kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка "История города Бугуруслана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит информацию об истории города Бугуруслан.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "История города Бугуруслана"»

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»
























Разработала:


Шнайдер А.А., учитель русского языка

и литературы










Форма: устный журнал

Тема: Прикоснемся к истории города Бугуруслана

Цель: мотивация любви к чтению и историческому прошлому малой Родины.

Задачи:

- формировать у обучающихся чувство собственной ответственности за судьбу своего родного края, города, активную жизненную позицию, обязанности перед семьей и Отечеством;

- развивать интерес к изучению культурного и духовного наследия и истории своего родного города;

- воспитывать патриотические ценности и гражданское самосознание причастности к родным истокам.

Оборудование:

-презентация на тему, книжная выставка, выставка архивных материалов, аудиозапись, лист самооценки.


Методы и приемы:

- проблемный

- частично- поисковый

- информационно- коммуникативный.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная

- групповая

- парная

- самостоятельная








Ход занятия

Этапы классного часа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный этап

Внимательно прослушайте легенду и ответьте на вопросы (Звучит аудиозапись)

После долгой, изнуряющей временем осады, когда в сопротивляющемся врагу городе уже не осталось не воды не еды, а люди падали от усталости и голода, неожиданно на полуразрушенной городской стене появился старичок. «Если среди вас, - обратился он к измученным людям, найдется мать, которая согласится замуровать своего единственного сына в эту стену, то враг немедленно отступит». И нашелся подросток, убедивший свою маму пойти на такой шаг. Его замуровали, враг отступил. Прошли века. Но люди не перестают из уст в уста пересказывать эту легенду как нравственно-духовное богатство, соединяющее и глубину чувств, и безграничную любовь к Родине, и нравственную чистоту.

- Как вы думаете, можно ли назвать такой поступок патриотическим и почему?

- Как вы понимаете слово «патриотизм»? (Ответы)

- А нужен ли сегодня «патриотизм»? (Ответы детей).


учащиеся участвуют в диалоге, предполагают, что такое патриотизм


Личностные: формируются знания морально- этических норм

Регулятивные: Умение концентрировать внимание

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации


2.

Актуализация знаний

На доске три определения патриотизма. Какое из этих определений вам ближе? (почему?)

  1. «Патриотизм – это любовь к Родине, приверженность традициям отцов, уважение обычаев, нравственных ценностей предшествующих поколений».

  2. «Патриотизм – это любовь к Родине, земле, на которой родился и вырос, гордость за исторические достижения народа, готовность подчинить личностные интересы общим, самоотверженно служить стране и защищать её».

  3. «Патриотизм – любовь к Родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства».

Анализируют, сопоставляют, обобщают

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качество и уровня усвоения

Коммуникативные: владение устной речью.

2.

Результаты анкетирования.

Предварительно до мероприятия вам была предложена анкета, (Приложение 1.) вы должны были ответить на вопрос, как вы понимаете слово Родина. (результаты представлены на слайде 1,2)

- Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?



3.

Проблемный вопрос. Определение темы занятия

(Слайд 4) Прочитайте слова В.Г.Полетаева как вы их понимаете? Что для вас значит Малая Родина?

“Для России мой город– частица,

А для нас он – родительский дом.

И мы рады, что можем гордиться

Малой Родиной, где мы живем”.

Формулируют ответы на вопросы учителя, строят монологические высказывания, определяют тему занятия

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

4.


Учитель: Сегодня мы рассмотрим некоторые исторические события нашего города Бугуруслана. Проходить наше мероприятие будет в форме устного журнала. Первая страница посвящена Бугуруслану в годы Великой Отечественной Войны. (Слайд 5)

Бугуруслан – в годы Великой Отечественной Войны называли – городом надежды. Кто ни будь из вас знает, почему в годы Великой Отечественной войны Бугуруслан называли городом надежды?

Этот в современное время малоизвестный исторический факт, описали два больших патриота Оренбургской земли и нашей Родины Вячеслав Рябов и Виктор Шабрин. Готовясь к 70-летию Победы они издали том своих поисковых трудов «Чкаловцы». Почему книга называется «Чкаловцы», потому что город Оренбург в 1938 году был переименован в город Чкалов в честь легендарного летчика Валерия Павловича Чкалова и следователь область стала называться Чкаловской отсюда и название книги.

Предлагаю заслушать отрывок из 3 главы книги «Чкаловцы»

Город Бугуруслан – город надежды (Слайд 6,7,8)

Громкое чтение текста (Приложение 2.)

Учитель: Авторы книги «Чкаловцы», чтобы ее написать работали с архивными документами. В нашем городе есть Архив и сегодня мы заслушаем выступление ребят, которые работали с архивными документами на тему «Бугуруслан город милосердия». (Слайд 7-19)

(Приложение 3.)

Выступление учащихся.История госпиталей Бугуруслана

Страница 2 Время выбрало нас. Вспомнил 1979- 1989 годы.(Слайд 20)

Учитель: 30 лет назад был выведен ограниченный контингент советских войск из Афганистана. .Афганская война, длившаяся 9 лет по своим масштабам занимает скромное место в цепи военных конфликтов. Но по бессмысленности понесенных потерь, моральному ущербу и политическим последствиям равных ей нет. Приложение 4. ( Слайд 21-31)

Учитель: 15 февраля 1989 года окончилась эта война, самая длительная из войн, которые вела наша страна в ХХ веке. 30 лет назад землю Афганистана покинул последний советский солдат.

Чтец. Стихотворение Афганцы

Учитель: Со 2 сентября 1989 года по инициативе городского Совета воинов-интернационалистов при поддержке администрации Оренбургской области выпускает газету «Контингент». (Слайд 32)

Наша школа выписывает эту газету. На страницах газеты вы можете прочитать новости из жизни ветеранских организаций, эксклюзивные литературные произведения о различных боевых конфликтах, воспоминания ветеранов и инвалидов, побывавших в «горячих точках», рассказы о сегодняшней, мирной жизни ветеранов и семей погибших. Основная задача газеты военно-патриотическая работа с молодежью.


Страница 3 Письмо из прошлого (Слайд 33)

Учитель: В 2018 году к 270- летию города Бугуруслана выпущена книга « 270 фактов из истории города Бугуруслана». В ней опубликованы документальные факты о всех исторических событиях нашего города. Одно из событий хотелось бы вспомнить.

7 ноября 2017 года у Мемориала Славы спустя 50 лет была вскрыта капсула времени с письмом к потомкам. Письмо – завещание бугурусланцам 2017 года заложено было у подножия стелы 2 ноября 1967 года в день открытия памятника.

Наши учащиеся были удостоены чести присутствовать при вскрытии капсулы времени. В вашем классе учиться участник этого исторического события попросим его прочитать это письмо. Приложение 5. (Слайд 34-38)

Практическая работа. Письмо потомкам в будущее.

Страница 4 Творческая (Слайд 39)

Учитель: В школьном музеи есть альбом где храняться фотографии о встрече в 1976 году сестары Мусы Джалиля , Ходычи Мустафовны с учащимися школы №6 . Ходыча Муставовна рассказывала о детских годах своего брата, читала его стихи.

Учащиеся нашей школы принимали учаситие в конкурсе, посвященном 110 летию со дня рождения Мусы Джалиля. Перед вами одна из работ. Приложение 6. (Слайд 40)

Учитель : Сила стихов героического поэта Мусы Джалиля не тускнеет с годами, а становится только сильнее. В нашем городе есть улица ,названная в честь писателя, героя Муссы Джалиля.

Наша выпускница делала работу по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихи». (Слайд 41)

Если кто смотрел фильм знают , что главную героиню Женьку играла наша землячка Ольга Остроумова. В 2015 году Ольга Остраумова приезжала на открытие Бугурусланского драматического театра имени Н.В. Гоголя.

Слушают сообщения одноклассников, обсуждают, делятся впечатлениями, дают развернутые ответы на вопросы учителя, выполняют практическую работу по написанию письма потомкам

Регулятивные: приобщение к духовно- нравственным ценностям.

Познавательные: умение понимать проблему, выделять причинно- следственные связи

Личностные: мотивация и познавательные интерес к своей Родине

Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в диалоге.


5.

Рефлексия

Научить патриотизму, как учатся математике и биологии, нельзя. Чувство Родины – не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

В заключении нашей встречи предлагаю всем исполнить песню « С чего начинается Родина?) на стихи М. Матусовского (Слайд 42 -54)


Определяют свое эмоциональное состояние. Вместе исполняют песню.

Регулятивные:

совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

Личностные: самооценка, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.





















































Приложение 1

Анкета

1. Как вы понимаете слово «Родина»?

2. Как вы понимаете слово «патриотизм»?

3. Считаете ли вы себя патриотом? Почему?

4. Какие поступки надо совершать, чтобы их назвали патриотическими?

5. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

6. Хотели бы вы уехать из России?

7. Гордитесь ли вы тем, что живете в России?

8. С чего начинается Родина?























Приложение 2

Чтение обучающимися отрывков из книги «Чкаловцы»

1-й     В сложной военной обстановке многие неизбежно теряли связь с родными и близкими, друзьями, однополчанами. Людям требовалась помощь государства в их розыске.

2-й Для этих целей в марте 1942 года при паспортном отделе Главного управления милиции было создано Центральное справочное бюро, или как его сокращенно называли ЦСБ.

3-й Бюро разместили в городе Бугуруслане Чкаловской области на улице Комсомольской, 6. Об этом сообщило Всесоюзное радио, писали центральные газеты. Там, а также в здании на углу улиц Московская и Коммунистическая, находилась главная картотека.

4-й В те годы вся страна знала о местонахождении Бугуруслана. Не зря его называли «городом надежды». Это – особая страница в истории Бугуруслана.

 5-й Центральное справочное бюро было всесоюзным и соответственно единственным на всю страну.

1-й   Огромную напряжённую работу вёл коллектив ЦСБ. Количество писем изо всех уголков Советского Союза и из-за рубежа росло с каждым днём и доходило до 20 тысяч в день.

2-й Согласно последним данным, полученным в Государственном архиве Российской Федерации, за весь период работы Центрального справочного бюро поступило шесть миллионов пятьсот семьдесят две тысячи сто пятнадцать запросов о розыске семнадцати миллионов ста сорока четырёх тысяч шестисот двадцати пяти человек.

3-й Установлены места нахождения трёх миллионов восьмидесяти двух тысяч сорока семи человек.

4-й В штате справочного бюро работало 500 человек — самая крупная организация Бугуруслана той поры. Руководил полковник Сергей Иванович Аксенов.

 5-й Основная тяжесть работы в бюро лежала на хрупких женских плечах. Взрослые женщины и совсем юные 16 – 17-летние девушки уставали, личных проблем было много, но уйти домой, не разобрав всю почту, было нельзя.

1-й Большие неуютные помещения, деревянные столы и ящики с картотекой. Гнетущая тишина, радио слушать не полагалось – отвлекало.

2-й Работали в две смены, ни отпусков, ни выходных. Единственная ситуация, когда можно было уйти домой – получение  «похоронки».

3-й В справочном бюро была почти военная дисциплина. Сотрудники знали, что за каждым запросом, за каждым письмом стоят горе, боль и — надежда людей, разлучённых войной.

4-й Работали по 12, 14, а то и 16 часов. К каждому письму нужно было относиться внимательно.

5-й О допущенном браке в работе не могло быть и речи. Никто не хотел, чтобы в его адрес были сказаны слова: «Допустила брак — помогла врагу».

1-й Тогда именно так определяли недоработки и упущения. «Каждый понимал, что от нашей добросовестной работы зависело настроение солдата на передовой, быть может, идущего в свой последний бой.

2-й Многие нашли через Центральное справочное бюро своих близких: дети – родителей, жены – мужей, родственники – родственников, друзья – друзей.

