kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Классный час на тему "Вечные ценности. Связь поколений"

Нажмите, чтобы узнать подробнее об олимпиадах

классный час способствует развитию умения коллективного анализа проблемы

Просмотр содержимого документа
«классный час на тему "Вечные ценности. Связь поколений"»

Конспект

Классного часа в 10 классе «Вечные ценности. Связь поколений»

Цель: Нравственное воспитание, повышение уровня знаний по морально – этическим проблемам.

Задачи: Работать с понятиями «долг» и «совесть»; организовать возможность коллективного обсуждения, активного обмена мыслями и взглядами; развивать умения коллективного анализа проблемы; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения.

Оборудование: Проектор, магнитофон, карточки.


Ход занятия:



Эпиграфы на доске:

« Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми – это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья – свободы»

В. С. Сухомлинский


« Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».

Л.Н.Толстой


Звучит отрывок песни « Где-то далеко» в исполнении В. Кикабидзе.

Учитель читает притчу. По ходу чтения на экране появляются слова: ЗЛО: зависть, эгоизм, амбиции. ДОБРО: мир, надежда, любовь, совесть, долг, истина.

Когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину:

_ В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, эгоизм, амбиции. Другой волк представляет добро: мир, надежду, любовь, совесть, долг, истину.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

_ А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

_ Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.


Учитель: _ О чем идет речь в этой притче?

Учащиеся: _ О добре и зле;

_ О победе добра над злом. Потому что добро должно побеждать зло;

_ О ценностях жизни;

_ Об отношениях взрослых и детей.


Учитель: _Хорошо. Спасибо. Как мы назовем наш классный час?

Учащиеся: _ Ценности жизни.

Учитель: _ Верно. Все это называется ценностями жизни. А они вечны. Тема нашего классного часа звучит так: « Вечные ценности. Связь поколений» Ну а почему «Связь поколений», мы с вами узнаем в ходе классного часа.



Учитель: Для начала вспомним то, что уже знаем. На прошлом классном часе мы с вами составляли рецепт счастья. Вспомните, пожалуйста, из каких компонентов состоял рецепт?

Ответы детей.


Учитель: Здоровье свое и здоровье близких, любовь, хорошее настроение и частично неадекватное поведение в положительном смысле. Это было эксклюзивное дополнение Альберта, со словами которого вы согласились.


Но к имеющемуся рецепту счастья нам нужно сегодня обсудить два понятия: долг и совесть, о которых говорилось в притче. И потом решить: нужно ли добавить эти два компонента в наш рецепт счастья. Для этого мы разделились на три группы.

Первая группа будет представлять детей, и выражать ваши мнения.

Вторая группа, представляя родителей, будет защищать позицию родителей.

И третья группа – эксперты. Вам нужно будет выражать мнение, опираясь на факты, философские понятия и высказывания великих людей. У вас на столе есть карточки, слова. Вам можно ими пользоваться.


Учитель: Итак. Наверное, самые значительные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: « Ты должен!». Наши первые обязанности возникают в семье. Для маленького ребенка эти слова означают начало его вступления в большой круг последующих жизненных обязанностей. Но человек растет. По мере взросления мир человека все больше усложняется. Усложняются и его обязанности. Подумайте и назовите, какие новые обязанности появляются у человека по мере взросления и дальнейшей социализации?


Работа в группах. ( звучит негромкая музыка)


Дети: Обязанность учиться. Жить по определенным школьным правилам и тд.

Родители: По мере взросления появляется обязанность трудиться. Обязанности по дому. Итд. Иначе как бы существовало общество?

Эксперты: Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены этого общества непременно выполняют свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей.

Итак, человек ДОЛЖЕН.

Что же такое ДОЛГ? И перед кем долг?

Отвечают как родители, так и дети (без обсуждений).

На экране появляется запись: Обязанности должны выполняться.

ДОЛГ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ. Что это и как это? Легко это или трудно? Как часто мы задумываемся над этим? И думаем ли над этим вообще?

Ответы всех трех групп (после обсуждения).

Дети: Долг перед самим собой - состояться в этой жизни. Стать образованным, умным в своем деле и тд.

Родители: Состояться – это не так-то просто. Ведь для этого надо быть высоконравственной личностью. А для этого надо как минимум быть добродушным, любить людей, стремиться делать им добро. Итд.

Эксперты: Долг перед самим собой – это обязанность по отношению к самому себе.

Слова Махатмы Ганди: « Человек – продукт своих доминирующих мыслей. Ибо он остается тем, о чем думает на протяжении большого количества времени».


Учитель: Из всего этого вытекает руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе и осознание своего ДОЛГА ПЕРЕД ЛЮДЬМИ. Что же затрагивает это понятие?



Двум группам раздаются разные ситуации, которые нужно обсудить и высказать мнение по ситуациям

.

Ситуация для родителей: Из 25 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок

.

Ситуация для учеников: Ученики двух классов работают на субботнике. Начался сильный дождь. Один класс бросает все и уходит домой. Ребята другого класса уходят только после того как заканчивают работу.


Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, чувстве стыда, о совести, своих обязанностях. Каждая группа высказывает мнение от своего статуса (после обсуждения).

Вывод учителя: Итак, каждый человек должен выполнять свои обязанности. Выполнять как ученический, так и человеческий долг.


Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ.

Учитель: Ребята, а как вы понимаете Патриотический долг?

Ответы без обсуждений.


Вывод: Да, суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Как выполняли свой патриотический долг наши деды и прадеды.

Вы сейчас просмотрите два отрывка из кинофильмов « А зори здесь тихие..» и «Аты – баты шли солдаты».

Объясните, пожалуйста, в чем заключается патриотический долг в увиденных вами отрывках?

Обсуждения в группах. Затем ответы. ( Музыкальное сопровождение)

Дети: Долг перед погибшими итд

Родители: Долг перед Отечеством и своими родителями. итд


Эксперты: А теперь и ваш долг перед погибшими. Вы участвуете в поисковой работе и « Имена Победы» и Акции «Бессмертный полк».


Учитель: День сегодняшний никогда не похож на день вчерашний. Жизнь идет, и все меняется в ней…Теперь уже сегодняшние дети, то есть Вы, выполняете свой патриотический долг и долг перед родителями. Вы продолжаете дело. Вы становитесь суворовцами, нахимовцами, кадетами, офицерами, Это ведь не для того, чтобы воевать, а чтобы защищать! И чтобы подытожить разговор о патриотическом долге, Даша Горейко прочтет стихотворение Владимира Фирсова «В моей груди звучит набат веков…»


Учитель: В ходе обсуждения прозвучало выражение долг перед родителями. Прослушайте отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.

Учитель:

.

Да, так уж устроено у людей,

Хотите ли вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети своих родителей.

И все же не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить

И побывать в « стариках» и «предках».


Теперь обсудите этот отрывок в своих группах и скажите, в чем же заключается ДОЛГ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ и, наоборот, о РОДИТЕЛЬСКОМ ДОЛГЕ.

Высказывания после обсуждения.


ВЫВОД: Итак, люди на земле разные, со своими взглядами на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие – не полностью, третьи – вообще нарушают. Из-за этого появляются ли какие-то чувства у людей?

Ребята называют


Учитель: Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести.


Учитель: Взаимность долга и совести очевидна. А что вы знаете о СОВЕСТИ?


Высказывания двух групп.


Дети: Совесть корит и обвиняет. Голос совести требует от нас применения определенных усилий. И тд.

Родители: Это качество личности. Это нечто врожденное. Это осознание причиненного кому бы то ни было зла. И тд.

Затем эксперты:

СОВЕСТЬ

Приставка со- -это общность, какая-то сопричастность. Эту приставку мы встречаем и в других словах.

Ученики приводят примеры: со-болезнование, со-трудничество, со- чувствие, со-причастность, со-гласие.

Затем корень – весть.

Что она означает?

Ответы учащихся.

Эксперты: Да, это значит, совесть подает нам весть, дает нам знать, правильно или неправильно мы поступаем.


Учитель: Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?

Ответы в группах без обсуждений.

= Когда он лишает жизни другого человека. Когда люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо!!


Учитель: Вспомните, пожалуйста, произведение А.С.Пушкина « Станционный смотритель». Обсудите в группах и выскажите свои мысли по поводу угрызений совести в этом произведении.

Ответы по группам.

Героиню мучили угрызения совести. Она не успела к отцу, опоздала. Не успела показать свою любовь к отцу. Брак счастливый, все хорошо, но…..счастья-то нет…..


Учитель: Есть такая народная мудрость: « У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится».

Многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?

Ответы по группам без обсуждений.

А сейчас предлагаю вам задание, где бы вы закончили начатые предложения, связав их с ситуациями из вашей жизни, касаемо долга и совести.


У вас на столах карточки со следующими пунктами:

_ Мог бы, но не сделал…

+ Из этого поправимо…

+ Совершенно забыл о….

_ Виноват, но до сих пор не извинился…

_ В своем поведении мне стоит избегать…

_ Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества как….


Ребята работают с карточками. А в это время звучит песня в исполнении В. Кикабидзе Виноградная косточка» (как фон)

Затем зачитываются некоторые ответы учащихся (анонимно).


Учитель: Признание вины и последующее ее осознание, приводит человека к стремлению исправить хотя бы то, что еще можно, вырабатывает чувство ответственности, долга.

А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. Мы ведь часто слышим эти фразы: « Не бери в голову», «Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.

На экране строки из стихотворения Н. Рыленкова……

Прочтите строки из стихотворения Н.Рыленкова

Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяем собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.


Итак, мы с вами сегодня затронули очень важные понятия для жизни каждого человека и всего общества в целом.

Давайте попытаемся сделать выводы. Что же такое быть человеком? Что значит жить по совести? Что такое долг и совесть?

Примерные ответы:

_ Быть человеком – значит жить по совести. А значит, быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед самим собой и людьми.

_ Жить по совести – значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать душевные и телесные способности для стремлений к добру, истине, справедливости.

_ Не забывать опыт предыдущих поколений.


Вернемся к началу классного часа. Нам ведь нужно было решить еще один вопрос: нужно ли добавить долг и совесть в наш рецепт счастья. Что скажете по этому поводу?


Ответы групп без обсуждений.


Мы с вами сегодня поработали в группах. И нам нужно оценить как же работала каждая группа. Оцениваем следующим образом:

Дети – родителей,

Родители – экспертов,

Эксперты – детей.


Оценили. Молодцы. А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание. Сделать подборку высказываний знаменитых людей о долге и совести.




Завершается классный час кадрами из кинофильма « Вечный зов» с песней « Чувство Родины»


Материал для экспертной группы:

Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.

Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.

« Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе». (И.Гете, немецкий прозаик, поэт).

Просто живи по законам нравственности.

« Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит).

« Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т.Джефферсон, третий президент США).

Можешь осознать или нет – вот в чем вопрос.

« Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного ТЫ…» (Л.Фейербах, немецкий мыслитель, философ).

Я, конечно, дороже, чем ТЫ, но что потом делать с совестью?

« Человек – продукт своих доминирующих мыслей. Ибо он остается тем, о чем думает на протяжении большего количества времени» (Махатма Ганди, индийский политический деятель, философ).











Нажмите, чтобы подать заявку на олимпиады проекта Видеоуроки в Интернет


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
классный час на тему "Вечные ценности. Связь поколений"

Автор: Телякова Фарида Равилевна

Дата: 15.11.2016

Номер свидетельства: 359038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#804 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Самая высшая ценность Казахстана - его независимость."
    ["seo_title"] => string(57) "samaia-vysshaia-tsiennost-kazakhstana-iegho-niezavisimost"
    ["file_id"] => string(6) "265256"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449886392"
  }
}
object(ArrayObject)#826 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(214) "Классный  час: «Путь в  будущее»,   посвященный основным направлениям Послания  Президента народу  Казахстана 2014 года "
    ["seo_title"] => string(126) "klassnyi-chas-put-v-budushchieie-posviashchiennyi-osnovnym-napravlieniiam-poslaniia-priezidienta-narodu-kazakhstana-2014-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "131668"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416206390"
  }
}

Личный сайт учителя и сертификат бесплатно!!!
Получите в подарок сайт учителя




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Комплекты
Удобный поиск материалов для учителей




Нажмите, чтобы узнать подробности


Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства