Цель данного мероприятия - пробудить у детей интерес к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Форма проведения: ролевая игра «Колядки».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: - пробудить у детей интерес к народным традициям;
- способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства;
-побуждать детей к участию в традиционных святочных праздниках.
Форма проведения: ролевая игра «Колядки».
Подготовительная работа:
а) распределение ролей;
б) оформление класса;
в) костюмы и реквизит: (цветные шали), звезда на шесте, маски лисы, кота, козы.
План классного часа.
Вступительное слово.
Мини – лекция «Откуда пришла Коляда».
Интерактивная беседа.
Сценка «Спроси у бабушки».
Ролевая игра «Колядки».
Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
1.Кл. рук. Ребята, приближаются праздники: Рождество, Новый год, Крещение. Вас ждут весёлые каникулы. Многие из вас будут колядовать. Этот радостный праздничный обряд всегда любили на Руси. Недаром русские люди сберегли этот обряд с глубокой древности до наших дней. Но, к сожалению, многие сейчас не хотят изучать старинные обряды и сводят колядование к простому выпрашиванию денег.
Сегодня на классном часе мы поговорим о древней славянской традиции – колядовании.
У нас в классе присутствует специалист по истории славян (Ф.И.О.) Передаю ему слово.
2. Мини – лекция «Откуда пришла Коляда».
Историк. Колядование – это славянский языческий обряд. Корни этой традиции уходят в глубокую древность. В конце декабря славяне праздновали день рождения Солнца. С этого праздника начинался солнечный год. В этот день зажигали костры, пели, плясали, скатывали с горы горящее колесо. Праздник длился несколько дней. И все эти дни о домам ходили ряженые и колядовали. Колядовщики обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, желали здоровья и благополучия хозяевам.
После принятия Христианства зимний языческий праздник совпал с Рождеством Христовым. И колядовщики стали петь рождественские колядки, прославляющие Иисуса Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой вертеп, показывая представления на евангельские сюжеты.
Таким образом, колядовать – значит петь на праздничной рождественской неделе.
3. Интерактивная беседа.
-Сколько лет празднику Рождества? ( 2011 )
- Когда он отмечается? (В ночь с 6 на 7 января).
-Какое событие лежит в основе этого праздника? ( Рождение Христа в Вифлееме.)
-Какие чудеса сопровождали это событие? (На небе зажглась звезда, волхвы принесли дары)
-В какой великой книге впервые было описано это событие? (В Библии.)
-Как называется та часть Библии, в которой описывается Рождество Иисуса Христа? (Евангелие).
-Когда православные встречают старый Новый год? (В ночь с 13 на 14 января).
-Когда празднуют Крещение? (19 января).
-Каким словом можно объединить все три праздника? (Святки.)
4. Сценка «Спроси у бабушки».
Кл. рук. Итак, прежде чем идтиколядовать, мы узнаем, как раньше колядовали наши бабушки. Мы дали задание Тане, чтобы она разузнала всё у своей бабушки Арины. (На стул перед классной доской усаживается девочка, исполняющая роль бабушки. Она в очках, в руках спицы и клубок.)
Таня. – Бабушка, а мы под Новый год с ребятами колядовать идём!
Бабушка – Да кто ж сейчас колядует? Ещё до Рождества целых 7 дней!
Таня – А когда можно колядовать?
Бабушка. - Скоро все православные будут праздновать великий светлый праздник – Рождество Христово. Канун этого праздника называется Сочельник. Знаешь, почему он так называется?
Таня - Ой, знала, но забыла уже!
Бабушка –Тогда слушай да на ус наматывай. В день перед Рождеством, 6 января, запрещено вкушать пищу. Только после появления на небе первой звезды можно есть сочиво – кашу с сушеными ягодами и мёдом, или кутью. Поэтому и день этот накануне Рождества называется Сочельник. В этот вечер на Руси начинали колядовать.
Таня.- Ой, значит, и мы пойдём колядовать в Сочельник! А как вы колядовали?
Бабушка. – Ну, собирались ребята и девушки, брали звезду на палке, по домам ходили, славили Христа.
Таня. Значит под Новый год колядовать нельзя? А у нас ребята ходят…
Бабушка. – Можно колядовать только под старый Новый год. Он наступает через неделю после Рождества, в ночь с 13 на 14 января. Но у нас колядуют только перед Рождеством, 6 января.
Таня. -Ой, страшно ночью по дворам ходить. А утром нельзя колядовать?
Бабушка. У нас в деревне считалось, что старый Новый год первым должен в дом войти мужчина. Поэтому утром, до рассвета, ребята обходили все дворы и посевали овсом, чтоб был достаток в доме.
Таня – А хозяева вас угощали?
Бабушка. Ну, конечно. В этот вечер люди не скупились, ведь от щедрости хозяев зависело счастье их семьи на весь год. Оттого и вечер этот называли «щедрым». Денег, правда, давать было не принято. А вот пряником, конфет, пирогов собирали целые мешки.
Таня - И куда вы их девали?
Бабушка. Потом мы собирались в какой–нибудь избе и устраивали посиделки, там и поедали все угощения.
Таня – Ой, бабушка, побегу во двор, всем ребятам расскажу, как и когда нужно колядовать.
Бабушка - И будет у всех праздничное настроение, себе и людям в утешение! (Уходят)
5.Ролевая игра «Колядки».
Кл. рук. Рассказала ребятам Таня всё о колядках. Подготовили они целое представление, всем на удивление. И вот наступил этот светлый вечер перед Рождеством.(Звучит музыка)
Заканчивается Рождественский пост. В доме всё прибрано, хозяйка напекла пирогов, наготовила всякой снеди.
Ночью хозяева пойдут в церковь на всенощную службу. А сейчас самое время встречать колядовщиков! (Раздаётся стук в дверь).
Колядовщик 1.- Эй, хозяева, пустите колядовать!
Хозяин – Заходите, люди добрые!
(Дети входят в класс. Дети несут шест со звездой. Среди ребят ряженые в костюмах козы, лисы, кота.)
Все дети (поют) – Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье! (Повторяют 2-3 раза) или следующих куплет.
Коляда, Коляда, отворяй ворота!
Пришла Коляда накануне Рождества! (Повторяют 2-3 раза)
(Дети выстраиваются в шеренгу перед классной доской. Хозяева берут в руки подносы с угощением и становятся с краю шеренги.)
Колядовщик 2. – Сорока летит, всему свету твердит:
Хозяева, не зевайте, гостей принимайте, Рождество встречайте!
Колядовщик 3. – Дай Бог тому, кто в вашем дому.
Колядовщик 1. – Добрым хозяевам, милым детушкам.
Все. С праздником поздравляем! Счастья, радости желаем! (Все колядовщики кланяются)