Просмотр содержимого документа
«Массовые танцы в народном стиле как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников»
Массовые танцы в народном стиле как средство развития интеллектуальных способностей младших школьников
Сулейменова Жанель
Руководитель: Рахимова Майя Григорьевна
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Вопрос об интеллекте и интеллектуальных способностях является одной из самых главных в психологии с момента зарождения этой науки. Интеллектуальный показатель человека позволяет охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление и изучение структуры интеллекта вызывает к себе интерес специалистов различных областей науки: психологов, педагогов, физиологов и т.д., исследующих различные его аспекты. Интеллект, по определению советского и российского психолога М.А. Холодной, - это форма организации индивидуального опыта умственной деятельности человека [2]. Накопленный умственный опыт даёт возможность человеку выполнять определённые интеллектуальные функции (выделять главную мысль, сравнивать объекты, контролировать потребности и т.д.).
В психологическом словаре Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко интеллект определяется как «общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей» [1].
Младший школьный возраст - это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода является овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей и тем самым приобрести более широкую власть, как над собственным телом, так и над внешним физическим пространством.
В данном возрасте есть определенные решаемые задачи, к ним относятся:
1) укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
2) овладение основами разнообразных жизненно важных движений;
3) развитие координационных (равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
4) выработка представлений об основных видах спорта, о применяемых в них снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
5) приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
6) воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности [3].
Резкое ухудшение физического здоровья детей сказывается на развитии детей, их интересов и способностей, в первую очередь, интеллектуальных. Систематически высокая двигательная активность в режиме учебного дня учащихся, положительно сказывается на их психической сфере. Оптимальное использование двигательной активности учащихся, содействует повышению успеваемости, успешному выполнению учебных требований. Сегодня необходимо использование физической активности не только как средства физического развития, но и как фактора, способствующего повышению умственной работоспособности и сохранению нервно-психического здоровья.
В качестве средства для повышения двигательной, а следовательно и интеллектуальной, активности мы выбрали массовые танцы. Их преимущество в простоте и цикличности движений, а также в возможности их исполнять на различных мероприятиях. Мы поставили ряд массовых танцев, сделав акцент на народных мотивах, так как современные дети стали забывать истинные народные традиции. Разучивание танцев планировалось в школе с интернациональным контингентом, поэтому в движениях, составляющих танцы, прослеживается национальная тематика: русская, украинская, венгерская, татарская, башкирская, казахская. Музыка и движения имеют современное прочтение, для того, чтобы детям было интересно.
Результатом нашей работы стало методическое пособие, состоящее из двух частей: первая часть - комплект диагностических методик для оценки развития психических процессов, вторая часть - видео-пособие, в котором представлены все танцы с раскладкой, сложность движений повышается в зависимости от возраста учащихся.
Рисунок 1 Рисунок 2
Рисунок 3 Рисунок 4
Танец - это один из наиболее доступных способов общения людей разных национальностей. Он отражает особенности культуры народа, воплощает традиции. При помощи танца человек может выразить то, что чувствует и испытывает. Танец невозможен без умственных способностей.
На наш взгляд, более углубленное изучение этой темы необходимо, для того чтобы находить различные способы развития интеллектуальных способностей.
Список литературы
1. Б.Г. Мещеряков и В.П. Зинченко. Понятие интеллект. URL: http://www.psichology.vuzlib.su/book_o304_page_26.html (дата обращения 22.04.2017)
2. М.А. Холодная. Понятие интеллект. URL:http://gigabaza.ru/doc/28247.html (дата обращения 20.04.2017)
3. Решаемые задачи в младшем школьном возрасте URL: http://studopedia.ru/7_28154_dvigatelnaya-aktivnost-uchashchihsya-mladshih-klassov-pri-raznih-vidah-mishechnoy-deyatelnosti.html (дата обращения 23.05.2017)