kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конференция «Страница истории. Москва и её защитники»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Историко -литературная, познавательно-исследовательская конференция, посвященная 75-летию битвы под Москвой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конференция «Страница истории. Москва и её защитники»»

Конференция

«Страница истории. Москва и её защитники»

Наименование ОУ: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»

Адрес:144009 Московская обл. г. Электросталь , ул. К.Маркса д.44

тел.8 496 57 53241

Автор: Никулина Наталья Анатольевна, учитель английского языка. классный руководитель 11а

Возраст учащихся: 10-11 класс

г. Электросталь, 2016 год

Историко-литературная, познавательно-исследовательская конференция, посвященная 75-летию битвы под Москвой

«Страница истории. Москва и её защитники»

Цель конференции: углубить знания детей об истории Великой Отечественной войны; способствовать формированию положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм; побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Задачи:

Воспитывающие:

-воспитание в духе уважения к истории своего Отечества, к Советскому Союзу как многонациональной стране, сыгравшей решающую роль в ходе Второй мировой войны;

-воспитание почтительного отношения к старшему поколению;

-повышение мотивации к изучению и сохранению истории своей страны через предметы образовательного цикла;

- формирование и развитие коммуникативных навыков общения.

Учебные:

- формирование у учащихся представления о богатстве литературного материала, посвященного Великой Отечественной Войны;

- обобщение, систематизация и углубление исторических знаний о битве под Москвой; формирование представления о роли Северо-Западного округа и района Митино в защите столицы;

Развивающие:

- развитие навыков устной диалогической и монологической речи;

- совершенствование навыков работы с различными информационными источниками;

- развитие критического мышления.

План конференции

  • Слово учителя

  • Стихотворение «Тебе не раз враги грозили»

  • « Священная война»

  • Стихотворение «В огне заводы»

  • Доклад о подвиге Подольских курсантовв

  • Доклад об обороне Москвы

  • Доклад об обороне Волоколамска

  • Документальный фильм об обороне Москвы

  • Оборона Митина

  • Стихотворение «Под Москвою синь и стынь»

  • Доклад «Жизнь в тылу»

  • Стихотворение «Кто-то родом из детства»

  • Стихотворение «Омыты окровавленные даты»

  • Стихотворение «Я никогда не видела войны»

  • Стихотворение «Их с каждым годом остается меньше»

Оборудование:

- компьютер, мультимедийный проектор, видеомагнитофон;

- документальный фильм об обороне Москвы;

аудиозаписи: песня «Ты же выжил, солдат»;

- копии газет военных лет;

- программа конференции.

Подготовительный этап:

Временные рамки: 3-4 недели

1 этап: поисковый:

-подбор учащимися литературных и исторических материалов, связанных с битвой за Москву, через различные источники информации;

2 этап: дифференцированная групповая работа:

-формирование групп «историков» и «литераторов» по 5-7 учащихся 9-11 классов (по рекомендации учителей, собственному желанию, основываясь на индивидуальных способностях и наклонностях) и инициативных мобильных групп;

-задача группы «историков»: обобщение и систематизация подобранного материала о ходе битвы под Москвой, боевых действий на Волоколамском направлении и непосредственно в районе деревне Митино;

-задача группы «литераторов»: обобщение подобранных литературных произведений, выборка стихов, цитат, отрывков и т. д., по теме «Битва за Москву»; подготовка декларирования и выразительного чтения наизусть.

-задача инициативной группы: совместно с педагогами подбор видео-и аудио материалов;

выполнение компьютерных презентаций;

3 этап: составление подробного сценария конференции.

Сценарий проведения урока-конференции

Участники урока-конференции:

параллель 10-11х классов

Место проведения урока-конференции:

актовый зал школы

Участники:

Ведущие, две группы учащихся: литераторы и историки - на сцене.

Остальные участники и приглашенные гости - в зале.

Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами собрались на конференции, посвященной одному из важнейших событий в жизни нашей страны - битве под Москвой.

Великая победа в Московской битве явилась началом коренного поворота в войне. Это выдающееся событие упрочило международный престиж нашей страны. Неся основное бремя борьбы против фашистской Германии Советский Союз прочно занял ведущее положение в антигитлеровской коалиции.

Может быть, только в те трагические дни люди до конца поняли, как любят Москву – столицу нашей Родины, ее древние дома, новые улицы, ее небо, ее шум, ее сердечность, ее справедливость. Чтобы не отдать город на поругание врагу, люди не жалели своей жизни.

Мы должны с великой благодарностью склонить головы перед памятью тех, кто до последней возможности стоял, преграждая путь врагу, кто с тяжелейшими боями выходил из окружения. Сегодня мы вспоминаем ту суровую осеннь, тех людей, кто остановил врага у стен Кремля.

1 Ведущий:

Война! Жесточе нету слова!

Война! Страшнее нету слова!

И на устах у всех иного

Уже не может быть и нет!

2 Ведущий:

На протяжении многих веков нашей стране приходилось отстаивать свою свободу и независимость…Особенно дорого досталась нашей стране победа в Великой Отечественной войне, в которой решалось – быть или не быть человечеству. Победа досталась нелегко. Путь к ней равен 1418 дням, более 20 миллионам могил, а это каждый восьмой наш соотечественник.

1чтец:

Тебе не раз враги грозили,

Тебя сметали – не смели,

Любовь моя, земля Россия,

Тебя порушить не могли.

Тебя стоптали – не стоптали,

Тебя сжигали – не сожгли.

Мы все с тобою испытали,

И даже больше, чем могли.

1 ученик рассказывает о ходе войны с 22 июня по 16 октября:

Первыми в бой за родину вступили пограничники. Более месяца держал оборону гарнизон Брестской крепости, приковав к себе до половины сил немецкого армейского корпуса. Противник смог овладеть крепостью лишь после героической гибели почти всех ее защитников. Уже в первый месяц войны Красная Армия оставила почти всю Белоруссию, Молдавию и большую часть Украины. Она потеряла около 1 миллиона бойцов, в том числе 724 тысячи пленными. Германия стремилась нанести главный удар по «воротам Москвы» - Смоленску. В ходе двухмесячного сражения под Смоленском враг был временно остановлен в 300 километрах от Москвы.

Поэзия была самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну. Многие стихотворения стали песнями, которые сопровождали солдатские эшелоны.

1 Ведущий

Я хочу рассказать о том, с чем шли к нам «цивилизованные» завоеватели. Каждого фашистского солдата снабжали такой памяткой: « У тебя нет сердца и нервов. На войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость о сострадание – убивай! Ты - германец, как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющееся на твоем пути, думай всегда о возвышенном, о фюрере, и ты победишь! Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

Москву предполагалось затопить, превратить в дно моря – моря, по которому гитлеровские рыцари ходили бы в свое удовольствие на яхтах.

Советских солдат всегда поддерживали и вдохновляли песни, стихи, молитвы, а не памятки о том, кого убивать.

Звучит песня «Священная война»

2 чтец:

В огне заводы, села, полустанки,

Дрожит земля – идет жестокий бой…

Вам Гитлер дал орудия и танки,

И вы пришли в Россию на разбой.

Но вам не возвратиться из похода,

Насильники, сошедшие с ума!-

Дотла сожжет вас ненависть народа,

Заледенит безжалостно зима.

Метаться вам в отчаянье и страхе –

Все ближе, ближе ваш последний час!

Уже давно смеретные рубахи

Ткачиха-вьюга выткала для вас;

Уже отходную запел вам ветер

На тысячи различных голосов,

Уже мороз выходит на рассвете

Командовать парадом мертвецов…

Нет, вам добром не кончить поединка,

Не выбраться живыми из страны,

Где весь народ, где каждая былинка

Встают на поджигателей войны,

Где гибель ждет вас у любого дома,

Грозится пулей каждое окно…

Пишите письма близким и знакомым,

Что вам назад прийти не суждено.

2 ученик рассказывает об обороне Москвы:

Битва за Москву – одно из самых главных событий Великой Отечественной войны. 6 сентября 1941 года Гитлер издал директиву о подготовке наступления на Москву. Он рассматривал взятие Москвы, столицы СССР и самого большого советского города как одну из самых главных военных и политических целей операции «Барбаросса», известное под названием «операция Тайфун». Он полагал, что группа армий «Центр», подобно тайфуну сметет советскую оборону и захватит столицу СССР до наступления зимы.

Немецких солдат, несмотря на морозы, не обеспечили зимней одеждой, видимо, для того, чтобы подстегнуть их еще яростней стремиться к Москве – к теплу и отдыху. 30 сентября началось наступление врага, превосходившего наши войска в 3-4 раза в живой силе, в танках, в самолетах почти в 2 раза.

Советские обескровленные армии не выдержали удара. С 3-5 октября немцы взяли Орел, Спас – Деменск, Киров, Юхнов, Брянск. 12 октября пали Калуга, Малоярославец, Можайск, Калинин. С 19 октября Москва находиться на осадном положении.

2 Ведущий:

К середине октября враг вплотную подошел к столице. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля. Все важнейшие объекты города были подготовлены к взрыву. Из города началась эвакуация правительственных учреждений, дипломатов, предприятий, населения. С 20 октября в Москве введено осадное положение. Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев в первых числах ноября было приостановлено.

Просмотр фрагмента документального фильма об обороне Москвы (время 2,5 мин)

3 ученик рассказывает о подвиге подольских курсантов:

В первых числах октября 1941 года на Малоярославецком направлении нависла угроза выхода немецких войск непосредственно к Москве. К этому времени значительная часть войск Западного, Брянского и резервного фронтов оказались в окружении, поэтому сплошной линии обороны не было, а резервов способных быстро закрыть брешь командование не имело.

Воспользовавшись этим, немецкое командование бросило по Варшавскому шоссе 57-й моторизованный корпус. 5 октября передовые части корпуса заняли город Юхнов. Враг приблизился к Можайской линии обороны.Для закрытия опаснейшей бреши в Ильинском секторе Малоярославецкого боевого участка 5 октября были подняты по тревоге Подольские военные, — пехотное и артиллерийское училища, и брошены навстречу гитлеровцам, чтобы любой ценой задержать их продвижение до подхода резервов Верховного Командования.

Передовой отряд курсантов на автомашинах вечером того же дня убыл из Подольска, а утром, 6 октября, отбросил подразделения 57-го корпуса немцев от реки Изверв к реке Угре.

Что представляло собой Подольское училище в 1941 году?

Подольское пехотное училище (ППУ) было сформировано в январе 1940 года. С декабря 1940 года начальником училища стал генерал-майор Василий Андреевич Смирнов. В училище обучалось свыше 2000 курсантов.

Подольское артиллерийское училище (ПАУ) образовано в 1939 году, начальником училища был полковник Георгий Иванович Балашов. В конце августа 1941 года его сменил полковник Иван Семенович Стрельбицкий. В училище к этому времени обучалось около 1500 курсантов по ускоренной шестимесячной подготовке.

С началом войны вновь были набраны курсанты нового призыва.

Проучившись три месяца, они первыми по приказу Ставки встали на защиту города Москвы.

Это была крайняя мера. Решиться на нее было нелегко. Все понимали, что курсанты военных училищ — это золотой фонд для развития армии. Но другого выхода не было. Над Москвой нависла тень фашистской свастики. От Юхнова до Москвы оставалось 198 километров, а войск для защиты столицы на этом пути не было.

Пять дней героически сражался передовой отряд Подольских военных училищ, отходя с одного рубежа на другой. Потери курсантов были большие, но врагу был нанесен огромный урон в живой силе и технике. За эти пять дней курсанты уничтожили 20 танков, 10 бронемашин, около 1000 солдат и офицеров противника.

Маршал Г.К. Жуков, который 8 октября встречался с курсантами передового отряда, в своей книге «Воспоминания и размышления» отметил их боевые действия: «В результате пятидневных ожесточенных боев немногие остались в живых, но своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для реорганизации обороны на подступах к Москве».

12 октября противник попытался вклиниться в нашу оборону, однако ему удалось продвинуться лишь на 300 метров. К исходу дня весь участок обороны 10-й роты был буквально изрыт воронками.Налетели вражеские бомбардировщики.Гитлеровцы ввели в бой технику и пехоту. Бой был жестокий и неравный. Врагу удалось завладеть деревней Большая Шубинка.Поздно ночью, охватив деревню с двух сторон, курсанты внезапно для противника атаковали деревню Большая Шубинка.

14 октября, рано утром, гитлеровцы вновь начали усиленную артподготовку. Затем бросили на нас авиацию. К исходу дня противник сумел овладеть первой и второй траншеями, но прорвать полностью район обороны так и не смог.

Чудеса героизма проявил взвод курсантов лейтенанта Тимофеева. Занимая оборону у деревни Малая Шубинка, взвод сражался в полном окружении в течение всего 14 октября, отбивая многочисленные атаки противника.

В ночь на 15 октября кольцо окружения было разорвано и оставшиеся в живых пять человек вышли в расположение батальона.

Курсанты-артиллеристы проявили чудеса героизма и самопожертвования. Не оставляя огневых позиций, они отражали непрекращающиеся атаки гитлеровцев. В боях за Москву курсантами Подольских военных училищ было уничтожено 100 танков и около 5000 живой силы противника.

Немного осталось в живых курсантов-защитников Москвы в октябре 1941 года. В боях за Москву погибло 2500 курсантов.

Их имена в памятниках, названиях улиц городов Подольска, Малоярославца, Бухары, Саранска, Йошкар-Олы и, наконец, - Москвы. 5 средних школ носят имя Подольских курсантов: № 18 г. Подольска, № 11 г. Обнинска, № 4 г. Климовска, пос. Щапово Подольского района, села Ильинское Малоярославецкого района. Об их подвиге написаны книги, песни, стихотворения, изготовлен памятный Знак «Ветеран Подольских военных училищ». Ряд курсантов к 220-летию Подольска получил звание Почетного гражданина города. По решению Главы г. Подольска А.В. Никулина в ИММЗ «Подолье» создается фонд документальных материалов по истории Подольских военных училищ для настоящих и будущих поколений.

Историческое значение героического подвига Подольских курсантов в битве за Москву в октябре 1941 года на Малоярославецком боевом участке Можайской линии обороны состоит в том, что своим мужеством, отвагой, массовым героизмом и самопожертвованием они вместе с частями 43-й армии сорвали гитлеровский план молниеносного захвата Москвы.

Они выиграли драгоценное время, позволившее нашему Верховному командованию подтянуть резервы из глубины страны в самые трудные для Москвы дни.

Подольские курсанты дали возможность нашим войскам создать прочную оборону на реке Наре и вновь возродить Западный фронт.

4 ученик рассказывает о Параде на Красной площади:

К самым памятным событиям Московской битвы надо отнести парад войск на Красной площади, проведенный в ознаменование 24-ой годовщины Великого Октября. По силе воздействия на ход событий его можно сравнить с успешной военной операцией.

Если бы в том году не было парада, это никого не удивило бы. Враг подошел к городу чуть ли не на пушечный выстрел, до торжеств ли в такой обстановке? Но ничто, кроме традиционного праздника, к которому все привыкли за годы мирной жизни, не могло так укрепить веру людей в победу. И ничто, кроме парада, не могло так ошеломляюще обескуражить врага.

Поэтому Центральный комитет партии принял решение провести парад. Это было историческое решение.

Напутствие Сталина после парада:

Товарищи красноармейцы и краснофлотцы. Командиры и политработники, рабочие и работницы, колхозники и колхозницы, работники интеллигентного труда, братья и сестры! На вас смотрит весь мир как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. На вас смотрят порабощенные народы Европы, попавшие под иго немецких захватчиков. Как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойны этой миссии! Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина! За полный разгром немецких захватчиков!

В тот день не было в мире важнее новости, чем новость о параде. Москва стояла крепко, правительство не эвакуировалось на Урал, как об этом утверждали вражеские распространители слухов. Германия в ноябрьские дни жила ожиданием парада на Красной площади - только не нашего, а своего. В стане врага было полное замешательство.

1 Ведущий:

В середине ноября немецкое наступление возобновилось. Немцы сотнями танков атаковали войска 16-ой армии под командованием генерала К.К. Рокоссовского.

5 ученик об обороне Волоколамска: из воспоминаний генерала Рокоссовского

Наш Северо-Западный округ находился на самом главном направлении обороны – Волоколамском. В районе Волоколамска действовала 16 армия, но в то время от нее остался почти один штаб, так как большая часть войск попала в окружение под Вязьмой.

На левом фланге приступила к организации обороны, прикрывая Волоколамск с запада и юго-запада до реки Рузы, 316 стрелковая дивизия, прибывшая из фронтового резерва. Командовал ею генерал Иван Васильевич Панфилов, комиссаром был С. А. Егоров.

Фашисты делали ставку на свое преимущество в танках. Для борьбы с танками были созданы отряды саперов с минами и подрывными зарядами. Оборонительные работы усиленным темпом шли по всей полосе обороны 16 армии протяжением 100километров.

Утром 16 октября противник начал наступление. Главный удар пришелся по 316 стрелковой дивизии. Ее передний край обороны проходил в 12-15 километрах южнее Волоколамского шоссе.

Несмотря на героическую оборону наших войск, положение ухудшалось – противник вводил в бой все новые и новые части. К 25 октября немцы овладели Болычевым, Осташевым, форсировали реку Рузу и, бросив в бой до 125 танков, захватили железнодорожную станцию города Волоколамска.

Фашистам удалось значительно потеснить и 5-ю армию. Овладев Можайском и Рузой, гитлеровцы обошли Волоколамск с юга. И наконец, 27 октября противник овладел Волоколамском! Но и гитлеровцы истощили свои силы и вынуждены были приостановить наступление. Фронт остановился на линии Турчино – Волоколамск – Дорохово – Наро-Фоминск – западнее Серпухова, Алексина. Таким образом, первое, октябрьское, наступление на Москву провалилось. Наши войска поверили, наконец, что фашистов можно бить.

6 рассказывает ученик об обороне Волоколамска:

16 ноября враг начал второе наступление на Москву, было брошено 13 танковых и 7 моторизованных дивизий и 31 пехотную дивизию. Танковые колонны врага двигались по Волоколамскому шоссе. Они рассчитывали, не выключая моторов, ворваться в Москву. В эти дни Геббельс уже ни раз велел оставлять в печатающихся газетах чистое место для долгожданного сообщения, но эти места приходилось заполнять чем-то другим.

В эти дни под Волоколамском, у разъезда Дубосеково, прозвучали знаменитые исторические слова политрука В. Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда, позади – Москва». И 28 солдат из 316 стрелковой дивизии генерала Ивана Васильевича Панфилова (впоследствии 8 гвардейская имени Панфилова) сдержали натиск около 50 вражеских танков. Это произошло 16 ноября 1941 года.

«…Танки лезли напролом. Одни останавливались, стреляя из орудий по нашим противотанковым батареям, другие, с подбитыми гусеницами вертелись на месте… до десятка уже горело или начало дымить. Видно было, как из них выскакивали и тут же падали немцы. Автоматчики, сопровождавшие танки, попав под наш огонь, залегли. Некоторым танкам все же удалось добраться до окопов. Там шел жестокий бой… Картина боя и поведение наших войск вызвали у меня твердую уверенность, что враг сложит свои кости, не достигнув Москвы.» (из воспоминаний генерала Рокоссовкого о сражении под Волоколамском)

К концу ноября линия фронта колебалась где-то в районе Истры, а по Ленинградскому шоссе – чуть подальше Химок.

5 ДЕКАБРЯ началось контрнаступление советских войск. Подошедшие сибирские дивизии помогли нарастить удары. Это было неожиданно, и немцы покатились назад. 8 декабря Гитлер издает приказ о переходе к обороне. 9 декабря наши освободили Рогочево, Венев, Елец, 11 – Сталиногорск, 12 – Солнечногорск, Ефремов, 16 – Калинин. Неожиданные удары наносили танковые группы М. Е. Катукова и М. М. Попова, кавалерийские корпуса П. А. Белова и Л. М. Доватора. Стратегические планы Гитлера были сорваны, немцы впервые потерпели сокрушительное поражение.

7 ученик рассказывает об обороне Митино:

В эти тяжелые дни и район Митино принимал самое активное участие в обороне Москвы. В тяжелые дни 1941 для защиты от вражеской авиации Москва была окружена кольцами противовоздушной обороны. Этот округ защищала 53-я зенитная дивизия под командованием генерал-майора Петра Андреевича Валуева. Командный пункт дивизии располагался в деревне Митино. И сейчас недалеко от Митино, слева у дороги, виден длинный холм, заросший травой и деревьями. Там и размещался командный пункт 53-й зенитно-артиллерийской дивизии.

Еще в 1938 году у деревни Митино, перед райцентром города Красногорска, расположился военный городок. Командный пункт на юго-западной окраине Митина расширялся. На территории деревни Строгино и ее ближайших окрестностях размещались зенитные батареи:3-я – рядом с деревней Мякинино, где был установленный дальний звуколокатор, 16-я батарея располагалась у деревни Пенягино, 23-я батарея – в Серебряном бору, 24-я – у деревни Щукино.

3 чтец:

Под Москвою синь и стынь.

Ветер стонет в рощах.

Вьюга белые холсты

В прорубях полощет.

Под Москвой в седых дымах

Всюду вражьи станы.

Под Москвою шьет зима

Оккупантам саван

Взрывом раненный закат

Пал на вечер стылый.

Поднимает в бой солдат

Генерал Панфилов.

У солдат над головой

Белый снег вихрастый.

За Москву

Бой под Москвой…

И стояли насмерть.

2 Ведущий:

В суровых боях Красная армия потеряла убитыми , ранеными и пленными 5 миллионов человек, большую часть танков, самолетов. Но и гитлеровское командование своей главной цели- взять Москву до холодов- не добилось.



8 ученик рассказывает о работе тыла:

Жители Москвы не жалея сил трудились, чтобы ускорить победу, чтобы не сдать столицу врагу. Работали по 10-12 часов, спасали Москву от бомб, следили за порядком на улицах. В квартирах силами жильцов обеспечивалась светомаскировка. Захарковский аэродром в Тушине был превращен в ложный, и на него немцы сбросили немало настоящих бомб. Москве было необходимо топливо, надвигались морозы.

150 работниц Тушинской чулочной фабрики выезжали на лесозаготовки. Был брошен клич: «Раненым нужна кровь», и около донорских пунктов выстроились очереди женщин, безвозмездно сдавших свою кровь. В фонд обороны добровольно сдавались золотые украшения, семейные реликвии. Происходила эвакуация предприятий Северо-Западного округа. Тушинский машиностроительный завод, выпускавший серийные самолеты «ЯК», было решено эвакуировать в Сибирь. Коллектив завода работал круглые сутки.

1 Ведущий:

Героическая защита Москвы позволила перегруппировать воинские части, подтянуть подкрепление из Сибири. 5 декабря 1941 года от стен столицы России началось контрнаступление Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов под командованием Жукова, Конева и Тимошенко.

Общие потери врага в Московской битве составили около полумиллиона человек, 1300 танков, 25000 орудий, 15 тысяч машин. Немецкие войска были отброшены от Москвы на 100-250 километров.

Впервые германская армия потерпела сокрушительное поражение. План блицкрига (молниеносной войны) был окончательно похоронен. Союзники Германии- Турция и Япония воздержались от вступления в войну против СССР. Был ускорен процесс создания антигитлеровской коалиции государств. Начался подъем антифашистского Сопротивления в Западной Европе.

4 чтец:

Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто сейчас с камня смотрит на нас с высоты своих памятников. Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочеными буквами вписаны имена павших на поле боя, замученных в фашистских застенках, сожженных, повешенных, уничтоженных, но все же не покоренных. Остановись у красной стены, обагренной кровью погибших, красной стены – кровавой стены.

5 чтец:

Кто-то родом из детства… Я – из войны,

Из блокадного бедствия, из глубины,

Влюблена была в небо, но небо меня

Обмануло нелепо.

Среди белого дня

С неба падали бомбы, разрушали дома,

Поднялась из обломков, как – не знаю сама.

А друзья не успели.

Мне жалко друзей.

Хорошо они пели в первой роте моей.

Были родом из детства все друзья у меня,

Не могу я согреться без них у огня.

9 ученик рассказывает о Вечном огне:

У стен седого Кремля покоятся теперь останки неизвестного солдата, погибшего при защите столицы. На могильной плите начертаны слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Вечный огонь славы героям, павшим при защите Москвы, никогда не угаснет. Он всегда будет напоминать о мужестве и массовом героизме советских людей, беззаветно защищавших свою Родину.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ



6 чтец:

Их с каждым годом остается меньше,

Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю сыновей и женщин –

Сажать сады, выращивать внучат.

Нет, не затем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб ВОЙНА -

то проклятое слово

Встречалось разве только в словарях.

2 Ведущий:

Наша конференция, посвященная75-летию битвы под Москвой, завершена. Большое спасибо за внимание, и пусть никогда нам не придется пережить события тех лет, не узнать, что такое война.

Литература:

1)  «Битва за Москву у Северо-западных ворот» ТИИЦ, Москва 2001г.

2)  «Большой сюрприз для «классной» компании» Ярославль 2004г.

3)  «Великая Отечественная война в лирике и прозе» «Дрофа» Москва 2002г.

4)  «Книга будущих командиров» Анатолий Васильевич Митяев, «Молодая гвардия» 1998г.

5)  «Классный руководитель» журнал №1, 2 за 2006 г.

6)  Копии газет военных лет







12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конференция «Страница истории. Москва и её защитники»

Автор: Никулина Наталья Анатольевна

Дата: 31.10.2016

Номер свидетельства: 353855

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Читательская конференция- внеурочное мероприятие "
    ["seo_title"] => string(60) "chitatiel-skaia-konfierientsiia-vnieurochnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "176805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424496731"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Разработка урока мужества для 5-9 классов «Подвигу народа -  жить в веках» "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-uroka-muzhiestva-dlia-5-9-klassov-podvighu-naroda-zhit-v-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "165037"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422729706"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Работа с одаренными детьми в детском объединении "Юнкор" в 2013-2014 учебном году "
    ["seo_title"] => string(87) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-v-dietskom-obiedinienii-iunkor-v-2013-2014-uchiebnom-ghodu"
    ["file_id"] => string(6) "109441"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404556522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства