kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Рыцарь и поэт" (казахская литература)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мухамбет  Утемисов     Классный час на тему: «Рыцарь и поэт» ( посвящается Махамбету Утемисову).

Цели классного часа: воспитание гражданско-патриотических качеств личности,

                                     воспитывать на примере жизни поэта целеустремленность,                              

                                     активную жизненную позицию. Развивать интерес к культуре

                                     казахского народа.

Оборудование: карта РК, портреты М. Утемисова, И. Тайманова, эпиграф.

                                              Ход урока.

Орг. момент.

Основные понятия.

                                                                  Эпиграф:

                                                                  Заговорю: мой голос – гром,

                                                                  Но он – лишь отголосок сердца.

                                                                  А сердцу как не разгореться,

                                                                   Когда в роду моём разгром?

                                                                               Махамбет Утемисов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Рыцарь и поэт" (казахская литература) »

Мухамбет Утемисов Классный час на тему: «Рыцарь и поэт» ( посвящается Махамбету Утемисову).

Цели классного часа: воспитание гражданско-патриотических качеств личности,

                                     воспитывать на примере жизни поэта целеустремленность,                              

                                     активную жизненную позицию. Развивать интерес к культуре

                                     казахского народа.

Оборудование: карта РК, портреты М. Утемисова, И. Тайманова, эпиграф.

                                              Ход урока.

Орг. момент.

Основные понятия.

                                                                  Эпиграф:

                                                                  Заговорю: мой голос – гром,

                                                                  Но он – лишь отголосок сердца.

                                                                  А сердцу как не разгореться,

                                                                   Когда в роду моём разгром?

                                                                               Махамбет Утемисов.

    Учитель:   Его имя дорого каждому, кто знаком с историческим прошлым, литературой и культурой Казахстана, кому близок свободолюбивый дух казахского народа. Махамбет Утемисов для казахской поэзии, для духовной культуры казахского народа, как Пушкин для русской                              

     Казахский поэт и батыр Махамбет является одним из организаторов и идеологов антиколониального, народно-освободительного восстания казахского народа. Он родился местности Бекетай в Букеевской орде. Рано начал увлекатся устным поэтическим творчеством, его талант поэт-импровизатора нашел много поклонников в народном массе. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью, эти качества акына все время проявлялись в его произведениях. Он в своих стихах, главным образом, обращал внимание на социально-психологические аспекты казахского общества, на процессы, происходящие с простым народом, на справедливость и обман, на доброту и зло.

 Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Почуствовавший опасность со стороны популярности поэта, хан Жангир попытался склонить его на свою сторону, и запретить ему сочинять стихи направленные против господ и правителей. Однако гордость и совесть поэта не позволили подчинятся приказа и убеждениям хана. В ответ Жангир предпринял шаг в стороны насилия и гонения, добился его ареста. 1829 – 1831 гг. Махамбет находился в заключении в тюрьме при Калмыковской крепости, освободившись, он присоединился к Исатаю Тайманову.

 Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу произволом ханов царской власти. Идеология Утемисова строилась на базе его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, они были глубоко патриотичными.

Ученик 1:

Как я хотел, свой меч обнажив,

 Груды увидеть мертвых голов,

 Слышать предсмертный верблюжий рев

 Ханов, что бедный народ томят,

 Биев, что брюхо себе растят!

 Как я хотел средь волжских лугов

 Вольной толпой народ расселить!

 Как я хотел скотом наводнить,

 Волга, просторы твоих берегов!

    Учитель: Природный поэтический талант, врожденный острый ум, пример отца, воспитание в спартанском духе, мусульманское образование, активная жизненная позиция, обостренное чувство лидерства, желание принимать участие в различных состязаниях акынов. Всё это способствовало разностороннему развитию личности поэта.

    Ученик 2:

Мой друг, его ты должен знать,

 Он – воин и поэт.

 Свои стихи он мог слагать

 В седле – наш Махамбет.

 Он перед ханом и муллой

 Был горд и не робел.

 Не подчинялся силе злой,

 В словах, в делах был смел.

 Разила острая строка

 Всех трусов наповал.

 Он сталью звонкого клинка

 Народ к свободе звал.

     Учитель: КАК ВЕЛ СЕБЯ БЛЕСТЯЩИЙ ПОЭТ В СТАВКЕ ХАНА? Пять лет Махамбет жил вместе с ханом. Сопровождал ханского наследника в Оренбург на учебу. У наследника было много наставников и нянек, так что Махамбет на целые дни мог уезжать на охоту или проводить время по своему усмотрению. Получается, практически Махамбет воспитанием наследника не занимался. Хану он нужен был для престижа.  Хана Жангира считают “реформатором”, так как он хотел полностью реорганизовать строй, быт, обычаи казахского народа на так называемый “просвещенный лад”. Пиры, украшения, налоги, отнять власть у султанов, выбираемых народом, желание во всем подражать русским – вот цели хана.

    Ученик 3:

Ты разве хан, что богом дан?

 Да лютый волк ты –

 Вот кто!

 Позорной смертью кончишь ты.

 Задушит черный албасты,

 Или продажные друзья

 Башку дубиной раскроят,-

 Чтоб так издох ты.

 Ты разве хан? – Один обман,

 Твой злобный взгляд –

 Змеиный яд.

 Там плач и стон,

 Где ты с хвостом,

 Хан-скорпион.

Учитель:  Жизнь, люди, обстоятельства заставили задуматься не только о себе, но и о своем народе в целом. Сначала гордый и величественный батыр Исатай больно хлестнул его словами: “Ты живешь в саду, взращенном рабами, ты пьешь вино, купленное ханом на деньги, отнятые у народа… Так пой же славу Жангиру под вздохи своего народа”. Слова Исатая больно задели Махамбета, и он увидел бедные кочевья, нищие аулы. До глубины души потрясла его продажа джигитов, девушек и детей. Он навсегда покинул “НЕНАВИСТНЫЙ ЕМУ ХАНСКИЙ ДВОР”.

Ученик 4: Казахское сердце несет с детства глубоко запавшие строки Махамбета о достоинстве джигита, о преданности своему народу, о ненависти к ханам и султанам. Махамбет - человек кипучего темперамента, неукротимой энергии, беспощадной правдивости, завораживающей речи, пламенного и чистого чувства.

Забитым был простолюдин –

 Огонь я в сердце пробудил,

 Я мужество его поднял

 И с белой костью поравнял.

     Учитель: В творческом наследии поэта можно встретить агитационные песни (“Призыв к походу”, “Обращение к друзьям”), песни-элегии (“Отставший лебедь”, “Тоска по Нарыну”), песни батального жанра, в которых дается картина сражения (“Битва Исатая”), а традиции жырау продолжает Махамбет в песнях-толгау (жанр философского размышления “Одиночество”), в песнях-плачах (“Пасмурный день”).

    Ученик 5:

Нет ничего луны красивей…

 Но только ночью, днем-то нет

 Нет ничего прекрасней солнца,

 Но только днем, а ночью нет.

 Как много в людях благородства

 Есть на словах, в деле нет.

 Кто не мечтает о богатстве?

 То оно есть, то его нет.

 Где только нет мужей достойных?

 Но там, где нужно, их и нет.

 Что ж время так несправедливо?

 У власти правды больше нет.

 Нет даже места у огня.

 Есть у других – не у меня.

     Ученик 6: Песни Махамбета в большинстве своем коротки и повествуют об одном каком-либо событии или впечатлении, которое им вызвано. Для Махамбета присущи сжатость, краткость, экспрессивность, злободневность. По времени создания его песни подразделяют на два цикла: песни, созданные в ходе восстания и песни, отражающие сожаление и печаль, вызванные гибелью Исатая и поражением крестьянского движения.

И пусть теперь трепещет он!

 Мы в бой помчимся, как сайга.

 Батыром каждый стать рожден

 Вперед, джигиты, на врага

 И лишь Аллах об этом знает,

 Где смерть джигита настигает.

     Ученик 7: Махамбет Утемисов ввел в казахскую литературу новый жанр – жанр батальной поэзии, в которой дается развернутая картина битвы, сражения. Именно в этом Махамбет достигает высокого мастерства.

Только утро наступило,

 Враг в низине нас прижал.

 Ликовало войско хана,

 Окружая, как пожар.

 Ликовало! Мы ведь сами

 Подвернулись под удар.

 Пушка царская пальнула,

 Полетела пуль метель.

 Исатай рванулся в битву…

 Что он сделать мог теперь?

     Учитель: Особое место в лирике Махамбета занимает образ батыра. Батыр – это “ер”.

Ер – мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род : “Ер намысы – ел намысы” (“честь мужчины – честь рода”). Понятие “ер” выше понятия “богатырь”. Ером может и должен быть каждый. Он должен быть предан ар іс, то есть “делу чести”. Не всякому дано стать “ар iесі”, то есть “хозяином чести”. Поэтому для батыра важна незапятнанность его имени и важна его цель: служение народу.  Да, идеализированный образ вождя, защищавшего свой народ, представлен в стихах “Битва Исатая”, “Беркут мой” и других. Исатай безупречен как герой, в нем нет недостатков. Ему должны подражать, поклоняться все участники народного восстания. Не случайно поэт сравнивает Исатая с орлом, соколом, львом.

    Ученик 8:

На красавце белоногом

 Наш любимый Исатай.

 Шлем стальной на нем сияет,

 Ненависть его кипит.

 Белоногий в нетерпенье

 Бьет песком из-под копыт.

    Учитель: Восстание 1836-1838 г.г.. во многом определило судьбу поэта.  Душой восстания был Махамбет. Историк А. Рязанов пишет о нем: "Владея русской и татарской грамотностью, он писал воззвание к Орде, послания Жангир-хану и русскому правительству от имени Исатая и народа". Войско повстанцев обезглавлено… Нет друга Исатая. Махамбет скрывается от преследования, злобы, слухов, домыслов, зависти и глупости. Сколько их, людских пороков, годами терзало сердце Махамбета. И одиночество… одиночество. Не стало надежды, потерялись слова… А как же жить поэту без слов? Много лет скитался, но его убили ставленники султана Баймагамбета.

    Ученик 9:

Орел мой, летящий над цепью гор!

 Дотянутся ль руки к тебе мои?

 Домчится ли жалоб моих призыв?

 С тех пор, о мой лев, как угас твой взор,

 Желаний моих бесплоден порыв.

Учитель: Творческое наследие Махамбета невелико - около ста стихотворений, которые и вошли в книгу. Как известно, он свои стихи не записывал. Акыны Шернияз, Бекет, Мурат и Лукпан сохранили творческое наследие Махамбета для последующих поколений. К нему обращались многие переводчики. В первую очередь, А. Никольская, оставшаяся жить в Казахстане после сталинских лагерей, известные казахстанские поэты и исследователи В. Антонов, К. Жанабаев, О. Жунайдаров, поэты России В. Рождественский, В. Цыбин и др. В издания вошли их переводы.

Поэзия Махамбета - это поэзия борца, патриота, бьющая стрелами-стихами угнетателей народа, поднявшегося на борьбу против ханского произвола под предводительством Исатая Тайманова.

     Ученик 10:

Заблестело в руках серебро ружья,

 Лебедей вспугнул на озере я.

 На руке моей птичка сидела. Она

 Улетела теперь. В том моя вина.

 Я не объезжен и нравом дик.

 Навзничь я падаю, раздражен.

 Я - словно сталь: ударь меня - звон

 Поднимется в тот же миг!

  Учитель: Благодарная память народа сохранила кюи Махамбета, которые со стихами неслись тогда по степи и зажигали сердца людей, вселяя в них мужество и стойкость. Кюи Махамбета записаны в исполнении домбристов Каршимбая Ахмедьярова и Канаша Иманбаева.

    Дух Махамбета внедрял героизм в защитников Родины во время Великой Отечественной войны, “декабристов-86”, бившихся голыми руками против дубинок и саперных лопат регулярных войск тоталитарного государства. На нем должна воспитываться наша молодежь и будущие поколения, готовые отстоять наши земли, культурные ценности, преумножить материальные и духовные богатства, оставленные нам предками, героями и мыслителями.

    Вот таков выдающийся казахский поэт I половины ХIХ века Махамбет Утемисов. Дитя своего времени, со всеми его предрассудками и законами. Но сила его поэтического таланта и гражданского духа подняла его над временем, чтобы бросить в лицо хозяевам его родной степи “железный стих, облитый горечью и злостью”.

Ученик 11:

Пророков, гениев, героев

Сдают в забвение порою….

Но не случилось то со мною,

За мной народ стоит горою!

Рефлексия: написать пятистишие о Махамбете.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Рыцарь и поэт" (казахская литература)

Автор: Ахметова Алмагуль Алибековна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191102


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства