Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Знакомство с традициями предков-казаков"»
Тема занятия «Знакомство с традициями предков - казаков».( Слайд)
Классный час для учащихся начальных классов.
Цели: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой станичного казачества;
развивать познавательный интерес к истории своего народа;
воспитывать любовь к малой Родине.
Оборудование: проектор, презентация, диски, костюмы казака и казачки, платок, тетради.
Ход занятия.
Оргмомент.
Учитель: Здорово ночевали, казачата!
Казачата: слава Богу!
Учитель: Так приветствуют друг друга казаки нашей станицы и так же приветствовали друг друга наши предки. Сегодня мы продолжим разговор об истории нашей станицы, культуре казачества и традициях казаков.
2. Знакомство с традициями предков.
А что означает слово «казак»?
( Казак означает «вольный», «храбрый», «свободолюбивый человек», «удалой воин».)
Казаки селились по станицам, крепостям и редутам. Они были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами. Память о своих корнях казаки хранили всегда.
Ребята, а кто-нибудь знает о том, почему наши предки поселились именно здесь?
– Я знаю! Ребята, а вы знаете, почему именно здесь поселились наши предки?
- Нет.
- А хотите расскажу?
- А ты откуда знаешь?
-Мне мой дед рассказывал.
- Ну и почему?
( Слайды с изображением станицы и её окрестностей)
- Наши предки, дальние – дальние родственники выбрали место для основания станицы здесь потому, что их поразило голубое небо, чистая речка, яркое цветение лазориков и красавица – гора. Да и название станицы не надо придумывать – гора подсказала! Красивая у нас станица! Весной радует глаз цветами, летом – радугой. А вы знаете, что у станичников существует своё обозначение цветов радуги?
- Нет!
- Это тебе тоже дед рассказал?
- Да! Вот смотрите, вы мне называйте цвета по порядку, а я расскажу.
- Красный!
- В ней капли крови казачьей горят!
-Оранжевый!
- Оранжевым цветом пылает закат!
- Жёлтый!
-Жёлтое море спелой пшеницы!
-Зелёный!
- Зелень лесов и лугов в ней таится!
- Голубой!
- Небо прозрачное и голубое!
- Синий!
- В синей реке воды дышат покоем!
- Фиолетовый!
- И фиолетовый сумрак ночной!
- Вот спасибо тебе и твоему деду!
- Теперь мы ещё больше знаем о нашей малой родине и любим её также, как любили наши деды и прадеды!
Учитель:
- Молодцы, ребята! Да, действительно, казаки беззаветно любили свою Родину и передавали эту любовь своим сыновьям, дочерям, внукам и правнукам.
(Раздаётся стук в дверь, входит казачонок Ваня)
Ваня: Здорова, вам!
Учитель: Разве можно так здороваться?
Ваня: Ды нихай! Тоже мне…
Учитель: Ты что же, Ваня, со всеми так разговариваешь?
Ваня: Так же и гутарю! А чем невежливо? Как усе, так и я. А надысь пошли мы с братом Пятром по воду на речку, узял я вядро, а Пятро хотел мне подмогнуть, да спотыкнулся и шлёпнулся. А я как загоготал и говорю: «Ну что больно брякнулся?». Не пойму, чего он надулся на мене.
Учитель: Вот это да… Ваня, ты очень обидел своего.
(Ваня пожимает плечами)
Учитель: Ребята, почему Пётр обиделся ?
Казачата: Пётр упал, а Ваня ему не помог, а только смеялся.
Ваня: Да, зря я Пятра обидел, больше так не буду.
Учитель: Молодец, занимай своё место.
Учитель: Ребята, а что в Ване было необычного?
Казачата: Разговаривал он с особым говором.
Учитель: Внимательные, молодцы. Вот такой необычный говор был у станичников, у наших предков, хотя и в наши дни от старожилов станицы такую речь можно услышать.
- А сейчас откройте свои тетради и запишите несколько таких слов в столбик, а рядом дайте им современное толкование.
(Казачата работают в тетрадях.)
Ды нихай – пусть,
гутарю – говорю,
надысь – недавно,
узял – взял,
подмогнуть – помочь.
Учитель: Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.
Казак в труде, как в бою ... славит родину свою.
Казак сам не поест, … а коня накормит.
Без атамана казак … кругом сирота.
Кто пули боится … тот в казаки не годится.
Учитель: Традиции, обычаии обряды, бытовавшие у казаков, уходят своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни казачества.
Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Войска. Мы с вами уже много говорили о том, как казаки воспитывали своих детей. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали. И вот один из них.
Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая ладонью в небо, поучала его.
(Выходит казачка со своим сыном)
( Слайд звёздного неба)
Мать: Смотри, сын, ночь сегодня темна, а звёзды очень яркие.
Сын: Яркие, прямо горят на небе.
Мать: А ведь это не простые звёзды. Ещё моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, наш народ, попадают в рай. А звёзды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.
Сын: Они и сейчас за мной наблюдают?
Мать: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.
Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, как одета казачка. Казака всегда видно издалека. Костюм у него особенный. Мы с вами говорили о костюме казака, но сегодня хочется вспомнить об одной очень важной детали.
- Что зашивали казаки в папаху?
Казачата: Они зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы.
Учитель: Вера в Богадавала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи, и силу в борьбе.
Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить храм в казачьей станице.
(Слайд с храмом)
Учитель: Ребята, узнаёте этот храм?
Ребята: Конечно, это наш станичный храм. Храм Рождества Пресвятой Богородицы.
Учитель: А что вы знаете об истории создания нашего храма?
Ребята: Он был построен в 1875-1877 г. по легенде на одной шкуре барана.
Учитель: Деревянная церковь в станице была построена воронежскими мастерами без единого гвоздя в 1875—1877 годах на «шкуре барана»: из хорошо выделанной шкуры нарезали тонкий шнур и опоясывали им место, которое сейчас занимает церковный двор. Казаки-станичники спасли храм от разрушения в 1937 году, возродили в годы Великой Отечественной войны, добивались статуса исторического памятника в разгар хрущевской «оттепели» (1960—1965 годы), когда началась очередная волна борьбы с религией. До наших дней храм сохранился практически в первозданном виде.
(Слайд )
Учитель: Кого вы видите в центре этого снимка?
Ребята: отца Михаила. Это настоятель нашего храма.
Учитель: Хорошо вы его знаете?
Ребята: Да! Мы с ним часто встречаемся в храме. И на праздниках. И на концерты он к нам приходит. И в школу! «Светлый человек» - так называют его у нас в станице.
Учитель: У вас на партах лежат фотографии ещё одного храма. Кто из вас знает, что это за храм?
Ребята: Это храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он находился в Садоводе, но был разрушен. Сейчас на этом месте стоит часовня.
Учитель: Кто ещё хочет дополнить?
Ребята: 14 октября на Покров прихожане, казаки и казачата нашей школы идут крестным ходом, там проходит служба.
А сейчас приклейте фотографии храмов в свои тетради и правильно подпишите.
Учитель: Да, ребята, это так. Очень важно, чтобы традиции предков знали и бережно хранили потомки.
Так что же вы унесёте с сегодняшнего занятия?Что запомнилось вам?
Ребята:
- Нужно очень любить свою Родину!
- Хранить всё, что нам досталось от наших отцов и дедов.
- Охранять и беречь православные святыни.
Учитель: пока вы ещё маленькие и понятие «РОДИНА», для вас, - это наша станица, родной дом, школа, станичники, ваши друзья. Беречь родную станицу, природу, уважать старших, оказывать им посильную помощь, любить школу, своих друзей, знакомых и незнакомых, расти настоящими казаками, достойными своих отцов, дедов и прадедов, соблюдая обычаи и традиции о которых мы с вами говорили.