kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классныи? час "У вои?ны не женское лицо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны.                                                                                          Задачи:

  1. Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.
  2. Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.
  3. Воспитывать  уважение к женщине, развивать чувство   гордости за Отечество.
  4. Расширить  кругозор учащихся, продолжить развитие  навыков работы с дополнительной литературой.
  5. Подвести к пониманию исторической роли женщины в жизни общества.
  6. Показать связь прошлого с настоящим.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«классныи? час "У вои?ны не женское лицо" »

Название воспитательного мероприятия:

«У войны не женское лицо».

Цель: воспитание чувства патриотизма, формирование уважительного отношения к героическому прошлому своей страны. Задачи:

  1. Через события Великой Отечественной войны показать национальные черты русского человека – сострадание, милосердие.

  2. Вызвать эмоциональный отклик на историческую эпоху, связанную с Великой Отечественной войной.

  3. Воспитывать уважение к женщине, развивать чувство гордости за Отечество.

  4. Расширить кругозор учащихся, продолжить развитие навыков работы с дополнительной литературой.

  5. Подвести к пониманию исторической роли женщины в жизни общества.

  6. Показать связь прошлого с настоящим.

Оборудование: плакаты, маркеры, цветная бумага, газеты времён Великой Отечественной войны, каска, солдатская форма, компьютер, проектор.

Формы работы: работа в группах, беседа, литературно-музыкальная композиция (фрагмент), индивидуальные сообщения учеников и родителей.

Ход мероприятия.

«Нельзя научиться любить живых, если не умеешь хранить память о павших».

К.К.Рокоссовский

Учитель: Рокоссовский призывает нас хранить Память. Без нее человек не может жить. Именно память об исторических событиях, предках, культурных традициях и обычаях делает человека человеком. Память – это то, что связывает нас со своими корнями. Без нее невозможно понимание и построение дальнейшего будущего. Вот почему мы в очередной раз будем говорить о войне. Вопросов о войне возникает очень много, на эти вопросы надо отвечать, ведь, если не знать правды, то можно все придумать, но по-своему. Так сегодня и происходит. Многие государства взяли на себя право переписывать историю Великой войны на свой лад, при этом, естественно, искажаются факты. И не случайно – президент нашей страны В.В.Путин озабочен этой проблемой, он решительно заявляет, что современные школьники должны знать всю правду о войне. Несомненно, за короткое время классного часа невозможно ответить на все вопросы, связанные с войной, но мы и не впервые с вами об этом ведем диалог. Давайте вспомним чему был посвящен классный час, который мы проводили в преддверии празднования Дня победы? ( мы говорили о концлагерях, встречались с малолетней узницей Дахау). Сегодня мы затронем еще одну сторону этой войны. А вот о чем пойдет речь, вам подскажут слайды презентации.

Показ слайдов. («Родина – мать зовет», медсестра спасает раненого, повешенная Зоя Космодемьянская).

Ученики приходят к выводу, что речь пойдёт о женщине на войне.

Для определения темы классного часа класс разбивается на 3 группы:

1 группа – это те ребята, которые были задействованы в подготовке мероприятия, а, следовательно, с темой они знакомы, поэтому они будут работать с уникальным материалом - газетами Великой Отечественной войны, выполняя задание на карточке (отыскать информацию о подвигах женщин на войне);

2 группа - Составление кластера: на лепестках черного цвета написать ассоциации к слову «война» и закрепить их на доске. (кровь, смерть, взрывы и т.д.);

3 группа – Составление кластера: ассоциации к слову «женщина» (мать, любовь, красота, дом…).

Учитель: Можно ли поставить знак равно между этими понятиями? (Нет)
Формулировка учащимися темы и цели классного часа. Женщина и война... Оба эти слова женского рода... Но они несовместимы. Тема сегодняшнего классного часа «У войны не женское лицо» (запись на доске). Цель: На сегодняшнем классном часе мы постараемся выяснить, какова роль женщины на войне на примере подвига медсестер. Главный вопрос, на который мы должны с вами ответить: «В мир приходит женщина…Зачем?» 1 группа работала с газетами военного времени. – Ребята! Удалось ли вам найти информацию о подвигах женщин? ( в газетах, в основном, сообщается о подвигах мужчин, женщинам отводится скромное место). Это не случайно. «Война – дело мужское» - это утверждение всегда принималось за аксиому, и, разумеется, не случайно на всем протяжении человеческой истории война действительно была прерогативой  мужчин. И только в последнее время люди начали осознавать великую роль женщины в победе советского народа над фашизмом. Итак, тема определена, цель поставлена, главный вопрос прозвучал. Приглашаю вас, ребята, в небольшой исторический экскурс.

Выходит группа учащихся.

Чтец 1. Да, у войны не женское лицо,

Но вы скажите это тем девчонкам,

Которые мужей теряли, братьев и отцов,

В том 41-ом страшном и далеком.

Вы скажете, война – мужское дело,

Но нет! Война объединила всех.

Пожить- то она толком не успела,

А воевать пошла, лить кровь за тех,

За тех, кто мал, или кто стар уж слишком,

Кто за себя не может постоять,

За папу, брата иль соседского мальчишку,

Которого война посмела отобрать.

Она воюет, не щадя, не плача

За будущих детей своей страны.

Надеется и верит, что удача

Покажется ей с лучшей стороны.

Ведущий 1: За годы войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800 тыс. женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Так какие же они были, девчонки, ушедшие на войну в 1941-м? Как воевали, что пережили?

Ведущий 2: В один день мир разделился для них на прошлое - то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем… И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым, как дыхание. Девочки в военной форме разыгрывают сценки.

Девушка 1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок. Девушка 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было… Девушка 3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

Девушка 4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится. Ведущий 1: У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна - защищать Родину. (Звуки вокзала, поезда) Ведущий 2: В экстремальных условиях женщина, это хрупкое эмоциональное создание, оказывалось сильнее мужчины, выносливее. Дальний поход - 30-40 км… Лошади падают, мужчины падают, а женщина идёт, поёт песни. Ученица поет песню « Вальс медсестер» на фоне фронтовой кинохроники о медсестрах. Ведущий 1: Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука. (Шумовые эффекты боевых действий) Девушка 1: А я, когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через 10-ть дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама и перевязалась. Девушка 2: Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст хрящей, костей человеческих, со всех сторон режут, колют, душат, убивают - и всё на моих глазах. Девушка 3: Привезли раненых. Боже мой, какой ужасный вид! Мясо висит кусками, раны страшные, не могла смотреть равнодушно на все эти виды и боли наших страдальцев! Нервы одолели, не хватило характера — убежала... Но вот везут еще раненых... Я опять вернулась назад... и принялась за дело, как опытная сестра милосердия. Нельзя выразить того, как я чувствовала себя счастливой, когда мне удавалось сделать удачную перевязку и облегчить муки страдальцев. Девушка 4: Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я её еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребёнка. Ведущий 2: Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более, женщине. На фоне тихо звучащей мелодии “Темная ночь” разыгрывается сцена в ролях (чтец 2, солдат, дружинница):

Чтец:

Солдат метался: бред его терзал.
Горела грудь. До самого рассвета
Он к женщинам семьи своей взывал,
Он звал тоскуя:

Солдат:

“Мама, где ты, где ты?” –
Искал ее, обшаривая тьму.
И юная дружинница склонилась
И крикнула сквозь бред и смерть ему:

Дружинница:

“Я здесь, сынок! Я рядом, милый!”
Ведущий: И он, в склоненной, мать свою узнал,
Он зашептал, одолевая муку:

Солдат:

“Ты здесь? Я рад, а где ж моя жена?
Пускай придет, на грудь положит руку”.
И снова наклоняется она,
Исполненная правдой и любовью, –

Дружинница:

Я здесь, – кричит, – я здесь – твоя жена
Я здесь, жена твоя, сестра и мать,
Мы все пришли, чтобы тебя поднять,
Вернуть тебя Отечеству и жизни.
Ты веришь, воин. Отступая, бред
Сменяется отрадою покоя.
Ты будешь жить. Чужих и дальних нет,
Покуда сердце женское с тобою.

Ведущий 1: Сестра, сестричка, так называли санитарок, или сестёр милосердия. Учитель: В продолжение разговора о подвигах медсестёр посмотрим фрагмент фильма “Они сражались за Родину”. После просмотра отрывка попрошу вас ответить на вопросы: Как вы думаете, почему военных медицинских сестер называют «сестрами милосердия»? Что такое милосердие? Может быть, вытаскивая раненых с поля боя, медсестры выполняли свою работу? Смогли бы вы так

( обсуждение после просмотра) Учитель: Наши родители не остались в стороне от нашего мероприятия. Им удалось раздобыть интересную информацию по теме классного часа, причем связанную с нашей школой. Предоставляем слово родителям. Выступление родителей: «С первых дней войны в Калуге появились госпитали. В июле 1941 года в нашем городе их было 16, с января 1942 года их количество возросло до 80, в это число входили и подвижные госпитали, каждому из которых был присвоен номер. Хочу остановиться на одном: в июле 1941 года Калуге, тогда еще находившейся далеко за линией фронта, был организован эвакогоспиталь 1082. Задачей госпиталя на колесах было забирать раненых из полевых госпиталей, оказывать помощь бойцам, проводить сортировку больных и эвакуация в тыл. В этом госпитале работали 2 женщины, которые после войны стали учителями нашей школы. Это Боброва Муза Владимировна и Плаксина Людмила Петровна. Мама вашего одноклассника Кирилла Л. Училась в нашей школе, а Муза Владимировна была ее учителем истории и нередко рассказывала на уроках об этом».

Учитель: Группа учеников нашего класса разыскала дочь Бобровой М.В. Вот, что им удалось узнать: Ученица: До войны Муза училась в школе на «отлично», поэтому в педагогический институт ее зачислили без экзаменов. Грянула война и 24 июня 1941 года пришла повестка, в которой 18-летней Тузе было предложено явиться в Ленинский райвоенкомат Калуги для отправки в часть. В эвакогоспитале 1082, куда ее определили, вчерашняя девчонка стала армейской медсестрой. Уже через 3 дня стали поступать раненые, которые нуждались в скорейшей санитарной обработке и отправке в операционные палаты. Госпиталь 1082 принимал тех, кто не выдержит дальней дороги. На дворе – июль, жара, окровавленные бинты почернели, заскорузли – все надо было делать быстро: бегом с носилками, торопливо, но бережно разрезать бинты, спешно везти мыть и в операционную. Раненые истекали кровью, и медсестра Боброва стала отдавать свою. Порой Муза сдавала ее дважды в месяц по 500 граммов, и это при норме в 250 граммов, тем более что питание на фронте разнообразием и калорийностью не отличалось. Учитель: Ребята! Готовя этот материал, мы обнаружили лишь информацию о годах работы Бобровой М.В. и Плаксиной Л.П. в нашем школьном музее о, а о том, что эти учителя работали во время войны в эвакогоспитале, информации нет. Поэтому предлагаю вам, в рамках социального проектирования, сделать экспозицию об этом в наш школьный музей боевой славы. Перед вами слайд с изображением памятника медсестрам. Он всем вам хорошо известен. Но вряд ли вы знаете о том, что это единственный в России памятник фронтовым медицинским сестрам. Памятник был открыт в мае 1975 года. Скульптор – калужанин Валерий Родионов, выпускник 14 школы. II. Стадия осмысления. – Как вы думаете, смогли мы доказать, что «У войны не женское лицо»?
– Да, это сочетание противоестественное. Но ведь было что-то, что привело женщину, призванную дарить жизнь, на войну, где отнимают эту жизнь?
(Они встали на защиту Родины – матери, на защиту самой жизни ради будущих поколений. Суровая необходимость их мобилизовала. Они сделали свой нравственный выбор. В трудное для страны время они заняли собственную позицию, проявив волю и силу). – Какова жизненная позиция женщин, взявших в руки оружие? (позиция патриота, гражданина).
Именно поэтому они выбрали роль солдата, защитника, медсестры, выстояли в тылу, в оккупации. И они сделали все, чтобы приблизить победу.
Предлагаю почтить память погибших во время войны медсестер минутой молчания. Рефлексия:

Учитель: Давайте вспомним главный вопрос нашего классного часа «В мир приходит женщина…Зачем?»

(обсуждение)

Учитель: Отгремели залпы самой жестокой и кровопролитной войны на Земле. Наступило мирное время и женщины опять в гуще событий. Они строят дома, занимаются наукой, летают в космос. Но, несмотря на все это, они, прежде всего,… матери! (На доске вывешивается большое сердце, символизирующее сердца всех наших матерей.) Идёт просмотр 2-х минутного ролика «Женщина с ребенком на руках»

Учитель: прошу вас, ребята, подумать какие 3 слова вы хотели бы адресовать своим мамам. Давайте наполним большое женское сердце нашей любовью.

Ученики пишут слова любви и благодарности своим мамам на маленьких сердечках и прикрепляют их к большому сердцу. Учитель: С женщиной связаны вечные ценности - тепло семейного очага, детский смех, нежность и забота. Все, к чему она прикасается, несет особый отпечаток любви и доброты. Поистине великий человек сказал: «Женщиной венчается мирозданье…». Женщина – с этим словом связано вес прекрасное, что было, есть и будет во Вселенной... Спасибо, ребята, за работу. В заключение хочу спросить вас, как вы думаете, нужно ли продолжать на классных часах вести разговоры о войне, может быть это уже не актуально?

(обсуждение)

Использованная литература, ресурсы сети Интернет (адреса сайтов)

  1. Большой энциклопедический словарь.- 2-е изд. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1997.

  2. Великая Отечественная война: краткий научно-популярный очерк / под общей ред. П.А. Жилина. – М.: Политиздат, 1970.

  3. www.velikieluki.ru

  4. ru.wikipedia.org/wiki/Темная ночь

  5. blokada900.narod.ru/doroga.html

  6. www.stihi.ru/2009/06/24/3971

  7. pobeda.mosreg.ru

  8. www.calend.ru






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
классныи? час "У вои?ны не женское лицо"

Автор: Турлакова Ирина Валерьевна

Дата: 07.02.2015

Номер свидетельства: 169077


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства