kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "«Современная российская наука: полезные открытия и перспективные прорывы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе предоставляется материал о российских ученых и из изобретениях

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "«Современная российская наука: полезные открытия и перспективные прорывы»»

«Современная российская наука:

полезные открытия и перспективные прорывы»

Цели урока:

  1. Способствовать формированию у учащихся представлений о важности науки, её влиянии на жизнь людей.

  2. Обеспечить формирование позитивного отношения к научной деятельности, понимание ценности труда учёных.

  3. Формировать интерес и стремление обучающихся к научному познанию природы.

  4. Дать возможность учащимся испытать гордость за отечественную науку.



Проведение урока

Модуль 1

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня 1 сентября — День знаний, начало нового учебного года, новых открытий и ваших новых достижений! И первый урок сегодня посвящён важному событию в жизни нашей страны — Году науки и технологий, людям науки — учёным, которые делают нашу жизнь лучше.

Почти на всех занятиях в школе вы изучаете различные науки. Мы все понимаем, что для того чтобы жить в современном мире, надо многое знать и уметь. Нужны ли нам научные знания? Конечно, нужны. Без них мы сейчас не летали бы на самолётах, у нас не было бы мощных океанских лайнеров, да и электричества бы не было. Трудно представить, что всего 50 лет назад не было Интернета, мощных и быстрых компьютеров.

Мир стремительно меняется, это — результат бурного развития науки и технологий.



Модуль 2

Вводное видео

Текст за кадром: История существования человечества насчитывает много тысячелетий. На протяжении всего времени человек задаётся массой вопросов, для ответов на которые нужны новые знания. А каким образом получить эти знания? Мы получаем их, когда исследуем окружающий нас мир, ставим различные опыты и эксперименты, пытаемся постичь и узнать что-то новое.

Проанализировать и систематизировать полученные знания позволяет наука. Благодаря науке мы живём в современном высокотехнологичном мире — используем электрическую и ядерную энергию, пользуемся Интернетом, мобильной связью, различными электронными устройствами.

Мы летаем в космос, опускаемся в глубины океана. Мы способны разгадать тайны забытых языков и создать новые формальные языки — языки программирования.

Все эти технологии, эти новые возможности человек получил благодаря тому, что занимался развитием науки, фундаментальными исследованиями.

2021 год в России объявлен Годом науки и технологий.Начиная с 1999 года, ежегодно в нашей стране 8 февраля празднуется день науки. Именно в этот день в 1724 году по указу Петра Первого была основана Российская академия наук.

Огромный вклад в мировую науку внесли российские и советские учёные такие, как Михаил Васильевич Ломоно́сов, Дмитрий Иванович Менделе́ев, Константин Эдуардович Циолко́вский, Владимир Иванович Верна́дский и многие другие.

Среди наших соотечественников есть лауреаты Нобелевской премии по физике, химии, биологии: Лев Дави́довичЛанда́у, Пётр Леонидович Капи́ца, Иван Петрович Па́влов, Илья Ильич Ме́чников, Николай Николаевич Семёнов и другие талантливые учёные, которые стали известны на весь мир.

Благодаря советским учёным был создан искусственный спутник Земли, с запуском которого в 1957 году началась космическая эра человечества.

Ровно шестьдесят лет назад в апреле 1961 года состоялся первый полет человека в космос, который совершил Юрий Гага́рин. Через два года после этого события на космическом корабле «Восток-6» полетела в космос первая в мире женщина-космонавт Валентина Терешко́ва. Спустя ещё два года в 1965 году с космического корабля «Восход-2» космонавт Алексей Лео́нов осуществил первый в мире выход человека в открытый космос.

Россия — великая космическая держава. Многие годы на орбите Земли находится международная космическая станция, идёт подготовка космической экспедиции человека на Марс.

А в 2020 году появилась точная, достаточно подробная карта Вселенной в рентгеновском диапазоне, которую удалось составить российским и немецким учёным. В течение года в космосе работали два рентгеновских телескопа, установленных на борту российской астрофизической обсерватории Спектр-Рентге́н-Га́мма. Благодаря составленной карте можно будет путешествовать среди звёзд так же, как мы ездим по обычным дорогам, ориентируясь по спутниковой навигации.

Открытия Жореса Ивановича Алфёрова в области физики полупроводников стали основой для создания современных электронных устройств, без которых уже немыслим современный мир: мобильных телефонов, проигрывателей компакт-дисков, оптоволоконной связи и многих других. Работы Алфёрова открыли людям дорогу в эру электроники и цифровых технологий.

Важным открытием в области медицины является разработка и внедрение вакцин для борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

За последние годы российскими учёными были открыты новые химические элементы, в Антарктиде обнаружено озеро Восток, предложен новый способ получения графе́на, обнаружен новый подвид древних людей, названный Дени́совским человеком.

Учёные из России работают в международных экспериментальных проектах. Так, в настоящее время в Подмосковной Дубне́ реализуется крупный международный проект — сверхпроводящий колла́йдер НИКА, на котором можно будет исследовать те состояния вещества, которые существовали в первые мгновения рождения нашей Вселенной, а сейчас существуют в нейтронных звёздах.

Кто же занимается наукой, что за люди делают большие и маленькие открытия?Современный учёный, как и во все времена, — это человек, который пытается понять, как образовался и устроен мир, из чего мы состоим, и что нас окружает, что там — за линией горизонта, и где границы Вселенной.

Ответы на все эти вопросы даёт наука.





Модуль 3

1 группа вопросов:

  • Как вы думаете, для чего нужна наука?

  • Сложно ли заниматься наукой?

  • Какие науки вы знаете?

  • Какие науки изучаете в школе?

  • Каких учёных вы знаете? Какие открытия они совершили?

  • Какие открытия, по вашему мнению, больше всего повлияли на жизнь людей?

Можно демонстрировать видеоряд — подсказки (космос, биотехнологии, компьютерные технологии).



Вариант 1

ИНТЕРАКТИВ

«Карточки-загадки»

2 группа вопросов:

А теперь попробуем угадать науку по предложенной картинке и вспомним учёных, сделавших открытия в этой науке.



1 карточка: БИОЛОГИЯ

Иван Петрович Павлов(1849—1936)—русский и советский учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности; лауреат Нобелевской премии по физиологии 1904 года «за работу по физиологии пищеварения». Иван Петрович показал, как работает вся пищеварительная система. Доказал физиологическую основу психики (в экспериментах с условными рефлексами — выработанными обучением и безусловными — врождёнными), разработал учение о темпераментах (на основе свойств нервной системы); ввёл понятие второй сигнальной системы (речь), посредством которой (словом) можно воздействовать в лечебных оздоровительных целях на первую сигнальную систему (ощущения).



2 карточка: ГЕОГРАФИЯ

Артур Николаевич Чилингаров (род. 1939)— знаменитый полярник, Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации, российский учёный, исследователь Арктикии Антарктики. Летом 2007 года Артур Чилингаров в ходе арктической экспедиции на судне «Академик Фёдоров»,лично руководил погружениями глубоководных аппаратов «Мир-1» и «Мир-2» на дно океана в точке Северного полюса. «Мир-1» установил на дне титановый флаг России и капсулу с посланием будущим поколениям, доказав, что часть арктических земель по праву может принадлежать России.

Факт об учёном: Артур Чилингаров занесён в Книгу рекордов Гиннесса как первый человек, в течение полугода побывавший на Северном и Южном полюсах.



3 карточка: ХИМИЯ

Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907)—русский учёный-химик, создал Периодическую систему химических элементов. Эта система позволяет прогнозировать свойства новых веществ, синтезировать вещества с заданными свойствами, разрабатывать новые материалы. Он также интересовался самыми разными областями знаний.

Открытия Менделеева связаны с химией, физикой, метрологией, экономикой, геологией, педагогикой, воздухоплаванием. Менделеев написал 432 фундаментальные работы. Преподавал в Императорском Санкт-Петербургском университете; был членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.



4 карточка:ФИЗИКА

Игорь Васильевич Курчатов (1903—1960) — выдающийся физик.Ему принадлежит исключительная роль в разработке научных и научно-технических проблем овладения ядерной энергией в Советском Союзе.

Курчатов был последовательным сторонником международного научного сотрудничества, в том числе в ядерных исследованиях. Он был главным инициатором организации международного центра социалистических стран по исследованиям в области ядерной физики — Объединённого института ядерных исследований в Дубне.



5 карточка:МАТЕМАТИКА

Софья Васильевна Ковалевская (1850—1891)—первая женщина-математик в России и первая в мире женщина-профессор математики; первая женщина, избранная членом-корреспондентом Петербургской АН (1889 год). Софья Ковалевская преподавала математику в самых престижных вузах России и Европы, писала не только научные статьи, но и, обладая литературным талантом, написала несколько рассказов и повестей.

Цитата: «Стоит только коснуться математики, и я опять забуду обо всём на свете!..»



6 карточка: ИСТОРИЯ

Василий Осипович Ключевский (1841—1911)— выдающийся российский историк.Магистерскую диссертацию Василий Осипович посвятил теме «Древнерусские жития святых как исторический источник». Над этой научной работой он трудился на протяжении 5 лет, изучив за это время множество исторических документов.

В ходе подготовки диссертации оннаписал шесть самостоятельных исследований. Наиболее известный научный труд Ключевского, получившийвсемирное признание, — «Курс русской истории» в 5 частях. Учёныйтрудился над ним более трёх десятилетий, но решился опубликовать еголишь в начале 1900-х годов.



7 карточка:КОСМОНАВТИКА

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). В своих научно-фантастических произведениях, будучи сторонником и пропагандистом идей освоения космического пространства, Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет когда-нибудь достигнет такого могущества и совершенства, которое позволит преодолеть силы тяготения и распространить жизнь по всей Вселенной.

Циолковский обосновал также использование ракет для полётов в космос, ещё в 1920-е годы пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» — прототипов многоступенчатых ракет; осмысливал вопросы выживания человека в невесомости при длительных космических перелётах.



8 карточка: МЕДИЦИНА

Николай Александрович Семашко (1874—1949) — советский врач, один из организаторов системы здравоохранения в СССР (часто называемой моделью или системой Семашко). С 1918 по 1930 годы— народный комиссар здравоохранения РСФСР. Затем Семашко занимал должность председателя Деткомиссии (борьба с беспризорностью, руководство лечебно-профилактической работой в детских оздоровительных учреждениях), после окончания Великой Отечественной войны Семашко много писал о её санитарных последствиях, принимал активное участие в восстановлении здравоохранения на освобождённых территориях. Инициатор создания Центральной медицинской библиотеки (1918), Дома учёных (1922) в Москве. В 1927—1936 главный редактор Большой медицинской энциклопедии.



Описание интерактива:

Карточки-загадки» с трёхсторонним переворотом (8 шт.). Карточка с логотипом «Год науки» и цифрами от 1 до 8. Карточка переворачивается — на ней изображены рисунки, соответствующие наукам. При повторном нажатии на карточку— написана наука и дан портрет учёного с подписью.

Например:

Исходная сторона карточки

Первый переворот

Второй переворот

1

2

3

4

5

6

7

8

Вариант 2 (по выбору)

Интерактивныеленты времени

«Открытия российских учёных и исследователей», «Изобретения российских учёных и исследователей»

Карточки для показа учитель может выбрать самостоятельно, в зависимости от интересов учащихся и уровня подготовки класса.



Интерактивная лента времени

«Изобретения российских учёных и исследователей»

Пример:

Список изобретений



Год

Название

Автор

Рисунок

Описание

1763

Пароатмосферный двигатель


Первая в России паровая машина была спроектирована изобретателем Иваном Ивановичем Ползуновым в 1763 г. Паровая машина Ползунова имела огромные размеры: её высота достигала 11 м, диаметр парового котла составлял порядка 3,5 м, а паровые цилиндры имели высоту 2,8 м.

Она приводила в действие заводские механизмы, подача воды и пара в цилиндры была полностью автоматизирована.

1791

Трёхколёсная самокатка с рулевым приводом и коробкой передач

Русский изобретатель и механик-самоучка Иван Петрович Кулибин создал большое количество всевозможных приспособлений. Среди его изобретений золотые механические часы, в которых кроме уникального часового механизма помещались крошечный театр-автомат с подвижными фигурками и музыкальный аппарат, конструкция протеза — механической руки и ноги для ампутированных частей тела, первый в мире лифт, который представлял собой кресло-подъёмник для передвижения по этажам Зимнего дворца, сконструированный специально для Екатерины II и другие. В 1791 г. он представил трёхколёсную самокатку с рулевым приводом, подшипниками скольжения, тормозным устройством и коробкой на 3 передачи. Она развивала скорость до 15 км/ч.

1802

Гальваническая батарея и электрическая дуга


В 1802 г. электротехник-самоучка Василий Владимирович Петров сконструировал огромную батарею, состоящую из 2100 пар медных и цинковых кружков, которые были разделены бумажными прокладками, смоченными нашатырём. В то время это была самая большая и мощная гальваническая батарея в мире, а её суммарная длина составляла 12 м. Соединив полюсы батареи угольными электродами, Петров впервые наблюдал образование между ними электрического разряда (электрической дуги). Петров указал на возможности практического применения получаемого электрического разряда в искусственном освещении.

1823

Установка для перегонки нефти

Первую в мире перегонку нефти на заводской установке осуществили в России крепостные крестьяне братья Василий, Герасим и Макар Дубинины в 1823 г.

Построенный ими вблизи Моздока нефтеперегонный завод явился родоначальником предприятий, появившихся в США лишь 40 годами позже.

1832

Телеграф


Первый электромагнитный телеграф создал в 1832 г. русский учёный Павел Львович Шиллинг. Телеграфный аппарат включал в себя передатчик и приёмник, соединённые между собой проводами. Шиллинг также разработал свой код для каждой буквы или цифры, который являлся первым в мире двоичным кодом.

Таким образом, Шиллинг заложил основы кодирования информации, на основе которых сегодня работает всё компьютерное оборудование.

1833

Паровоз

Первый в России паровоз был построен механиками отцом и сыном Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми в 1833—1834 гг. (через 4 года после знаменитого английского локомотива «Ракета»).

Паровоз Черепановых возил вагоны с рудой весом более 3 т со скоростью 13—14 км/ч.

1834

Электродвигатель

Один из первых электродвигателей построил русский учёный, академик Борис Семёнович Якоби в 1834 г. Электродвигатель мог поднимать груз массой 4—5 кг на высоту примерно 30 см в секунду, что составляло мощность около 15 Вт. Двигатель Якоби был самым совершенным электротехническим устройством того времени.

С тех пор электродвигатели получили самое широкое распространение в технике, быту и на транспорте.

1847

Анестезия

Основоположник русской военно-полевой хирургии Николай Иванович Пирогов совершил ряд революционных открытий в медицине.

Он первым применил для обезболивания эфирный наркоз, получивший широкое распространение в мире. Благодаря этой технологии в условиях военного времени были спасены тысячи жизней.

1874

Электрическая лампочка

В 1874 г. русский инженер Александр Николаевич Лодыгин получил патент на изобретение лампы накаливания. Основным её элементом был тонкий угольный стержень, который помещался в сосуд с выкачанным воздухом. Срок службы первых ламп был небольшим — всего 30—40 мин.

