Мастер-класс "Я - СЕМЬЯ - РОД - НАРОД !" (гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения ДНР)
Мастер-класс "Я - СЕМЬЯ - РОД - НАРОД !" (гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения ДНР)
Районный семинар завучей по воспитательной работе
в Амвросиевской ОШ I-III ступеней №6 Амвросиевского района ДНР
«Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания
молодого поколения ДНР»
(участие обучающихся 6-7 классов)
Подготовили:
классные руководители
Граф Е.В. (6-Б),
Чёрная Г.Л. (7-А)
музыкальный тьютор Данильченко С.А.
(слайды 1-3)
Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по вопросам патриотического воспитания.
Задачи:
1.Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
2.Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы.
Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Патриотизм – это не значит
только одна любовь к своей Родине.
Это гораздо больше… Это сознание
своей неотъемлемости от родины и
неотъемлемое переживание с ней
ее счастливых и несчастных дней.
А. Н. Толстой
(слайд 4)
Учитель:
В словаре Даля мы читаем:
Патриот - любитель Отечества,ревнитель о благах его, отчизнолюб, отечественник, отчизник.
Патриотизм - любовь к Отчизне.
Патриотический - полный любви к Отчизне.
Родина. Её образ формируется из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к Родине. А искусство любить постигается, воспитывается всю жизнь.
Учитель:
Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм питают ручьи различных чувств и, сливаясь, образуют глубокое гражданское чувство. (слайд 5)
Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:
-любовь к родителям и родному дому;
-любовь к природе, её охрана и изучение;
-любовь к родному краю, его изучение;
-знакомство с национальной культурой;
-воспитание чувства национальной гордости;
-изучение государственной символики;
-гражданско – патриотическое воспитание.
Учитель:
Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по- настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину.
Учитель:
Национальная память- память о людях, которые защищали нашу страну, подарив нам мирную жизнь. Сейчас большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Ещё в Древней Руси князья с честью отстаивали единство русской земли, давая отпор набегам других племён. Олицетворяя собой достоинство своей страны, князья обещали: терпеть за свой народ, за крестьян и за русскую землю головы свои сложить. Мы живём в молодой Донецкой Республике. И наша задача – воспитывать юное поколение в духе гражданско-патриотического воспитания.
Учитель:
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Учитель:
Итак, патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа, чтобы решить все задачи патриотического воспитания, а так же личный пример учителя, его позиция.
Учитель: Уважаемые коллеги, мы представляем Вашему вниманию мастер-класс «Я-семья—род—народ!» Приглашаем Вас к тесному сотрудничеству, которое будет способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления. (слайд 6)
МАСТЕР-КЛАСС
«Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!»
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание к вопросу гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи:
осмыслить основные нравственные ценности;
расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях гражданско-патриотического и нравственного воспитания обучающихся;
способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Материал и оборудование: презентация, карточки с пословицами и поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам; бумага, заготовки для заданий, ноутбук.
План проведения:
1.Вступительное слово.
2. Работа в группах:
Задание 1. Разминка. Мудрые мысли (метод «Лото»).
Задание 2. Работа по изготовлению буклета «Мы – граждане Республики».
Задание 3. Анкетирование.
Задание 4. Создание модели личности «Гражданин - патриот Республики» (кластер).
Задание 5. Игра-акростих « Наш город Амвросиевка».
Задание 6. Ассоциативный куст «Родина».
3.Рефлексия. Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения.
4.Стихи и песни о Родине, доброте, мире.
5.Заключительное слово.
?
\
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Я - СЕМЬЯ - РОД - НАРОД !" (гражданско-патриотическое воспитание молодого поколения ДНР)»
Районный семинар завучей по воспитательной работе
в Амвросиевской ОШ I-III ступеней №6 Амвросиевского района ДНР
«Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания
молодого поколения ДНР»
(участие обучающихся 6-7 классов)
Подготовили:
классные руководители
Граф Е.В. (6-Б),
Чёрная Г.Л. (7-А)
музыкальный тьютор Данильченко С.А.
(слайды 1-3)
Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по вопросам патриотического воспитания.
Задачи:
1.Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
2.Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы.
Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше… Это сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание с ней ее счастливых и несчастных дней.
А. Н. Толстой
(слайд 4)
Учитель:
В словаре Даля мы читаем:
Патриот- любитель Отечества,ревнитель о благах его, отчизнолюб, отечественник, отчизник.
Патриотизм- любовь к Отчизне.
Патриотический - полный любви к Отчизне.
Родина. Её образ формируется из крупиц красоты, постепенно достигая уровня глубокой гражданской любви к Родине. А искусство любить постигается, воспитывается всю жизнь.
Учитель:
Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм питают ручьи различных чувств и, сливаясь, образуют глубокое гражданское чувство. (слайд 5)
Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:
-любовь к родителям и родному дому;
-любовь к природе, её охрана и изучение;
-любовь к родному краю, его изучение;
-знакомство с национальной культурой;
-воспитание чувства национальной гордости;
-изучение государственной символики;
-гражданско – патриотическое воспитание.
Учитель:
Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по- настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину.
Учитель:
Национальная память- память о людях, которые защищали нашу страну, подарив нам мирную жизнь. Сейчас большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Ещё в Древней Руси князья с честью отстаивали единство русской земли, давая отпор набегам других племён. Олицетворяя собой достоинство своей страны, князья обещали: терпеть за свой народ, за крестьян и за русскую землю головы свои сложить. Мы живём в молодой Донецкой Республике. И наша задача – воспитывать юное поколение в духе гражданско-патриотического воспитания.
Учитель:
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган, воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре, языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям, начинает формироваться личность.
Учитель:
Итак, патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа, чтобы решить все задачи патриотического воспитания, а так же личный пример учителя, его позиция.
Учитель: Уважаемые коллеги, мы представляем Вашему вниманию мастер-класс «Я--семья—род—народ!» Приглашаем Вас к тесному сотрудничеству, которое будет способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления. (слайд 6)
МАСТЕР-КЛАСС
«Я – СЕМЬЯ – РОД – НАРОД!»
Форма проведения: посиделки.
Цель: привлечь внимание к вопросу гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Задачи:
осмыслить основные нравственные ценности;
расширить представление и обогатить педагогические умения педагогов по вопросам гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
вовлечь педагогов в обмен мнениями об успехах и трудностях гражданско-патриотического и нравственного воспитания обучающихся;
способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Материал и оборудование: презентация, карточки с пословицами и поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам; бумага, заготовки для заданий, ноутбук.
План проведения:
1.Вступительное слово.
2. Работа в группах:
Задание 1. Разминка. Мудрые мысли (метод «Лото»).
Задание 2. Работа по изготовлению буклета «Мы – граждане Республики».
Задание 3. Анкетирование.
Задание 4. Создание модели личности «Гражданин - патриот Республики» (кластер).
Задание 5. Игра-акростих « Наш город Амвросиевка».
Задание 6. Ассоциативный куст «Родина».
3.Рефлексия. Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения.
4.Стихи и песни о Родине, доброте, мире.
5.Заключительное слово.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель:
Дети очень любят фантазировать. Вместе с педагогами они часто отправляются в виртуальные путешествия. (слайд 7)
Представьте себе мир, в котором жили наши предки. Не было городов, высоких домов, машин, электричества(показ слайдов с изображением семьи и быта прошлого). Избы были большими и просторными. Вечерами за большим столом собиралась вся семья. (Фоном звучит народная песня)
Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.
Учитель: (слайд 8)
Чтобы конкретнее определить роли в нашей большой и дружной семье, мы объединимся в три группы:
Дети- «ЗНАЙКИ»
Родители - «УМЕЙКИ»
Педагоги – «НАУЧАЙКИ»
В школе создана дружина. Среднее звено ведёт патриотическую работу под девизом:
«Союз юных за Республику!». (слайд 9-10)
Каждый класс – это отряд. Слово командирам отрядов (представление отрядов: название, девиз).
(слайд 11-12)
Песня «Мы за любовь, мы против войны...»
Учитель: Итак, вся семья в сборе! Как говорится, сядем рядком да поговорим ладком.
(слайд 13)
«ПОСИДЕЛКИ»
Учитель:
Народная мудрость гласит: «Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Старость неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от беды».
Воспитывая ребенка, все члены семьи надеются вырастить из него достойного человека. Каждый хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни.
Но прежде, чем начать наш разговор, давайте выясним, знаем ли мы, что такое нравственность, патриотизм, мораль, доброта. Гражданин (кто это?) (словарь указанных терминов). Обратимся к словарю (слайд 14)
Задание 1.Разминка. Мудрые мысли (метод «Лото») (слайд 15)
(На каждом столе лежат карточки с пословицами, поговорками, афоризмами, высказываниями великих людей, разделенные пополам. Надо собрать каждое высказывание (играет музыка).
«Нет места милее родного дома». (Цицерон)
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример тому». (Себастьян Брант)
«Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
«Своя земля и в кулачке родная»
«Уважай отца и мать - будет в жизни благодать»
«Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и сраведливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином». (В.А.Сухомлинский)
«Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». (В.А. Сухомлинский)
Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя, — спроси, что ты можешь сделать для своей родины. (Джон Кеннеди)
«Воспитание — лучший припас к старости». (Аристотель)
(слайд 16)
Задание2.Работа по изготовлению буклета «Мы – граждане Республики»
«ЗНАЙКИ» -- «Символика Донецкой Народной Республики»
«УМЕЙКИ» -- «История образования Донецкой Народной Республики»
«НАУЧАЙКИ» -- «Калейдоскоп интересных дел по гражданско-патриотическому воспитанию» (стихи о Донбассе, мероприятия, конкурсы).
(Презентация буклетов)
Песня «Мы с тобой за мир красивый»
Учитель: Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, чувство ответственности перед обществом и толерантное отношение к другим людям, ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей Республики. Прививать ребенку любовь к Родине.
Задание 3. Анкетирование
Анкета для группы «ЗНАЙКИ»:
Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот(нужное подчеркнуть). Оцените по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у Вас.
Жизненная мудрость.
Здоровье(физическое и психическое).
Наличие хороших и верных друзей.
Общественное признание.
Познание(образование , кругозор).
Развитие(постоянное духовное и физическое совершенствование).
Развлечения.
Свобода(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
Счастье других.
Творчество.
Уверенность в себе.
Аккуратность(чистоплотность).
Воспитанность(хорошие манеры).
Жизнерадостность.
Исполнительность.
Независимость.
Непримиримость к недостаткам в себе и других.
Образованность.
Ответственность.
Рационализм (умение здраво и логично мыслить , принимать обдуманные решения).
Самоконтроль.
Смелость в отстаивании своих взглядов.
Твердая воля.
Терпимость(к взглядам и мнениям других, умение прощать других за их ошибки).
Широта взглядов(умение понять чужую точку зрения , уважать).
Честность(правдивость, искренность).
Эффективность в делах(трудолюбие)
Чуткость(заботливость).
29. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
Закончите предложение :
Быть достойным гражданином своей республики, значит быть…
Анкета для группы «УМЕЙКИ»
1. Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?
-да, -нет, не знаю.
2.Что для Вас означает выражение «Быть патриотом»?
3.Считаете ли Вы , важным воспитание у детей младшего и среднего школьного возраста гражданско-патриотические чувства?
-да, - нет, - не знаю.
4. Где по-вашему , ребенок получает гражданско-патриотическое воспитание?
- в школе, -дома, - на улице.
5.Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать о городе, селе, в котором он живет?
-да, -нет, - не знаю.
6.Рассказываете ли Вы своему ребенку о городе, селе, его истории, знаменитых людях?
- да, -нет, иногда.
7. В каких местах Вы любите бывать со своим ребенком?
8. Что Вы лично делаете для воспитания у своего ребенка любви к своей Родине?
9. Какой помощи в этом направлении ждете от школы?
Анкета для группы «НАУЧАЙКИ»
1.Закончите начатое предложение:
« Быть патриотом сегодня –это…
2. Считаете ли Вы себя патриотом?
-да, -нет.
3. если да, то что(кто) было решающим фактором в формировании ваших патриотических чувств?
4.Считаете ли Вы чувство патриотизма необходимым качеством для современного человека? Почему?
5. Когда Ваш ребенок станет взрослым , Вы хотите, чтобы он жил:
- в городе, в райцентре, –в деревне, -трудно сказать, - не знаю.
6. Имеются ли в Вашей семье семейные традиции? Какие?
7. Есть ли в Вашей семье семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение? Какая?
8. Испытываете ли Вы гордость за принадлежность к Вашей национальности?
-да, -нет, - затрудняюсь ответить.
9. Что делается в Вашей семье для воспитания гражданина-патриота?
Отметьте по 8-балльной шкале степень значимости нижеперечисленных институтов и социальной среды на формирование духовности у подрастающего поколения:
-школа
-семья
-религиозные институты
-учреждения культуры
-СМИ
-улица
-общественные организации
- другое.
Учитель: В условиях перехода к новым образовательным стандартам перед школой стоит задача создать программу по развитию патриотического воспитания обучающихся. Деятельность школы является открытой, и в управлении школы участвует не только педагогический коллектив, но и родительская
общественность и учащиеся.
Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущие десятилетия это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие «Родина», «Патриотизм», «Отечество». Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Республики, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы и понимаем, что воспитание патриота Республики сейчас очень значимо.
(слайд 17)
Учитель: нельзя не согласиться со словами В.Маяковского
Я с теми, кто вышел строить
и месть
в сплошной лихорадке буден.
Отечество славлю,
которое есть;
но трижды - которое будет...
Задание 4.Продолжая работать в группах, создадим модель личности (слайд18)
«Гражданин - патриот Республики» (кластер)
Подумайте и решите, какими качествами должен обладать гражданин Республики? Посоветуйтесь, на листах бумаги маркерами напишите качества личности гражданина-патриота Республики и прикрепите к магнитной доске. (Магнитная доска)
(Создание модели личности «Гражданина-патриота Республики» (на доске, из групп по 3)
Учитель: (слайд 19)
…И я, как весну человечества,
рожденную в трудах и в бою,
пою мое отечество,
республику мою!
Задание 5. Игра-акростих « Наш город Амвросиевка» (слайд 20)
Задание: Придумайте слова-признаки (по 2 прилагательных) о нашем городе на каждую букву, которые есть в названии города «Амвросиевка».
А М В Р О С И Е В К А
Задание 6. Ассоциативный куст «Родина» Нарисуйте словесный образ, возникающий у Вас при слове «Родина» ( методом подбора существительных – ассоциаций к слову «РОДИНА») (слайд 21)
(Участники рисуют воображаемый образ Родины)
Рефлексия
Приём обратной связи «Анкетирование», методом незаконченного предложения. (слайд 22)
- На мастер - классе я узнал(а)… - Самым интересным для меня сегодня было… - Я пожелал(а) бы ведущим мастер-класс…
(слайд 23)
Ученик:«Из поколенья в поколенье»
Мой край, моя земля,
роднее нет на свете!
Здесь не забыты прадеды и деды,
Здесь, продолжая их нелёгкий труд,
Мужчины уголь добывать идут.
Земля родная, наша мать!
Как много выпало тебе страдать!
Как много войн ты повидала!
Но всем назло ты выживала!
И как всегда, из года в год,
На шахтах трудится народ.
Мой край родной, моя земля!
Так сердце ноет за тебя!
Ведь нет земли родней на свете,
Так скажут взрослые и дети.
Из поколенья в поколенье,
Мы скажем гордо в добрый час:
«Прекрасней нет земли на свете,
Чем край родной,
чем НАШ ДОНБАСС!!!»
Ученик: «Моя Родина-Донбасс»
Валентина Яценко Белявская
Хоть родилась и росла я в Донбассе, Но посещала другие края И я всегда возвращалась обратно. А почему? Здесь Отчизна моя.
Хоть он всем кажется грязным и пыльным, Здесь настоящие люди живут. Даже тогда,когда всё нестабильно, В первую очередь ценят здесь труд.
В крае шахтёрском живёт много наций, Только никто никому никогда Не упрекнул,что чужой он в Донбассе. Люди остались здесь жить навсегда.
Кроме украинцев есть россияне, Азербаджанцы здесь тоже живут. Есть и грузины,татары,армяне- Всем им нашелся в Донбассе приют.
Ученик: Е.Трутнева «За мир, за детей»
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.
Ученик: (читает стихотворение Б. Котневского)
(слайд 24)
У каждого заботой Своей Глаза полны, Наша Родина не что-то, Она сегодня - мы. У каждого дорога Своя или тропа, Но пусть нас очень много, Мы все ее судьба. Она не позабудет Ни света и ни тьмы, Она такою будет, Какими будем мы. Песня «Не уроните шарик…» (глобус, шары)
Ведущие мастер-класса:
Вот и подошли к завершению наши посиделки.
Наша большая, дружная семья сумела решить все возложенные на неё задачи по вопросу гражданско-патриотического воспитания обучающихся.
Спасибо за плодотворную работу! (слайд 25-27)
Уважаемые гости, наша встреча проходит в масленичную неделю, в четверг.
На этот день приходилась середина масленой гульбы: позади - три дня, впереди - три дня.
В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Молодоженов сажали в сани и спускали с горы заставляли при всех целоваться. Если уж кто отказывался - сталкивали в снег и засыпали их по самую шею...
В этот день народные гулянья достигали самого большого размаха. Если в предыдущие дни Масляной недели можно было еще заниматься какими-то делами по дому, то с этого дня все хозяйственные дела были строго запрещены. На Разгуляй празднование широкой Масленицы из домов переносилось на улицу, обычно в центр деревни, где заранее были построены всевозможные качели, балаганы, ледяные горки, снежные городки. И дети, и взрослые весело распевали праздничные
шутливые песни и частушки: Ешьте, пейте, угощайтесь! И побольше развлекайтесь! Масленица у ворот – Открывай пошире рот!
Примите от нас масленичные пожелания (дети вручают открытки-пожелания).