« Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством» (Конфуций) "
« ...Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует". (Ф.Бэкон)
Цели:
1.Воспитание в обучающихся человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жизни.
Способствовать усвоению понятий: «доброта», «чуткость», «милосердие», а также развитию нравственного самопознанию.
3.Усвоение обучающимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.
Задачи:
1. Помочь обучающимся раскрыть содержание понятия «милосердие».
2. Способствовать развитию нравственных качеств учащихся.
3.Обучать навыкам группового взаимодействия, умение работать в команде
Технологии
технология проблемного обучения, информационные технологии, групповая технология
Ход классного часа:
Приветствие. Каждый человек наделен определенными качествами. Качества бывают положительные и отрицательные. Как правило, мы не всегда бываем довольны теми качествами, которыми мы обладаем. У вас есть сейчас замечательная возможность выбрать те качества, которые вы хотели бы видеть в себе и близком для вас человеке, друге, любимом человеке.
Выберите из предложенного списка четыре качества для себя и четыре для друга, причем они не должны повторятся.
Какие качества вы выбрали для друга? (комментарии)
Посмотрите, в большинстве случаев для себя вы выбрали рациональные качества, качества делового человека, а для друга - доброту, сострадание, отзывчивость, чуткость. Почему? (ответы учащихся)
Вы правы. Ответ простой – потому, что нам этого не хватает. Мы все спешим, торопимся, строим карьеру и у нас нет времени оглянуться по сторонам и увидеть, как много среди нас тех, кто нуждается в нашей доброте, внимании и отзывчивости одним словом …- милосердии.
Итак, тема нашего классного часа «Милосердие - зеркало души человека».
Сегодня мы дадим определение слову «милосердие».
Обсудим что побуждает человека проявлять милосердие.
Узнаем модно ли в наше время быть милосердным
Вспомним случаи проявления милосердия из прессы, литературы, СМИ
Я предлагаю вам две жизненные ситуации, а вас попрошу подумать, можно ли говорить в этих случаях о милосердии?
Военный конфликт. В госпитале спасают жизнь местному мальчишке, который потерял много крови. Врачи делают все возможное, но все осложняется тем, что у него - редкая группа крови. Она нашлась у одного мальчика, который понял из разговоров врачей только одно слово «смерть». Он молча лег на кушетку. Пока шла процедура мальчик лежал и плакал, когда нашли переводчика, он его спросил:
«Тебе больно?» - «Нет»
«Тебе страшно?» - «Нет».
« Тогда почему ты плачешь?» - «Я не хочу умирать».
« Почему ты думаешь, что ты умрешь?»
« Потому что я отдам всю кровь.»
« Тогда зачем ты согласился на это?»
« Так это же мой друг!»
(обсуждение)
Возле подъезда многоэтажки стоит скамья, на которой каждый день можно увидеть сидящую старушку. Она всегда одна. Когда-то она была актрисой в театре, имела много денег и поклонников, но все это осталось позади, и вот теперь она стара и одинока. Старушки из подъезда ее недолюбливают и не общаются с ней, потому что считают какой-то особенной, вроде аристократки. Им кажется, что она смотрит на них свысока и т.д. Мальчишки эту старушку тоже не любят.
Однажды произошел такой случай. Старушка не могла прожить на свою маленькую пенсию и собирала во дворе бутылки. Компания ребят проходила мимо, и один парень поднял пустую бутылку, и хотел было сунуть ее в сетку старушке, но ребята подняли его на смех. Он криво улыбнулся и отшвырнул бутылку в сторону. Старушка сама подошла и подняла бутылку, а в это время подростки кривляясь, прыгали вокруг неё.
Каким-то образом их учитель узнал об этом случае. Он завел разговор о милосердии, посоветовал ребятам извиниться перед несчастной женщиной, а вместо того, чтобы ерничать, лучше подарить ей коробку конфет. Ребята согласились. Когда они подошли к подъезду, то увидели, что на скамье рядом со старушкой сидит и разговаривает какая-то молодая и красивая женщина.
Исполнитель миссии милосердия картинно, с вытянутой вперед рукой с коробкой конфет подошел к сидящим. Старушка вся засветилась, заулыбалась и даже руками всплеснула - видимо, догадалась, в чем дело.
Есть ли проявления милосердие в этой ситуации? Обоснуйте? (обсуждение)
Считаете ли вы, что человек бросивший кость собаке - милосерден. (да - нет)
Мудрецы считают, кость, брошенная собаке, не есть милосердие; милосердие - это кость, поделенная с собакой, когда ты голоден.
В наше сложное время милосердие нужно многим из нас. К сожалению, в наши дни популярно мнение, что милосердие изгнано из наших душ. Но, быть может, именно сейчас нам следует вернуться к этому чувству? Истинное милосердие - это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении. (Хелен Келлер)
Приведите примеры милосердия из прессы, литературы, жизни. ( Учащиеся рассуждают, приводят примеры)
- Кому милосердие и сострадание нужнее всего?
- Стоит ли рассказывать всем о своих милосердных поступках и ждать за них благодарности?
- Можно ли упрекать других людей за то, что они не проявляют милосердия?
Во время просмотра слайдов не появилось ли у вас чувство жалости? Являются ли слова жалость и милосердие синонимами?
Часто мы видим нищих на улицах своих городов. Всем их жалко, не так ли? Мы жалостливы, но редко милосердны. И лишь те, кто милосерден, помогут нищему хотя бы одной монетой.
Проявлять милосердие - значит предпринимать что-либо для помощи нуждающимся.
Проявлять жалость - сочувствовать и ничего не делать.
Не редки случаи в наше время, когда общество забывает о людях, которые оказались в трудной ситуации и нуждаются в чьей-то поддержке, сострадании, милосердии. Как бы вы поступили в том случае, если бы узнали о таких людях?
А знаете ли вы, что в нашем лицее проводятся Акции поддержки детей из детских домов? Катя Пашкович расскажет вам об этом (рассказ ученицы, показ слайдов).
Итак, вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале классного часа. Давайте посмотрим сможем ли мы ответить на вопросы сейчас.
Я надеюсь, что после этого классного часа вам захочется проявить участие и доброту не только к близким, но и к совершенно незнакомым людям, нуждающимся в вашей помощи .
Помогать нужно всем, кто просит и ждет нашей помощи. Всем тем, кто обделен вниманием. И тут не надо раздумывать и пытаться выстроить в своем сердце «очередность». Помогать нужно до тех пор, пока есть такая возможность и силы. И не обманывать себя мыслью, что не уверен в своих силах, а потому лучше уж и совсем не начинать. Даже если мы пришли в больницу или детский дом всего только несколько раз, а потом поймем, что это нам не под силу — главное, что первый шаг уже сделан, и это, возможно, изменит чью-то жизнь .
Я предлагаю сейчас каждому из нас сделать первый для себя шаг к милосердию. Мы заканчиваем классный час. На прощание давайте зажжём свечу и, передавая её из рук в руки, от всей души скажем друг другу доброе слово, пожелание (передают свечу).
Я хочу поблагодарить вас за активное участие в классном часе и пожелать помогать людям в трудной ситуации бескорыстно, творить добро для людей, не задумываясь о том, что ты сделал. Ведь это и есть настоящее милосердие.