Педагог Добрый день дети и гости! Скажите мне, вы любите легенды? Нашу встречу сегодня хочется начать именно с легенды Но прежде посмотрите на изображение и скажите, что вы видите и какие ассоциации у вас возникают? (Слайд 1, на слайде изображено звездное небо и луна).
Ученики
Небо, звезды, космос, вселенная...
Педагог.
А сейчас внимательно послушаете легенду, а потом поделитесь со мной своими мыслями!
Давным – давно, когда на небе была одна звезда и свет ее был, то ярким, то тусклым, луна спросила у звездочки: «Звездочка, почему твой свет такой разный? «Звездочка ответила: «Свет мой становиться тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь рядом со мной нет ни одной звездочки. А так хочется видеть кого - то рядом с собой! А в какие ночи твой свет становится ярким?» - спросила Луна. «Мой свет становится ярким, когда я вижу спешащих странников. Мне интересно узнать, что их манит в дорогу, куда они спешат? « Ты узнала тайну?» – спросила луна. «Да» - ответила звездочка. Этот вопрос я задала страннику. Он выглядел усталым, но счастливым. – Чему ты радуешься странник? И он ответил: Замерзая зимой, голодая без хлеба, задыхаясь от жары, я шагал вперед, потому что знал: дома меня ждет тепло, уют и забота моей семьи. Ради их счастливых глаз я готов совершить даже не возможное». Звездочка задумалась и ответила: «Я тоже стараюсь дарить, больше света путникам, которые несут счастье в свой дом». Луна спросила: «А ты хотела бы иметь свою семью? Я всегда мечтала об этом - ответила звездочка. Луна махнула рукавом золотого одеяния, и в тот же миг на небе засияли тысячи новых звезд, которые мигали своим неповторимым светом и говорили: Мы рядом, мы здесь, дорогая, мы теперь – одна семья!
Педагог
- Какие мысли, идеи возникли у вас прослушав эту сказку? Что вы поняли из этой сказки? (ответы детей)
- Да, сегодня мы с вами будем говорить о семье, но не просто о семье, а об азбуке семейного общения!
- Ребята, а что вообще такое «Азбука»? Как вы понимаете это слово? (ответы детей)
- Вы совершенно правы! Азбука это совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в установленном порядке. (Слайд 2) Педагог - Ребята, а у нас в России есть праздник посвященный семье?
Ученики
День семьи, любви и верности, который начали отмечать с 2008 года.
Педагог
А какие еще праздники вы знаете, которые относятся к семье?
Ученики
День матери, 8 марта, Новый год, Пасха и др.
Педагог
Дети, предлагаю вам назвать слово, которое в нашей азбуке будет на букву П?
Ученики
П-праздники(слайд 3).
Педагог
На Руси да и не только о традициях и ценностях говорили с момента появления семьи, и вся семейная мудрость передавалась веками через пословицы и поговорки. Кто попытается вспомнить пословицы о семье? (ответы детей). - А теперь я вам предлагаю закончить пословицы и поговорки о семье.
1. В гостях хорошо, …а дома лучше.
2. Один за всех, …и все за одного.
3. Чем бы дитя ни тешилось, ... лишь бы не плакало.
4. Чем богаты,…тем и рады.
5. Яблоко от яблони, …не далеко падает.
6. Вся семья вместе,…так и душа на месте.
7. Не будет в семье добра,…коли в семье вражда.
8. На что и клад, …коли в семье лад.
9. Дом вести, …не бородой трясти.
10. Без хозяина,…дом сирота.
11. Семейные нелады, …доведут до беды.
-Итак, какое слово в нашей азбуке будет на букву Т?
Ученики
Т-традиции (слайд 4).
-Каждая семья основана на традициях, и в каждой семье они разные. Это могут быть:
1. Семейные трапезы (обеды, ужины). Замечательная традиция собираться всем вместе за одним столом.
2. Совместный досуг. Игры, катание на лыжах, коньках, велосипедах, всей семьей выезжать на природу.
3. Семейные праздники.
4. Семейные альбомы.
Например у меня тоже есть семейные традиции. В нашей большой семье принято играть за столом. Каждый раз назначается ответственный за игру, который раскладывает записочки с заданиями по каждую тарелочку, которые нужно обязательно выполнить ( учитель рассказывает об одной из своих семейных традиций, приоткрывая завесу и проникаясь доверием к детям). - А у кого из вас дома есть семейные традиции? Какие? (Ответы детей) - Вот недавно, во время игры мне попалась записочка с заданием прочесть стихотворениеА. Барто:
Мне не хватает теплоты, -
Она сказала дочке
Дочь удивилась:- Мерзнешь ты
И в летние денечки?
- Ты не поймешь, еще мама,-
Вздохнула мать устало, -
А дочь кричит: - Я поняла!-
И тащит одеяло.
Педагог
- А какой теплоте говорила мама? (о душевной)
- Каким образом можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам? (ответы детей)
-Давайте же теперь назовем слово для нашего алфавита на букву Д?
Ученики
Д-душа, душевная теплота (слайд 5).
Педагог
- Послушайте легенду.
В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удалось вам жить в мире и согласии, не ссорясь, и не обижая друг друга? В ответ старейшина назвал всего лишь одно слово.
-Какое? Ребятам предлагается отгадать это слово (терпение).
Ученики
На букву У в нашей азбуке появится слово «терпение» (слайд 6).
Педагог.
- Ребята у каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья – это постройка, то какая?
• Если семья – это цвет, то какой?
• Если семья – это музыка, то какая?
• Если семья – это настроение, то какое?
- Я хочу предложить вам на букву внести в наше азбуку еще одну букву А-ассоциация (слайд 7).
-Вокруг каждого из нас много родных (бабушек, дедушек, тетей, дядей и т.д.) с ними мы связаны незримыми нитями. Сейчас мы узнаем, кто кому приходится:
1. Мальчик, ребенок, для своей мамы? (сын)
2. Моя сестра для мамы? (дочь)
3. Мама папы или мамы? (бабушка)
4. Сын моего отца для меня? (брат)
5. Папин или мамин отец? (дедушка)
6. Дочь моей мамы для меня? (сестра)
7. Мамина сестра? (тетя)
8. В мире нет ее родней, справедливей и родней? (мама)
9. Брат мамы или папы? (дядя)
10. Я для маминой сестры кто? (племянник или племянница)
11. Кто такой кузен? (двоюродный брат)
12. Он учит меня, но мамой не станет, хоть любит меня? (папа)
-Давайте назовем слово, которое относится к семье на букву Р?
Ученики
Р- родственник, родство (слайд 8).
Педагог Ну а сейчас давайте пофантазируем и представим, а какая будет ваша семья (ответы детей, слайд 9):
С – счастливая, сильная, скромная, солнечная, справедливая, смелая, спортивная, совершенная.
- А как вы считаете, наш класс это семья? (ответы детей)
- У нас с вами тоже семья. И как в любой семье нам нужны тепло, уважение, уют.
- Дети, обратите внимание на ствол дерева без кроны. Сейчас мы с вами сделаем это дерево красивым и красочным. Девочки будут прикреплять к стволу цветочки, а мальчики листочки. Прикрепляя листочек или цветочек к кроне дерева, может кто то из вас захочет высказать пожелания нашему классу, нашей с вами семье. Посмотрите, какое красивое оно стало. Это вы создали его своими руками. Это красивое дерево символ нашего класса, нашей семьи. И хочется верить, согласно вашим пожеланиям в нашем классе, в нашей семье будут царить дружба, терпимость, доброжелательность, уважение.
Педагог.
- В заключение нашей встречи я хочу пожелать вам семейного благополучия, счастья, мира и взаимопонимания.
На Руси это издавна чтили, это в нашей наверно крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, любви.
Мы семья – это значит мы вместе
Кто напросится нам во враги?
Дети вырастут, сложатся песни
Ты семью лишь свою береги
Мы – семья.
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
Список литературы
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПБ, 1998.
Классный руководитель № 8 2007
Савельева О.О. Семья в современном обществе. “Преподавание истории и обществознания в школе”. №№ 7,8, 2001.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.
№ 4 2008 г. / Семейный праздник «Родительский дом, начало начал», стр.75 – 79.