Классный час для 5 класса на тему "Граффити. Искусство или вандализм?"
Цель: Расширить кругозор учащихся в сфере современного искусства.
Задачи:
1) Воспитывать вкус и бережное отношение к своему дому, городу
2) Развивать творческие способности на примере выполнения граффити
3) Способствовать становлению критического мышления.
Этапы:
1) Определение понятия «граффити»
2) Выявление его положительных и отрицательных сторон
3) Знакомство с образом жизни художников-граффитистов
4) Создание собственного граффити по образцу
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, у каждого из учеников должны быть цветные ручки или фломастеры и лист бумаги.
На слайде слово граффити, выполненное в этой технике.
Или же классные руководители, увлекающиеся рисованием, могут сами изобразить это слово на доске. (Учащихся это впечатлит. Проверено!)
Ход мероприятия:
1. Определение понятия «граффити»
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы уже догадались какой теме посвящен наш классный час сегодня?
Ученики: Здравствуйте, да, это граффити.
Учитель: Верно. Объясните своими словами что такое граффити?
Ученики: Это рисунки на стене.. Нет, это любые надписи на стене! (Здесь могут возникнуть разногласия. Тогда можно показать подборку или коллаж из фотографий и объяснить, что все это - граффити).
Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на эти фото. Это всё - граффити: и рисунки, и красиво оформленные слова, и даже просто закорючки, которые красуются на гаражах и заборах. Последнее получило название теггинг. От англ. "тег" - подпись, закорючка.
2. Выявление положительных и отрицательных сторон
Учитель: Как вы считаете, граффити - это хорошо или плохо?
Учащиеся выражают свое мнение и неизбежно приходят к выводу, что однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя.
Учитель: Давайте посмотрим, когда нам, обывателям от них хорошо?
Учащиеся высказывают свои идеи, которые учитель фиксирует на доске. Затем, каждый плюс обсуждается отдельно с демонстрацией подходящих примеров.
1) Красиво выполненный рисунок
Приятно посмотреть на работу действительно талантливых художников.
Интересным примером здесь может послужить граффити в музейном дворике Милана. Он выполнен в виде фрески и имеет художественную ценность
2) Это интересное занятие для молодежи.
Действительно очень многие молодые люди всерьез увлекаются граффити. В связи с этим в некоторых крупных городах проводятся специальные фестивали, где художники могут легально разрисовать стену и показать свои умения во всей красе.
3) Облагораживание города
Зачастую в городах можно встретить совершенно неэстетичные развалины или монотонные серые заборы. Есть немало примеров, когда появление граффити на них преображает городской пейзаж.
4) Эффективное привлечение внимания к социальным и политическим проблемам
Существует отдельное течение – Бэнкси – это граффити на социальные и политические темы. Они названы по псевдониму андеграудного художника, который специализировался на рисунках такого плана. Их отличают простота исполнения и яркость образа, который порой может повергнуть в шок.
5) Положительные эмоции
Граффити, выполненные с юмором, поднимут настроение и надолго останутся в памяти.
Учитель: А теперь скажите, когда граффити это плохо?
Высказывания учащихся также фиксируются на доске, и обсуждение идет примерно по следующим пунктам:
1) Вандализм
Те случаи, когда с помощью рисунков и надписей портятся памятники, предметы искусства, транспорт, стены подъездов и т.п. – называются вандализмом. Цель вандалов - не украсить, а наоборот испортить предмет. Здесь, как правило, используются не изображения, а теггинг (подписи).
2) Дыра в городском бюджете
Этот минус вытекает из первого. Если вандалы испортили стену дома, общественный транспорт или архитектурный памятник, то городским властям приходится нести непредвиденные траты на их восстановление.
3) Создание негативной атмосферы
Вы, наверняка, замечали, что в исписанных подъездах начинаешь чувствовать себя неуютно. Возникает ощущение неопрятности, заброшенности, даже опасности, что, конечно же, тоже является большим минусом.
4) Плохая графика
И, наконец, случаи, когда граффити выполнено некачественно. Такие работы вместо эстетического удовольствия вызывают только недоумение.
Учитель: Итак, к какому выводу мы пришли?
Ученики: Граффити – это хорошо, если не является актом вандализма.
Учитель: Верно. Я могу вам очень ярко продемонстрировать эту разницу между искусством и вандализмом на примере истории одной стены в Витебске. Однажды на стене появилось изображение известного российского актера Евгения Леонова. Вы его знаете? Откуда этот кадр?
Ученики: Да. Это фильм «Джентльмены удачи».
Учитель: Правильно, молодцы. Но вскоре кому-то вздумалось испортить рисунок, и он облил стену краской.
Художник исправил это недоразумение, но вредителя это не остановило, и он вновь измазал изображение краской. Так повторялось несколько раз, пока, наконец, отчаявшийся автор не закрасил полностью свое творение.
Для хулиганов он оставил сообщение, которое кстати, является высказыванием того самого Евгения Леонова: «Говорят сейчас другое время, другой Бог, другая нравственность, другая правда. Но в том-то и дело, что другого Бога не бывает, и другой нравственности не бывает, и другой правды. Все затоптать нельзя. Особенно в искусстве». Как вы думаете, повлияли эти слова на нарушителей? К счастью да, и позднее на месте этой надписи художник изобразил героев другого всеми любимого советского фильма. Думаю, они вам знакомы. Кто это?
Ученики: Это Трус, Балбес и Бывалый из фильма «Операция Ы или новые приключения Шурика».
Учитель: Вы правы.
3. Знакомство с образом жизни художников-граффитистов
Учитель: А теперь давайте узнаем, каково это быть художником-граффитистом?
Демонстрируется фрагмент передачи «Опыты дилетанта. Граффити. Раскрашивая жизнь». https://www.youtube.com/watch?v=RCp2OLoq19g&t=273s
Учитель: Остальное, если захотите, вы досмотрите дома, а сейчас попробуем себя в искусстве граффити?
4. Создание собственного граффити по образцу
Учитель: Я предлагаю вам пошаговую инструкцию как научиться рисовать буквы в таком стиле. Так как надписи в основном выполняются на английском языке, то и буквы у нас будут тоже из английского алфавита. Вы можете написать свое имя или выбрать любое английское слово, которое вам нравится.
Эти рисунки остаются вам на память. Спасибо всем за участие!
Как показала апробация материала, тема классного часа является актуальной. Учащиеся с удовольствием делились своим мнением, впечатлениями от настенных изображений, которые сами видели в разных городах, с увлечением писали свои имена предложенным шрифтом.