kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час на тему: "Знакомство с традициями предков-казаков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Работа познакомит детей с жизнью, бытом и культурой станичного казачества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час на тему: "Знакомство с традициями предков-казаков"»

Тема занятия «Знакомство с традициями предков - казаков». ( Слайд)

Классный час для учащихся начальных классов.

Цели: знакомить детей с жизнью, бытом и культурой станичного казачества;

развивать познавательный интерес к истории своего народа;

воспитывать любовь к малой Родине.

Оборудование: проектор, презентация, диски, костюмы казака и казачки, платок, тетради.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Учитель: Здорово ночевали, казачата!

Казачата: слава Богу!

Учитель: Так приветствуют друг друга казаки нашей станицы и так же приветствовали друг друга наши предки. Сегодня мы продолжим разговор об истории нашей станицы, культуре казачества и традициях казаков.

2. Знакомство с традициями предков.

А что означает слово «казак»?

( Казак означает «вольный», «храбрый», «свободолюбивый человек», «удалой воин».)

Казаки селились по станицам, крепостям и редутам. Они были не только искусными воинами, но и хорошими охотниками, умелыми хлеборобами, рыболовами. Память о своих корнях казаки хранили всегда.

Ребята, а кто-нибудь знает о том, почему наши предки поселились именно здесь?

– Я знаю! Ребята, а вы знаете, почему именно здесь поселились наши предки?

- Нет.

- А хотите расскажу?

- А ты откуда знаешь?

-Мне мой дед рассказывал.

- Ну и почему?

( Слайды с изображением станицы и её окрестностей)

- Наши предки, дальние – дальние родственники выбрали место для основания станицы здесь потому, что их поразило голубое небо, чистая речка, яркое цветение лазориков и красавица – гора. Да и название станицы не надо придумывать – гора подсказала! Красивая у нас станица! Весной радует глаз цветами, летом – радугой. А вы знаете, что у станичников существует своё обозначение цветов радуги?

- Нет!

- Это тебе тоже дед рассказал?

- Да! Вот смотрите, вы мне называйте цвета по порядку, а я расскажу.

- Красный!

- В ней капли крови казачьей горят!

-Оранжевый!

- Оранжевым цветом пылает закат!

- Жёлтый!

-Жёлтое море спелой пшеницы!

-Зелёный!

- Зелень лесов и лугов в ней таится!

- Голубой!

- Небо прозрачное и голубое!

- Синий!

- В синей реке воды дышат покоем!

- Фиолетовый!

- И фиолетовый сумрак ночной!

- Вот спасибо тебе и твоему деду!

- Теперь мы ещё больше знаем о нашей малой родине и любим её также, как любили наши деды и прадеды!

Учитель:

- Молодцы, ребята! Да, действительно, казаки беззаветно любили свою Родину и передавали эту любовь своим сыновьям, дочерям, внукам и правнукам.

(Раздаётся стук в дверь, входит казачонок Ваня)

Ваня: Здорова, вам!

Учитель: Разве можно так здороваться?

Ваня: Ды нихай! Тоже мне…

Учитель: Ты что же, Ваня, со всеми так разговариваешь?

Ваня: Так же и гутарю! А чем невежливо? Как усе, так и я. А надысь пошли мы с братом Пятром по воду на речку, узял я вядро, а Пятро хотел мне подмогнуть, да спотыкнулся и шлёпнулся. А я как загоготал и говорю: «Ну что больно брякнулся?». Не пойму, чего он надулся на мене.

Учитель: Вот это да… Ваня, ты очень обидел своего.

(Ваня пожимает плечами)

Учитель: Ребята, почему Пётр обиделся ?

Казачата: Пётр упал, а Ваня ему не помог, а только смеялся.

Ваня: Да, зря я Пятра обидел, больше так не буду.

Учитель: Молодец, занимай своё место.

Учитель: Ребята, а что в Ване было необычного?

Казачата: Разговаривал он с особым говором.

Учитель: Внимательные, молодцы. Вот такой необычный говор был у станичников, у наших предков, хотя и в наши дни от старожилов станицы такую речь можно услышать.

- А сейчас откройте свои тетради и запишите несколько таких слов в столбик, а рядом дайте им современное толкование.

(Казачата работают в тетрадях.)

Ды нихай – пусть,

гутарю – говорю,

надысь – недавно,

узял – взял,

подмогнуть – помочь.

Учитель: Казаки были остры на язык, многое замечали. Плохое высмеивали, хорошее запоминали. Поэтому до нас дошло много казачьих пословиц и поговорок. Некоторые из них мы учили, давайте их вспомним. Я начну, а вы заканчивайте, дружно хором отвечайте.

Казак в труде, как в бою ... славит родину свою.

Казак сам не поест, … а коня накормит.

Без атамана казак … кругом сирота.

Кто пули боится … тот в казаки не годится.

Учитель: Традиции, обычаи и обряды, бытовавшие у казаков, уходят своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный характер, уклад жизни казачества.

Большая часть жизни казака проходила в дальних походах, учениях и сражениях. Поэтому воспитание подрастающего казака было делом чести не только отца с матерью, но и всей семьи, всей станицы, всего Войска. Мы с вами уже много говорили о том, как казаки воспитывали своих детей. В деле воспитания казака складывались свои обычаи, обряды, которым строго следовали. И вот один из них.

Сохранилось такое предание. Мать выводила ночью 3-х летнего сына в поле и, показывая ладонью в небо, поучала его.

(Выходит казачка со своим сыном)

( Слайд звёздного неба)

Мать: Смотри, сын, ночь сегодня темна, а звёзды очень яркие.

Сын: Яркие, прямо горят на небе.

Мать: А ведь это не простые звёзды. Ещё моя бабушка мне рассказывала, что души казаков, погибших в боях за землю нашу, наш народ, попадают в рай. А звёзды – это глаза твоих предков, которые с высоты наблюдают за тобой и за всеми нами. Они наблюдают, как казак защищает свой род, свою землю.

Сын: Они и сейчас за мной наблюдают?

Мать: Да, и сейчас, и когда вырастешь. Расти достойным казаком, чтобы никогда не было стыдно тебе в небо глядеть, в глаза предков твоих.

Учитель: Ребята, вы обратили внимание на то, как одета казачка. Казака всегда видно издалека. Костюм у него особенный. Мы с вами говорили о костюме казака, но сегодня хочется вспомнить об одной очень важной детали.

- Что зашивали казаки в папаху?

Казачата: Они зашивали иконки и написанные детской рукой охранительные молитвы.

Учитель: Вера в Бога давала казаку и бесстрашие перед смертельной угрозой, и уверенность в Божьей помощи, и силу в борьбе.

Казаки старались часто посещать храмы. Более того, за честь считалось построить храм в казачьей станице.

(Слайд с храмом)

Учитель: Ребята, узнаёте этот храм?

Ребята: Конечно, это наш станичный храм. Храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Учитель: А что вы знаете об истории создания нашего храма?

Ребята:  Он был построен в 1875-1877 г. по легенде на одной шкуре барана.

Учитель: Деревянная церковь в станице была построена воронежскими мастерами без единого гвоздя в 1875—1877 годах на «шкуре барана»: из хорошо выделанной шкуры нарезали тонкий шнур и опоясывали им место, которое сейчас занимает церковный двор. Казаки-станичники спасли храм от разрушения в 1937 году, возродили в годы Великой Отечественной войны, добивались статуса исторического памятника в разгар хрущевской «оттепели» (1960—1965 годы), когда началась очередная волна борьбы с религией. До наших дней храм сохранился практически в первозданном виде.

(Слайд )

Учитель: Кого вы видите в центре этого снимка?

Ребята: отца Михаила. Это настоятель нашего храма.

Учитель: Хорошо вы его знаете?

Ребята: Да! Мы с ним часто встречаемся в храме. И на праздниках. И на концерты он к нам приходит. И в школу! «Светлый человек» - так называют его у нас в станице.

Учитель: У вас на партах лежат фотографии ещё одного храма. Кто из вас знает, что это за храм?

Ребята: Это храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он находился в Садоводе, но был разрушен. Сейчас на этом месте стоит часовня.

Учитель: Кто ещё хочет дополнить?

Ребята: 14 октября на Покров прихожане, казаки и казачата нашей школы идут крестным ходом, там проходит служба.

А сейчас приклейте фотографии храмов в свои тетради и правильно подпишите.

Учитель: Да, ребята, это так. Очень важно, чтобы традиции предков знали и бережно хранили потомки.

Так что же вы унесёте с сегодняшнего занятия? Что запомнилось вам?

Ребята:

- Нужно очень любить свою Родину!

- Хранить всё, что нам досталось от наших отцов и дедов.

- Охранять и беречь православные святыни.

Учитель: пока вы ещё маленькие и понятие «РОДИНА», для вас, - это наша станица, родной дом, школа, станичники, ваши друзья. Беречь родную станицу, природу, уважать старших, оказывать им посильную помощь, любить школу, своих друзей, знакомых и незнакомых, расти настоящими казаками, достойными своих отцов, дедов и прадедов, соблюдая обычаи и традиции о которых мы с вами говорили.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Классный час на тему: "Знакомство с традициями предков-казаков"

Автор: Терещенко Светлана Александровна, Сорокина Инна Владимировна

Дата: 27.06.2016

Номер свидетельства: 336247


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства