Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс "Мы – хорошие друзья"»
Мастер- класс по теме: "Мы – хорошие друзья"
Здравствуйте, уважаемые коллеги и члены жюри! Я, Егорова Светлана Александровна, являюсь классным руководителем 5"Б" класса НС школы №1. Тема моего мастер-класса - "Мы – хорошие друзья!"
Цель моей работы - создание условий для развития сплоченного коллектива класса через групповое взаимодействие.
Для достижения цели считаю необходимым решить следующие задачи.
1. Сформировать у учащихся культуру межличностных отношений.
2. Помочь найти свое место в классе.
3. Научить быть толерантными.
В своей работе я придерживаюсь принципов открытости, эмоциональности, командности. Использую методы мотивации, стимулирования, воздействия на эмоциональную сферу, рефлексии. При этом я использую различные приемы Я пришла к вам сегодня с этим цветиком - семицветиком. Сколько лет я работаю классным руководителем и столько же цветик – семицветик сопровождает нас в пути. Семь разноцветных лепестков – это семь основных направлений моей воспитательной работы: духовно- нравственное и экологическое, учебно-познавательное и трудовое, гражданско- патриотическое ,художественно- эстетическое,профориентационное.
Поскольку я работаю в среднем звене, а для младшего подросткового возраста главное – общение, то мне в первую очередь было необходимо научить их умению выстраивать взаимоотношения и культуре общения.
Сегодня я выбираю красный лепесток "Мы хорошие друзья!"– он отображает духовно-нравственное направление воспитательной деятельности классного руководителя. Он потому и красный, что этот цвет – символ красоты, сердечности и любви.
Лети - лети лепесток через Запад на Восток, через Север, через Юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли - быть по-моему вели. Вели, чтобы мой класс стал дружным.
Но все мы взрослые люди. И понимаем, что по мановению волшебной палочки всё свершается только в сказке. А мы живём в реальном мире.
С проблемой сплочения коллектива я столкнулась, как стала классным руководителем. В первый раз, когда я пришла к детям в пятом классе. Я увидела умеющих и любящих учиться детей. Но дружного коллектива в классе не было. Казалось бы, сложились отдельные группы, так называемые команды, но они постоянно конфликтовали между собой. Также часто происходили конфликты между отдельными детьми. В эти конфликты втягивались и родители. И они готовы были враждовать очень долго. Так возникла необходимость создания дружного классного коллектива.
И начала я с этапов адаптационного периода. На первом этапе мы знакомились и изучали друг друга. Это мы проделывали при помощи различных игр.
Хотелось бы рассказать об одном приеме, который я использовала на одном из этапов адаптационного периода.
Одну из диагностических игр на выявление личностных ценностей каждого ребенка я бы хотела предложить вам.
А начнем мы наше взаимодействие с приветствия и комплиментов друг другу. Давайте встанем в круг! Комплименты будем делать по очереди. (Выхожу в круг.) Я начну первая: "Здравствуйте, Татьяна! Вам очень идет этот цвет…" (меняемся местами с Татьяной)…
- Вы поняли суть?.. Нужно только добиться, чтобы ни один ребенок не остался без внимания. Это важно!
А теперь возьмите, пожалуйста, по одному лепестку из нашего цветка дружбы… Напишите свое имя. На другой стороне напишите слово "Я", затем нарисуйте стрелочку и напишите букву "Д", которая будет обозначать слово "друг". А теперь я прошу вас написать десять качеств, которыми, по вашему мнению, должен обладать ваш друг. Вам дается на это одна минута…
А теперь я прошу вас взять ручки и поставить знак "+" напротив тех качеств, которыми вы обладаете сами .
Давайте проанализируем вместе наши результаты и попробуем методом экспресс-анализа определить, с кем бы вы могли продуктивно подружиться из нашей группы. (Формирую пару: Ирина, какое качество Вы хотели бы видеть в своем друге? Кто из присутствующих обладает этим качеством? А Вы, Лена, какое качество хотели бы видеть в своем друге? Это качество отмечено у Ирины. Следовательно, вы – ДРУЗЬЯ!) На практике эта диагностика на самом деле сложнее и она имеет продолжение: по ее результатам я составляю таблицу, по итогам которой объявляю детям, кто с кем может (или должен) дружить. И здесь срабатывает эффект неожиданности: для некоторых это просто шок. Дети начинают пересматривать свои отношения и ценностные ориентиры.
- Скажите, что вы почувствовали, когда я предложила вам стать друзьями?
- А вы, как наблюдатели, предполагали, чем закончится игра?
- Какие мысли или чувства возникали у Вас в процессе работы?
- Спасибо.
Безусловно, формирование, а главное, удержание командного духа – это не одноразовая акция, а постоянно усложняющийся процесс, в ходе которого приходится находить новые приемы и формы даже в сложившейся системе воспитательной работы. И в этом мне очень помогает наш цветик-семицветик.