«Краснолучская общеобразовательная школа I−III ступеней № 3»
«Мой труд вливается в труд моей Республики»
(сценарий первого урока в 8 классе)
Подготовила:
Классный руководитель Бунга О.Н.
2018−2019 учебный год
Мой труд вливается в труд моей Республики
(сценарий первого урока в 8 классе)
Цель: формирование профессиональной ориентации детей и молодёжи, гражданственности и патриотизма подрастающего поколения посредством приобщения к трудовым традициям народа; воспитание интереса к изучению истории родного города (поселка), трудовых достижений земляков; развитие представлений обучающихся о перспективах будущей профессиональной деятельности как условие развития кадрового потенциала Республики.
- презентация примеров увековечивания профессионального подвига выдающихся личностей Луганщины;
- воспитание чувства уважения к героям и ветеранам труда;
- формирование первоначального представления о мире труда, знакомство обучающихся начальных классов с наиболее востребованными профессиями Луганской Народной Республики;
- формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и осознанного интереса к проблеме выбора профессии;
- подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения образования;
- оказание педагогического сопровождения в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынка труда Луганской Народной Республики;
- мотивация обучающихся к участию в общественно полезном труде добровольчестве (волонтерстве) на благо развития Луганской Народной Республики.
Оборудование: компьютер с видеопрезентацией, стихотворения на доске Матусовского и Заболоцкого, заготовка памятки, заготовки тезисов для памятки
Форма проведения: урок−путешествие
Ход урока
Эпиграфы к уроку:
Человеку нельзя жить без Родины,
Как человеку нельзя жить без сердца
К.Г. Матусовский
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь!
Н. Заболоцкий
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Я очень рада Вас видеть. Поздравляю с началом учебного года, желаю в новом учебном году всем успехов в достижении поставленной цели. Прежде чем мы перейдем к теме нашего первого урока я предлагаю вам выбрать 1 из четырех цветов, чтобы понять, как вы настроены сегодня работать (на доске написаны четыре цвета, ребята выбирают тот, который им ближе, далее учитель зачитывает ответы). (Слайд)
– синий цвет – чувствительные и впечатлительные люди, спокойные и уравновешенные, они отличаются утончённостью и хорошим эстетическим развитием;
– зелёный цвет – испытывают потребность в похвале, хотят быть лучше всех, имеют высокий уровень притязаний, озабочены собственным статусом в коллективе;
– жёлтый цвет – мечтательны с богатым воображением, любят мечтать, фантазировать, но не готовы активно действовать, живут больше в будущем, чем в настоящем;
– красный – активные, энергичные, деятельные, напористые, шумные.
Мотивация и настрой на урок
В 7 классе на уроках литературы мы с вами знакомились с творчеством луганского поэта Константина Матусовского. У него его замечательная песня «С чего начинается Родина?»
− А что для вас значит Родина? (звучат ответы детей)
Неотъемлемой частью большой Родины является родной край, наш город Красный Луч, место, где вы родились и растёте. Для того чтобы наш город развивался необходим трудовой вклад каждого жителя.
− А какой вклад вы вносите в развитие нашего города? Какой сейчас ваш основной труд? (звучат ответы детей)
Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное путешествие по просторам Луганской Народной Республики и узнаем о трудовых подвигах наших земляков, познакомимся с профессиями, наиболее востребованными в Республике, и примем участие в диспуте, где вы выскажите свое мнение.
Основная часть урока. Виртуальное путешествие
Давайте, окунемся в историю и познакомимся с трудовым подвигом наших земляков.
I станция. Историческая (слайд)
− Никита Изотов (слайд) − Майским утром 1932 года он совершил подвиг, заставивши заговорить о нем многие газеты: он вырубил за смену 20 тонн угля. Целый железнодорожный вагон.
− Алексей Стаханов (слайд). Это он в 1935 году за 5 часов 45 минут на шахте «Центральная – Ирмино» вырубил 102 тонны.
− Петр Кривонос (слайд) – первый, кто вдвое быстрее повел железнодорожный поезд. До него это никто не делал.
− Макар Мазай (слайд) – сталевар, который увеличил выплавку метала втрое.
− Паша Ангелина (слайд) – вчетверо поднял выработку на трактор
− Георгий Береговой (слайд) – енакиевиц, 26 октября 1968 г. на «Союзе – 3» он отправился в многодневный космический полет, в мир полный загадок и неожиданностей. Это был десятый триумфальный выход людей в космос.
− Владимир Иванович Даль (слайд) Луганчанин сотворил большой и значительный памятник-словарь, который украшает полки всякого, кому дорог великий русский язык.
Этот список можно долго продолжать, возможно когда−то и ваша фамилия его пополнит, а нам необходимо отправляться дальше. Но сначала решим поставленную задачу. В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки.
− Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде? Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
II станция. В мире рабочих профессий (слайд)
Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию. Затем выбранные варианты оглашаются…
Несомненно, для развития молодого города, как и нашей Республики нужны представители рабочих профессий. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
− шахтер (слайд)
−металлург (слайд)
−пекарь (слайд)
−токарь (слайд)
− тракторист−машинист (слайд)
−медицинский работник (слайд)
−педагог (слайд)
− агроном (слайд)
− профессии оборонно−военного дела (слайд)
Прежде чем отправиться дальше решим поставленную задачу. Ваша задача, определить, что является общим для этих пар профессий? (слайд)
МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ ОФИЦИАНТ – ВОДИТЕЛЬ ТАКСИ ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК
III станция. Общественно−полезный труд (слайд)
Что вы понимаете под общественно−полезным трудом? Правильно, общественно – полезный труд направлен для того чтобы принести пользу обществу, например сохранение и уборка школьной территории (слайд), сбор макулатуры (слайд), оказание помощи ветеранам войны и труда (слайд), людям преклонного возраста (слайд), людям с ограниченными возможностями здоровья (слайд), детям – сиротам (слайд). Общественно полезный труд – это то, что вы сейчас можете делать и является вашей первостепенной задачей.
− Вспомните и расскажите, что полезного вы сделали для общества?
IV станция. В мире современных профессий (слайд)
По последним исследованиям в мире существует около 50 тысяч профессий. Какие−то уходят в историю, какие−то появляются. К самым забытым профессиям можно отнести тапёр (слайд), конюх (слайд), камердинер (слайд), ключник (слайд), шорник (слайд), трубочист (слайд), бондарь (слайд), ямщик (слайд) и т. п. К самым модным профессиям исследователи относят юристов(слайд), нотариусов(слайд), судей (слайд), прокуроров(слайд). Но существуют и профессии которые нужны всегда, такие как врач (слайд), учитель (слайд), дворник (слайд), строитель (слайд), повар (слайд), земледелец (слайд) и т.п. Самые отважные профессии: пожарный (слайд), военный (слайд), шахтер (слайд), летчик (слайд) и т.п.
− А сейчас я хочу, чтобы вы рассказали, кем хотите стать, почему и какую пользу это принесет нашей Республике?
Рефлексия. Подведение итогов, составление памятки
Ребята, сегодня мы очень хорошо потрудились. Я хочу, чтобы итогом нашей работы стала памятка, которая называется так, как и тема нашего урока «Мой труд вливается в труд моей Республики» (на доску вывешивается чистая памятка с названием, по ходу составления ребята приклеивают на нее тезисы).
Наша задача продолжить предложение.
Люди работают ради
Настоящий труд – это
При выборе профессии нужно учитывать
В любом профессиональном труде самое важное
Счастье – это
Мой труд вливается в труд моей Республики
Люди работают ради
Настоящий труд – это
При выборе профессии нужно учитывать
В любом профессиональном труде самое важное
Счастье – это
На земле много очень профессий: Есть профессии – нежная песня. Есть профессии – литый металл. Но всегда – и как было когда-то, И сейчас в двадцать первый наш век – Я хочу пожелать вам, ребята… Чтобы вырос из вас Человек!