Культурно-досуговые мероприятия, игры и праздники на основе русского фольклора
Культурно-досуговые мероприятия, игры и праздники на основе русского фольклора
Культурно-досуговые мероприятия и праздники – неотъемлемая часть в деятельности школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, дет¬ских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно¬-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные умения и мгновения счастья.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Культурно-досуговые мероприятия, игры и праздники на основе русского фольклора»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГООБРАЗОВАНИЯ
(ГБОУ Академия социального управления)
Кафедра дополнительного образования детей и сопровождения детства.
Слушатель курсов по программе
«Празднично-игровые технологии в
воспитательной работе образовательных
учреждений».
Сенина И.В. зам. директора по ВР
Практико-ориентированная работа
Тема: «Культурно-досуговые мероприятия, игры и праздники на основе русского фольклора».
Научный руководитель:
Профессор, доктор пед.наук
Исаенко В.П.
Москва - 2013
Содержание работы:
1. Введение……………………………………………………………………2 - 3с
2. Основная часть…………………………………………………………… 3-10
2.1. Теоретические основы организации мероприятий для детей ………. 3 -8
2.2. Роль игрового фольклора в жизнидетей …………………………… 8 -10
3.Заключение…………………………………………………………………...10с
4. Список литературы:………………………………………………………10 -11
Введение.
Культурно-досуговые мероприятия и праздники – неотъемлемая часть в деятельности школьного учреждения. Организация праздников, развлечений, детских творческих дел способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
Поэтому хорошо спланированный, подготовленный по специальному сценарию праздник или мероприятие доставит радость не только детям, но и взрослым. Ведь нет ничего желаннее, чем увидеть счастливую улыбку на лице ребенка, знать, что мероприятие помогло ему почувствовать себя хозяином веселого торжества, лидером среди друзей, подарили ему дополнительные умения и мгновения счастья.
Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.
«Народное искусство – это глубокий, незамутнённый источник художественных образов, доступных пониманию детей», отмечает известный педагог и теоретик Т.С. Комаров.
Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Применение на занятиях и внеклассных мероприятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей.
Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям.
Цель работы: изучение современных технологиий организации детских праздников и мероприятий.
Предмет исследования - организация культурно – досугового мероприятия в школе на основе русского фольклора.
Задачи работы:
1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
2. Выявить значение праздников для развития детей;
3. Выявить особенности процесса подготовки, организации и проведения праздников и мероприятий в школе на основе русского фольклора.
4. Определить важность, познавательности детских подвижных народных игр.
Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей школьного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства; участие в праздниках и развлечениях формирует у школьников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях, о правилах поведения. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей — все это важные факторы хорошего мероприятия или праздника.
Участие детей в пении, играх, хороводах, плясках укрепляет и развивает детский организм, улучшает координацию движений. Подготовка к праздникам и развлечениям осуществляется планомерно и систематически, не нарушая общего ритма жизни школ.
С учетом возрастных особенностей детей обычно составляется праздничный календарь, в соответствии с которым те или иные мероприятия проводятся на открытом воздухе, в музыкальном зале или камерно в классах.
В основе каждого праздника, развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка. Эта идея должна проходить через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки, художественное оформление. Идея праздника будет донесена до каждого ребенка, если она раскрывается на доступном детям художественном материале, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Это достигается прежде всего тщательным подбором репертуара (стихов, песен, плясок и т. д.) для детей каждой возрастной группы. При этом учитываются уже имеющийся у детей репертуар, уровень развития их вокальных и двигательных навыков, интересы. Наконец, говоря о доступности праздника, следует помнить и о времени его проведения. У детей начальных классов утомляемость наступает гораздо раньше, чем у старших школьников. Малыши способны воспринять гораздо меньшее количество стихов, песен и т. д. Поэтому длительность праздника для них не должна превышать 1 часа. Иначе наступит потеря интереса и внимания. Желательно, чтобы в программе праздника гармонически сочетались разные виды искусств, коллективное и индивидуальное исполнение. Дополняя друг друга в решении одной темы, они увеличивают силу эмоционального воздействия на детей, в то же время каждое из них оказывает свое особое влияние на ребенка. Учитывая сравнительно быструю утомляемость и возбудимость детей, необходимо правильно чередовать различные виды их художественной деятельности. Праздник несет радость всем детям. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок принимал в нем посильное участие.
Для детей школьного возраста характерна потребность в неоднократном повторении хорошо знакомых песен, хороводов, танцев, что они делают с особым удовольствием и выразительностью. Поэтому в программу праздника надо обязательно включить значительную часть такого материала, внеся в него некоторые изменения (варианты, иное оформление).
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
В связи с возрастными особенностями и характером время провождения ведущее положение в устном творчестве детей занимает игровой фольклор. Игра имеет особое, исключительное значение в жизни детей. Исследователь детских игр В. Ф. Кудрявцев писал: «Если игра для взрослых по принципу своему терпима, то для детей она настолько уже естественная, что является в детском возрасте необходимостью. Для взрослых игра бывает отдыхом, а для ребенка игра — серьезное занятие, к которому он применяет свои слабые силы; для него игра — посильный труд». Именно через игру дети во многом воспринимают окружающий их мир. Игра для детей — важный способ познания любого обучения. Игра - это всегда интерес, азарт, поиск, неожиданные находки и открытия. Игра - это способ познания окружающего мира. В игре дети растут и взрослеют.
Сущность игры и заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают.
Играна детском празднике или мероприятии выступает, с одной стороны, как прием активизации ребенка, с другой – как важная форма освоения народного творчества. Коллективные игры характеризуются событийностью, сюжетностью, действием, образностью. Эмоции «цементируют» игру, делают увлекательной, создают благоприятный климат для общения. Важно увлечь детей и сделать так, чтобы окончание игры не было затянутым, характеризовалось яркостью, эмоциональной насыщенностью, результативностью.
Народны игры и праздники активизируют способность детей самостоятельно мыслить и действовать, помогают им пройти путь от многопланового постижения окружающего мира к чуткому восприятию человеческих отношений. Игры и праздники – универсальный способ общения, они формирует у детей навыки взаимоотношений с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью. Народная игра – простейшая форма социализации ребёнка, в которой он на личном опыте закрепляет вековые истины: «Сам погибай, а товарища выручай», «Терпи, казак, атаманом будешь», «Поспешишь – людей насмешишь». Народной игрой удовлетворяется жажда действования, воспитываются умения побеждать и проигрывать, переживать неудачи, постоять за себя, за свою ватагу, за справедливость. Именно в играх закладывается «фундамент» личности, именно игры являются залогом полноценной душевной жизни в будущем, формируя интеллектуальные, социальные, нравственные особенности ребёнка.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других.
Нет нужды доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу».
Фольклор, исполняемый самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Учитывая, что увлекательной деятельностью младших школьников является игровая деятельность, на занятиях и внеклассных воспитательных мероприятиях целесообразно использовать игровые ситуации, дидактические, ролевые, познавательные игры.
Таким образом, введение в образовательно-воспитательный процесс игр на основе малых жанров фольклора ориентирует воспитанников на развитие нравственных качеств. Детский фольклор не знает сказителя в общепринятом фольклористикой смысле слова. Фольклорное знание, включающее не только исполнение текста, но и той ситуации, в которой он воспроизводится, определяется не особенностями памяти ребёнка, а его игровой активностью. Именно в игровых формах поведения отражается опыт многих предшествующих поколений, соединяющийся с творчеством конкретного ребёнка.
Детский фольклор не знает моножанров, требующих особой эпической памяти.
Произведения детского игрового фольклора создаются на основе живого разговорного языка.
Язык детского игрового фольклора отличается большим своеобразием. В нём ярко проявляется любовь детей к словотворчеству. Мы постоянно встречаемся с необычными словами, выходящими из рамок обыденной речи, но, несмотря на эту необычность, вполне понятными. Часто употребляются парные созвучные слова: «шишел-вышел», «эники-беники», «сею-вею». Большое значение придаётся звучанию слова. Нередко то или иное слово употребляется из соображений не смысла, а звучания. Ярким примером этого является заумный язык считалок. Во всех жанрах детского игрового фольклора встречается рифма. Как правило, это парная рифма.
В большинстве игр органичными и неотъемлемыми компонентами являются различные фольклорные произведения. Причем зачастую их создателями выступают сами дети. Соответственно можно выделить несколько направлений, наиболее полно характеризующих педагогическую ценность игрового фольклора:
Игровой фольклор является частью устного народного творчества, которое передается из поколения в поколение, способствуя сохранению народных традиций.
Игровой фольклор является синтезом творчества детей и взрослых.
Игровой фольклор дает ярко выраженную эмоциональную окраску той или иной игре.
Игровой фольклор способствует более активному развитию психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи).
Игровой фольклор способствует эстетическому воспитанию детей, являясь носителем народной культуры.
Игровой фольклор способствует развитию словотворческих способностей детей.
Игра в народной культуре – это форма развлечения. При огромном разнообразии видов игр и их классификаций, можно разделить фольклорные игры на четыре раздела: 1) игры с пением и танцами (хороводами); 2) игры подвижные; 3) игры интеллектуальные; 4) игры молодежные.
Частью игры в традиционной народной культуре были пляски, хождение под песни, шалости, забавы, развлечения, подвижные игры и собрания молодежи. Игры-песни, игры-пляски, игры-хороводы, игры-сценки всегда создавали в русском празднике атмосферу радости и веселья.
Игра с пением, танцами (хороводами). К этому игровому жанру можно отнести игры имеющие припевки или словесные повторения при танцевальной проходке, например, по кругу или в каком-нибудь другом заданном порядке, с выполнением каких-либо изобразительных движений. Например, изображая «козу», «цветущий мак», «медведя», «золотые ворота» и т.д.
Игра состязательная. Это игра на ловкость, умение, смекалку. Чаще всего неподвижная, либо малоподвижная, не связанная с бегом, силовыми состязаниями и т.д. Такая игра имеет в своей основе манипулирование различными предметами. Здесь обычно нет командной основы или водящего – все игроки выступают от себя («каждый за себя») в индивидуальной состязательности. Например, кто быстрее вытащит соломинки из кучи, ловко сложит камешки, и т.д.
Игра молодежная. Такие игры могли быть и подвижными, и состязательными, и на сообразительность (интеллектуальные), а также и это могли быть и игры с пением и танцами. Такие игры выделяют в особый жанр потому, что здесь имеются действия специфичные только для молодежи, не для детей. Здесь игра может заканчиваться поцелуем, и др. Здесь же складываются молодежные пары, в процессе игры парни и девушки «закрепляют» свои отношения, определяют симпатии друг к другу, выбирают друг друга.
Забава. Под этим жанром мы подразумеваем любую форму развлечений, потехи. Например, катание на качелях, катание на санях, на «крыгах». Для забавы обычно требовался какой-то материальный объект (качели, сани). Либо такой предмет специально изготавливался для забавы (снежная баба). В принципе, сюда можно отнести любую забаву, развлечение, форму отдыха – все формы, которые не вошли в вышеперечисленные игровые жанры.
Игра в детском возрасте может нести в себе различную функциональную нагрузку:
- познавательную;
- физического развития личности;
- импровизационно-творческую;
- организационно-деятельную.
Игры, включая в себя полифункциональные задачи - познавательные, коммуникативные, спортивную, творческие, - являются эффективным педагогическим средством формирования личности.
Итак: праздник, праздничное мероприятие - важная часть жизни ребенка. Это радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству. Праздник для детей в школе – это не только развлекательное мероприятие, но и большая, трудная подготовительная работа, а также естественная ситуация для развития и обучения.
Литература:
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 44. –
2. Беляева Л.С. Русская народная музыкальная педагогика от язычества до конца 20 столетия. Мурманск, 2002.
3. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. - Иркутск, 1990.
4. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.
5. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., 1987
7. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. - М., 1987.
8. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976.
Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
Стельмахович М.И. Народная педагогика. Киев, 1985.