МАСТЕРСКАЯ ПО ВОСПИТАНИЮ ГУМАНИЗМА
Вводная часть
Необходимость воспитания нравственной личности вызвана сложившейся ситуацией в современном обществе. Общество стоит перед опасностью моральной деградации, поскольку в отношениях между людьми распространенными явлениями стали равнодушие, грубость, озлобленность, бездушность. Из жизни многих людей исчезли как ориентиры такие понятия, как доброта, доброжелательность, честность, чувство милосердия, дружба.
Добро — это одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является «наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им». В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), понятие «добро» приобретает форму конкретных понятий — «добродеяния (благодеяния), добродетели, справедливости и др.».
Доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление сделать людям добро.
В словаре по педагогике под редакцией Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспировой понятие дружба определяется как вид устойчивых, индивидуально- избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их участников. Ученые подчеркивают, что дружба предполагает следование неписаному «кодексу», утверждающему необходимость взаимопонимания, откровенность и открытость друг другу, доверительность, активную взаимопомощь, взаимный интерес к делам и переживаниям других, искренность и бескорыстие чувств.
В.М.Полонский определяет понятие дружба как устойчивое, добровольное, избирательное, бескорыстное, самоценное отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, доверии и общности интересов.
И.С. Кон выделяет следующие правила дружбы: «делиться своими переживаниями, оказывать материальную поддержку, добровольно помогать в случае нужды, заботиться о друге, доверять ему и быть уверенным в нем, защищать друга в его отсутствие».
Безусловно, перечисленные правила доступны лишь человеку с достаточно высоким уровнем нравственного сознания, способному переживать глубокие чувства.
Становление личности ребенка — процесс сложный, многофакторный, в ходе которого формируются ее направленность, способы общения, мотивы поведения, опыт дружеских отношений. В школьном возрасте изменяется социальная роль ребенка, получают развитие нравственные отношения с окружающим миром, при этом дети активно вовлекаются в социальную жизнь общества. Школьники интенсивно усваивают этические нормы и правила в обществе, у них формируются нравственные привычки и нравственные качества личности.
Важным направлением воспитания нравственной личности является актуализация нравственно-этических представлений, чувств и гуманных отношений, нравственного поведения школьников.
Наша работа со школьниками в этом аспекте осуществляется в ходе специально разработанной педагогической мастерской на основе идей французской группы нового образования, где образование процесс открытия себя, «своего отношения к себе и другим, собственных средств взаимодействия с миром, людьми». Занятия в мастерской происходили в диалоге «учитель — ученик» на основе принципов свободы выбора, индивидуального и коллективного взаимодействия, нравственной ответственности за свой выбор. Ценность мастерской «в наличии разных точек зрения, в разрыве, в подъеме на вершину открытия, создании собственного продукта творчества».
ЗАНЯТИЕ 1-е
«Дружба»
Цели: обогатить представления детей о сущности понятия «дружба», о
роли друзей в жизни человека; продолжить формирование умения самостоятельно приходить на помощь товарищу, считаться с мнением других, сопереживать, сострадать, помогать в трудную минуту, брать часть трудностей товарища на себя.
1. На доске написано слово «дружба». Мастер предлагает ученикам записать это слово на листке бумаги и написать ассоциативный ряд, например: дружба, друг, помощь, поддержка, понимание, прощение, выручка, забота и т.д.
Смысловые ассоциации каждый ученик записывает самостоятельно. Затем мастер каждому предлагает прочитать их вслух. При этом остальные ученики вслушиваются в эти слова и понравившимися дополняют свои индивидуальные списки.
2. Мастер предлагает далее составить разные слова из букв слова «дружба». Например: дуб, бар, раб, дар, жар, ура и т.д. Ученики зачитывают вслух получившиеся у них слова и дополняют ими свои списки.
3. Работа в группах. Каждой группе даются карточки с проблемными ситуациями. Мастер предлагает ученикам прокомментировать их и выделить качества, присущие настоящей дружбе.
Образцы карточек для аналитической работы в группах.
Карточка 1
Полина не умела плавать, но чтобы пойти вместе с ребятами в поход, ей надо было обязательно научиться этому. На уговоры подруги ее поучить Полина отвечала отказом. Но ближе ко дню отправки она сдалась и решила учиться плаванию.
— Хорошо, — сказала она своей подруге Ларисе, — я поплыву, только ты будешь плыть рядом и приговаривать: «Спокойно.., спокойно!..»
Так они проплыли вместе почти 100 м. Полина была очень довольна своим успехом и на вопрос, страшно ли, ответила:
— Погоди, доплывем до лодки, тогда скажу, страшно или нет.
Позже она призналась подруге:
— Так страшно было проплыть 10 метров, а потом стало спокойнее, я чувствовала, что ты рядом.
Карточка 2
Отрывок из рассказа В.А. Осеевой «Навестила»
Муся застала Валю в постели, Валя лежала с завязанной щекой,
— Ох, Валечка! — сказала Муся, присаживаясь на стул. — У тебя, наверное, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе...
— Моя мама тоже на работе, сказала Валя, держась за щеку. — А мне надо бы полосканье...
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полоскание. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А еще мне помогала грелка, горячая-горячая...
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка... Муся, у нас в кухне стоит чайник...
— Это не он шумит! Нет, это, верно, дождик! — Муся вскочила и побежала к окну.
— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в калошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
Карточка 3
Долгое время Света и Надя были хорошими подругами. По субботам они обычно проводили время в компании друзей. Поэтому Света расстроилась, когда Надя сказала ей, что в эту пятницу она должна остаться дома присмотреть за больной бабушкой.
Из чувства солидарности Света решила на этот раз никуда не идти без подруги и осталась дома с родителями. Ей было скучно. Она подумала, что ее подруге тяжело одной, и решила пойти навестить ее. Предварительно Света позвонила Наде по телефону, но никто не снял трубку, и она решила, что Надя с бабушкой вышли подышать воздухом на улицу.
В понедельник однокурсник Миша спросил Свету, почему она не пришла к ним на вечеринку вместе с Надей. Света почувствовала себя неловко и не знала, что ответить. Она не хотела верить, что Надя солгала ей.
Карточка 4
Отрывок из книги В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»
«Когда у Сашка заболела бабушка, мальчик стал печальным, задумчивым и в то же время настороженным: скажешь ему что-нибудь — он вздрагивает, как будто бы прикоснулся к больному месту...
Когда бабушку положили в больницу и Сашко стал жить у тети, дети часто ходили к нему. Узнав, что мальчик промок под дождем, заболел и лежит в больнице вместе с бабушкой, они глубоко переживали это горе. В выходной день мы все отправились в больницу. Дети взяли для товарища яблоки и печенье. А Шура принес плитку шоколада, привезенного отцом. Полдня мы ждали, пока все ребята побывали в палате у Сашка».
Карточка 5
Чиж и Голубь
И. Крылов
Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль, — говорит, —
средь бела дня попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался
в силок.
И дело!
Впредь чужой беде не смейся, голубок.
4. Мастер предлагает ученикам написать эссе на тему «Слово о дружбе», используя слова из ассоциативного ряда. Эссе должно быть небольшим 5 — 6 предложений. На презентации эссе дети слушают своих одноклассников. Мастер просит записывать их те слова, фразы, которые им понравится.
5. Дискуссия «Важно ли иметь настоящих друзей в наши дни?» В ходе обсуждения делается запись ответов на вопросы (на доске).
6. Нередко, желая найти себе настоящего друга, мы интересуемся тем, что этот друг смог бы сделать для нас: «Мой настоящий друг прислушался бы ко мне, помог в беде, спас от одиночества и т. д.». К сожалению, заставить других людей соответствовать нашим понятиям об истинной дружбе мы не в силах. Но свои поступки мы можем изменить. У каждого человека достаточно сил, чтобы сформировать качества настоящего друга в себе.
Если хочешь найти в себе настоящего друга, стань им для других.
«Проигрывание ситуаций» (работа в группах):
— ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был одним из последних и очень расстроился. Помоги ему успокоиться; твой друг попросил у тебя авторучку, а вернул ее уже сломанной;
— ребята из твоего класса играют в футбол, а ты опоздал. Что будешь делать, если они не захотят принять тебя?
— твой друг обижен на тебя, извинись перед ним и попробуй помириться;
— твой друг всегда тебя выручал, но однажды он не смог это сделать, пояснив, что ты поступил неправильно и незаслуженно обидел свою одноклассницу. Что ты на это скажешь?
7. Работа в группах. Мастер предлагает прокомментировать следующие высказывания о дружбе.
Истинная дружба должна быть откровенна и свободна от притворства и поддакивания.
Цицерон
Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима.
Сенека
В дружбе нет никаких иных расчетов и соображений, кроме нее самой.
М. Монтень
Никакая дружба невозможна без взаимного уважения.
А.С.Макаренко
Кто мне скажет правду обо мне, если не друг, а слышать о себе правду от другого необходимо.
В.Г.Белинский
Первое условие для сближения— искренность.
М.М.Пришвин
Настоящая дружба не знает зависти.
Ф.Ларошфуко
8. Работа в группах. Игра «Мудрец». Мастер предлагает ученикам закрыть глаза и представить мысленно зеленый луг и большой старый дуб на краю луга. Под деревом сидит мудрец, который тебя внимательно выслушает и ответит на любой вопрос.
Мастер сообщает ученикам, что великий мудрец был бы очень рад услышать советы учеников о том, как найти настоящего друга. Он предлагает учащимся разработать в группах советы «Как найти настоящего друга». Каждая группа представляет свои советы.
9. Мастер предлагает ученикам записать на листочках вопросы о дружбе, которые они хотели бы обсудить в следующий раз.
10. Заключительное слово мастера.
Сегодня мы проникли в тайну подлинной дружбы и ответили на вопрос:
«Что значит быть настоящим другом или иметь такого друга». Давайте будем беречь друзей, ведь, как сказал Аристотель, «дружба не только неоценима, но и прекрасна: мы восхваляем того, кто любит своих друзей, и иметь много друзей кажется чем-то прекрасным, а некоторым даже кажется, что быть хорошим человеком и другом
одно и то же».
11. Учащиеся рассказывают о своих состояниях на всех этапах работы («какие возникали трудности», «как мне удалось их преодолеть», «что для меня было необычно»).