КЛАССНЫЙ ЧАС «Лучше по миру собирать, чем чужое взять»
КЛАССНЫЙ ЧАС «Лучше по миру собирать, чем чужое взять»
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них. Без сказки нет у ребёнка ни мечты, ни маленькой волшебной страны, где сбываются самые заветные желания.
Сказка в увлекательной форме и доступными для понимания словами способна показать, к чему приводят поступки героев. Сказка помогает пережить, «проиграть» различные жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«КЛАССНЫЙ ЧАС «Лучше по миру собирать, чем чужое взять»»
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Лучше по миру собирать, чем чужое взять.»
Пояснительная записка.
Сказка учит жить. А иначе, зачем бы наши предки тратили драгоценное время на них. Без сказки нет у ребёнка ни мечты, ни маленькой волшебной страны, где сбываются самые заветные желания.
Сказка в увлекательной форме и доступными для понимания словами способна показать, к чему приводят поступки героев. Сказка помогает пережить, «проиграть» различные жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы.
Сказкотерапия является эффективным способом воспитательно-образовательной работы с учащимися, т.к. сказка позволяет разглядеть всё вокруг не только глазами, но и сердцем. Через сказку ребёнок понимает законы мира, в котором он родился и живёт.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребёнку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», оценить свой поступок со стороны.
Классный час.
«Лучше по миру собирать, чем чужое взять.»
Цели:
-вызвать у детей сопереживание с персонажами сказки и желание
понять мотивы поступка, ввести оценку «хорошо» и «плохо»;
-дать возможность детям осознать чувство потери, страха за своё
будущее и будущее своих близких путём проигрывания эпизодов
сказки;
-использовать сказку как притчу-нравоучение, подсказать варианты
выхода из ситуации;
Форма работы:
-фронтальная, со всеми учащимися класса;
Содержание.
1.Чтение сказки «Горькие денежки» (по мотивам сказки Л.Б.Фесюковой «Три денежки») с демонстрацией предметов купли-продажи: яркого мячика на резиночке, леденцового петушка на палочке, глиняной свистульки; больших гвоздей.
«Горькие денежки».
Митька, как себя помнил, в деревне жил вдвоём со старой бабушкой. А жили Митька с бабушкой бедно. Откуда богатство-то взять? Хлеб да картошка - вот и вся еда. Да вот ещё по осени грибов натаскают. Правда, была у бабушки мечта: накопить деньжат да купить козу. Однажды летом договорилась бабушка с соседкою, как осенью картошку продаст – купит у неё козу.
Как то раз вернулся Митька домой с гулянья, а бабушка на столе денежки столбиком складывает, считает. Митька ей мешать не стал: за печкой остановился и глядит. Сложила бабушка деньги в узелочек и положила в сундук под одежду. Митька про это и забыл. А только недели через две и вспомнил, когда оказия вышла.
Пришел к ним в деревню коробейник. Говорил слова, как песню пел, всё с шутками да прибаутками. А в коробе у него товару всякого видимо – невидимо. Ленты, бусы, грибешки, расписные шкатулочки, глиняные фигурки да игрушки всякие.
Очень уж понравилась Митьке игрушка одна - яркий мячик на резиночке. Как его не кидай, всё в ладошку возвращается. Долго Митька любовался на игрушку диковинную. И тут соседский Васька к Митьке подбежал да и говорит:
-Хорош мячик! И стоит недорого! У тебя что денег нет?
-Нет!- отвечает Митька.
-Что и у бабушки твоей нет?...
Тут и вспомнил Митька про бабушкин узелок и решил немного денег оттуда взять. Ну, самую малость. Да она и не заметит – велика ли потеря?! Влезть в сундук Митька не сазу осмелился. Вокруг ходил, а открыть сундук боялся. Да тут увидал, что коробейник мимо их двора идёт. Испугался Митька. Сейчас всё продаст и уйдёт! Открыл Митька сундук, нащупал бабушкин узелок да три денежки оттуда и вынул. Три денежки ведь немного? Немного, а коробейник дал за них мячик, леденцового петушка на палочке, глиняную свистульку и два больших гвоздя на сдачу.
Побоялся Митька в дом идти со своей покупкой. Что бабушка скажет? Пришлось Митьке в сарай идти. Там и в мячик поиграл, и леденец ссосал и осталась от леденца одна палочка. Только одно огорченье: пока мячик в кармане нёс, его яркую одежду гвоздь проколол. Оказывается в нутрии мячика – опилки! Жалко!
И тут Митьку словно холодной водой кто обдал. Увидал он, что к ним во двор соседка идёт и козу с собой ведёт! Спрятал Митька свои покупки в сарае и в дом. А там бабушка такая весёлая, соседку встречает, козу ласковыми словами называет.
Потом бабушка в сундук полезла…. У Митьки сердце в груди так и замерло. Бабушка денежки достала, на столе пересчитала, головой чудно помотала, и давай снова деньги считать. А потом соседку и просит:
-Мария, давай я тебе сейчас не все деньги сейчас отдам! Я ещё картошки продам – расплачусь!
А соседка ни в какую отдавать козу не хочет, всех денег сразу требует. Так и отвела козу к себе обратно. Бабушка на лавке сидит, руки натруженные на колени положила, а глазами прямо Митьке в душу глядит. И из глаз у неё большие капли на грудь капают…..
Бросился Митька вон из дома. Бежал он долго. Остановился Митька около дуба векового, сел на землю и разревелся. Вдруг видит, а около него коробейник стоит.
-Что, Митька, натворил дел! Зачем же ты деньги у бабушки без спросу взял? Эх, ты!...Разве ты у бабушки деньги украл? Ты ведь у неё надежду отнял. Она ведь как думала? Тебя, дурочка, молоком подкормить да свои старые силы подкрепить. Она ведь жить-то хочет, чтобы тебя, непутёвый, вырастить.
Ещё сильнее заплакал Митька, а потом и просит:
- Дяденька, а давай я тебе игрушки обратно принесу, а ты мне денежки обратно верни!
-Да на что мне твой рваный мячик да щепочка от петушка? Нет, Митька, оплошал ты – за то и расплачиваться будешь…И протянул Митьке поясок.
-На, - говорит, одень на себя! А сам уж Митьку опоясал. Пригляделся Митька, а в руках у коробейника много поводков. А на поводках тех дети. Дернул коробейник за поводки, и побежали дети впереди него. Так они и шли. Пришли они в большой дом. Определил коробейник всех на работу: кому полы мыть, кому печку топить, кому бельё стирать, кому пыль вытирать. Всем работы досталось. Узнал Митя много. Мальчик Петя за то сюда попал, что у друга своего книжку стащил. Девчонка одна у мамки своей колечко обручальное стащила. В этом доме Митька целый год проработал и всякий день о бабушке своей вспоминал: как там она?
А через год позвал коробейник Митьку к себе да и спрашивает:
-Ну теперь понял, как другого обездоливать?
-Понял! говорит Митька, а сам себе уж глаза кулаком трёт.
И вдруг протягивает коробейник Митьке те самые три денежки.
-На, бери, заработал! Схватил Митька три денежки и очутился возле дуба.
Бросился он домой, в избу вбежал.
-Где это ты запропастился, два часа тебя дома не было?! «А как же тот год, какой я у коробейника работал?» - думает Митька, а вслух не говорит.
-Бабушка, а соседка никому козу-то не продала?
-Да кому ж она её вечером её продаст?
-Бабушка! Вот те три денежки, какие я у тебя без спроса взял! Прости меня! Пойдем козу покупать!
Обрадовалась бабушка, когда козу в дом привела. Имя ей сразу новое дала. Гладит её по спине да приговаривает: «Надежка, Надежка»…А Митька почувствовал себя самым счастливым человеком!
2.Распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки и ответы детей – героев на предлагаемые вопросы.
2.1. «ТРИ ДЕНЕЖКИ»- трое детей, держащихся за руки и вместе отвечающих на вопросы, не перебивая, а помогая друг другу:
-Откуда вы появились, три денежки?
-Вы хотите принести Митькиной семье добро или зло?
-Чем вы огорчили бабушку?
-Чем вы её порадовали в конце сказки?
-А что вы принесли Митьке?
-Что вы можете сделать, чтобы принести бабушке и Митьке радость?
-В том, что у Митьки случилась беда, виноват мячик?
2.2. «МЯЧИК»
-Расскажи о себе: какой ты?
-Зачем Митька тебя купил?
-Какую радость ты ему принёс?
-Почему коробейник продал вместе с тобой гвозди?
-Что станет с тобой после того, как у тебя порвётся одёжка?
2.3. «ПЕТУШОК»
-Почему Митька тебя купил?
-Быстро ли съел тебя Митька?
-Что осталось от тебя?
2.4. «СВИСТУЛЬКА»
-Для чего тебя сделали из глины?
-Кому ты хотела приносить радость?
-Хочешь ли ты пролежать в сарае в заветном месте, чтоб никто тебя не увидал?
-Если бы ты не попала к Митьке, то у кого могла бы оказаться?
-Приятно будет Митьке с тобой играть, если он про свой поступок станет вспоминать?
2.5. «ДВА БОЛЬШИХ ГВОЗДЯ»
-Какие вы?
-Для чего вы нужны людям?
-Что бы вы могли собой скреплять?
-Вы- вещи полезные или вредные?
-Куда бы вы хотели попасть в Митькином дворе?
-Вы можете принести беду или боль?
-За что вы Митьку наказали и как вы это сделали?
3.Отражение чувств людей в цвете.
Детям предлагается нарисовать красками любую из трёх картинок и сравнить их:
1)Бабушкину печаль
2)Митькино переживание
3)Митькину радость от покупки козы
4.Подведение итогов.
-Стоят ли эти покупки бабушкиных слёз и Митькиной печали?
-Можно ли взять без спросу деньги, если чего– то очень хочется?
Список литературы.
1.Практикум по сказкотерапии /Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева. Речь, 2008г.
2.Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста /Л.Д.Короткова. ЦГЛ, 2004г.
3.Сказкотерапия трудного детства/ Е.К.Прудис. Речь, 2006 г.