- Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по вопросу здорового образа жизни.
Оборудование: экран, мультивидийная установка, памятки для родителей
Участники: родители учащихся 2 класса.
Форма проведения: собрание-беседа
Ход собрания.
Организационный этап ( 1 мин.)
Уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас у нас в гостях. Спасибо, что нашли время и пришли на собрание, тема которого звучит так «Разговор о правильном питании»
(слайд 1)
2. Основной этап ( 30 мин.)
- Я думаю, Вам будет интересно узнать, почему именно питание стало темой нашего собрания? А как Вы думаете? Ваши предложения? (выслушать ответы родителей)
Да, в настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Все мы понимаем, что ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста, потому что дети это наше будущее.
- Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье- это самое важное для родителей. Здоровье ребенка в первую очередь основывается на выдержке его родителей и желании понять ребенка. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же, наоборот, ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.
(слайд 2) Значение питания в жизнедеятельности человека отражает выражение Г. Гейне «Человек есть то, что он ест», тем самым, подчёркивая исключительную роль питания в формировании и тела, и поведения ребёнка. Характер питания оказывает влияние на рост, физическое и нервно-психическое развитие человека, особенно в детском и подростковом возрасте. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, поддержания нормального состояния кожных покровов. При правильном рациональном питании человек меньше подвергается заболеваниям, легче с ними справляется. Повышается устойчивость детей к инфекциям. Неправильное питание приводит к нарушению здоровья постепенно, как правило, однозначно.
(слайд 3) В последние годы, согласно данным Российской Академии Медицинских наук, установлено ухудшение состояния здоровья и снижение функциональных возможностей современных детей по сравнению с их сверстниками второй половины XX века.
Выявлены причины выраженного утомления школьников от образовательных нагрузок:
увеличение объёма материала из-за уменьшения учебной недели;
интенсификация процесса обучения;
нарушение питания детей и подростков.
Последствия неправильного питания (слайд 4)
Неправильное и неполноценное горячее питание детей и подростков было отмечено как основной и самый мощный здоровьеразрушающий фактор.
(слайд 5) Неправильное питание
создаёт большой дефицит микроэлементов и витаминов в организме ребёнка, снижает функциональные резервы организма,
способствует высокому эмоциональному напряжению, несформированности коммуникативных качеств (отсюда раздражительность, агрессия или, наоборот, обидчивость, плаксивость), распространённости появления вредных привычек.
(слайд 6)
Несбалансированное питание служит одной из причин развития у детей и подростков хронических заболеваний.
Ведущие места занимают болезни костно-мышечной системы, глаз, органов пищеварения.
По мере взросления детей распространённость гастритов возрастает в 19 раз, заболеваний щитовидной железы - в 6 раз.
Принципы рационального питания. (слайд 7)
Чтобы быть рациональным, питание ребёнка должно отвечать следующим основным принципам:
Рацион питания детей по энергетической ценности должен покрывать их энергетические затраты.
Рацион питания ребёнка должен быть сбалансирован по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
Ребёнок должен получать все группы продуктов, т.е. рацион должен быть разнообразным.
Пища должна быть безопасной и соответствовать санитарным нормам и правилам, действующим в РФ.
Необходимо также учитывать индивидуальную особенность детей, в том числе непереносимость отдельных продуктов и блюд.
Важное внимание должно уделяться соблюдению режима питания.
- Модель рационального питания. (слайд 8)
Здоровое питание – это питание сбалансированное по соотношению: углеводы – белки – жиры, содержащее достаточно витаминов и минералов.
Современная модель рационального питания имеет вид пирамиды: продукты в ней располагаются от основания к вершине по мере убывания их полезности. Ориентируясь на неё, вы сможете составлять сбалансированный рацион на каждый день.
Первый кирпич пищевой пирамиды – зерновой.
Основание пирамиды образуют цельно - зерновые продукты, значение которых часто недооценивается и содержание которых в нашем меню, как правило, недостаточное. Признайтесь, часто ли Вы едите каши - гречневую, овсяную, хлеб из муки грубого помола, макароны из пшеницы твердых сортов? А их в ежедневном рационе должно быть от 6 до 9 порций! 1 порция зерновых продуктов - это 1 ломтик цельно - зернового хлеба или 1,5 чашки приготовленной пасты, или 1,5 чашки приготовленного риса.
Крупы (гречка, неочищенный рис, овсянка) содержат много витаминов А и Е, к тому же в них витамины не разрушаются со временем так интенсивно, как в овощах и фруктах. Конечно, определенный процент населения ест на завтрак мюсли, но все же стоит подумать о том, чтобы вернуть такие традиционные блюда, как каши с различными добавками - грибами, тыквой, репой. Это не только вкусно, но и крайне полезно.
Обратите внимание: сюда не входят источники "пустых" углеводов, которые присутствуют в нашем питании: белый хлеб, булки, торты.
Кирпичи 2-ой и 3-ий - овощной и фруктовый.
Следующий уровень пирамиды - овощи и фрукты (2 отдельные группы).
Овощей в дневном рационе должно быть в среднем 5 порций.
Фруктов - от 3 до 5.
1 порция фруктов - это 1 средний фрукт (апельсин, яблоко) или 1 чашка нарезанных фруктов, или 1,5 чашки сока, или 1 чашка сухофруктов. Как источник витамина С рекомендуется отвар из сухих плодов шиповника, листовая зелень, красный перец, замороженная черная смородина, цитрусовые и квашеная капуста.
Кирпич 4-ый пищевой пирамиды – мясной.
В рационе обязательно должны присутствовать высоко протеиновые продукты, содержащие незаменимые аминокислоты: нежирное мясо, птица, рыба.
Кстати, к этой же группе (а не к группе молочных продуктов) диетологами отнесен творог. Таких продуктов следует потреблять от 4 до 8 порций (1 порция: 30 г приготовленного мяса, птицы или рыбы, 1 чашка бобов, гороха или чечевицы, 1 яйцо или 2 белка, 30-60 г обезжиренного сыра, 1 чашка обезжиренного творога).
В мясе содержится железо, которое является иммуномодулятором, витамины группы В (в основном в свинине). А вот сосиски, сардельки, вареные колбасы сюда не входят - мяса в них не так много, а вот жира и калорий - предостаточно! Чтобы получать в достаточном количестве микроэлемент селен, ешьте морепродукты (источник кислот омега-3 и омега-6). Обратите внимание: витамины и микроэлементы из разных типов продуктов усваиваются с разной интенсивностью.
Кирпич 5-ый пищевой пирамиды – молочный.
Каждый день на Вашем столе должны быть и молочные продукты - источник витаминов А и Е. Поддержать иммунитет помогут кисломолочные продукты, содержащие живые бифидо- и лактобактерии, необходимые для профилактики дисбактериоза кишечника. Молочных продуктов в ежедневном рационе должно быть 2 порции (1 порция - 1 чашка обезжиренного молока или обезжиренного йогурта, кефира). Обратите внимание: ограничивайте поступление продуктов, содержащих много животных жиров, как источника скрытого жира (сыры, мороженое, сметану, жирные соусы, майонез).
- Уважаемые родители! Наш класс решил поучаствовать в исследовательском проекте «Молоко и молочные продукты», чтобы привлечь особое внимание детей к столь важному продукту, который, кстати, не все употребляют в нужном количестве. Вы можете тоже принять в нём участие и проявить инициативу. Будем очень рады!
Кирпич 6-ой пищевой пирамиды - жиросодержащий, но не жирный.
И на самом верху пирамиды - группа жиросодержащих продуктов, куда входят орехи, животные и растительные масла. Последние - источник полезных для сердца полиненасыщенных жирных кислот. Включено в эту группу сливочное масло, но его потребление должно быть ограничено.
(слайд 9)
Для нормальной жизнедеятельности школьнику необходим 4-5-разовый приём пищи в течение суток, при этом интервал между приёмами не должен превышать 3,5-4 часа. В течение учебного дня школьнику нужно получить до 55-60% суточной калорийности рациона. Поэтому ребёнку в школе необходимо полноценное горячее питание.
Замена горячей пищи буфетной продукцией ведёт к резкому снижению поступления в организм важных питательных веществ.
Если прислушиваться к советам по правильному питанию для школьников, то ваш ребенок будет хорошо учиться и всегда находиться в прекрасном расположении духа.
Раздача памяток и буклетов родителям.
- Обратимся к памяткам и буклетам, которые вы получили. (небольшой комментарий учителя)
Составление примерного меню на день.
- Уважаемые родители! Вы сегодня много послушали о правильном питании. Теперь посмотрим, как вы усвоили информацию.
- Я предлагаю вам составить примерное меню на день. Всеми памятками можете пользоваться.
- Путём совместной деятельности у нас с вами получились следующие результаты:
Завтрак должен быть здоровым и разносторонним, но ни в коем случае однообразным.
Примерное меню первого завтрака: (слайд 10)
1. Каша.
2. Хлеб с маслом.
3. Чай сладкий.
Второй завтрак:
Хороший завтрак - сочетание продуктов, содержащих белки, углеводы, жиры, витамины и другие полезные вещества, нужные организму.
1. Котлета (рыбная, мясная), гуляш и т.д.
2. Пюре.
3. Сок, компот, напиток, чай.
4. Хлеб.
Примерное меню на обед:
Как правило, на обед подается горячая пища:
1. Суп
2. Биточки
3. Пюре.
4. Компот из сухофруктов.
5. Хлеб.
Можно на полдник есть булочки, вафли, печенье с чаем, соком или молоком.
Примерное меню на ужин:
Ужин - последняя еда перед сном. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью, на ужин можно есть только легкую пищу:
•запеканки
•творог
•омлет
•кефир
•простоквашу
Выводы (слайд 11)
Правильное питание - это сбалансированное питание с поступлением всех необходимых веществ, в том числе холестерина, углеводов и клетчатки, нужного количества витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.
Ответы родителей на актуальные вопросы по здоровому питанию. (слайд 12 )
- Уважаемые родители, разделитесь, пожалуйста на 4 группы. Для каждой группы я приготовила весьма актуальный вопрос по здоровому питанию. Обсудите ваши ответы в группе и выступите.
1 группа: «Следует ли заставлять ребёнка есть через силу или отказывать ему в
приёме пищи перед сном?»
( Заставлять нельзя. Оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.)
2 группа: «Обязательно ли детям в возрасте 6— 10 лет есть первые блюда?»
( Да. Употребление только второго блюда не вызывает достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале,
подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку. С течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения.)
З группа: «Ваш ребёнок отказывается завтракать, а вы считаете, что утром обязательно надо поесть. Так ли это?»
(Если ваш ребёнок получает необходимые питательные вещества в течение дня, отказ от завтрака не должен повредить здоровью. Но это может повлиять на его
успеваемость в школе. Ведь для организма пища — это источник энергии.)
4 группа: «Что лучше: поесть основательно или перекусить?»
(Надо определить самим, какой способ питания больше по душе. Часто и
понемногу перекусывая, вы обеспечиваете организму постоянный приток энергии и
питательных веществ. Такое питание обычно подходит очень активным и занятым
людям. Если у вас серьёзные заболевания желудочно-кишечного тракта или,
например, диабет, предпочтительнее питаться часто и понемногу. В то же время при
частом перекусывании можно просто переесть. Безусловно, гораздо важнее
обращать внимание на то, когда вы едите, поэтому, употребляя полноценные блюда,
легче составлять и правильный рацион питания)
3. Заключительный этап ( 4 мин.)
Заключительное слово учителя.
Ребёнок должен получать пищу около пяти раз в день. Поэтому горячее питание в школе для ребёнка просто необходимо. И лучше придерживаться определённого режима питания. Если человек получает пищу в одно и то же время, она лучше усваивается организмом.
Питание должно быть сбалансированным, содержать необходимое количество витаминов и минералов. Необходимо пить много воды, также положительное влияние имеют цитрусовые и зелёный чай.
Каждому из нас стоит помнить, что полноценное питание наших детей в самый ответственный период их физического формирования и роста личности - это главный путь здоровья нации.
И, напоследок, одна из главных рекомендаций для организации питания детей: не кормите ребенка насильно! Детский организм способен самостоятельно определить оптимальные потребности в пищевых веществах и калориях.
Решение родительского собрания. (слайд 13)
Родителям совместно со своим ребёнком выработать наиболее рациональный режим питания и всячески содействовать его выполнению.
Обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.