Позднее Лодыгин предложил вместо угольной нити использовать вольфрамовую, которая и сейчас используется в современных лампах накаливания.

1876

Дуговая лампа

В 1876 г. русский электротехник Павел Николаевич Яблочков изобрёл дуговую лампу. Лампа представляла собой два угольных стержня, которые разделялись изолирующей вставкой.

При подключении к источнику света между стержнями образовывалась электрическая дуга, которая давала яркий свет. «Свеча Яблочкова», как её стали называть, стала прообразом современной дуговой лампы.

1876

Подводная лодка

Конструктор подводных судов XIX в. Степан Карлович Джевецкий в 1876 г. разработал проект однометсной подложки. В 1878 г. с её помощью он успешно прикрепил мину к стоящему на якоре судну. Вторая субмарина на 4 места была выпущена в 1879 г.

На испытаниях Джевецкий прошёл на ней под царской шлюпкой и преподнёс букет орхидей императрице Мирии Фёдоровне.

1883

Самолёт

Александр Фёдорович Можайский — родоначальник авиации, в 1883 г. построил и испытал первый в мире самолёт. Это произшло на 20 лет раньше американцев братьев Райт, которых долгое время считали изобретателями аэроплана.

Бесценные опыты, расчёты и эксперименты Можайского легли в основу отечественного авиастроения.

1888

Фотоэлемент

Александр Григорьевич Столетов в 1888 г. осуществил опыт, наглядно продемонстрировавший внешний фотоэффект — явление взаимодействия света с веществом, при котором энергия фотонов передаётся электронам вещества. Для постановки своих опытов Столетов создал экспериментальный прибор, ставший прообразом современных фотоэлементов.

Фотоэлементы сегодня широко применяются в различных областях нашей жизни.

1895

Радио

Русский физик Александр Степанович Попов в 1895 г. создал первый в мире радиоприёмник, но отказался оформлять патент на это изобретение (поэтому официально изобретателем радио считается итальянец Гульермо Маркони, который создад свою телеграфную установку почти одновременно с Поповым).

В 1898 г. в Париже началось производство корабельных радиостанций системы Попова, а в 1901 г. в Кронштадте — выпуск радиоаппаратуры для военно-морского флота.

1898

Ледокол «Ермак»

Степан Осипович Макаров, вице-адмирал русского флота, океанограф, руководил разработкой первого русского ледокола «Ермак». Ледокол был спущен на воду в 1898 г. и вскоре выполнил первое задание, выведя из ледяного плена 11 пароходов в Северном Ледовитом океане.

Во время обеих мировых войн «Ермак» спасал боевые корабли.

1899

Электромобиль


Русский нженер и изобретатель Ипполит Владимирович Романов в 1899 г. в Санкт-Петербурге представил первый в России электрический четырёхколесный экипаж, рассчитанный на перевозку двух пассажиров.

Скорость движения машины составляла около 39 км/ч, но очень сложная система подзарядки позволяла пройти на этой скорости только 60 км.

Этот электромобиль стал праотцом известного нам троллейбуса.

1905

Метод измерения артериального давления

В современной медицине для определения кровяного давления используется метод, предложенный в 1905 г. российским врачом Николаем Сергеевичем Коротковым. Он связан с прослушиванием с помощью стетоскопа звуков, которые появляются при прохождении крови через суженную артерию.

Для измерения артериального давления методом Короткова используются механические и электронные тонометры.

1911

Парашют

Глеб Евгеньевич Котельников в 1911 г. изобрёл первый ранцевый парашют, сменивший ненадёжные «зонты», которые до этого использовали лётчики. Во время Первой мировой войны его куполами экипировали авиаторов.

Конструкция спасательного парашюта Котельникова применяется до сих пор.

1913

Четырёхмоторный самолёт

Игорь Иванович Сикорский в 1912–1913 гг. разработал первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» и установил рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минуты.

В 1913 г. Сикорский представил ещё более мощный самолёт «Илья Муромец», который стал гордостью императорских военно-воздушных сил.

1913

Гидросамолёт

Дмитрий Павлович Григорович в 1913 г. изобрёл первый в мире гидросамолёт М-1. Год спустя он разработал деревянный биплан, принятый на вооружение императорскими военно-воздушными силами.

Биплан использовался на фронтах Первой мировой войны в качестве разведывательного самолёта и корректировщика артиллерийского огня.

1915

Противогаз

Николай Дмитриевич Зелинский в 1915 г. создал угольный противогаз с защитным резиновым шлемом, благодаря которому удалось защитить солдат во время химических атак Первой мировой войны.

Учёный отказался патентовать своё изобретение, считая неблагородным делом наживаться на человеческих страданиях.

1923

Телевидение


Владимир Козьмич Зворыкин в 1923 г. подал патентную заявку на иконоскоп — передающую телевизионную трубку, а в 1924 г. на кинескоп — приёмную телевизионную трубку.

Эти два изобретения составили первую полностью электронную телевизионную систему. В.К. Зворыгина называют «отцом» современного телевидения.

1934

Излучение Вавилова—Черенкова


Павел Алексеевич Черенков в 1934 г. обнаружил специфическое голубое свечение жидкостей при воздействии на них гамма-излучения. Позже было установлено, что это свечение вызывается электронами, движущимися со скоростями, превышающими скорость света в данной среде.

Теоретическое объяснение этого явления разработали в 1937 г. Игорь Евгеньевич Тамм и Илья Михайлович Франк. В 1958 г. Черенков, Тамм и Франк были награждены Нобелевской премией по физике.

Черенковское излучение лежит в основе работы детекторов быстрых заряженных частиц.

1946—

1954

Атомный реактор

Под руководством советского физика Игоря Васильевича Курчатова (Институт атомной энергии) сооружена первая в мире атомная электростанция — Обнинская АЭС. Ему же принадлежит серия глобальных открытий в области ядерной физики.

В их числе — создание первого в Европе атомного реактора, первой в СССР атомной бомбы, первой в мире термоядерной бомбы.

1960

Лазер


Александр Михайлович Прохоров (1916—2002), один из основателей квантовой электроники и создатель лазерных технологий, совместно с Николаем Геннадиевичем Басовым (1922—2001) стал обладателем Нобелевской премии по физике за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию генераторов и усилителей на лазерно-мазерном принципе.

Благодаря работам советским учёным стала активно развиваться лазерная техника во всём мире. Сегодня она применяется в биологии, медицине, технике и промышленности.

1963

Полупроводниковый лазер


В конце 1960-х гг. физик Жорес Алфёров сконструировал первый в мире полупроводниковый лазер на выращенных им гетероструктурах. Открытия Алфёрова заложили основу современной информационной техники.

Это лазеры, передающие информационные потоки посредством оптоволоконных сетей Интернета, это технологии, лежащие в основе мобильных телефонов, устройства, декорирующие товарные ярлыки, запись и воспроизведение информации CD-дисков и многое другое.

В 2000 г. академик Жорес Алфёров удостоился Нобелевской премии по физике.

2004

Получение графена


Один из первых методов получения графена был предложен в 2004 г. российскими учёными Андреем Геймом и Константином Новосёловым, которые за свои открытия в 2010 г. получили Нобелевскую премию по физике.

Графен — это самое тонкое соединение, известное человеку, оно имеет толщину, соответствующую размеру одного атома.

Графен — самый лёгкий из известных материалов, и одновременно самый прочный, он в 100—300 раз прочнее стали.

Подведение итогов урока

6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Людмила Ивановна Кокурина

Дата: 28.10.2021

Номер свидетельства: 589818


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства