Просмотр содержимого документа
«Классный час "10 Заповедей - основа нравственности человечества". Материал из опыта работы педагога по духовно-нравственному воспитанию.»
Классный час
«Десять Заповедей – основа нравственности человечества»
18.02.2025
Цель: познакомить воспитанников с 10 заповедями, развивать потребность выполнять заповеди
1.2.Новый (последний) Завет
На первой каменной плите были начертаны первые четыре Заповеди, приводящие в порядок наши отношения к Богу.
1.Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других Богов пред лицем моим.
Это значит, что Бог един, и нет других Богов, кроме Него:
в этой, самой первой заповеди говориться о том, что человек должен верить только в Господа, только в него одного и ни в какие сомнительные истины верить он не должен;
нельзя гадать, верить в колдовство, шаманство и так далее;
надеяться надо больше на Господа, а не на людей, ибо сила Христа несравненно велика.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
Это значит: не обожествляй творение как Творца:
здесь говорит Господь о том, что нельзя преклоняться пред людьми, зверями, какими-то непонятными идолами;
кланяться можно только пред иконами во время молитвы.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
В этой заповеди Христос хочет до нас донести, что имя его надо упоминать только в молитвах или священных разговорах.
Нельзя в то время, когда, например, вы упали, поскользнулись или испугались говорить: «Господи!», как это делают очень многие. Это считается грехом.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - субботу Господу Богу твоему.
Это значит: шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих:
в этой заповеди говориться о том, что нужно с понедельника по пятницу заниматься делами, хозяйством или ходить на работу, а вот седьмой день недели — воскресенье, посвятить Господу и провести его в молитве;
в воскресенье, как правило, ходят в церковь, молятся, исповедаются там и ставят свечки за здравие живых и за упокой умерших.
Следующие пять Заповедей определяют взаимодействие межу людьми.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Это значит: поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро на этом свете.
здесь Господь хотел сказать, что нужно никогда не забывать о людях, которые нам дали жизнь и воспитали;
они потратили на нас свое время и здоровье и мы должны в старости их окружить заботой и вниманием;
нельзя перечить родителям, ругать их, осуждать и тем более поднимать на них руку.
6. Не убивай.
Это значит: жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того – на саму Жизнь Бога. Мы не имеем права, и не можем отнять Жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.
здесь все понятно. Нельзя убивать;
стоит отметить, что нельзя лишать жизни не только людей, но и животных;
здесь даже имеется в виду, что нельзя не просто в прямом смысле убить кого-то, но и доводить своими действиями и словами до самоубийства тоже нельзя;
аборт тоже нельзя, ведь вы уничтожаете при этом ребенка во чреве. Это тоже убийство.
7. Не прелюбодействуй.
Это значит: не имей незаконной связи с женщиной. Прелюбодейство разрушает человека телесно и душевно. Прелюбодеи обычно искривлены, как смычок, прежде старости и завершают свою жизнь в ранах, муках и безумии.
в этой заповеди Христос хотел нам сообщить, что не гоже предаваться плотским утехам неженатым людям и чужой жене с чужим мужем;
тот, кто в браке состоит может заниматься сексом, а вот свободные люди свое целомудрие беречь должны.
8. Не укради.
Это значит: не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь.
нельзя брать чужое;
здесь Господь за ослушание наказывает даже, если вы украдете что-то совсем незначительное. Эта вещь не ваша и права вы не имеете брать не свое.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Это значит: не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.
в этой заповеди говориться о том, что врать плохо;
нельзя наговаривать на ближнего своего;
нельзя и про себя говорить то, что на самом деле правдой не является;
любая ложь, даже самая на первый взгляд невинная, будет наказана Христом.
Последняя Заповедь призывает к чистоте мысли и желаний.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Это значит: как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Желание – это семя греха. Греховный поступок – это уже урожай от посеянного и возросшего семени.
здесь говориться о том, что завидовать нельзя православному христианину;
если у кого-то есть то, чего нет у тебя, то ты должен просто порадоваться за близкого;
не каждый найдет в себе силы испытать радость за другого без зависти. Это дается не просто;
только тот, кто свято верит в Господа, найдет в себе такие силы и Христос это обязательно оценит.
Нам простым и слабым людям трудно исполнять эти правила. Так как даже мысленное нарушение их является грехом. Но Бог дал возможность исправлять ошибки через покаяние.
I I.Дидактический материал
Данный материал поможет лучше усвоить изучаемый материал по теме десять Заповедей, поможет вызвать интерес у учащихся. Кроме того, материалы помогут осуществить систематический индивидуальный и групповой контроль знаний при проверке домашних заданий и закрепления полученных знаний на уроках; пригодится при составлении олимпиад и конкурсов.
2.1.Тестовые задания к теме: Десять Заповедей Божьих.
1. Задания первого уровня.
Выбери верный вариант (варианты):
1) Сколько всего Главных заповедей в Библии?
А) 2 Б) 10 В) много
2) Для чего православным христианам нужно знать основные заповеди и понимать их смысл?
А) для общего развития Б) для исполнения их В) для тренировки памяти
Г) для знания истории человечества Д) верно всё вышеперечисленное
3) Для православных христиан исполнение заповедей
А) завет родителей Б) выражение верности и любви к Богу
В) верны и А и Б
4) Как выразить одним словом всё содержание заповедей?
А) справедливость Б) мир В) любовь Г) равенство Д) благополучие
5) Есть ли что-то общее в первых четырех заповедях Моисея?
2.1. Прочитайте определение, запишите соответствующие понятия одно под другим. Прочитайте и обведите слово, получившееся из первых букв слов-ответов. Слова записывайте в именительном падеже.
1) Гора, на которой пророку Моисею были даны заповеди;
2) Слово, означающее то, к чему стремятся (перед чем преклоняются) многие люди;
3) Об этих людях говорится в пятой заповеди;
4) Так ещё по-другому называют спасение евреев из египетского плена;
5) В заповеди о запрете зависти говорится «Не …» ;
2.2 Более сложный вариант задания – вопросы из задания 2.1 даются не по порядку, из первых букв слов – ответов предлагается самим составить слово, относящееся к теме урока.
Запишите соответствующие понятия (слова записывай в именительном падеже). Выпишите отдельно первые буквы слов-ответов, составьте из них слово, относящееся к теме урока.
3. Задания третьего уровня.
1) Какие заповеди соблюдали (нарушили) герои сказок? К каким последствиям это привело? Предлагаются сказки «Буратино», «Морозко» и т. п. (на усмотрение учителя).
2) Составьте свод правил (заповеди) поведения в школе (или на уроке) для первоклассников( или учащихся начального звена школы).
Задание можно выполнить совместно с другом (подругой), родителями или самостоятельно.
2.2.Заповеди в стихах
Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях. Объяснить ребёнку заповеди можно простыми словами и в стихотворной форме.
«Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».
Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.
«Пусть только Господь царит в твоем сердце, И только Ему открой сердца дверцу! Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей! Пусть Он управляет и властвует в ней!».
«Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».
Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.
«Господь твой пусть будет единственным Богом, Хоть в жизни всегда разных идолов много, Служи лишь Ему всей душою своей! На Бога надейся, а не на людей!».
«Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.
«Имя Божье напрасно ты не говори! Уважение твое пусть в словах тех горит. Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит, Благодарность и вера в нем вечно звучит!».
«Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».
Это значит, что седьмой день (воскресенье) должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но воскресный день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу. Исполняя четвёртую заповедь, в этот день нужно посетить храм и принять участие в богослужении и Причаститься Христу.
«С Богом жизнь для себя христианин выбирает, И поэтому церковь всегда посещает. Знать о Господе больше он очень стремится, И из Библии мудрости Божьей учиться». Посвящай время Господу – будешь успешен, И Его вечной милостью нежно утешен».
«Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.
«Относись с уважением к папе и маме! Мудрость, опыт родителей стоят внимания! Дорожи ими, слушайся и подчиняйся! Как у Бога характер свой сделать пытайся! И тогда будет жизнь твоя – благополучной. Долгой будет она, и, при этом, нескучной».
«Не убий».
Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.
Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.
«Людей убивает Не только оружье! И жизнь сокращают Порою не ружья, А грубое слово, Поступок бездумный Жизнь рушит другого, Стар он или юный. Людей берегите, Заботьтесь, любите, Всех благословляйте И радость дарите!».
«Не прелюбодействуй».
То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.
«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а). Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу. Над отношениями трудись. Жди Божьего ответа. Не изменяй своей любви. Не нарушай завета».
«Не укради».
Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.
«Тот, кто у людей забрал, Вещи их, путем нечестным, Человек тот вором стал, Это станет всем известно».
«Не лжесвидетельствуй».
Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.
Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.
«Неправду о людях – не произноси! Для этого помощи Божьей проси, Чтоб видеть хорошее в ближних своих. Не злое, а доброе думать о них! Ложь может несчастье с собой принести, А правда к победе твоей привести».
«Не пожелай ничего чужого».
Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога. Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.
«Не желай ничего, чем владеет ближний. Не мечтай, что предмет у кого-то лишний. Эти мысли тебе принесут страданья, Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек по своей природе имеет моральный закон, который проявляется через его совесть. Если человек прислушивается к голосу совести, к словам Божьего учения, то ему открываются многие тайны. Кто же выбирает другой путь, тот разрушает даже то, что имеет, то есть загрязняет грехами душу свою, забывает о ней.
У каждого человека есть собственное представление о добре и зле. Это есть внутреннее убеждение. У разных людей убеждения могут быть разными. Когда они пытаются что-то доказать друг другу, то часто возникают разногласия. Как же прийти к согласию? И только Заповеди Божьи смогут примирить, истребить разногласия.
Заповеди – это предписания по поводу нравственной жизни человека в соответствии с нормами. В них Господь призывает людей к взаимной любви, уважению, честности. Исполнение Заповедей очень важно, так как благодаря этому человек сможет спасти себя от многих бед и обрести счастливую жизнь даже в самые трудные времена. Значение их не уменьшается с веками. Напротив, чем больше жизнь усложняется противоречиями людских мнений, тем больше человек нуждается в ясном и авторитетном руководстве.
Митрополит Антоний Сурожский говорил:
«Заповеди – это не закон, как принуждение, а закон свободы от греха».
Закон не ставит нас в какие-то рамки, а дает свободу от греха.