kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия о благотворительности в Республике Татарстан

Нажмите, чтобы узнать подробности

Защита проектных исследований, посвященных теме благотворительности в республике Татарстан

Цели занятия:

  •  образовательная – воспроизвести картину истории родного края XVIII- XXI веков, связав ее с деятельностью благотворителей  ;
  •  развивающая - подвести итог исследовательской деятельности в изучении истории родного края; развитие навыков устной речи;
  •  воспитательная – воспитание добрых человеческих качеств: любви к истории родного края, к ближним, внимания, сострадания, отзывчивости, патриотизма
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия о благотворительности в Республике Татарстан »

Защита проектных исследований, посвященных теме благотворительности в республике Татарстан

Цели занятия:

  • образовательная – воспроизвести картину истории родного края XVIII- XXI веков, связав ее с деятельностью благотворителей ;

  • развивающая - подвести итог исследовательской деятельности в изучении истории родного края; развитие навыков устной речи;

  • воспитательная – воспитание добрых человеческих качеств: любви к истории родного края, к ближним, внимания, сострадания, отзывчивости, патриотизма

Оборудование: фотографии из фондов музеев, компьютер, проектор, диски.

Ход занятия

Вступительное слово учителя.

- Твори добро, не требуя награды,

Оно вернется светом среди тьмы,

Минуя все препоны и преграды

Верь в это свято и твори добро.

На экране появляется Слайд 1.

Благотворительная деятельность в России регулируется Федеральным законом № 135 от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Кроме названного закона благотворительная деятельность регулируется соответствующими положениями Конституции (ст. 39) и Гражданского кодекса.

Какие определения этого слова вы нашли в словарях?

Учащиеся зачитывают определения слова «благотворительность»


  1. Благотворительность – это “проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимушему” (словарь Брокгауза и Ефрона)

  2. Оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся. 2. Услуга, помощь, содействие, оказанные кому-либо (Современный толковый словарь русского языка Ефремовой)

  3. Благотворительность — оказание безвозмездной (или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Может быть как в коллективных формах (фонды, организации), так и в виде индивидуального меценатства. Следует отметить, что основной чертой благотворительности и меценатства является свободный и непринужденный выбор формы, времени и места, а также содержания помощи (Википедия)

  4. В буржуазном обществе: оказание частными лицами материальной помощи неимущим; филантропия (Малый академический словарь).

  5. - оказание безвозмездной материальной и (или) денежной помощи нуждающимся, как отдельным лицам, так и организациям, обеспечение людей благами и услугами за счет благотворителя. Б. может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, зашита окружающей среды, охрана памятников культуры) (Энциклопедический словарь экономики и права).

  6. То же, что филантропия (от греч. philia — любовь, anthropos — человек) — деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так и способности и энергия людей. Как определенного рода общественная практика Б. отличается от милостыни; она носит организованный, по преимуществу безличный характер и даже в случаях индивидуальных начинаний (проектов) имеет в виду общественно значимые цели. Б. осуществляется по плану, по специально разработанным программам. Направленная на общее благо, Б. представляет собой деятельность: а) цели которой выходят за рамки интересов семьи и непосредственных друзей; б) которая не предпринимается с намерением получения прибыли или в) по административному распоряжению. То, что в благотворительных акциях иногда могут осуществляться частные интересы их организаторов, попечителей или доноров, свидетельствует о необходимости строгого общественного и государственного контроля за благотворительной деятельностью. Однако еще до недавнего времени этот факт служил поводом для суровой критики самой Б. Негативистская критика Б. по-своему рациональна: она указывает на действительные пороки в общественных нравах, однако в отношении к собственно Б. она представляет собой морализирование, поскольку в ней Б. смешивается с рекламой, бизнесом, политикой, развлечением, но ее действительное социально-нравственное значение игнорируется. Аргументы иного рода выдвигаются в утилитаристской критике, основанной на анализе социальных последствий и социально-экономических составляющих Б. (Г.В.Ф. Гегель, Дж.С. Милль). Эта критика, ставя вопрос о справедливости и эффективности Б., подвергает сомнению тезис морального сознания, что Б. сама по себе всегда справедлива. С социологической т.зр., посредством Б. выполняются две важные социальные функции: во-первых, сохранения и воспроизводства общества и, во-вторых, развития общества. Как таковая Б. должна иметь четкие критерии и иметь единственной целью поощрение людей в их начинаниях, а не потворствование им в их иждивенчестве. Как говорил Милль, предоставление максимально необходимой помощи должно быть так организовано, чтобы оно не подрывало индивидуальное трудолюбие и способность человека к самообеспечению и в минимальной степени поощряло людей к тому, чтобы они полагались только на такую помощь. В политике и практике амер. филантропических фондов, возникших во втор. пол. 19 — нач. 20 в., предназначение Б. связывается с усовершенствованием общества: абстрактное «благо ближнего» наполняется конкретным смыслом блага сограждан, блага общества и усматривается в распределении не просто потребительских благ, а средств, с помощью которых люди сами могут получить потребительские блага. Поворот в отношении к Б. во многом был ответом на коммунистически-пролетарский вызов времени. Этическая критика Б. (ее развивали Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, К.С. Льюис) производит сдвиг в рассуждении о Б. с прагматических на ценностные и духовные проблемы. Эта критика ориентирована на универсальную мораль милосердия и представляет собой важный вклад в преодоление возможных нравственных отклонений, в частности гордыни, в Б. (Философский энциклопедический словарь)


Учитель:

И мы с вами не остались в стороне. Сколько добрых дел сделано нами за этот период.

Занимались ли люди благотворительной деятельностью в прошлом ?

Кто были эти люди?

В какой форме проходило оказание помощи людям?

На эти вопросы мы ответили в результате нашей исследовательской деятельности, изучая материалы истории родного края. Хронологические рамки наших проектов охватывают промежуток с 18 века до сегодняшних дней. Работы посвящены, в общем, двум направлениям: о благотворителях города Елабуга и о благотворительной деятельности, освещаемой нВ страницах СМИ РТ.

Давайте послушаем: что же у нас получилось.


1 группа учащихся (12 учеников)

- Мы работали над темой, связанной с благотворителями Елабуги, так как этот город 24-26 августа 2007 года отметил свое 1000-летие. Наша работа разделена на 2 части:

1) «Благотворители и меценаты города Елабуга»;

2) «Мотивы деятельности представителей предпринимательской среды». (Слайды 2 - 7)





«Благотворители и меценаты города Елабуга»

- Село Трехсвятское в разное время относилось то к Симбирской, то к Казанской губерниям. В 1780 году в связи с всеобъемлющей губернской реформой, проводимой императрицей Екатериной II, село Трехсвятское переходит в Вят-ское наместничество и получает статус уездного центра под названием «город Елабуга». 28 мая 1781 года был высочайше утвержден герб уездного города.

«Этот город славится благотворительностью во всем нашем Отечестве. Мы затрудняемся указать другой такой уездный город, где бы благотворительность проявлялась в таких широких масштабах, как в Елабуге», — отмечали «Вятские епархиальные ведомости» в 1904 году. Елабужское купечество, с исстари отличавшееся благотворительностью, строило на свои средства храмы как в городе, так и в других местах империи…» В Елабуге с 70-х гг. XIX века и до 1917 года существовал особый «Благотворительный граждан И. И. и Д. И. Стахеевых комитет», огромные средства которого направлялись исключительно на помощь людям. Кроме стахеевского благотворительного комитета, на счётах которого в 1904 году было более 2 млн рублей, существовал ещё и созданный по аналогии комитет купца Чернова, также владевший значительными капиталами, на проценты от которых строились храмы в различных приходах.

Огромными средствами распоряжался “Благотворительный граждан И.И. и Д.И. Стахеевых комитет”. На средства Стахеевых в 1864 году были построены здания Казанско-Богородицкого монастыря (уничтожен в 1930-е годы); построены и содержались школы при богадельнях. Реальное училище, открытое в 1878 году, было устроено в основном на средства И.И.Стахеева. Впечатляющее здание Епархиального женского училища было построено 1898–1903 годах Г.Ф.Стахеевой в память об умершем муже В.Г.Стахееве. Щедрое пожертвование в 500 000 рублей, уникальное в истории «духовенства всей Российской империи», было высочайше отмечено пожалованием Глафире Стахеевой золотой медали для ношения на шее на Андреевской ленте. Ф.В.Стахеев в 1902 году электрифицировал город и епархиальное училище.

Династия купцов Гирбасовых на свои средства построила городское и ремесленные училища, училище для слепых, церковно-приходскую и три земские школы.

На средства благотворительного комитета, созданного купцами Черновыми, строились церкви в Казанской и Уфимской губерниях, в Елабуге были построены Троицкая церковь (разрушена в 1930-е годы), Александровский приют для девочек и создан специальный приютский банк для поддержки сирот после выхода из приюта.





«Благотворительность купцов Стахеевых»

Основы благотворительной деятельности династии Стахеевых, ставшей в дальнейшем семейной традицией, заложил один из старейших представителей рода Иван Иванович Стахеев. Именно с его именем связано открытие в Елабуге благотворительного комитета. В октябре 1876 г. И. И. Стахеев передал городу каменные здания стоимостью 150 тыс. руб. для устройства в них женской богадельни на 60 мест и обратился к городскому управлению с просьбой «отвести ему часть городского места для постройки мужской богадельни с церковью, на постройку которой приготовил 75 000 рублей».

Подобный благотворительный акт для России второй половины XIX в. являлся делом хотя и очень значимым, но все же нередким. В Москве и Петербурге насчитывались десятки богаделен, выстроенных на средства торгово-промышленного сословия. Другое дело Елабуга — небольшой уездный город, для которого сделанное пожертвование стало настоящим событием. Была и еще одна причина, по которой общественность обратила свое внимание на это событие: И. И. Стахеев позаботился не только о призрении бедных, убогих и неимущих, но и о воспитании сирот. На его средства в здании богадельни было устроено воспитательное отделение для 20 бедных девушек-сирот.

После утверждения проекта устава Елабужской женской богадельни Министром внутренних дел было отпечатано шесть экземпляров этого документа. Один из них был обнаружен нами в фонде канцелярии вятского губернатора Государственного архива Кировской области.

Богадельня состояла из нескольких каменных зданий и занимала целый квартал. Для ее содержания И. И. Стахеевым был пожертвован капитал в виде государственных процентных бумаг на сумму 135 050 руб. Этот капитал, согласно воле жертвователя, должен был оставаться неприкосновенным, а проценты с него использовались на нужды Елабужской женской богадельни.

Согласно уставу в богадельне призревались до 60 престарелых и неспособных к труду женщин и 20 девочек-сирот. Прием в богадельню производился по усмотрению попечителя, преимущественно в число постояльцев зачислялись жительницы г. Елабуги. В богадельне призреваемые находились на полном содержании: получали пищу, одежду и кров. Тем не менее постояльцам разрешалось иметь и собственное имущество.

При богадельне были созданы мастерские, в которых трудились призреваемые женщины. Попечителю полагалось наблюдать «за тем, чтобы призреваемые, которым здоровье позволяет исполнять какие-либо работы, не оставались без занятий».

Устав предусматривал возможность увольнения из числа постояльцев богадельни в двух случаях: «а) по собственному желанию и б) за предосудительные поступки, которые не могут быть терпимы в богоугодном заведении».

При богадельне была построена церковноприходская школа, в которой помимо воспитанниц богадельни обучались еще 30 приходящих девочек-сирот. Финансирование школы осуществлялось за счет средств, пожертвованных И. И. Стахеевым, и составляло 500 руб. в год. Для сравнения, средняя стоимость содержания церковноприходских школ в Елабужском уезде составляла 230 руб. в год. Преподавательский состав школы состоял из священника и трех учительниц. Помимо грамоты и Закона Божия девочек обучали рукоделию и умению вести домашнее хозяйство.

По достижении совершеннолетия девушки покидали богадельню, получив денежную награду в размере не менее 50 руб. Если воспитанница выходила замуж, она получала дополнительные ассигнования из средств богадельни в качестве приданого.

В одном из зданий богадельни на средства того же благотворителя была устроена домовая Пантелеймоновская церковь. Для обеспечения церковнослужителей во вновь образованной церкви Иван Иванович выделил сумму в 40 тыс. руб., проценты от которой использовались «на содержание двух священников — по 500 руб. на каждого, одного дьякона — 400 руб. и двух псаломщиков — по 300 руб. на каждого».

И. И. Стахеев часто посещал богадельню, следил за тем, как живется постояльцам. В случае необходимости выделял дополнительные денежные средства. Так, 17 июня 1880 г. он пожертвовал 100 тыс. руб. на ремонт и страхование богадельни. Сумма в 10 тыс. руб. должна была быть использована на награды и содержание учащихся воспитательного отделения.

После смерти И. И. Стахеева управление заведением было возложено на его сына Александра Ивановича Стахеева. Должность попечителя богадельни была сопряжена с исполнением целого ряда обязанностей, которые включали: «а) заведование кассой и вместе движимым и недвижимым имуществом богадельни, а так же ведение книг по установленным думой формам; б) каждогодное составление смет расхода денег по содержанию богадельни; в) составление годовых отчетов по богадельне и представление их на утверждение Городской думы; г) наем для богадельни служащих и наблюдение за точным исполнением ими своих обязанностей и др.».

В начале 1890-х гг. Александр Иванович по состоянию здоровья сложил с себя обязанности попечителя. В связи с этим по ходатайству елабужского городского головы А. Д. Кусакина в 1893 г. были внесены соответствующие изменения в устав богадельни. Кроме должности попечителя, вводилась должность смотрительницы богадельни, на которую возлагались обязанности по заготовке провизии и одежды для призреваемых, наблюдению за чистотой и порядком. Смотрительнице предоставлялось жилье и пропитание за счет средств богадельни.

Благотворительную деятельность по оказанию помощи обездоленным и нищим людям продолжил племянник И. И. Стахеева Иван Григорьевич Стахеев. В 1872 г. на его средства началось строительство мужской богадельни и нищенского приюта в Елабуге. В 1886 г. Иван Григорьевич пожертвовал для этой цели дополнительное здание. Деревянное, на каменном фундаменте, крытое железом, здание отвечало всем необходимым санитарным требованиям.

Жители города поддержали инициативу И. Г. Стахеева. Была организована благотворительная подписка на устройство дома призрения, каждый участник которой был отмечен высочайшей благодарностью от имени российского императора.

В год основания в распоряжении дома призрения был только один жилой корпус, в котором содержались от 50 до 60 мужчин и женщин. Но нуждающихся было гораздо больше. Это побудило Ивана Григорьевича выделить средства на строительство еще одного корпуса, что позволило довести численность призреваемых до 75 человек.

При богадельне была организована столовая, в которой обслуживались не только постояльцы благотворительного заведения, но и «приходящий люд». В среднем в столовой ежедневно питались 62 человека из числа приходящих.

Расходы на содержание одного пансионера богадельни составляли 12 копеек в день и включали не только горячее питание в столовой, но и затраты на отопление и ремонт спальных корпусов, стирку белья, приобретение необходимого имущества. И. Г. Стахеев ежегодно выделял деньги на покупку одежды и обуви для постояльцев, а так же на ежедневное «чаевое довольствие», что позволяло устраивать дополнительные чаепития с душистым сладким чаем утром и вечером.

Содержание приходящих бедных обходилось устроителям богадельни в 7 копеек в день.

Расходы на содержание богадельни предусматривали выплаты жалованья доктору и фельдшеру, которые в случае необходимости оказывали медицинскую помощь призреваемым.

Еще в 1866 г. дядя Ивана Григорьевича Дмитрий Иванович Стахеев выделил 5 500 руб. на устройство Иосифовской деревянной церкви.

Дополнительные средства в размере 1 тыс. руб. Д. И. Стахеев положил в банк на счет церкви с тем, чтобы ежегодные проценты с 700 руб. поступали в пользу священника названной церкви, а с 300 руб. на текущие ее нужды.

За годы своего существования мужская и женская богадельни предоставили кров и пропитание сотням нуждающихся.

Традиции милосердия продолжались и множились деяниями и других представителей славного купеческого рода Стахеевых.

Начиная с советского периода до сегодняшнего дня в зданиях бывшей женской богадельни в Елабуге размещается психоневрологический диспансер. И хотя это уже не благотворительное заведение, но дело помощи нуждающимся в нем не оставлено.



«Федор Прохорович Гирбасов (? — 1899)»

Один из крупнейших хлеботорговцев Камского региона елабужский купец I гильдии Федор Прохорович Гирбасов занял свое достойное место в списке елабужских благотворителей.

Купец имел в Елабуге паровую мельницу, которую обслуживали 52 работника (в сутки мельница перемалывала 2100 пудов зерна). Муку Гирбасов продавал преимущественно в Рыбинск, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

27 декабря 1874 г. Федор Прохорович пожертвовал на содержание будущего реального училища 3000 руб. Когда в 1876 г. городская дума приобрела каменный двухэтажный дом для устройства реального училища, строительство нового училищного здания осуществлялось на пожертвования граждан под руководством специально избранной комиссии, в состав которой вошел и Федор Гирбасов (училище открыто 10 сентября 1878 г.).

В 1876-1877 гг. иждивением Федора Прохоровича «на месте бывшего соборного храма» с предназначением «быть и усыпальницею при нынешнем Спасском соборе» выстроена часовня Александра Невского — памятник культовой архитектуры в псевдорусском направлении эклектики.

В 1878 г. в Елабуге открыто мужское земское училище, первые несколько лет оно размещалось в деревянном доме, пожертвованном городу попечителем вышеназванного училища Ф. П. Гирбасовым. Новое здание для училища было построено уже его наследниками (ныне адрес этого здания — пр. Нефтяников, 109), где на начало ХХ в. в училище обучалось 150 человек.

В 1880 г. в Елабуге Ф. П. Гирбасов выстроил здание Александровского ремесленного училища (адрес — ул. Московская, 197). Вскоре на средства Федора Прохоровича от имени его сыновей Гаврилы Федоровича и Алексея Федоровича было построено здание с общежитием для учеников, а также каменные постройки, где располагались мастерские, кузница. В 1899 г. по ходатайству Елабужской городской думы Александровское ремесленное училище было преобразовано в Школу ремесленных учеников.

Федор Прохорович, будучи в 1884-1891 гг. елабужским городским головой, «своим влиянием содействовал преобразованию уездного училища в городское и пожертвовал капитал в 1100 рублей, проценты с которого идут на уплату за обучение 10 беднейших учеников».

Известно, что Федор Прохорович за свой счет издал «Жития святых, имена которых послужили к наречению Членов Августейшей Семьи Государя Императора», пожертвовал 200 рублей на издание книг для просвещения вотяков (удмуртов) Елабужского уезда.

В 1880-х гг. Федор Прохорович Гирбасов пожертвовал в пользу бывшего елабужского уездного училища, переименованного, по положению 1872 г. в городское, участок на восточном углу Сарапульской улицы (ныне — ул. Тугарова). В 1886-1888 гг. сын вышеуказанного благотворителя Прохор Федорович Гирбасов выстроил двухэтажное угловое здание Городского училища (ул. Тугарова, 6).

В 1880-е гг. Федор Гирбасов осуществил постройку зданий для церковно-приходских школ в селе Танайка, деревнях Колосовка и Тат. Челны (содержание двух последних школ обеспечено капиталом в 20 000 руб., пожертвованным в Отделение Елабужского Православного Вознесенского братства).

В 1896 г. Федор Прохорович построил здание для мужского училища слепых (ныне адрес постройки — ул. Советская, 3), в котором на начало ХХ века обучались 30 слепых мальчиков.

Умер Федор Прохорович 21 июля 1899 г. В этом же году сын благотворителя Сергей Федорович Гирбасов пожертвовал (видимо, в память об отце) наиболее ранний и крупный из всех гирбасовских домов — каменный с антресолями двухэтажный угловой дом (ныне — ул. Казанская, 17), выстроенный Федором Прохоровичем в 1851-1854 гг.

В начале ХХ века наследники Ф. П. Гирбасова, существенно перестроив дом, приобретенный ими у купца Иконникова (построен в 1870-е гг.), пожертвовали его второму городскому земскому училищу (учреждено в Елабуге в 1880 г.). На начало ХХ в. в училище обучалось 125 юношей и девушек.


«Мотивы деятельности представителей предпринимательской среды»

- Наша задача состоит в выявлении возможных мотивов деятельности представителей предпринимательской среды, связанных с благотворительностью.

Вторая половина XIX в. – время активной модернизации российского общества, которая проявилась и в серьезной трансформации традиционных ценностей и установок. В этот исторически короткий отрезок времени отмечается небывалый рост различных актов благотворительности, инициированных купечеством. Очевидно, что между этими фактами прослеживается прямая связь, поэтому попытка проследить динамику кардинально изменяющихся внешних факторов и внутренних побуждений к благотворительности в их взаимосвязи может быть небезынтересной. На наш взгляд, наиболее адекватным понятием психологии, охватывающим названные процессы в их взаимосвязи и динамике, является понятие ценностных диспозиций.

Важно подчеркнуть то, что обращение к мотивации оправдано при попытке объяснения, а не описания поведения. Поэтому, пытаясь объяснить мотивацию деятельности тех или иных представителей купеческого сословия, мы можем говорить о ней только как о возможных, гипотетических побудительных причинах в силу их многовариантности и «закрытости» для внешнего наблюдения. В роли побудительных причин поступков людей могут выступать социальные установки и ценности, различные виды потребностей, интересы, убеждения, идеалы, эмоциональные состояния.

Для объяснения феномена благотворительности рассмотрим наиболее существенные изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни России второй половины XIX в., которые могли прямо повлиять на изменение социальных установок, выступать в качестве внешних стимулов, влиявших на процесс мотивации благотворительности. Этот период характеризуется бурным развитием буржуазных отношений в промышленности и сельском хозяйстве, активно развивается внутренний и внешний торговый оборот, что приводит к росту финансовой мощи предпринимательского класса. Буржуазные реформы 60–70-х гг. XIX в. еще более усилили экономическое и общественное влияние буржуазии, заложили основы свободы предпринимательства. Реформы открыли процесс эмансипации сословий Российской империи, освобождения от многих форм личной зависимости, расширили возможности социальной мобильности. Представители имущих слоев населения были допущены к участию в местном управлении и государственной службе. Все эти перемены напрямую воздействовали на социальный статус и самосознание буржуазии. Рост влияния буржуазии был еще более заметным на периферии империи, где численность дворянства и интеллигенции была незначительной.

Спорадические акты милосердия, порывы великодушия по отношению к «сирым и убогим» были свойственны русскому купечеству предыдущего времени. Крупные пожертвования монастырям и храмам в качестве покаяния или «на помин души», раздача «медных и серебряных» работникам, бедным соседям и нищим по церковным праздникам считались делом богоугодным и являлись частью традиционных христианских ценностей. Эти поступки, их мотивы, по всей видимости, были обусловлены эмоциональными состояниями, прочным религиозным мировоззрением большей части купечества. Аффективные (остроэмоциональные) поступки были присущи части русского купечества в силу «широты души», частых разгулов и «бражничества», так называемого «чертогона», и следующих за этими состояниями смирения и раскаяния. Особенность актов милосердия состояла в том, что они, как правило, были фрагментарны, эмоциональны и лишены смыслообразующей функции.

Во второй половине XIX в. благотворительная деятельность купечества все более связывается с идеей служения «общественному благу», рациональностью и общественной целесообразностью, что придало ей более систематический характер. Эти изменения привели к расширению спектра социальных объектов, на которые была обращена благотворительная деятельность.

Доминирующим направлением благотворительности становятся проблемы образования, здравоохранения, благоустройства населенных пунктов, помощь социально обездоленным слоям населения, а также меценатство. Уникальным, на наш взгляд, является факт, что изменение поведенческих стереотипов, а следовательно, и изменения в иерархии ценностей происходили буквально при жизни одного–двух поколений российских предпринимателей. На примере биографий людей одного поколения мы видим резкий переход от частных, фрагментарных актов милосердия к регулярной, широкомасштабной, социально значимой благотворительной деятельности. Чем объяснить внутренние механизмы столь кардинальных перемен? Мотивы формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются в готовом виде уже при рождении. В процессе формирования иерархии ценностных диспозиций личности, под воздействием социальных факторов мотив активируется, становится действенным.

Безусловно, что в рассматриваемый период аффективные мотивы благотворительности, происходящие от эмоциональных состояний субъекта, продолжали играть значительную роль. Личная трагедия, укоры совести, отчаяние – все это могло являться основной мотивацией оказания помощи бедным, погорельцам, голодающим, строительству богаделен, пожалованьям монастырям и храмам. Многие благотворительные акции провинциального купечества, без сомнения, можно отнести к следованию традиционным ценностям, в том числе и религиозным, уходящим корнями в христианскую этику. Менталитет купечества, большая часть которого не имела сколько-нибудь системного образования, был основан на религиозном мировоззрении, особенно это относится к представителям старообрядчества. Стремление утвердить православную веру, забота о нравственном состоянии народа, желание помочь верующим в отправлении культа побуждали предпринимателей выделять средства на возведение и содержание храмов. Не последнюю роль играло желание получить спасение собственной души.


Учитель:

- Следующий наш проект посвящен исследованию на тему: «Добрые дела» и «добрые люди» на страницах республиканских газет». Над этим проектом работали 8 учеников.

В качестве объектов для исследования на предмет публикации статей, посвященных благотворительности, ребята выбраны следующие издания:

  • челнинское печатное издание - "Вечерние Челны»

  • республиканская газета «Молодежь Татарстана».

Просматривались газеты, вышедшие в 2006 – 2007 гг.

Задачами исследования были:

  1. определить, насколько различны отношения к освещению благотворительности среди журналистов городских и республиканских печатных СМИ;

  2. попытаться найти причины разного уровня заинтересованности журналистов в упоминании благотворителей.

Для обзора были отобраны статьи, в которых поднималась тема благотворительности или упоминались имена благотворителей по отношению к социальным объектам, частным лицам и т.д.

2 группа учащихся

Тема «благотворительность» в газете «Молодежь Татарстана»

За период 2006г. по 2007г. в данном издательстве было опубликовано 29 материалов, касающихся благотворительности, не считая объявлений благодарности за помощь в организации похорон.

Зачастую информация о благотворительности представлена в виде заметок или под заголовком "Строки благодарности". Заметки обычно печатаются на первой - второй полосах в рубрике "Новости. События. Факты". Традиционно они имеют небольшой размер (за исключением одной), а слова благодарности выражаются в конце следующим образом: "Спонсорами мероприятия выступили", "Помощь оказали", "Благодарим за финансовую поддержку" и т.п. Заметки "Строки благодарности" печатаются на последних страницах в разделе "Объявления" и представляют собой благодарность от частных лиц за организацию и проведение какого-либо мероприятия с поименным перечнем спонсоров и организаторов.

В данном издательстве имеется еще одна форма выражения благодарности, которой мало внимания уделяет остальная пресса города - форма письма. В данном исследовании рассматривались только те письма, которые присланы в адрес коммерческих организаций и частных предпринимателей. Однако слова благодарности выражались и врачам, и милиционерам, и библиотекарям, и просто односельчанам.

В нескольких материалах, написанных в жанре репортажа, статьи, интервью мимоходом публикуется информация о тех, кто помог мероприятию или поездке состояться.

Отрадно заметить, что в газете существует рубрика "Благотворительность". Но материалы в ней публикуются очень маленькие по объему (кто, кому, как помог и слова благодарности). К тому же эта рубрика не является постоянной.

За 2006 – 2007 гг. через газету была организована одна благотворительная акция "Поможем самим себе" о сборе средств для приобретения кольпоскопа для гинекологического отделения городской больницы. Первые отклики и первые результаты были также освещены в газете.

Благотворительность была также одной из тем круглого стола с предпринимателями городского центра. Была высказана идея о создании спонсорского фонда: "Бизнесмены давали бы деньги на благое дело, но они хотят быть уверенными в том, что деньги будут потрачены по назначению. Вот реальное решение проблемы, в которой спонсор вносит свой посильный вклад в фонд, который является гарантом того, что деньги будут потрачены на нужные проекты". Материал о круглом столе опубликован в одной из газет.

В числе журналистов, часто пишущих на тему благотворительности, Надил Гимадетдинов, Руслан Айсин, Ринат Билалов, Алексея Богачев, Римма Ратникова.

Способы представления материалов:

  • Заметка

  • Письма

  • Строки благодарности

  • Рубрика "Благотворительность"

  • Информация в статье, репортаже, интервью

  • Благотворительность как одна из тем круглого стола

  • Благотворительная акция

Итак, в судя по данному изданию, чаще в благотворительности участвуют частные предприниматели, нежели коммерческие организации, благодарность в адрес последних выражается на имя директора предприятия. Помощь оказывают одни и те же предприниматели.

В письмах и заметках от частных лиц (пенсионеров, ветеранов, учащихся и т.д.) благодарность выражается более эмоционально: подробно описывается проблема, кто и как помог ее решить, значимость этого решения; много теплых слов и искренней благодарности. В заметках же журналистов чаще всего имеет место сухое перечисление имен спонсоров.

Чаще всего предприниматели спонсируют молодежные акции, районные праздники, а также выделяют помощь государственным учреждениям (больницам, школам и т.п.).


Тема «благотворительность» в газете «Вечерние Челны»

Информация о событиях в г. Набережные Челны и в республике, политика, культура, экология, социальные проблемы. Газета является лауреатом I общероссийского национального конкурса "Здоровый образ жизни - гармония с собой и миром" в номинации "СМИ, пропагандирующие здоровый образ жизни" (2002 год), призером республиканского конкурса журналистских работ "Разумный человек - разумный выбор" - II место в номинации "Лучшая печатная публикация" за 1999 год. Работы журналистов газеты отмечены многочисленными грамотами и дипломами государственных, муниципальных и общественных структур. Газета сотрудничает с ведущими республиканскими информационными агентствами ("Татар Информ", "Эфир Информ", "Кама пресс"), печатными и электронными СМИ республики, пресс-службой городской администрации, пресс-центром Госсовета РТ.

Эксклюзивные рубрики: "В городе моем", "Заглянем?", "И это все у нас", "Есть проблема", "Какие люди!", "А что у вас, КАМАЗ?", "Из первых уст", "Гости города", "Факты и комментарии", "Глазами очевидца", "Биржа труда "Вечерки"1.

В газете «Вечерние Челны» за рассматриваемый нами период было опубликовано 18 материалов, касающихся темы благотворительности. Поводом для их написания становились благотворительные акции: как местные, так и республиканские, а также единичные случаи оказания помощи приютам, больницам, детям из малообеспеченных семей. Материалы выходили на первой - второй полосах, в разделе "Новости", и представляли собой заметки. Можно отметить, что в газете «Вечерние Челны» от 21.11.2007 г. Эльмира Яковлева напечатала о приезде в наш город российской группы, которая регулярно оказывает помощь обездоленным и несчастным:

"Россия кажется нам государством, которое расколото на несколько частей"

"Smokie" - истинные джентльмены. В течение многих лет они занимаются благотворительностью и оказывают поддержку больным лейкемией. За 20 лет совместной работы группа "Smokie" вложила в это дело примерно полмиллиона фунтов стерлингов. Нашим "звездам" не помешало бы взять с них пример. И последнее: легендарная британская группа не собирается на заслуженный отдых. Как говорится, не дождетесь! Классно об этом сказал ветеран "Smokie" Терри Аттли: "Я прекращу петь только по одной причине - если умру".

Также один из материалов был посвящен решению вопроса «Благотворительность должна быть по своей воле или ею заниматься у нас вынуждают?»

Благотворительность – обязанность или добрая воля? Нас заинтересовала эта тема после звонка в редакцию одного из читателей. «Вы все бедных защищаете! – с возмущением сказал он. – Я предприниматель, и, думаете, мне легко? Зарплату рабочим выплати, налоги перечисли, Новый год на носу, значит, нужно еще средства изыскать для города. Уже и не радуешься праздникам – сплошные расходы. Кроме того, территорию около фирмы постоянно благоустраивать приходится, хотя это в мои обязанности не входит. Для этого есть коммунальные службы. А если откажешься, проверками замучают. И бедным надо помочь...»

Расположение материалов в газете осталось на прежнем месте: большинство на первой полосе. Среди журналистов, активно освещающих данную тему, - Э. Яковлева, З. Султанова, Р. Сабиров.

Из 18 материалов - 6 о благотворительных акциях. Например, в статье «Год благотворительности статьями журналистов» подводятся итоги по вкладу в данную деятельность различных СМИ (Приложение 1).

Формы благотворительности: стипендии (от политиков, предприятий); помощь в проведении культурных мероприятий; помощь вещами (для детдомов); финансовая поддержка НКО, больниц; адресная помощь.

В качестве объектов оказания помощи указывались дети, студенты, культурные и общественные учреждения, церковь.

В качестве благотворителей в основном выступают коммерческие структуры, студенты, собиравшие средства, частные лица, а также сами СМИ. Отсутствует освещение единичных случаев передачи, сбора средств.

Упомянуто 7 коммерческих организаций и структур, в той или иной степени являющихся благотворителями. В основном это промышленные и торговые предприятия (например, заметка спонсорской помощи ООО «Сатурн» геронтологическому центру города Набережные Челны).

Поводом для публикации как правило служит финансовая поддержка, оказанная предпринимателями малообеспеченным семьям, школьникам, государственным учреждениям.

Пять материалов полностью посвящены теме благотворительности, о чем свидетельствуют заголовки: "Помощь оказывается", "Мир не без добрых людей", "Спонсоры помогли" и т.д.

В двух материалах (интервью и заметка) благотворительность не является основной темой, ей уделяется всего лишь несколько слов: это либо ответ на вопрос журналиста, либо краткая благодарность спонсорам в конце материала.

Можно отметить, что с названием предприятия в основном упоминается имя его генерального директора, либо руководителя. Часто помощь оказывается со стороны населения, собираются вещи и отправляются по адресам социальной помощи. Одна из заметок была посвящена ветерану, который передал для слабослышащих детей баян. Иногда публикуются статьи с призывом оказать благотворительную помощь.

В этом издании тема благотворительности также не является основной, однако здесь очень тепло отзываются о меценатах и в отличие от других изданий упоминают не только предприятие, но и его руководителя. Во многом это происходит от того, что авторами материалов на тему благотворительности зачастую выступают сами получатели: руководители детских коллективов, директора общеобразовательных школ, школ-интернатов.

Таким образом, мы можем заключить, что интерес к теме "Благотворительность" заметно повысился у журналистов "Вечерних Челнов", число материалов стало больше, во многом благодаря проведению акций российского, а также местного масштаба. Имена благотворителей упоминаются в связи с акциями, однако, в единичных случаях оказания помощи имена благотворителей не были названы. Материалы выходят в жанре заметки, большее внимание уделяется масштабным акциям.


Учитель:

- Какие синонимы можно подобрать к слову «благотворитель»? («меценат», «спонсор»)

- Какой вывод из сегодняшнего занятия мы можем сделать? («Благотворительность может, и будет рождать благотворительность. Чем больше людей будет вовлекаться в эту деятельность, тем шире будет установка на благотворительность, поскольку человек склонен к закреплению и повторению своего положительного опыта, в нашем случае опыта благотворительности.)








1http://nabchelny.ru/smi/sredstva_massovoi_informatsii_goroda/2005-01-21/pechatnye_izdaniia


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Конспект занятия о благотворительности в Республике Татарстан

Автор: Сафиуллина Чулпан Наиловна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124485


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства