Конспект внеклассного мероприятия на тему: "История пожарной охраны России"
Конспект внеклассного мероприятия на тему: "История пожарной охраны России"
Тема: «История пожарной охраны России»
Цель занятия: Познакомить с историей становления пожарной охраны в России.
Задачи:
Сформировать представление о развитии, структурном построение пожарной охраны России, ее статистикой и значимостью профессии пожарного.
Способствовать развитию интереса к профессиональной деятельности пожарного.
формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности и привлечение внимания детей к вопросам личной и пожарной безопасности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия на тему: "История пожарной охраны России"»
Тема: «История пожарной охраны России»
Цель занятия: Познакомить с историей становления пожарной охраны в России.
Задачи:
Сформировать представление о развитии, структурном построение пожарной охраны России, ее статистикой и значимостью профессии пожарного.
Способствовать развитию интереса к профессиональной деятельности пожарного.
формирование общественного сознания и гражданской позиции подрастающего поколения в области пожарной безопасности и привлечение внимания детей к вопросам личной и пожарной безопасности.
Методы обучения:
объяснительно – иллюстративный (беседа, объяснение, использование технических средств, просмотр слайдовой презентации);
практический (решение тестовых заданий)
Тип занятия: занятие сообщения и усвоения новых знаний.
Способы организации деятельности: фронтально – индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Дидактический материал: тестовые задания
Хронометраж учебного занятия
Организационный этап - 2 мин.
Подготовительный этап -3 мин.
Основной этап - 20 мин.
Практический этап - 10 мин.
Этап обратной связи - 5 мин.
Продолжительность занятия - 40 мин
Ход занятия.
Организационный этап.
Педагог: Добрый день,сегодня мы начинаем новый раздел, нашей программы. Мы узнаем фамилии людей, которые были основателями пожарного дела в России, решим тесты по новому изученному материалу.
Подготовительный этап.
Тема нашего занятия: «История пожарной охраны». Каждый человек стремится обустроить свой дом как можно уютнее и удобнее. И в этом ему помогает то, о чем говорится в загадке:
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Но огонь может быть и другом, и врагом человека. И сегодня мы с вами об этом поговорим на нашем занятии. И я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие, и узнать как же зарождалась пожарная охрана в России.
Основной этап (Слайд 1)
Педагог: В старину люди считали огонь «гневом Божьим». В случае пожара служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль пожаротушителя, шли крестным ходом с иконами. Огонь «гасили» молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. Кроме того, считали, что если на горящие угли поместить яхонт, то он гасит их, сам же оставаясь целым. Однако уже тогда понимали: с огнем можно и нужно бороться. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар, даже Великий московский князь Иван третий со своей дружиной тушил огонь и был, как отмечает летопись, «зело храбрый», несмотря на тяжёлые ожоги. В том же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов (они тоже могли загореться), рубил заборы. Государевы стражники стали заправскими пожарными. Они разделились на топорников и ведерников, воду брали из Москвы-реки.
В конце пятнадцатого века в Москве впервые была учреждена «опаса»-так называлась пожарно-сторожевая служба, которая следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня и очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например, курильщиков.
30 апреля 1649 года (Слайд2) царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии», в котором определялись государственные меры «бережения от огня». Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии»
К середине семнадцатого века общее число стрельцов-огнеборцев в Москве достигло 20 тысяч. И всё же город горел. Как свидетельствуют летописи, в первые столетия своего существования, этот город 13 раз выгорал дотла.
Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом преобразований Петра Первого. Именно он основал регулярную пожарную службу в государстве Российском.
В 1802 г. в России было создано Министерство внутренних дел. Очередным значительным шагом в развитии пожарной охраны было утверждение 17 марта 1853 г. «Нормальной табели составу пожарной части в городах». Согласно этому документу все города России, кроме столичных, были разделены на семь групп по числу жителей. Для каждой группы предусматривались штатный состав пожарных команд, количество пожарной техники и средства, отпускаемые для ее ремонта. Проекты штатов утверждались Министерством внутренних дел. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена. На больших улицах было предписано иметь медные пожарные трубы с кожаными рукавами, а в специальных «сборных» местах хранить крюки и большие водоналивные трубы.
Первая регулярная пожарная команда была сформирована в 1829 году в Москве.. По всей России стали появляться пожарные каланчи. В городах строили противопожарные водопроводы и колодцы, появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы.
В начале двадцатого века появились первые пожарные автомобили, начали применять химические огнетушители. Профессия пожарного стала одной из самых важных и почитаемых. Профессиональная пожарная охрана в том виде, в каком она сложилась к середине 19 века, просуществовала до 1917 года. (Слайд3) 17 апреля 1918 года СНК принял декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Эта дата многие годы считалась днем рождения советской пожарной охраны.
В 1930 году было образовано Всесоюзное пожарно – техническое общество. В задачи общества входило рассмотрение вопросов внедрения научно – технических достижений в практику пожарной охраны.
В декабре 1931 года создана первая в пожарной охране Центральная пожарная испытательная лаборатория. В 1936 году постановлением ВЦИК И СНК СССР был создан государственный пожарный надзор.
В 1958 году пожарная охрана вошла в состав Международного Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ), в 1974 году – в состав ТК21 «Средства противопожарной защиты» Международной организации по стандартизации (ИСО) и др. (Слайд 4,5,6)
В 1957 году создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности при Высшей школе МВД СССР в Москве.
90-е годы поставили перед пожарной охраной новые задачи (Слайд7,8,9,10). В целях укрепления пожарной безопасности в Российской Федерации в 1993 году постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации (от 23 августа 1993 года №849) была создана Государственная противопожарная служба (ГПС) МВД России.
21 декабря 1994 года был принят Федеральный закон «О пожарной безопасности», на основе которого сегодня строится работа ГПС, ведомственной и добровольной пожарной охраны.
Непрерывно совершенствуется система подготовки специалистов в учебных заведениях и подразделениях. В современных условиях основу кадрового обеспечения пожарной охраны составляет система пожарно-технических учебных заведений МВД России, включающая в себя Московскую Академию противопожарной службы, факультет подготовки сотрудников ГПС Санкт-Петербургского университета МВД России, Инженерно-технический факультет Восточно-Сибирского института МВД России, пожарно-технические училища (Ивановское, Екатеринбургское, Воронежское) 16 учебных центров и более 60 учебных пунктов, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для пожарной охраны. Наряду с профессиональной подготовкой, большое внимание уделяется популяризации и развитию пожарно-прикладного спорта, который возник в России в 1937 году и в 1963 году включен в Единую Всесоюзную спортивную классификацию. За прошедший период удостоены 40 человек - звание мастера международного класса, более 2 тыс. спортсменов- пожарных - звания мастеров спорта.
С 1968 года сборная СССР, а затем России, выступала на 30 международных соревнованиях и одержала 23 победы.
Осознание ответственности перед будущим не позволяет успокаиваться на достигнутом. В 21 веке, веке научных открытий, поиска новых энергетических источников, создания небывалых технологий, опасность пожаров, к сожалению, не снижается. Причины этого – возрастание вероятности возникновения катастроф как природного, так и техногенного характера, появление новых пожароопасных производств и веществ, а также человеческая неосторожность, халатность, в некоторых случаях и злой умысел. Все это может привести к беде: огонь из верного союзника человека превратится в его опасного врага. И тогда наступает время действия профессионалов – пожарных, готовых выполнить свой долг и выполняющих его так же самоотверженно, как это делали все предыдущие поколения огнеборцев.
Практический этап (Слайд 11,12,13)
Педагог: В кино всё выглядит так: красивые языки пламени, целые стены огня поглощают огромный дом, перекрытия рушатся, искры веером разлетаются во все стороны. Завораживающее зрелище! Неправда ли? (ответы детей) Тем более, что в доме никого нет – всех уже спас супергерой, вот он стоит в стороне и наблюдает за разбушевавшейся стихией.
В жизни всё совсем по-другому, о чём и не устают твердить пожарные. Главную опасность при пожаре представляет не огонь, а дым, ядовитые продукты горения. Даже несколько глотков дыма приводят к головокружению, потери ориентации, а затем и сознания. И это в то время, когда действовать надо молниеносно и, главное, правильно.
Педагог задаёт вопросы, дети отвечают и обсуждают их.
1. Что нужно делать, если в комнате загорелся электроприбор, например телевизор?
обесточить прибор, выдернув шнур из розетки,
накрыть плотной тканью,
если огонь не потушен, вызывать 01.
2. Что нужно делать, если пожар всё-таки начался?
вызвать пожарных;
сообщить соседям;
уберечь себя от дыма: намочить полотенце и приложить к лицу, дышать через него;
закрыть окна в комнате, где происходит пожар, затем выйти и закрыть дверь в комнату, а щель под ней заткнуть тряпкой, одеялом и т.п.;
беги вдоль стены, держась за неё рукой, чтобы не заблудится в дыму;
если путь к отступлению отрезан, поливай водой дверь, ведущую к месту пожара;
не прячься в шкаф, под кровать и т.п.;
при пожаре не пользуйся лифтом.
Педагог: Вы хорошо справились с заданием, а теперь я предлагаю вам пройти небольшой тест(выдаётся раздаточный материал в виде тестов, предлагается его решить в течении 5 минут. ). (Приложение №1)
А теперь немного интересного, пожар издавна считался одним из самых страшных стихийных бедствий. Страх людей перед пожаром закрепился в их генах ещё с тех времён, когда наши далёкие предки жили в пещерах. И это совершенно необходимый страх. Но иногда он приводит к курьёзным случаям.
В девятнадцатом веке в одном из Московских театров работал выдающийся русский актёр Александр Алексеевич Остужев. Но начинал он работать под своей настоящей фамилией Пожаров. Первый его спектакль был настолько удачным, что зрители начали дружно скандировать «Пожаров! Пожаров!» Зрителям, сидевшим в партере и ложах, послышалось «Пожар! Пожар!» - и они дружно ринулись к выходу. Началась паника, и лишь с большим трудом удалось избежать последствий.
Владелец театра вызвал к себе актёра и потребовал изменить фамилию. Тот, конечно, согласился. Перебрав множество вариантов, артист остановился на фамилии Остужев. Получилось и красиво, и на «пожар» совсем не похоже. С этой фамилией Александр Алексеевич и вошёл в историю русского театра.
Заключительный этап (Слайд 14,15,16,17)
Педагог: И подводя итог сегодняшнему занятию, хотелось бы рассказать историю, которая произошла в обычном городе с обычными школьниками.Ничего тревожного не предвещал обычный день 6 апреля 2005 года в уральском поселке Железнодорожный. Трое подростков – Лёня Кузнецов, Серёжа Бородин и Антон Овчинников – возвращались после занятий. Неожиданно тишину поселковой улицы прорезал отчаянный женский крик:
- Пожар! Помогите! Дети в доме!
Ребята бросились к горящему зданию. Из окон третьего этажа вырывалось пламя, а за стеклом четвертого мелькали растерянные лица маленького Алёши и его сестрёнки Тани.
Не раздумывая, подростки вбежали в подъезд, но дорогу им перегородил огонь. Тогда они поднялись на четвертый этаж соседнего подъезда. Рискуя жизнью, Леня разбил остекление и перебрался на соседний балкон. Через несколько мгновений он вынес на руках из задымленной комнаты Алешу, а следом за ним его сестру и передал их товарищам.
Геройский поступок подростка отмечен президентом России. В торжественной обстановке Леониду Кузнецову вручили государственную награду – медаль «За спасение погибавших». Она была учреждена 2 марта 1994 года для награждения тех, кто отличился при спасении людей во время стихийных бедствий, на воде, под землей, при тушении пожаров и при других обстоятельствах. Человеческая жизнь – главная ценность, ради спасения которой вступают в битву с огнем пожарные и их добровольные помощники.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест «История пожарной охраны и ВДПО».
Цель: закрепление изученного материала
1.В каком году Великий князь Иван III, во главе царской дружины участвовавший в тушении пожара Москвы издал указ о мерах пожарной безопасности в городе? А. в 1472 году Б. в 1618 году В. в 1147 году 2.В период правления Александра I в Санкт-Петербурге была организована первая пожарная команда: А.в 1803 году Б. в 1605 году В. в 1435 году 3.Когда отмечается День пожарной охраны России? А. 29 мая Б.30 апреля В. 30 июня 4.Что в старину вешали в центре деревень для оповещения о пожаре? А. бревно Б. гирю В. рельсы Г. ведро 5.Кого в старину называли «пожарниками»? А.нищих крестьян, которые под видом погорельцев собирали подаяния. Б. людей, которые первыми прибывали на пожар. В. бойцов пожарной команды 6. Как называется профессиональный журнал пожарных? А."Огонек" Б. «Пожарное дело» В. «Костер» Г. «Пожарник» 7.Какая награда ждет героя, который во время пожара спас человека? А. Орден Славы Б. медаль “Спасатель” В. медаль “За отвагу” Г. Орден Мужества 8.В каком году появились первые организации Юных пожарных? А. в 1910 году. Б. в 1980 году В. в 2000 году
9.Эмблема какой организации описана ниже?
«Эмблема имеет форму вытянутого вверх овального венка. Левая ветвь венка из лавровых листьев, правая - из дубовых листьев. Верхняя часть ветвей не соприкасается. Левая и правая ветви трижды переплетены лентой. Нижняя часть эмблемы переплетена лентой красного цвета с надписью золотистого цвета. Средняя лента - синего цвета, а верхняя лента - белого цвета. Внутри венка изображение каски пожарного на фоне двух перекрещенных пожарных топоров. Сзади каски пожарного и пожарных топоров диаметрально снизу вверх расположен факел с огнем красного цвета. Ветви венка и рукоять факела золотистого цвета, каска пожарного, пожарные топоры золотистого или серебристого цвета».
А.МЧС России Б.ПЧ 12 В. ВДПО 10. Что такое «потешный отряд»? А. группа скоморохов на Руси, которая развлекала зевак на пожарах Б. команда пожарных, передвигающаяся на красных телегах В.первые дружины юных пожарных 11. Как расшифровывается ВДПО? А. Всеобщая добровольная пожарная охрана Б. Всероссийское добровольное пожарное общество В.Всенародный детский пожарный отряд
КЛЮЧ к тесту «История пожарной охраны и ВДПО»: 1-а;
2-а;
3-б;
4-в;
5-а;
6-б;
7-г;
8-а;
9-в;
10-в;
11-б.
Список литературы.
Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков./ Под ред. В. Полякова. – М., ЗАО «Аргументы и Факты», №8,2007.
Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков./ Под ред. В. Полякова. – М., ЗАО «Аргументы и Факты», №11,2009.
Козакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. – М.:ВАКО,2006.
Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. / Под ред. И. Зайцевой. – М., №5, 2009.
Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. / Под ред. И. Зайцевой. – М., №8, 2010.