Цели: Сформировать экологическую культуру детей, способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей.
Задачи:
1. Сформировать представление о роли воды;
2. Воспитывать бережное отношение к водным запасам Земли;
3. Формирование убеждений в необходимости соблюдения мер безопасности на воде.
Учитель: Сегодня мы поговорим на очень волнующую тему. Чтобы узнать, о чем мы будем беседовать, я предлагаю вам разгадать кроссворд
1.Два брата в воду глядятся,
Век не сойдутся ( берега)
2.Не конь, а бежит.
Не лес, а шумит. ( река)
3.Кругом вода, а с питьем беда. ( море)
4. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. ( лёд)
5.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. ( снег)
6. Что за звёздочки сквозные.
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке ( снежинка)
7. Бежит, ревёт и падает в низ. ( водопад)
8. Не вода и не суша
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь. ( болото)
9. Меня часто зовут, дожидаются,
А приду – от меня укрываются. ( дождь)
10. У нас под крышей белый гвоздь висит,
Солнце взойдёт, гвоздь упадёт. ( сосулька)
Ключевое слово: Береги воду.
Учитель : Так о чем мы будем говорить? ( Дети: « О воде.»)
Учитель : Да, воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Без воды не может обойтись ни человек, ни растительный мир, ни животный мир.
Вода – самая удивительная на земле жидкость, бесценный дар природы. Она ничего не стоит, лишь, когда её много. Но когда её нет, ничего дороже и важнее для нашей жизни не найти. Вода даёт нам жизнь. Её надо беречь. 22 марта - Всемирный день водных ресурсов. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.
Ученик : Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Учитель: А теперь рассмотрим такой случай:
«Саша пришёл на берег реки и увидел, что его друг бросал в воду камни и глину.
- Что ты делаешь?- спросил Саша.
- Играю, - ответил друг.
- Ты разве не понимаешь, что загрязняешь воду, а ведь она даёт воду всему нашему городу.
- Странно!- сказал друг, но бросать больше не стал.»
Учитель :Что вы можете сказать об этой ситуации ? Как ещё загрязняется вода?
( Ответы детей)
А вот ещё одна ситуация.
«Учитель попросил Диму принести из школьной библиотеки книгу. Дима вышел в коридор, было тихо. Он услышал, что где-то течёт вода. Дима решил посмотреть. Оказалось, что кто-то забыл закрыть кран. Большая струя воды текла в раковину, а брызги летели в разные стороны. Дима закрыл кран, взял книгу в библиотеке и вернулся в класс.»
Учитель: Что вы можете сказать об этой ситуации? ( Ответы детей)
Учитель: По расчетам специалистов на одного человека в сутки нужно в среднем 250 литров воды. Представьте, что из вашего крана капает вода. Из-за неисправного крана в сутки теряется 100 литров воды, а если кран будет протекать в течение года, будет потеряно примерно 35000 литров чистой пресной воды.
Учитель: Вот нехитрые правила, соблюдение которых позволит обеспечить водой наших потомков:
- Закрывайте кран во время чистки зубов.
- Вовремя устраняйте протечки.
- Не выливайте в канализацию токсичную бытовую химию (растворители, очистители) и лекарственные препараты.
- Не используёте токсичные удобрения в саду.
- Не разбрасывайте мусор вокруг водоёмов.
- Старайтесь мыть машину на специализированных мойках, где применяется система многократного использования воды.
Ученик: Мы любим воду
Мы слышим ручейка медленную речь.
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь!
Ученик: Природа – это дом, в котором мы живём
И в нём шумят леса, текут и плещут реки.
Под сводом голубым, под светом золотым
Хотим мы в этом доме жить вовеки!
Учитель: Но наряду с таким огромным значением воды в нашей жизни, вода ещё приносит много бед.
Во время весеннего паводка, сильных дождей разливаются реки. Вода затопляет дома, огороды людей, поля, сады. Конечно, это приносит людям большие убытки и неприятности. И уже совсем страшно, когда в воде гибнут люди. По статистике каждый год в России тонет не меньше 10 тысяч человек. Причиной гибели людей является не соблюдение правил безопасного поведения в воде. Эти правила следующие:
- Купаться только под присмотром взрослых
- Не плавать в незнакомом месте.
- Не купаться в очень холодной воде.
- Никогда не купаться в одиночку
- Купаться можно только в чистых водоёмах
Есть и ещё причины гибели людей в воде. Это сначала большая самоуверенность, а потом страх.
Ученик: Рассказ водолаза
Глеб Иваныч, водолаз,
В день нырял по двадцать раз...
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
"Если кто-нибудь утонет -
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке -
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки...
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке заместо рыбы
Должен я ловить ребят...
В общем, я скажу всем так,
Что купанье - не пустяк!"
Так закончил свой рассказ
Глеб Иваныч, водолаз.
Учитель: Что же надо делать, если на ваших глазах тонет человек?
- Прежде всего, дать себе секунду на размышление. Нет ли рядом спасательного средства? Им может быть всё, что увеличит плавучесть человека и что вы в состоянии до него добросить: веревка, спасательный круг и т.д.
- Нужно кричать и звать на помощь
- Нужно подбадривать потерпевшего, что вы идёте на помощь
А теперь коротко о том, как же надо спасать тонущего.Подплыв к утопающему, надо поднырнуть под него, и взяв сзади за волосы, транспортировать к берегу. В случае, если утопающему удалось схватить вас за руку, ногу, освобождайтесь и немедленно ныряйте – инстинкт самосохранения заставит потерпевшего вас отпустить, иначе можете утонуть оба. Если человек уже погрузился в воду, не бросайте попыток найти его в глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утопающий был в воде не более 6 минут.
Много веков назад вода попала к нам из космоса. Благодаря воде, на нашей планете зародилась и до сих пор существует жизнь. Если исчезнет вода – исчезнет жизнь. Наша планета станет безжизненной. Берегите воду! Будьте осторожны в воде!