теперь у нас есть достаточно знаний для того, чтобы помочь Домовёнку Кузе найти электричество. В путь! С помощью нашего компьютера мы перенесемся в дом, где он живёт. Посмотрите, здесь лежит записка. Что же в ней написано? Ребята, здесь загадки. Чтобы узнать, где электричество, нам нужно их разгадать.
Загадки
Чудо ящик, в нем окно, в том окошечке – кино.
(телевизор)
2. Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер ТУ.
(пылесос)
3. Летом папа наш привез,
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой,
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(холодильник)
- Дети, о каких приборах эти загадки?
Молодцы, эти приборы называются бытовыми, они потребляют очень много электроэнергии. Ребята, мне кажется жители дома, в котором живёт Кузя расходовали очень много электрической энергии, вот она у них и пропала. Давайте расскажем им о том, как нужно пользоваться бытовыми приборами, чтобы сберечь электричество в доме.
Первичное закрепление
Как использовать, скажите, микроволновую печь?
Чтоб энергию не тратить, чтоб энергию беречь? (Ответы детей)
Использовать микроволновку только для подогрева пищи, а не для приготовления. Выбирать правильный режим температуры и времени.
Девочка собирается феном сушить волосы,
Что вы можете сказать? Как ей лучше поступить? (Дети отвечают)
Перед тем как сушить волосы нужно тщательно вытереть их полотенцем. Волосы лучше сушить естественным путем.
Телевизор очень часто,
Ваш работает напрасно? (Ответы детей)
Телевизор можно смотреть не более двух часов в день. Нельзя оставлять телевизор включенным, если его никто не смотрит.
Наш помощник – пылесос, но опять возник вопрос.
Что нам делать, как нам быть, пылесосить или мыть? (Дети отвечают)
Ковры можно выбивать на улице, можно провести влажную уборку.
Обогреватель весь день напролет, работал, устал,
Как энергии помочь, чтоб её он не съедал. (Ответы детей)
Необходимо утеплить окна, двери. Не держать долго открытую дверь, особенно в холодный период. Не накрывать батареи. Проветривать помещение, ненадолго, широко открыв окна.
Самостоятельная деятельность
Дети, расскажите, кто из вас экономит электроэнергию, и как вы это делаете у себя дома? (Ответы детей.)
( Уходя, гасим свет, кипятим в чайнике только необходимое количество воды, чтобы в следующий раз не кипятить ту же воду, пользуемся энергосберегающими лампочками)
Теперь, ребята, благодаря вам, жители дома научились беречь энергию. Поэтому, думаю, электричество вернется к ним само, а Кузя говорит вам огромное спасибо.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
Что понравилось больше всего?
Какие опыты вы повторите дома?
Как теперь будете относиться к электричеству?
Закончить наш урок хочется словами:
Кто не умеет беречь малого, не сохранит и большого. Бережливость – главный источник богатства.
Список используемой литературы:
1.Грачёва Е. Энергосбережение для всех и для каждого. – Челябинск: ОГУП «Энергосбережение», 2002.
2.Азбука энергосбережения: Пособие для учителя /А.И. Гаврихин, С.А. Косяков, В.В. Литвак и др. – Томск: Изд. «Красное знамя», 1999