Просмотр содержимого документа
«Конспект профилактического занятия "Знакомство с правилами школьной жизни"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КРАСНОГЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
Конспект профилактического занятия
социального педагога
МКОУ «Красноглинная ООШ №7 »
Князевой Елены Владимировны
«Знакомство с правилами школьной жизни»
Красноглинное, 2015
Тема: «Знакомство с правилами школьной жизни»
(беседа для обучающихся 1 класса)
Цель:Формирование у детей младшего школьного возраста навыков социального поведения.
Задачи:
учить детей культуре поведения в школе, на уроке, в столовой, в гардеробе;
расширять социальные представления детей о школе;
учить рассуждать, высказывать свое мнение.
Оборудование: компьютер, проектор, памятка.
Ход беседы:
I. Решение проблемной ситуации.
Учитель: Этот урок мы начнём такой ситуацией. Может кто-то себя узнает?
(Дети разыгрывают ситуацию. Имена детей вымышлены.
Утро. В класс вошёл Вася. Он подошёл к раздевалке, хотел повесить свою куртку и нечаянно уронил куртку Пети. Петя накинулся на Васю).
Учитель: Как правильно поступить?
Предположительные ответы учеников: Васе надо было извиниться и сразу поднять куртку товарища. Пете нужно было простить Васю и не набрасываться с кулаками.
Учитель: Молодцы. А как вы думаете, почему произошло это недоразумение?
Ученики: Мальчики не знали или забыли, как надо себя вести.
Учитель: Кто уже догадался, о чём сегодня на уроке мы поговорим?
Ученики: О правилах поведения.
II. Работа по теме занятия.
Учитель: А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке?
Ученики. Не всегда.
Учитель: Почему?
Ученики: Иногда кто-то толкается, мешает, ребята роняют чужие вещи.
Учитель: Ходят ли наши ученики по упавшей одежде? Как надо поступить, чтобы этого не было?
Учитель: Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.
(Дети вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учитель предлагает: “Давайте не будем называть имена нарушителей. Я уверена, что скоро эти дети научатся себя вести”)
Правила поведения в раздевалке
Вешай свою одежду на определенное (свое) место.
Варежки, перчатки положи в карман, головной убор - в рукав.
Одежду вешай аккуратно.
В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.
Увидел упавшую одежду - подними.
В карманах ничего не оставляй.
Будь вежлив с товарищами, помогай другим.
Учитель:
Звенит заливисто звонок, И начинается урок. Но отчего же еле-еле, Все достают свои портфели И начинают там искать Учебник, ручку и тетрадь? Учитель говорит сурово: - Опять к уроку не готовы! Хочу, ребята, вам сказать: Стыдитесь время зря терять!
Учитель: Какое правило нужно помнить ученикам?
Ученики: Готовить к уроку учебники, тетради и учебные принадлежности надо на перемене.
Учитель: Итак, прозвенел звонок на первый урок, и о своём первом уроке расскажет героиня стихотворения Агнии Львовны Барто.
(Читает ученица)
Я на уроке в первый раз. Теперь я ученица. Вошла учительница в класс - Вставать или садиться?.. Мне говорят: “Иди к доске”, - Я руку поднимаю. А как перо держать в руке, Совсем не понимаю. (А.Л. Барто)
Учитель: Ребята, давайте расскажем героине стихотворения о правилах поведения на уроке.
Ученики: Если учитель задает вопрос, и ты хочешь ответить, нельзя выкрикивать, а нужно поднять руку.
Руку надо поднимать, когда что-то хочешь спросить у учителя.
Учитель: А вот какие правила советует запомнить первоклассникам Самуил Маршак.
(Читают дети)
Ученик 1: Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
Ученик 2: Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать.
Ученик 3: Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно.
Ученик 4: Учитель спросит - надо встать, Когда он сесть позволит - сядь.
Ученик 5: На уроках не болтай, как говорящий попугай.
Ученик 6: Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними.
III. Физкультминутка.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
Учитель: После второго урока мы отправимся в самое “вкусное” место в школе. Куда же это?
Ученики: В школьную столовую.
Учитель: Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую? Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?
А теперь давайте разберём такую ситуацию.
Ребята завтракают в столовой. Витя взял кусочек хлеба, скатал в шарик. Оглянувшись, чтобы никто не заметил, он стрельнул и попал Пете прямо в глаз. Петя схватился за глаз и вскрикнул.
- Что вы скажете о поведении Вити в столовой?
- Объясните, как нужно обращаться с хлебом?
- Можно ли сказать, что Витя пошутил?
(Обсуждение ситуации)
Учитель: А сейчас послушаем наших ребят.
Ученик 1:
Звонок! Все дружною гурьбой В столовую летят стрелой. А здесь есть правила свои, Запомни их и повтори!
Ученик 2:
Ешь аккуратно, не спеши, Не брызгай, на пол не кроши.
Ученик 3:
Хлеб береги и уважай, Его повсюду не бросай.
Ученик 4:
Поел - и убери, друг мой свою посуду за собой.
Учитель: А теперь назовите уже известные вам правила поведения в столовой.
(Выслушиваются высказывания детей)
Ученик: Обязательно перед едой надо вымыть руки с мылом.
Ученик: Есть надо всегда аккуратно.
Ученик: Надо бережно относиться к хлебу.
Ученик: За собой всегда убирать посуду.
Учитель: Ребята, самое главное в поведении за столом - вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать. А эти правила поведения мы вывесим в классном уголке, чтобы они напоминали, как надо вести себя за столом.
Правила поведения в столовой
Входить в столовую надо организованно и спокойно.
Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
Перед едой всегда мой руки.
Не разговаривай во время еды.
Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.
Убери за собой посуду.
Скажи “спасибо” тем, кто тебя накормил.
V. Физкультминутка.
VI. Продолжение работы по теме занятия.
Учитель: Я в одной школе на перемене и видела такую картину.
Перемена
“Перемена, перемена!” - Заливается звонок. Первым Вова непременно, Вылетает за порог. Вылетает за порог - Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова, Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним - бо-о-ольшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Сережке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом. Лихо шлепнулся с перил, Подзатыльник получил. С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи - Словом, сделал все, что мог! Ну а тут - опять звонок. Вова в класс плетется снова. Бедный! Нет лица на нем - Ничего, - вздыхает Вова, - На уроке отдохнем.
(Б.Заходер)
Учитель: Какие ошибки в поведении допустил Вова?
(Дети перечисляют)
VII. Итог занятия.
Учитель: А теперь давайте подведём итог нашему уроку. Мы поиграем в игру “Знаешь ли ты правила?” Выбери правильные советы, которые соответствуют правилам поведения в школе.
(На слайде)
Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
Входящего в класс взрослого, приветствуй стоя.
Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
Входящему в класс можно крикнуть: «Привет!»
На перемене можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору «сломя голову».
Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.
Помогать друг другу нужно всегда и всюду. Один за всех, и все за одного. Не надо ябедничать.
В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Учитель: А чтобы быстрее все запомнили эти правила, каждый из вас получит памятку. Я уверена, что скоро все наши ребята будут не только знать правила, но и выполнять их.
ПАМЯТКА
Правила поведения в гардеробе
В школу приходи за 10—15 минут до начала занятий.
В раздевалке у каждого класса есть своя вешалка — всегда оставляй свои вещи в определённом месте.
Будь внимателен ко всем вещам в школьном гардеробе: подними упавшее пальто, отнеси найденные тобой вещи дежурному учителю.
Не оставляй в карманах мобильный телефон, деньги.
Не затевай в раздевалке игр.
В школе ходи в сменной обуви.
Правила поведения в классе
На урок нельзя опаздывать без уважительной причины.
Всё необходимое для урока: тетради, учебник, карандаши, линейку — приготавливай заранее.
На уроке веди себя тихо, будь старательным. Объяснения учителя слушай внимательно. Не разговаривай с соседями и не отвлекайся на посторонние занятия.
Если ты хочешь ответить на вопрос учителя или задать свой вопрос, не кричи с места, а подними руку.
Если отвечает твой одноклассник, нельзя перебивать его ответ, подсказывать ему. Подними руку — учитель обязательно заметит твою активность.
Услышав звонок, извещающий об окончании урока, не срывайся с места, стремясь побыстрее выбежать из класса. Дождись, когда учитель закончит урок, и запиши домашнее задание в дневник.
Правила поведения в коридоре и на лестницах
Не бегай в коридоре и на лестницах. Слишком оживлённые игры часто приводят к различным неприятностям и даже тяжёлым травмам.
При встрече в школе с взрослыми людьми обязательно здоровайся первым, даже если они тебе незнакомы.
Всегда уступай старшим дорогу и пропускай их в дверях.
Будь внимательным к ученикам младших классов. Обязательно окажи помощь малышу, если она ему необходима. Никогда не обижай маленьких и слабых и не позволяй делать этого другим ребятам.
В школе не кричи, не употребляй грубых слов, не дерись.
Относись бережно к школьному имуществу, соблюдай чистоту и порядок.
Правила поведения в школьной столовой
Входить в столовую надо организованно и спокойно.
Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.
Перед едой всегда мой руки.
Не разговаривай во время еды.
Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.