3-й И если находили не сразу, то все равно ждали ответа – Бугуруслан оставался городом надежды в страшном вихре войны.

4-й Письма приходили не только из советских городов, но и из-за рубежа – из Канады, Австрии, Англии, Франции и других стран.

5-й Сотрудницы выполняя свою работу, проявляли чуткость и терпение. За каждым запросом, каждым письмом –  были горе, боль и надежда.

1-й Кроме основной деятельности они брали шефство над ранеными, ходили по домам с сотрудниками милиции для проверки паспортного режима, собирали посылки на фронт, были агитаторами.

2-й Ими установлены адреса 3 082 047 человек.. Основными показателями их работы стали благодарности, которые приходили в адрес справочного бюро.

  3-й      В газете «Бугурусланская правда» от 10 октября 1945 года опубликована статья «Письмо из далека». Выдержки из статьи: «Перед нами письмо из Берлина, пишет воин Красной Армии: «от чистого сердца благодарю вас за то, что вы разыскали моих мамочку и брата. С приветом красноармеец П.М. Соловьёв»



4-й      Центральное справочное бюро работало в Бугуруслане до конца войны. С 1945 года отделы ЦСБ постепенно переводили в Москву, а в Чкаловской области до 1948 года оставалось детское бюро справок.

5-й     Женщины, проработав в бюро в военное время, вернулись к мирной жизни и мирному труду.

1-й   Но в конце 80-х случилось удивительное: в Бугуруслан снова стали приходить письма к давно несуществующему адресату – ЦСБ.

2-й В эфире Центрального телевидения  вышла  передача «От всей души», съемки которой состоялись в Оренбурге.  Ведущая Валентина Леонтьевна рассказала о великом гражданском долге его сотрудниц.

3-й Которые в тяжелые годы войны, находясь в тылу, вели бой на своей передовой за Великую Победу.  Вся страна смотрела передачу с замиранием сердца.

4-й Не все зрители обратили внимание на тот факт, что Центральное справочное бюро работало в Бугуруслане лишь в годы войны.

5-й В каждом из этих писем – опаленные войной судьбы советских людей. Дети, сами уже ставшие родителями, ищут мам и пап, потерянных в войну, а пожилые родители надеются ещё отыскать тех, кто в войну были малышами…

1-й Ищут могилы, ищут любые сведения, стоящие за страшными словами «пропал без вести»… В каждой строчке боль утрат и надежда на то, что отыщется близкий человек или место, где он захоронен.

2-й Теперь все это стало историей. Сочетание букв – ЦСБ – мало что скажет современному россиянину. Но в годы войны люди вверяли Центральному справочному бюро поиск своих родных и надеялись их найти.

3-й Необходимо сохранить память о  большой стране, объединившей многие народы, давшей своим потомкам возможность жить, любить и радоваться жизни































Приложение 3

Выступление обучающихся. История госпиталей Бугуруслана

1-й Великая Отечественная война 1941-1945 г. прервала мирную жизнь. В первые же ее дни многие врачи, медсестры и санитарки были мобилизованы на фронт.

История госпиталей Бугуруслана начинается с июля 1939 года, когда была создана комиссия по проверке и взятию на учёт зданий, которые на случай войны должны были быть приспособлены под госпитали.

В сентябре 1940 года было произведено обследование мобилизационной готовности зданий, отведенных под госпитали. Выявленные недочеты надлежало устранить. В октябре был составлен акт о приемке выполненных работ по сметам и составлены паспорта зданий, предназначенных под эвакогоспитали.

Первоначально планировалось формирование в Бугуруслане трех госпиталей.

С началом войны госпиталь № 1661 был развернут в областном Чкалове, а госпитали № 1659 и № 1660 были хирургическими.

С началом войны первые два эвакогоспиталя нашего города были развернуты на десятый день с начала мобилизации. В здании школы имени М.И.Калинина и в здании школы №9 принимал первых раненых бойцов госпиталь № 1659. Здания располагались один против другого на улице Комсомольской и до настоящего времени не сохранились. Госпиталь имел свою примитивную прачечную. Не хватало кухонной и столовой посуды, нательного и постельного белья, одеял, тапочек. Медицинскими работниками среднего звена госпиталь был укомплектован, но не хватало опытных хирургов. Ощущался недостаток хирургического инструмента, особенно режущего, перевязочного материала, медикаментов: стрептоцида, реваноля, сульфидина.

2-й Госпиталь №1660 занимал четыре городских здания: корпус сельскохозяйственного техникума, здания Горисполкома, Горкома ВКП(б), корпус костно-туберкулезного санатория. Занимаемые госпиталем здания имели местную канализацию, на все корпуса было 2 кухонных блока и 2 примитивных прачечных. Также как и в госпитале № 1659, не хватало посуды, хирургического и кровоостанавливающего инструмента. Госпиталь имел рентгенологический кабинет, клинико- диагностическую лабораторию, зубной кабинет. Топливом оба госпиталя не были обеспечены в достаточном количестве, а поэтому заготовка древесины проводилась в госпиталях своими силами.

Мобилизационным планом определялось количество коек в каждом госпитале в 200 штук, фактическое количество доходило до 400.

Потребность в лечебных учреждениях для размещения раненых бойцов возрастала, пришлось формировать госпиталь на 400 коек на базе лечебного учреждения – городской больницы.

3-й Госпиталь № 3316 расположился в 8 корпусах городской больницы и в здании учительского института. На весь госпиталь был один пищеблок и одна прачечная, а хирургическим инструментом он был обеспечен еще в меньшем количестве, чем первые два. Госпиталем была проявлена инициатива в пошиве шапок ушанок и тапочек из старых суконных вещей. Евгений Васильевич Волженский сначала исполняет обязанности главврача, а затем начальника эвакогоспиталя. Им было сделано около 10 тысяч операций, за что был награждён орденом Ленина. В 1943 году госпиталь был уже расформирован.

4-й Имущество расформированного госпиталя № 3316 было передано четвертому по счету бугурусланскому госпиталю № 4511. Разместился он в зданиях Райисполкома, детского дома №1, гостинице и конторе Нефтепромысла. Последние три здания располагались под одной крышей и соединялись общим коридором. Первых раненых госпиталь принял 3 января 1942 года. Недостатком госпиталя была маломощность санитарных узлов, ветхость зданий, особенно кухонного блока. Госпиталь не был в полной мере обеспечен всем инвентарем и инструментами, недостаточно было и медикаментов. Когда фронт стал продвигаться на запад, стали освобождаться территории, временно оккупированные немецкими войсками, госпиталь № 4511 со всем персоналом и оборудованием в конце 1945 года выехал в Запорожье.

Госпитали города были хирургическими и принимали бойцов, раненных в руки, ноги, голову. Сюда санитарными эшелонами доставляли тех, кому не могли помочь в прифронтовых госпиталях. Десятки тысяч раненых приняли госпитали тылового Бугуруслана. Точных цифр и сегодня не знает никто...

5-й Эвакуация со станции раненых бойцов представляла собой сложную и трудоёмкую процедуру. Зимы 1941, 1942 годов были снежными и морозными. На выгрузку раненых отводилось четыре часа, чаще это происходило ночью. Прибывших снимали с поездов, большинство раненых были «носилочные», их размещали на полу вокзала. Затем поочерёдно развозили по госпиталям. Когда на станцию приходило подряд несколько эшелонов с ранеными, работа велась круглосуточно. На все госпитали была одна машина — «полуторка». Согласно архивным документам, госпиталь №1660 имел 19 лошадей, а госпиталь №3316 — 15. В музее хранится фотография симпатичного паренька — Гены Соловьёва (на фото). Именно он «заведовал» лошадьми госпиталя №1660, выполняя всю «взрослую» работу по уходу за животными. Когда началась война, ему было 12 с половиной лет.

Для организации качественной работы госпиталей требовалось определённое количество квалифицированных работников. Врачи и медсёстры считались вольнонаёмными, но призванными по мобилизации. Ходили все в военной форме, позже разрешили работать в белых халатах. Врачей не хватало, так как большинство хирургов, травматологов, терапевтов призывного возраста были в первые дни войны направлены в действующую армию.

6-й Согласно архивным документам, в госпиталях «на 20 июля 1943 года работало 39 врачей из положенных по штату 51». «В госпитале №3316 на 13 августа 1941 года числится 10 врачей, из них три врача прибыли в Бугуруслан в эвакуацию». Убыль врачей иногда компенсировалась за счёт специалистов, прибывших в эвакуацию. Начмедом госпиталей №3316, №4511 и №1659 работала Фишман Нина Моисеевна — педиатр, эвакуированная из Бобруйска и проработавшая по специальности в Бугуруслане до 1960 года. Фиалков Виктор Константинович организовывал всю хирургическую работу госпиталей, был куратором и ведущим хирургом.

Раненых бойцов не всегда удавалось вернуть в строй, были случаи, когда человек становился инвалидом. При госпиталях с декабря 1941 года было организовано трудовое обучение инвалидов Отечественной войны и их переквалификация. Было организовано обучение по профессиям счетовод, товаровед, бухгалтер, нормировщик, киномеханик и фотограф, а госпиталь №3316 «проявил инициативу в пошиве шапок-ушанок и тапочек из старых вещей».

7-й Для обеспечения госпиталей в полном объёме продовольствием и овощными культурами для каждого госпиталя были определены районы-шефы, в обязанность которых входило поставлять в большом количестве для госпитальных столовых сельскохозяйственную продукцию.

Проводилась культурная работа. Демонстрировались каждые день-два кинокартины, часто давали концерты артисты городского театра, школьники.

И, конечно, огромную помощь оказывали горожане. Забота о раненых была важной частью жизни тылового города. В военное время проявлением массового героизма стало донорское движение. Донорами становились очень многие, ведь перелитая кровь была лучшим лекарством. Студенты, домохозяйки приходили просто помочь: взять бельё в стирку, написать письмо от имени своих подопечных... Под гитару пели в палатах, читали стихи, устраивали для выздоравливающих настоящие праздники (на фото: концерт для раненых). Во всех госпиталях была развита самодеятельность.

8-й В 1995 году была организована встреча бывших медсестёр, фельдшеров, санитарок — всех работников эвакогоспиталей, кого смогли найти и пригласить на встречу, давали даже объявление в «Бугурусланку». Их оказалось 43. Они впервые со времени окончания войны собрались тогда все вместе в канун праздника 8 Марта.

Палатная сестра госпиталя №1660 Пелагея Андреевна Вдовина: «Всю ночь принимали раненых. Тащим на носилках такого тяжёлого деда Андрея с огромной бородой. Всё его тело было в гипсовой повязке. А утром осталась на дежурство в свою смену. Деда утром побрили и увидели... молодого 22-летнего парня!»

Старшая сестра по приёму раненых госпиталя №1660 Екатерина Павловна Шурыгина: «Сначала, когда привезут в госпиталь, раненые не могли хлеба наесться, затем рацион уменьшался, … ограничений с медикаментами, перевязочным материалом не было».

Санитарка госпиталя №1660 Вера Васильевна Лодвикова: «На руках носили раненых на перевязки, кормили их,…,уголь таскали, дрова кололи, бельё стирали, за мылом ездили в Уфу, было время, что и по трое суток не выходили из госпиталя, а потом шли полоть или убирать в поле – у каждого госпиталя было подсобное хозяйство».

Основным показателем эффективности работы эвакогоспиталей в Оренбуржье была выписка раненых в действующую армию. Низкая заболеваемость и смертность среди раненых, высокий процент (72,3) возвращения их в строй, недопущение массовых эпидемий, несмотря на небывалые масштабы передвижений населения, современники называли величайшим чудом. Таких показателей не имела ни одна страна в мире!

Самых добрых слов заслуживает медперсонал госпиталей. Это и к ним относятся слова маршала Советского Союза Ивана Христофоровича Баграмяна: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом».













Приложение 4.

Исторические сведения из газеты «Контингент» выпуск №2 2019 год

1-й: За спиною и горы, и горе
За спиною военный Афган
И строкой автоматною вторит
Эхо долгое, прячась в туман.
За спиною погибшие души
И пропавшие души ребят
И мы с болью еще будем слушать
Эхо долгое, глядя назад.

2-й Официально войну в Афганистане называли «выполнением интернационального долга». Что это была за война? С чего всё началось?

3-й: В 1978 г. в Афганистане произошел переворот, к власти пришла Народно-демократическая партия Афганистана. Ее лидеры стремились за короткий срок построить социализм в отсталой феодальной стране. Эта политика не встретила поддержки со стороны населения. В ответ на репрессии афганцы взялись за оружие. Партизанам, которых называли борцами за веру или моджахедами, помогали США и Пакистан. Афганские власти обратились с просьбой оказать военную помощь в подавлении этого сопротивления путём ввода советских войск на территорию Афганистана.

1 -й: Советское руководство для предотвращения угрозы появления у границ СССР враждебного государства, приняло решение о введении Ограниченного контингента Советских войск в Афганистан. Им предписывалось защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Решение было принято 12 декабря 1979 года. В ночь на 27 декабря советский десант высадился в столице страны Кабуле и штурмом взял дворец диктатора Амина. На следующее утро в Кабул начали прибывать наши войска.

2-й ведущий: Но через некоторое время наши войска были втянуты в разгоравшуюся гражданскую войну между вооруженными силами Демократической Республики Афганистан и моджахедами и стали ее активными участниками. Ведь в Афганистане испокон веков очень сильные племенные традиции, огромную роль играет религия. Ислам – часть культуры и образа жизни народов Афганистана. Никакие пришельцы не в состоянии утвердить на афганской земле иные порядки. Вводя 40-ю Армию в Афганистан, советские руководители рассчитывали быстро «навести порядок» - и сделали неверный шаг…

3-й: По горным дорогам Афгана
В течение нескольких лет,
Приказ боевой выполняя,
Советский прошел контингент.
В далекой стране за кордоном
Не мало пришлось повидать,
Атаки наемных душманов
Порой каждый день отражать.
Не все возвратились с Востока,
Не все что хотелось сбылось,
Под солнцем палящим жестоко
Увидеть не мало пришлось.
Им было всего 18,
Когда их призвали служить.
Как жаль, что погибли ребята,
Которым хотелось пожить. 

Чтец. Стихотворение Афганцы

Я иду по зимней аллее

На закате февральского дня.

Столбоушкин, Фурс, Елисеев

С обелисков глядят на меня.

Молодые, красивые лица –

Нет ребятам еще двадцати…

Но мечтам их уже не сбыться,

И любви им уже не найти.

Не вернулись, пропали, пали…

Лет немало прошло с тех пор

С ветераном афганской кампании

Мы у плит ведем разговор.

«Жгло солнце нас в горох неимоверно.

Песок и пыль в глазах и на зубах.

Рвались на минах наши БТР-ы

Ребята гибли прямо на глазах.

И ливнем пуль от банд из Пакистана

Колонны поливало у дорог.

Охотились в горах на нас душманы.

Прицельно нажимая на курок.

Неслышно притаившись за дувалами,

Смерть поджидали в каждом кишлаке.

Не знали мы, в каком часу и где,

Под кем из нас сработают запалы.

И наше братство в тех горах рождалось.

Не нужно было клятвы на крови.

Когда из сил последних выбиваясь.

Нес раненого друга шурави.

В горах остались многие ребята.

Что не вернулись к отчим берегам.

И до сих пор из тех восьмидесятах

Протягивает руки к нам Афган»…

Ветеран на Аллее печали,

Что остался с войной на душе.

Как мы долго их не замечали!

Как их мало осталось уже…

Только он закурил по привычке,

Молча бросил. Как пальцы ожег.

А по веткам сновали синички,

И февральский кружился снежок.

Он пошел вдоль широкой аллеи,

Серебрятся седые виски…

Ротов, Котов, Сергей Елисеев –

Не вернутся домой земляки.










Приложение 5.

Письмо из прошлого

Сегодня, 2 ноября 1967 года, в канун 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции, мы открываем Монумент Вечной Славы в честь павших в борьбе за Родину в годы гражданской и Великой Отечественной войн.

В этот торжественный час мы обращаемся к вам, дорогие наши. Через полувековую толщу лет видим вас живущих, и радуемся за вас. Берегите Родину, своим трудом, своими делами умножайте её славу и богатство.

Какими бы мы хотели видеть Вас?

Высокообразованными, трудолюбивыми — людьми с большой буквы, чтобы Ваше сознание было чисто, как грань алмаза, как слеза,

Да здравствует 50-летие Великого Октября, открывшего новый мир, новую эпоху .

Да здравствуют бугурусланцы 2017 года!






















Приложение 6.

 Муса Джалиль родился февраля 1906,в деревне  Мустафино, Шарлыкого района, Оренбургской области. 26 июня 1942 года в бою Муса Джалиль был тяжело ранен в и попал в плен. 25 августа 1944 года Муса Джалиль был казнён в тюрьме.

В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принёс в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы её вынес бельгийский участник Сопротивления Андре Тиммерманс. Он сидел в одной камере с Джалилем в Моабитской тюрьме. В их последнюю встречу Муса сказал, что его и группу его товарищей-татар скоро казнят, и отдал тетрадь Тиммермансу, попросив передать её на родину. В моабитских тетрадях ( по названию берлинской тюрьмы Моабит ) – дошли до нас стихи погибшего талантливого татарского поэта. Прочитав стихотворение «Красная ромашка» ,

Красная ромашка

Луч поляну осветил

И ромашки разбудил:

Улыбнулись, потянулись,

Меж собой переглянулись.

Ветерок их приласкал,

Лепестки заколыхал,

Их заря умыла чистой

Свежею росой душистой.

Так качаются они,

Наслаждаются они.

Вдруг ромашки встрепенулись,

Все к подружке повернулись.

Эта девочка была

Не как все цветы бела:

Все ромашки, как ромашки,

Носят белые рубашки.

Все — как снег, она одна,

Словно кровь, была красна.

Вся поляна к ней теснилась:

— Почему ты изменилась?

— Где взяла ты этот цвет?

А подружка им в ответ:

— Вот какое вышло дело.

Ночью битва здесь кипела,

И плечо в плечо со мной

Тут лежал боец-герой.

Он с врагами стал сражаться,

Он один, а их пятнадцать.

Он их бил, не отступил,

Только утром ранен был.

Кровь из раны заструилась,

Я в крови его умылась.

Он ушел, его здесь нет

— Мне одной встречать рассвет.

И теперь, по нем горюя,

Как Чулпан-звезда горю я.Начало формы

Конец формы

В работе автор показывает, что горе, боль объединяет людей и природу. Луч солнца, голубь Мира и Победы разрывает вражеские цепи.


















Используемые источники информации

- Н. Александрова Повенчана с Россией. Стихотворения, рассказы, очерки. Бугуруслан 2018

- А. Гудович стихотворение «За спиною...»

- М. Джалиль стихотворение «Красная ромашка»

- 270 фактов из истории города Бугуруслана: историко – краеведческие очерки / сост. И.Н. Шестова; редкол. В.В. Колесников – Самара: арт – Лайт. 2018 – 128с.

- Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.4-е издание, дополнительное – М. ООО «ИТИ Технологии», 2005

- В. Рябов, В. Шабрин «Чкаловцы в дни суровых испытаний и великих свершений». Издание второе – Оренбург Печатный дом «Димур» 2015. 384с.

- Материалы Бугурусланского архива

- https://yandex.ru/?clid=2261450&banerid







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Методическая разработка "История города Бугуруслана"

Автор: Шнайдер Анна Анатольевна

Дата: 03.11.2019

Номер свидетельства: 525503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства