КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА (9 КЛАСС).
Класс: 9 «а».
Тема классного часа: Профессиональный путь.
Цель классного часа:
Образовательная: обобщение единых знаний в систему.
Развивающая: корректирование адекватных представлений о будущей профессии в соответствии с индивидуальными желаниями и возможностями.
Воспитательная: воспитание доброжелательного отношения к людям труда.
Задачи классного часа:
- Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.
- Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.
- Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
Тип классного часа: беседа (с элементами дискуссии).
Форма классного часа: комбинированный, беседа (с применением презентации).
Метод обучения: исследовательский, проблемный.
Материальное обеспечение классного часа: Компьютер, проектор, экран, оформлена доска (запись темы).
На столах учащихся: раздаточный материал (чистый лист А4 и А5, тест «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)).
Ход классного часа
Организационный момент (5 мин.).
Приветствие с классом. Запись отсутствующих.
Вступление: Жизнь человека делится на несколько этапов. Вначале человек рождаться, проходит период младенчества (ясли), детства (детский сад-начальная школа), юность (средняя школа, колледж, институт), и самое важное, осознанный выбор вашей дальнейшей судьбы. (слайд 2).
Сегодня современное общество требует от вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального. Именно профессия определяет человека, его положение в обществе, его будущие.
Сегодня мы будем говорить о выборе профессии.
Актуализация знаний (2 мин.).
Давайте вспомним: Что такое профессия?
Профессия (по БСЭ) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.
Профессия - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования и развития. (слайд 3).
Обсуждение темы классного часа (с элементами дискуссии). (25 мин.).
Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть? (слайд 4).
Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения. (слайд 5).
Поднимите руки, кто уже выбрал профессию? Кто пока не определился? Кого этот вопрос пока еще не интересует?
Профессий в мире десятки тысяч. Какую выбрать? Как выбирать?
Что нужно учитывать при выборе профессии? (слайд 6).
Ну хорошо, определился, выбрал, поступил, получил диплом. Но это не значит, что ты будешь работать по этой профессии. По данным статистики, до 80% людей работают не по специальности, указанной в дипломе. За последние 15 лет больше половины жителей России поменяли профессию. Почему так происходит?
(слайд 7).
Хорошо это или плохо? Можно ли выбрать профессию на всю жизнь? Нужно ли бояться, что придется менять профессию?
Ситуация на рынке труда постоянно меняется, появляются новые профессии, становятся ненужными старые. Закрываются предприятия, сокращают работников. Как приспособиться к этим изменениям, чтобы не пострадать?
Примерные ответы детей:
- Нужно получить 2-3 образования.
- Нужно овладеть смежными специальностями.
- Нужно овладеть очень редкой профессией, на которую нигде не учат.
- Стать высококлассным специалистом, чтобы у тебя не было конкурентов.
Незавершенные предложения
Какие качества больше всего ценят руководители? Каких руководителей больше всего ценят работники? Какую работу можно считать идеальной? (слайд 8).
Предлагаю обсудить эти вопросы в группах и придумать концовку для предложения.
- 1 группа. Вы — руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику и завершите предложение (читает с доски).
- 2 группа. Вы — работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора?
- 3 группа. Вы — выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Завершите предложение (читает с доски).
(В течение 5 минут дети обдумывают ответы.)
Время истекло. Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?
(Представители групп выступают.)
И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии? (слайд 9).
Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора? (слайд 10).
На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся:
ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – потребности рынка труда. В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы.
Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)
Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.
Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер…(слайд 11).
А какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека. (слайд 12-17).
Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий)
А кем бы вы хотели стать? Почему?
Мы с Вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии.
Чтобы облегчить выпускникам эту задачу ученые многих стран пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Давайте вспомним ее. Я буду давать определения категорий, а вы назовите профессии, которые можно отнести к той или иной категории. (слайд 18-20).
Человек – природа этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы. (ветеринар, пчеловод, гидролог, биолог) |
Человек – техника – люди этого типа работают с техническими устройствами (пилот, водитель, слесарь, электрик) |
Человек – человек – обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них (учитель, врач, журналист, психолог, экскурсовод) |
Человек – знаковая система – люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор (бухгалтер, ученый, оператор ЭВМ) |
Человек – художественный образ – людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта (художник, композитор, актер, поэт) |
Тестирование. (10 мин.).
Сегодня мы с вами проведем тест, чтобы посмотреть, к какому типу профессий вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан. (тест «Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
представлен на ваших столах).
Подведение итогов. (1 мин.).
Сегодня мы поговорили о важности выбора будущей профессии. О ее месте в современном обществе, и на рынке труда. Обсудили «формулу успешного выбора профессии». А также, узнали о классификации профессий (Е. А. Климова). И провели тестирование «Определение типа будущей профессии»
(методика Е.А. Климова)
Рефлексия (1 мин.).
Вспомните, какие мысли приходили вам в голову, когда вы выбирали будущую профессию?
Что бы вы еще хотели узнать о выборе будущей профессии?
Считаете ли вы полезной полученную информацию?
Прощание (1 мин.). Всем спасибо за классный час. До свидания!
Интернет-ресурсы:
http://www.novotekaru.ru/samye-vostrebovannye-professii-v-rossii-na-blizhajshie-10-let/
http://bse.sci-lib.com/
http://koipkro.kostroma.ru/npo/gat/DocLib16/Определение%20типа%20будущей%20профессии.docx
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ф.И.__________________________
Класс__ «__»
«Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова)
Прочитайте данные высказывания. Если они вам подходят, то перед цифрой в клетке поставьте «+», если нет — поставьте «—». Если сомневаетесь, зачеркните цифру.
1. Легко знакомлюсь с людьми | | | | | 1 |
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить | | 1 | | | |
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки | | | | 1 | |
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными | 1 | | | | |
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить | | | 1 | | |
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами | | | | | 1 |
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными | 1 | | | | |
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах | | | 1 | | |
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших | | 2 | | | |
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности | | | | 2 | |
11. Охотно читаю о растениях, животных | 1 | | | | |
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах. | | | | 1 | |
13. Люблю читать об устройстве механизмов, приборов, машин | | 1 | | | |
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы | | | 2 | | |
15. Легко улаживаю разногласия между людьми | | | | | 2 |
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой | | 2 | | | |
17. Людям нравится мое художественное творчество | | | | 2 | |
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными | 2 | | | | |
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме | | | 2 | | |
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь | | | | | 1 |
21. Результаты моего технического творчества одобряют даже незнакомые люди | | 1 | | | |
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки | | | 1 | | |
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям | | | | | 2 |
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т. д. | | | | 1 | |
25. Могу влиять на ход развития растений и животных | 2 | | | | |
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов | | 1 | | | |
27. Мне обычно удается убедить людей в своей правоте | | | | | 1 |
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными | 1 | | | | |
29.Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику | | | 1 | | |
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т. п. | | | | 1 | |
РЕЗУЛЬТАТЫ | П | Т | З | Х | Ч |
Обработка и интерпретация результатов
По каждому столбцу подсчитайте алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму. Зачеркнутые цифры не считайте. Запишите сумму в строку «Результаты».
Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывает на наиболее подходящий вам тип профессии, который обозначен буквами П (природа), Т (техника), З (знак), Х (художественный образ), Ч (человек). Максимальное число баллов в каждом столбце — 8 — говорит о ярко выраженном интересе к одному из пяти предметов труда. Минимальное количество в колонке означает отсутствие интереса к данному предмету труда.