kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект классного часа для 10 класса " Сталинградская высота".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвященный Дню воинской славы России (2 февраля - день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве; формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения;  воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, проследить связь поколений. Проанализировать понятие - «Высота -102», как символ несокрушимого духа защитников Родины.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа для 10 класса " Сталинградская высота".»

Конспект классного часа для 10 класса

«Сталинградская высота»



Выше всех Эверестов - Мамаев курган!

Р. Рождественский



Классный час, посвященный Дню воинской славы России (2 февраля - день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).

Цели: расширить представление детей о Великой Отечественной войне, рассказать о Сталинградской битве; формировать положительную оценку духовного подвига советского народа, воспитывать благодарное отношение к подвигу солдат, уважение к людям старшего поколения; воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, проследить связь поколений. Проанализировать понятие - «Высота -102» , как символ несокрушимого духа защитников Родины.

Подготовительная работа

- распределить материал информационного блока среди 10 учеников;

- несколько учеников готовят компьютерный слайд-фильм с фотографиями военного Сталинграда.

Оформление: фотографии, плакаты, музыка.

План классного часа

I. Вступительное слово классного руководителя ( видеоролик, песня « Мой Волгоград», танец вальс в исполнении учащихся. Танцуют 4 пары вальс под музыку , мальчики одеты в военную форму.

II. Интерактивная беседа « Великий Сталинград»

III. Работа с понятиями «взять высоту», «быть на высоте», «главная высота России».

IV. Информационный блок «Сталинградская высота».

1. Главная высота России.

2. Последний рубеж.

3. Оборона Сталинграда.

4. «Ни шагу назад!».

5. «Выстоять и победить!».

V. Интерактивная беседа по теме « Связь поколений».

1. Им было тоже 16 лет…..

2. Сохраним память о наших ветеранах в сердцах навсегда, «никто не забыт, ничто не забыто ».

VI. Заключительное слово учителя. Минута молчания.

VII. Подведение итогов (рефлексия). Вывод: «Что же такое Сталинградская высота?»

Ход классного часа

1. Видео « Мой Волгоград».

Вальс под музыку « В лесу прифронтовом». Танцуют 4 пары учащихся. Вступительное слово учителя.

Медаль “За оборону Сталинграда” Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 декабря 1942 года была учреждена медаль. Медалью “За оборону Сталинграда” награждались все участники обороны Сталинграда - военнослужащие Красной Армии, Военно-Морского Флота и войск НКВД, а также лица из гражданского населения, принимавшие непосредственное участие в обороне. Периодом обороны Сталинграда считается 12 июля - 19 ноября 1942 года.

II. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Сталинградская высота. Почему мы так говорим? Какая высота при этом подразумевается? Ответить на эти и другие вопросы нам сегодня с вами вместе предстоит.

Сталинград - это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов. Сталинград - это символ мощи и величия нашего государства. Под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма. Слово "Сталинград" знают во всех странах мира. В некоторых этим словом называют улицы, площади, скверы. Пройдут годы, десятилетия, сотни лет, но Сталинград никогда не сотрется со страниц истории.

(Высказывания детей.) Презентация «Мамаев курган-главная высота Сталинграда».

III. Работа с понятиями «взять высоту», «быть на высоте», «главная высота России»

Классный руководитель. Есть такие выражения «взять высоту», «быть на высоте». Как вы их понимаете?

Примерные ответы:

- «Взять высоту» в военном понимании - овладеть каким-то пунктом.

- «Быть на высоте», «достигнуть высот» - достигнуть высокого уровня в чем-то.

Классный руководитель. На военно-топографических картах Мамаев курган обозначался как «Высота 102». «Выше всех Эверестов - Мамаев курган», - писал Роберт Рождественский. Что кроется в этой фразе? Какой смысл этой цитаты? После Великой Отечественной войны Мамаев курган стали называть «главной высотой России».

Как можно объяснить это выражение?

Примерные ответы:

- Эта высота была ключевым звеном в обороне Сталинграда, а со Сталинградской битвы началось поражение Третьего рейха. Взяв эту высоту, СССР победил Германию.

- В Сталинградской битве наши воины показали высоты воинского мастерства, мужества, героизма, большого желания победить и выстоять.

- Сталинградская битва показала высоту духа, высоту подвига нашего народа.

IV. Информационный блок «Сталинградская высота»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о Сталинградской битве и зададим себе вопрос: можем ли мы дотянуться до этой высоты и что это за высота? Показывается презентация. Слайды коментируются ведущими.

1. Главная высота России

Ведущий 1.Сталинградская битва - это решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу, окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Это и был коренной перелом в ходе войны. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза.

Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все сражения мировой истории. Она развернулась на территории почти 100 тыс. квадратных километров. В ходе отдельных этапов с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 млн человек, до 2 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, до 26 тыс. орудий. Под Сталинградом фашисты сосредоточили пятую часть пехотных и около трети танковых соединений фашистской Германии. Всего в составе ее войск, действующих на Сталинградском направлении, насчитывалось более 1 млн человек.

Сталинград стал величайшим примером стойкости, мужества и отваги советских людей. Такие качества как патриотизм, боевая дружба, товарищеская взаимопомощь были нерушимыми правилами, нормой, кодексом солдатской чести в этой битве. Сталинградская битва продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных солдат, гражданских людей - взрослых, подростков и детей.

2. На последнем рубеже.

Ведущий 2. Накануне войны Сталинград являлся крупнейшим промышленным и культурным центром страны с полумиллионным населением. В условиях войны Сталинград приобрел исключительно большое стратегическое значение. Овладев Сталинградом, немцы получали выход к Кавказу, Ближнему и Среднему Востоку, а значит, к неограниченным запасам нефти. Для СССР потеря Сталинграда означала неминуемый крах, т. к. это лишило бы армию и промышленность основных источников нефти.

Всем было предельно ясно, что Сталинград - это последний рубеж. И этот рубеж сдавать нельзя.

Чтец (читает отрывок из «Сталинградских очерков» В. Гроссмана). «Этот торжественный грохот напоминает людям о том, что война вступила в решающую полосу, что отступать дальше нельзя, что Волга - это главный рубеж нашей обороны. И по ночам старухи в волжских деревнях рассказывали одну и ту же сказку о пленном немецком генерале, который сказал захватившим его бойцам: "У меня приказ такой: возьмем Сталинград - дальше за Волгу пойдем. Не возьмем Сталинграда, придется нам обратно за свою границу идти, не удержаться нам тогда в России". Это, конечно, сказка, но в этой сказке, как во всякой сказке, придуманной народом, больше правды, чем в другой были. И мысль о Волге и Сталинграде, о главной и решающей битве владеет всеми: стариками, женщинами, бойцами рабочих батальонов, танкистами, летчиками, артиллеристами».

3. Оборона Сталинграда

Ведущий 3

«Вернешься — ты будешь героем,

ты будешь бессмертен. Иди!»

И стало тревожно, не скрою,

и что-то кольнуло в груди,

и рухнул весь мир за плечами:

полшага вперед — и в века:

Как это не просто — в молчанье

коснуться рукой козырька,

расправить шинельные складки,

прислушаться к дальней пальбе,

взять светлую сумку взрывчатки

и тут же забыть о себе:

А почестей мы не просили,

не ждали наград за дела.

Нам общая слава России

солдатской наградой была.

Да много ли надо солдату,

что знал и печаль и успех:

по трудному счастью — на брата

да Красное знамя — на всех.

Г. Поженян

Сражение за Сталинград можно разделить на два периода: оборонительный (с 17 июля по 18 ноября 1942 г.) и наступательный (с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.). Массированные бомбежки города, в которых совершалось от 500 до 1200 самолетовылетов, продолжались почти до ноября. Настоящим адом для горожан стал день 23 августа. В этот день люфтваффе обрушило на город тонны бомб и практически стерло его с лица земли. Горело нефтехранилище. Потоки нефти и бензина лились в Волгу, горела река.

Самым трагическим днем в истории Сталинградской битвы для жителей и защитников города стал день 23 августа 1942 г. В этот день начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего за два часа вражеская авиация произвела около 2000 самолетовылетов.

Местом самых ожесточенных боев в Сталинграде стал Мамаев Курган — на военных картах он обозначался как высота 102.0. Курган имел важное стратегическое значение: с его вершины хорошо просматривалась и простреливалась прилегающая территория, включая переправы через Волгу. По 10-12 раз в день гитлеровцы штурмовали Курган, но, неся потери в людях и технике, так и не смогли овладеть всей его территорией. Почерневший от взрывов, обожженный и изрытый воронками и дзотами, он стал символом отчаянной и героической борьбы защитников Сталинграда: на каждый квадратный метр земли к весне 1943 г. здесь приходилось от 500 до 1250 осколков.



4. «Ни шагу назад!»

28 июня 1942 г. появляется приказ Сталина № 227. В нем жестко говорилось о крайне угрожающем положении на фронте и провозглашалось требование: «Ни шагу назад!». Категорически запрещалось отводить войска с занимаемых позиций без распоряжения вышестоящего начальства. За нарушение этого приказа виновные командиры отправлялись в штрафные батальоны (на каждом фронте создавалось от одного до трех таких батальонов по 800 человек каждый). Кроме того, в каждой армии создавались 3-5 заградительных отрядов. В случае несанкционированного отхода они должны были «расстреливать на месте паникеров и трусов», иначе говоря - вести огонь по своим отступающим солдатам.

Появление этого приказа в Красной Армии было оправдано - солдат надо было поднимать в атаку любой ценой. И именно стойкость советских солдат позволила удерживать Сталинград в течение почти 200 дней. Другое дело, что никакой заградотряд не заставит человека жертвовать жизнью, чтобы спасти своих товарищей, не заставит его держаться в осажденном здании и отражать атаки вражеских солдат со всех сторон. Героизм советских воинов был отнюдь не заслугой НКВД - это была действительно Священная война. «За Волгой земли для нас нет!» - это понял каждый еще тогда, когда, шел, отступая с войсками к Сталинграду, когда видел печальные лица женщин в русских селеньях. Показывается презентация « Сталинградская высота». Слайды коментируются учителем. По окончании просмотра слайдов , небольшой блиц-опрос по вопросам презентации.

5. «Выстоять и победить!»

На это была нацелена операция «Уран», разработанная Г.К. Жуковым. Операция готовилась долго, при соблюдении строгой секретности. В этой операции должно было участвовать 60% танков Красной Армии. Но фюрер не верил в то, что у советской армии могут быть большие танковые резервы. По мнению немецких аналитиков, СССР мог производить около тысячи танков в месяц, но даже и эту цифру Гитлер считал невозможной. Между тем к тому времени советская промышленность, опираясь в основном на труд женщин, детей и заключенных, наладила выпуск до 2200 танков в месяц. Настроение Гитлера передалось и генералам. Они тоже полагали, что у русских не хватит сил на окружение. Но их ждало страшное разочарование...

Наступление началось рано утром 19 ноября. И главную роль в нем сыграла наша артиллерия. На основных участках прорыва орудия стояли буквально через десять метров друг от друга. Удар был настолько мощным, что противник в панике бросился бежать. Затем в прорыв были брошены танки и пехота. 23 ноября советские войска замкнули кольцо под Сталинградом. 330-тысячная 6-я армия Паулюса оказалась в котле, из которого не было выхода. Все попытки немецких войск прорвать кольцо окружения были безрезультатными.

Вторая часть Сталинградской битвы была последовательным и планомерным уничтожением теперь уже окруженных фашистов. Голод, болезни, жестокий огонь советской артиллерии и постоянные атаки танков и пехоты изматывали солдат вермахта настолько, что они почти не оказывали сопротивления. 31 января Гитлер присвоил Паулюсу звание фельдмаршала, подразумевая, что тот должен покончить жизнь самоубийством, ибо еще ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен. Но Паулюс заявил, что не собирается «стреляться ради этого богемского ефрейтора» и запретил делать это своим солдатам и офицерам. Рано утром 2 февраля советские солдаты захватили подвал универмага, в котором находился штаб Паулюса. Чуть раньше он послал в ставку Гитлера радиограмму о том, что капитулирует. Сталинградская битва закончилась. На Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»

От площади Скорби начинается подъем на вершину кургана к основанию главного монумента — «Родина-мать зовет!». В холме перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы.( в т. числе могила генерала Чуйкова)

Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром всего ансамбля. Это — женщина, держащая в руке меч, которая стоит в позе призыва к борьбе. Высота статуи 85 м вместе с мячом. От подножия кургана до его вершины, посетитель проходит 200 гранитных ступеней .Авторы запроектировали, а строители выполнили, 200 ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась именно двести дней и ночей.

  • Вводная композиция-горельеф «Память поколений»

  • Аллея пирамидальных тополей

  • Площадь «Стоявших насмерть»

Посреди площади, размер которой 4 225 квадратных метров, располагается бассейн диаметром 35,2 метра. В середине бассейна возвышается монументальная скульптура советского воина-богатыря. Монумент, высота которого 16,5 метра, называется «Стоять насмерть!».

Он изображает русского воина, вставшего на пути врага. Этот образ воплощает в себе всех, кто встал на защиту родной земли. Воин-богатырь — порождение русской земли и великой Волги, от которых он черпает свою силу. Этот солдат, а вместе с ним и весь народ, уверен, что не даст врагу пройти. Своим телом он закрывает Родину-мать, которая расположена за его спиной.

У основания монумента надписи: «Ни шагу назад!», «Стоять насмерть», «За Волгой для нас Земли нет», «Каждый дом — это крепость», «Не посрамим священной памяти». С такими словами шли в бой героические защитники Сталинграда, сражаясь за родную землю. «Стоять насмерть!» — эти слова стали внутренним убеждением каждого защитника Сталинграда



  • Площадь Героев

Лестница, минуя стены-руины, приводит на площадь Героев. В центре площади расположен прямоугольный водный бассейн, размером 26,6х86 м. Вода символизирует неистребимость жизни, её торжество над силами разрушения и смерти. Слева от бассейна расположена Стена-Знамя, на ней высечены слова: «Железный ветер бил им в лицо, а они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли ониНа этой площади находятся и мемориальные плиты, на которых рассказывается о великом подвиге и начертаны имена героев.



  • Барельеф

На гладкой поверхности стены в виде отдельных рельефных эпизодов изображено наступление советских войск под Сталинградом и пленение фашистов, торжество победителей. «Вперёд за нашу победу», «Все силы на разгром врага», «Наступил и на нашей улице праздник», «Фашистские вояки хотели увидеть Волгу: Красная Армия дала им эту «возможность» — эти слова, начертанные на подпорной стене, несут в себе главную идею барельефа.

  • Зал Воинской славы

  • Площадь Скорби (памятник матери, могила Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова)

  • Главный монумент «Родина-мать зовет!»

  • Воинское мемориальное кладбище



2 февраля 1943 г. стало началом конца Третьего рейха. Всего за время Сталинградской битвы Германия и ее союзники потеряли на Восточном фронте четверть своих сил. Немцы потеряли убитыми, ранеными, плененными более 800 тыс. солдат и офицеров, а также большое количество боевой техники, оружия и снаряжения Фашисты потерпели поражение, от которого так и не смогли оправиться.

V. Интерактивная беседа по теме : « Связь поколений»

1 Видеозапись обращения ветерана Сталинградской битвы Н.С. молодому поколению, учащимся 10 класса. Вручение книги « Мой Сталинград» с написанными пожеланиями.

VI. Заключительное слово

Классный руководитель. Прошло 70 лет со дня великой Победы, но память в наших сердцах о защитниках Сталинграда будет жить вечно. Молодое поколение чтит память погибших и не забывает ветеранов Великой Отечественной войны. И вот сейчас я хочу прочитать стихотворение нашей ученицы 11 класса Бачуриной Анастасии , которая написала целый сборник своих стихов о войне, это является ценным подарком нашим ветеранам, когда прослеживается связь поколений и любовь к своей стране. В ней, на мой взгляд, и заключается, та истинная правда о Великой Отечественной войне. И правда о Сталинградской битве. В этой правде и заключается нравственная высота Великой Победы.

Над городом взрывались бомбы,

Он весь горел войны огнем.

Не улицы, катакомбы…

А сколько смерти было в нем!

Солдаты гибли. Все горело.

Но не сдавался Сталинград.

Они сражались стойко, смело

За мир вокруг-не для наград!

Пусть силы были не равны,

Но воины бросались в бой,

Чтоб в мире не было войны,

Чтоб в мире жили мы с тобой.

Их имена не помнит свет,

Да это и не нужно им.

Но сколько не прошло бы лет,

Мы память эту сохраним.


Классный руководитель. Это стихотворение Настя сочинила, посвятив его своему дедушке, который воевал, это еще раз доказывает, что молодое поколение чтит память, гордится историей своей страны и своего родного города, а это и есть высота патриотизма и нравственности.


В Зале Воинской славы знамена,

Там начертаны все поименно…

Почтим память погибших минутой молчания….

VII. Подведение итогов (рефлексия) Видеоролик под песню «От героев былых времен».

Классный руководитель. Зачем это нужно - вспоминать о Сталинграде? Можно ли сказать, что в уважении к нашей истории мы оказались «на высоте»?






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект классного часа для 10 класса " Сталинградская высота".

Автор: Недожогина Елена Сергеевна

Дата: 20.11.2015

Номер свидетельства: 256118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства