В рамках недели правовых знаний было проведено мероприятие "Путешествие по стране Правознайке" среди учащихся 2-4 классов. Целью данного мероприятия было обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КВН «Путешествие по стране Правознайке». »
Учитель начальных классов – Паномаренко С.В.
КВН «Путешествие по стране Правознайке».
2-4 классы
Цель: обобщить знания учащихся о личных правах человека, довести до осознания детей мысль о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами, что надо уважать права других людей.
Ход мероприятия
Вступительная часть.
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы:
- Что люди могут делать и чего не могут?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Что они обязаны делать и чего не обязаны?
И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путём международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
-А есть ли какие-нибудь права у детей?
И они записаны в Декларации прав ребёнка, которую создала и приняла Организация Объединённых Наций (ООН) и в Конституции.
Декларация прав человека, Конституция.
Права взрослого и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране Правознайке. Проведем мы наше путешествие в виде соревнований двух команд: «Закон» и «Право».
1. Разминка
Действия в соответствии с законом. (Обязанность)
Законные возможности. (Права)
Люди, связанные родством, имущественными и неимущественными правами и обязанностями. (Семья)
То, что человек хочет, но без этого он может обойтись. (Желания)
То, что человеку очень нужно, он без этого не может обойтись. (Потребности)
Человек, принадлежащий к постоянному населению государства. (Гражданин)
Человек, которому ещё не исполнилось 18 лет. (Ребёнок)
Открытое столкновение. (Конфликт)
Норма, поддерживаемая государством. (Закон)
Законная мера, применяемая к правонарушителю за преступление или проступок. (Наказание)
2. Анаграммы:
Каждой команде предлагается разгадать анаграммы.
Н О К Е В Н И Ц Я, Г О У С А Р Д Т С О В,
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
3. В гостях у сказки
В сказках отражена народная мудрость. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Закройте глазки, включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
- Сейчас, попробуем вместе с вами, узнать какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
1. В сказке А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» главный герой не воспользовался своим правом, продав азбуку. Кто это был и каким правом он не воспользовался? (Буратино, право на образование)
В сказке Ш.Перро мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещены игры и забавы. Какая статья Конвенции нарушена по отношению к Золушке? (Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, в культурной жизни.)
3. Маугли в рассказе Д.Р. Киплинга живет в лесу вместе с дикими зверями. Можно ли считать его ребенком, имеющим равные со всеми права. (Ребенком является всякое человеческое существо до 18 лет.)
4. Героиня сказки Г.Х. Андерсена «Снежная Королева» маленькая разбойница допустила правонарушение по отношению к Герде. Какое? (Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу)
5. В какой сказке по отношению к трем братьям было нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка)
6. Кто в сказке «Лубяная избушка» выступил в роли адвоката зайца и помог ему защитить права? (Петух)
В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить убежище в других странах? (Дюймовочка)
8. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (Бременские музыканты)
9. Какое право нарушил купец в сказке «Аленький цветочек»? (Право человека владеть своим имуществом)
10. В какой сказке героиня пренебрегает своими обязанностями, и из-за этого происходит много неприятностей. (Гуси-лебеди)
4. Закончи пословицу:
Украсть – в беду … (попасть).
Не воровством добывают деньги, а … (ремеслом).
Легко воровать, да тяжело … (отвечать).
Хоть с умом воровать, а беды …(не миновать).
Возможность украсть создаёт …(вора).
5. «Спрятанное слово»:
Составить слова, используя буквы слова КОНСТИТУЦИЯ
Игра со зрителями «Догадайся»
Пока команды составляют слова мы поиграем в игру «Догадайся». Я называю сказочных героев, если это положительный герой – хлопают в ладоши, отрицательный – топают.
*Красная шапочка
*Водяной *Гуси-лебеди
*Гулливер *Карабас-барабас
*Крыска-Лариска *Баба-Яга
*Тортилла
*Папа Карло
6. «Правовой цветник»
Перед вами лежат по два разобранных цветка, на сердцевине одного написано «права», другого – «обязанность». Рядом лежат лепестки цветочные, на которых написаны либо права, либо обязанности. Ваша задача, ребята, правильно собрать цветы: лепестки с правами приложить к сердцевине «Право», а с обязанностями к сердцевине «Обязанность». У вас должен получиться цветок прав и цветок обязанностей.
На лепестках цветка «право» следующие высказывания:
* Иметь фамилию, имя, отчество
* Иметь игрушки
* Ходить на кружок
*Жить с родителями
* Высказывать свои мысли
* Отдыхать на перемене
На лепестках цветка «Обязанности»:
* Делать уроки
* Читать книги
* Заботиться о животных
* Мыть посуду
* Делать зарядку
* Посещать школу
* Помогать родителям
Загадки для зрителей:
Оно каждому дано Оно каждому важно. Много их на свете есть Всех на пальцах и не счесть. (Право)
Знают взрослые и дети Права нет важней на свете. В школе, ВУЗе, ПТУ Я всегда его найду. (Право на образование)
У взрослых право на работу, А у детей есть на ___?___ Есть право на игру и отдых, Я это говорю для взрослых. (Право на заботу)
Вот, к примеру, право __?__ Как же им не дорожить. Она прекрасна и сложна, И она нам всем нужна. (Право на жизнь)
7.Мозаика Командам раздаются картинки сказочных героев (разрезаны на несколько частей). Играют три команды. Задача игроков: собрать мозайку и объяснить, какие права человека были нарушены.
Игра для зрителей «Разрешается - запрещается».
Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.
Пока команды готовятся, я предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы отвечать: «Разрешается или запрещается». Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго…(Запрещается.) С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить-
Это…(Разрешается.) Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают.
Это…(Запрещается.) Рисовать и петь, учиться, Если заболел - лечиться. Это…(Разрешается.) Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это…(Разрешается.)
Подведение итогов
Заключительное слово учителя
- Вот и подходит к концу наше путешествие по стране Правознайке. Мы сегодня очень хорошо пообщались: узнали права и обязанности, поговорили о хороших поступках и плохих. Главное вы должны помнить, что вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми.
- Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: