Просмотр содержимого документа
«классный час на тему "Вечные ценности. Связь поколений"»
Конспект
Классного часа в 10 классе «Вечные ценности. Связь поколений»
Цель: Нравственное воспитание, повышение уровня знаний по морально – этическим проблемам.
Задачи: Работать с понятиями «долг» и «совесть»; организовать возможность коллективного обсуждения, активного обмена мыслями и взглядами; развивать умения коллективного анализа проблемы; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения.
Оборудование: Проектор, магнитофон, карточки.
Ход занятия:
Эпиграфы на доске:
« Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми – это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья – свободы»
В. С. Сухомлинский
« Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону».
Л.Н.Толстой
Звучит отрывок песни « Где-то далеко» в исполнении В. Кикабидзе.
Учитель читает притчу. По ходу чтения на экране появляются слова: ЗЛО: зависть, эгоизм, амбиции. ДОБРО: мир, надежда, любовь, совесть, долг, истина.
Когда-то давно старик открыл своему внуку жизненную истину:
_ В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, эгоизм, амбиции. Другой волк представляет добро: мир, надежду, любовь, совесть, долг, истину.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
_ А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
_ Всегда побеждает волк, которого ты кормишь.
Учитель: _ О чем идет речь в этой притче?
Учащиеся: _ О добре и зле;
_ О победе добра над злом. Потому что добро должно побеждать зло;
_ О ценностях жизни;
_ Об отношениях взрослых и детей.
Учитель: _Хорошо. Спасибо. Как мы назовем наш классный час?
Учащиеся: _ Ценности жизни.
Учитель: _ Верно. Все это называется ценностями жизни. А они вечны. Тема нашего классного часа звучит так: « Вечные ценности. Связь поколений» Ну а почему «Связь поколений», мы с вами узнаем в ходе классного часа.
Учитель: Для начала вспомним то, что уже знаем. На прошлом классном часе мы с вами составляли рецепт счастья. Вспомните, пожалуйста, из каких компонентов состоял рецепт?
Ответы детей.
Учитель: Здоровье свое и здоровье близких, любовь, хорошее настроение и частично неадекватное поведение в положительном смысле. Это было эксклюзивное дополнение Альберта, со словами которого вы согласились.
Но к имеющемуся рецепту счастья нам нужно сегодня обсудить два понятия: долг и совесть, о которых говорилось в притче. И потом решить: нужно ли добавить эти два компонента в наш рецепт счастья. Для этого мы разделились на три группы.
Первая группа будет представлять детей, и выражать ваши мнения.
Вторая группа, представляя родителей, будет защищать позицию родителей.
И третья группа – эксперты. Вам нужно будет выражать мнение, опираясь на факты, философские понятия и высказывания великих людей. У вас на столе есть карточки, слова. Вам можно ими пользоваться.
Учитель: Итак. Наверное, самые значительные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: « Ты должен!». Наши первые обязанности возникают в семье. Для маленького ребенка эти слова означают начало его вступления в большой круг последующих жизненных обязанностей. Но человек растет. По мере взросления мир человека все больше усложняется. Усложняются и его обязанности. Подумайте и назовите, какие новые обязанности появляются у человека по мере взросления и дальнейшей социализации?
Работа в группах. ( звучит негромкая музыка)
Дети: Обязанность учиться. Жить по определенным школьным правилам и тд.
Родители: По мере взросления появляется обязанность трудиться. Обязанности по дому. Итд. Иначе как бы существовало общество?
Эксперты: Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены этого общества непременно выполняют свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей.
Итак, человек ДОЛЖЕН.
Что же такое ДОЛГ? И перед кем долг?
Отвечают как родители, так и дети (без обсуждений).
На экране появляется запись: Обязанности должны выполняться.
ДОЛГ ПЕРЕД САМИМ СОБОЙ. Что это и как это? Легко это или трудно? Как часто мы задумываемся над этим? И думаем ли над этим вообще?
Ответы всех трех групп (после обсуждения).
Дети: Долг перед самим собой - состояться в этой жизни. Стать образованным, умным в своем деле и тд.
Родители: Состояться – это не так-то просто. Ведь для этого надо быть высоконравственной личностью. А для этого надо как минимум быть добродушным, любить людей, стремиться делать им добро. Итд.
Эксперты: Долг перед самим собой – это обязанность по отношению к самому себе.
Слова Махатмы Ганди: « Человек – продукт своих доминирующих мыслей. Ибо он остается тем, о чем думает на протяжении большого количества времени».
Учитель: Из всего этого вытекает руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе и осознание своего ДОЛГА ПЕРЕД ЛЮДЬМИ. Что же затрагивает это понятие?
Двум группам раздаются разные ситуации, которые нужно обсудить и высказать мнение по ситуациям
.
Ситуация для родителей: Из 25 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок
.
Ситуация для учеников: Ученики двух классов работают на субботнике. Начался сильный дождь. Один класс бросает все и уходит домой. Ребята другого класса уходят только после того как заканчивают работу.
Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, чувстве стыда, о совести, своих обязанностях. Каждая группа высказывает мнение от своего статуса (после обсуждения).
Вывод учителя: Итак, каждый человек должен выполнять свои обязанности. Выполнять как ученический, так и человеческий долг.
Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДОЛГ.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете Патриотический долг?
Ответы без обсуждений.
Вывод: Да, суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Как выполняли свой патриотический долг наши деды и прадеды.
Вы сейчас просмотрите два отрывка из кинофильмов « А зори здесь тихие..» и «Аты – баты шли солдаты».
Объясните, пожалуйста, в чем заключается патриотический долг в увиденных вами отрывках?
Обсуждения в группах. Затем ответы. ( Музыкальное сопровождение)
Дети: Долг перед погибшими итд
Родители: Долг перед Отечеством и своими родителями. итд
Эксперты: А теперь и ваш долг перед погибшими. Вы участвуете в поисковой работе и « Имена Победы» и Акции «Бессмертный полк».
Учитель: День сегодняшний никогда не похож на день вчерашний. Жизнь идет, и все меняется в ней…Теперь уже сегодняшние дети, то есть Вы, выполняете свой патриотический долг и долг перед родителями. Вы продолжаете дело. Вы становитесь суворовцами, нахимовцами, кадетами, офицерами, Это ведь не для того, чтобы воевать, а чтобы защищать! И чтобы подытожить разговор о патриотическом долге, Даша Горейко прочтет стихотворение Владимира Фирсова «В моей груди звучит набат веков…»
Учитель: В ходе обсуждения прозвучало выражение долг перед родителями. Прослушайте отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова.
Учитель:
.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите ли вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети своих родителей.
И все же не стоит детей корить,
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить
И побывать в « стариках» и «предках».
Теперь обсудите этот отрывок в своих группах и скажите, в чем же заключается ДОЛГ ПЕРЕД РОДИТЕЛЯМИ и, наоборот, о РОДИТЕЛЬСКОМ ДОЛГЕ.
Высказывания после обсуждения.
ВЫВОД: Итак, люди на земле разные, со своими взглядами на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие – не полностью, третьи – вообще нарушают. Из-за этого появляются ли какие-то чувства у людей?
Ребята называют
Учитель: Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести.
Учитель: Взаимность долга и совести очевидна. А что вы знаете о СОВЕСТИ?
Высказывания двух групп.
Дети: Совесть корит и обвиняет. Голос совести требует от нас применения определенных усилий. И тд.
Родители: Это качество личности. Это нечто врожденное. Это осознание причиненного кому бы то ни было зла. И тд.
Затем эксперты:
СОВЕСТЬ
Приставка со- -это общность, какая-то сопричастность. Эту приставку мы встречаем и в других словах.
Эксперты: Да, это значит, совесть подает нам весть, дает нам знать, правильно или неправильно мы поступаем.
Учитель: Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?
Ответы в группах без обсуждений.
= Когда он лишает жизни другого человека. Когда люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо!!
Учитель: Вспомните, пожалуйста, произведение А.С.Пушкина « Станционный смотритель». Обсудите в группах и выскажите свои мысли по поводу угрызений совести в этом произведении.
Ответы по группам.
Героиню мучили угрызения совести. Она не успела к отцу, опоздала. Не успела показать свою любовь к отцу. Брак счастливый, все хорошо, но…..счастья-то нет…..
Учитель: Есть такая народная мудрость: « У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится».
Многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?
Ответы по группам без обсуждений.
А сейчас предлагаю вам задание, где бы вы закончили начатые предложения, связав их с ситуациями из вашей жизни, касаемо долга и совести.
У вас на столах карточки со следующими пунктами:
_ Мог бы, но не сделал…
+ Из этого поправимо…
+ Совершенно забыл о….
_ Виноват, но до сих пор не извинился…
_ В своем поведении мне стоит избегать…
_ Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества как….
Ребята работают с карточками. А в это время звучит песня в исполнении В. Кикабидзе Виноградная косточка» (как фон)
Затем зачитываются некоторые ответы учащихся (анонимно).
Учитель: Признание вины и последующее ее осознание, приводит человека к стремлению исправить хотя бы то, что еще можно, вырабатывает чувство ответственности, долга.
А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. Мы ведь часто слышим эти фразы: « Не бери в голову», «Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.
На экране строки из стихотворения Н. Рыленкова……
Прочтите строки из стихотворения Н.Рыленкова
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяем собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Итак, мы с вами сегодня затронули очень важные понятия для жизни каждого человека и всего общества в целом.
Давайте попытаемся сделать выводы. Что же такое быть человеком? Что значит жить по совести? Что такое долг и совесть?
Примерные ответы:
_ Быть человеком – значит жить по совести. А значит, быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед самим собой и людьми.
_ Жить по совести – значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать душевные и телесные способности для стремлений к добру, истине, справедливости.
_ Не забывать опыт предыдущих поколений.
Вернемся к началу классного часа. Нам ведь нужно было решить еще один вопрос: нужно ли добавить долг и совесть в наш рецепт счастья. Что скажете по этому поводу?
Ответы групп без обсуждений.
Мы с вами сегодня поработали в группах. И нам нужно оценить как же работала каждая группа. Оцениваем следующим образом:
Дети – родителей,
Родители – экспертов,
Эксперты – детей.
Оценили. Молодцы. А теперь запишите, пожалуйста, домашнее задание. Сделать подборку высказываний знаменитых людей о долге и совести.
Завершается классный час кадрами из кинофильма « Вечный зов» с песней « Чувство Родины»
Материал для экспертной группы:
Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.
Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.
« Долг – это любовь к тому, что сам приказываешь себе». (И.Гете, немецкий прозаик, поэт).
Просто живи по законам нравственности.
« Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит).
« Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т.Джефферсон, третий президент США).
Можешь осознать или нет – вот в чем вопрос.
« Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного ТЫ…» (Л.Фейербах, немецкий мыслитель, философ).
Я, конечно, дороже, чем ТЫ, но что потом делать с совестью?
« Человек – продукт своих доминирующих мыслей. Ибо он остается тем, о чем думает на протяжении большего количества времени» (Махатма Ганди, индийский политический деятель, философ).