Конспект профориентационного занятия "Трудовой договор"
Конспект профориентационного занятия "Трудовой договор"
Занятие направлено на ознакомление будующих выпускников школ на расширение правовых знаний в области трудовых отношений. На занятии старшие школьники знакомятся с разнообразием законов РФ, регулирующих отношения в области труда; с новыми понятиями: "трудоустройство", "трудовой договор", "трудовая книжка", "испытательный срок", "время отдыха", "увольнение". В течение всего мероприятия меняются методические приемы: дети работают с пословицами, беседуют по рассматриваемой теме, обращаются к выдержкам из закона, используется художественное слово. Дополнительно происходит с ознакомлением с имиджем делововго человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект профориентационного занятия "Трудовой договор"»
Тема: "Трудовой договор".
Цели:
Всестороннее развитие личности.
Расширение правовых знаний в области трудовых отношений;
Ознакомление с разнообразием законов РФ, регулирующих отношения в области труда; разъяснение понятий: трудоустройство, трудовой договор, трудовая книжка, испытательный срок, время отдыха, увольнение и т. д.
Воспитание гражданской позиции (активного, инициативного, самостоятельного гражданина, ценящего свою культуру и профессию).
Ход занятия:
1. Чтение стихотворения.
Как добиться успеха Про порядочность, честность,
В этом мире безумном? Благородство и дружбу.
Надо много трудиться На душе одинокой
И стремиться быть умным. Доброту вновь посеять.
Кругозор свой расширить, Протянуть руку другу
Свой характер улучшить. И любовь вновь лелеять.
И немного усилий, И тогда можешь смело,
Чтобы выглядеть лучше. Ты в удачу поверить.
Да, про чувства людские Пред тобою тотчас
Не забыть очень нужно. Все откроются двери
- Какой смысл вы уловили в этом стихотворении? О чем оно?
2. Работа с пословицами и поговорками о труде.
- Как вы понимаете высказывания великих людей?
«Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость». (А.К.Цельвис)
«Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды». (Вольтер)
«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги». (А.П. Чехов)
- Какие поговорки, пословицы и высказывания о труде известны вам? (объясняется значение пословиц и поговорок)
Жизнь измеряется не годами, а трудами.
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.
Город строят не языком, а рублем да топором.
Кто не работает, тот не ест!
Работа мастера боится.
3. Знакомство с Трудовым Кодексом РФ.
- Всем вам придется трудиться. Возможно, кто-то из вас будет совмещать учебу и работу, вы пойдете на производственную практику. Поэтому я хочу познакомить вас с теми нормативными документами, к которым вы всегда можете обратиться.
Такими документами являются:
Конституция РФ от 12 декабря 1992 года.
Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197 – ФЗ.
Положения, которые необходимо знать каждому,
кто устраивается на работу:
Все лица моложе 18 лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру. Осмотр проводится за счет средств работодателя.
Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 день предоставляется работникам в возрасте до 18 лет в удобное для них время.
Ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней предоставляется работникам в возрасте старше 18 лет в соответствии с графиком отпусков, утвержденным в организации.
Для всех работников устанавливается продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю.
Для работников, не достигших 18 лет, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени:
в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Для лиц моложе 18 лет испытательный срок при приеме на работу не устанавливается.
- Как вы думаете, какие документы надо иметь, чтобы можно было трудоустроиться? (Ответ: паспорт, документ об образовании, ИНН, медицинскую книжку и свидетельство из пенсионного фонда)
В законе сказано: При трудоустройстве необходимо предъявлять следующие документы:
Паспорт;
Трудовую книжку (если трудовой книжки еще нет, то ее обязан оформить работодатель на сотрудника, проработавшего у него более пяти дней);
Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (если свидетельство еще не оформлено, его обязан оформить работодатель);
Документы воинского учета (с 18 лет для юношей);
Документ об образовании (или справку с места учебы).
- С нанятыми сотрудниками заключается трудовой договор (соглашение, контракт) в письменном виде в двух экземплярах (один остается у работодателя, второй выдается сотруднику).
Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работу, обеспечить благоприятными условиями труда, в полном размере выплачивать заработную плату, а работник – добросовестно выполнять определенную ему функцию.
Трудовая книжка – это документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Закон наделяет сотрудника правами:
На условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
На возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;
На равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;
На отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;
На объединение в профессиональные союзы;
На социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
На судебную защиту своих трудовых прав.
- Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности? (- хорошо работать; - не опаздывать и не прогуливать; - слушаться начальника; - ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т.д.)
Обязанности:
Добросовестно выполнять трудовые обязанности;
Соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;
Бережно относиться к имуществу предприятия, организации;
Работать честно и добросовестно.
Временем отдыха является:
Обеденное время (продолжительность устанавливает работодатель); (перерыв не учитывается при подсчете рабочего времени);
Выходные дни;
Нерабочие праздничные дни;
Ежегодный оплачиваемый отпуск.
Увольнение с работы возможно в трех вариантах:
По инициативе работника;
По инициативе работодателя;
- несоответствие занимаемой должности;
- неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей;
- прогул (отсутствие на рабочем месте без уважительной причины более 4 часов подряд);
-появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- совершение по месту работы хищения;
- представление работником при трудоустройстве просроченных или поддельных документов.
По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.
- призыв на военную службу;
- восстановление на работе сотрудника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда;
- осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;
- смерть работника или работодателя – физического лица.
4. Закрепление полученных знаний. Вопросы учащимся:
Назовите возраст, с которого по общему правилу можно вступать в трудовые отношения? (16 лет)
Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя у совершеннолетнего гражданина? (40 часов)
Какова по продолжительности (в часах) рабочая неделя несовершеннолетнего гражданина? (не более 35 часов)
Можно ли при приеме на работу несовершеннолетнего устанавливать ему испытательный срок? (нет)
Кто и в какой срок должен оформить трудовую книжку тому, кто устраивается впервые? (работодатель в 5 дневный срок)
Что отражает трудовая книжка? (должности, на которых человек работал, и его стаж).
Что происходит, если совпадает выходной и нерабочий праздничный день? (добавляется еще один выходной).
5. Дополнительный материал.
ИМИДЖ – это образ, который создает человек в глазах других. Внешность человека – это первое, что воспринимают окружающие люди.
«Второй возможности произвести первое впечатление не представляется» (Г. Мильор)
Устная речь для коммерсанта – это слагаемое его профессионального мастерства. Слово – настолько сильное оружие, владея которым можно поднять испорченное настроение или, наоборот, нанести обиду.
Продавец, который из множества приемов профессиональной речи усвоил лишь односложные реплики «да» и «нет», принесет магазину больше вреда, чем пользы.
Продавец как работник торговли представляет всю сложную цепочку от производства, доставки до реализации товаров. Он – единственное живое лицо в этой цепи, с которым вступает в контакт покупатель. Поэтому профессионально грамотный продавец сдержанно выслушивает любой, даже несправедливый, упрек покупателя, вместо того, чтобы ввязываться в нелепую ссору.
В течении беседы с покупателем необходимо придерживаться следующих правил подачи информации:
Чем больше клиент переполнен эмоциями, тем спокойнее и хладнокровнее должен быть дан ответ.
Необходимо избегать жаргонных слов и слов-паразитов.
Чем более «закручен» вопрос, тем короче и лаконичнее должен быть ответ.
На провокационные вопросы лучше не отвечать.
На информационные вопросы необходимо давать ответы только по-существу.
На сложные проблемные вопросы необходимо отвечать только в том случае, когда имеется точный продуманный вариант ответа, при таких обстоятельствах не имеет смысла импровизировать, так как можно попасть впросак. Продавцу необходимо проконсультироваться у более компетентного коллеги и только потом дать ответ.
Всегда необходимо очень терпеливо выслушивать вопрос или мнение до конца, не перебивая клиента, и лишь потом давать ответ. Некоторые продавцы – консультанты самоуверенно полагают, что в начале вопроса клиента уже ясен его дальнейший смысл и спешат быстро давать ответ. Это довольно часто искажает реальное мнение покупателя и вызывает у него раздражение.
- Ни на секунду не пренебрегайте значением и важностью внешнего вида и правилами торгового этикета. Без них роль коммерсанта окажется невыносимо грубой. Отработайте приятные, располагающие манеры поведения, полностью освойте их, они должны быть естественными, как дыхание. Пользоваться правильными манерами столь нетрудно, что поистине грех не учитывать их преимущества.