kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Помяни их Россия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Время неумолимо отсчитывает свой бег: 5, 10,15, 20. В 2016 году исполнилось двадцать семь лет,  как завершилась  война в Афганистане. Восемнадцатилет­ние парни, одев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую полити­ческую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернутся домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.

Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья  юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью тех молодых парней прервалась не одна славянская фамилия…

           Целью написания методической разработки классного часа «Помяни их Россия» являются знакомство обучающихся с историей Афганской войны и оказание методической помощи классным руководителям в проведении тематического классного часа направленного на развитие гражданско– патриотических качеств обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Помяни их Россия"»

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Самарской области

«Кинель – Черкасский сельскохозяйственный техникум»













Методическая разработка

классного часа


Помяни, их Россия….



Автор: Кузнецова Л.В.



















с. Кинель – Черкассы


Рассмотрено

на заседании МК

классных руководителей.

Протокол № 4 от 12.04. 2016 г.

Председатель: ______________ Кузнецова Л.В.








































Содержание

  1. Аннотация

  2. Вступление

  3. Целевое назначение методической разработки

  4. Содержание методической разработки

    1. План классного часа

    2. Методика проведения классного часа

  5. Заключение

  6. Список используемых источников информации

  7. Приложение (презентация)



































1. Аннотация

Данная разработка представляет собой методической материал для проведения классного часа «Помяни их Россия…» из цикла классных часов про Афганистан и предназначена для использования в работе классных руководителей.

Методическая разработка внеклассного мероприятия содержит как теоретический, так и практический материал по развитию гражданско – патриотических качеств обучающихся.

Целями методической разработки являются знакомство обучающихся с историей Афганской войны и оказание методической помощи классным руководителям в проведении тематического классного часа направленного на развитие гражданско– патриотических качеств обучающихся.

Данная разработка актуальна, т.к. воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и образовательных учреждений, и сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем.

       Новизна методической разработки внеклассного  мероприятия заключается в том, что она предлагает современные технологии, позволяющие развивать в обучающихся творческую активность, способствующую формированию и развитию гражданско - патриотических качеств.























2. Вступление

«К патриотизму нельзя только призывать,

его нужно заботливо воспитывать –

воспитывать любовь к родным местам,

воспитывать духовную оседлость»

(Д. С. Лихачев.)

Одним из приоритетных направлений государственной молодежной политики в последние годы, является воспитание у подрастающего поколения чувства истинного патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и образовательных учреждений, и сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: «….воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества».

В 90-е годы прошлого столетия в России произошли не только позитивные перемены, но и негативные явления, неизбежные в периоды реформ. В жизни нашей страны, с одной стороны, усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, развивается диалог культур, Россия активно включается в мировое сообщество. С другой стороны, нарастают негативные явления: бездуховность, социальное расслоение, социальная незащищенность граждан, криминализация общества, пропаганда насилия в средствах массовой информации. Как следствие этих процессов - рост подростковой преступности, беспризорности и безнадзорности, наркомании, снижение общей культуры молодежи, усиление националистических, сектантских влияний на детей и молодежь. Люди стали меньше ценить нравственность, общество, в котором живут, государство и законы. В обществе ощущается разобщенность разных социальных групп населения. Потеряны нравственные идеалы, на которых воспитывались прежние поколения. Современная молодежь растет под влиянием средств массовой информации и Интернета, которые часто не способствуют формированию гражданских и нравственных качеств личности. Многие современные исследователи проблем общественной жизни говорят о том, что образовался духовный, идейный, ценностный вакуум, в котором оказалось подавляющее большинство современной молодежи. Как остановить распространение равнодушия, эгоизма, немотивированной агрессивности, неуважительного отношения к истории нашей страны? Как найти путь к разуму и сердцам наших детей, чтобы осознание чувства любви к Родине стало полнее и значительнее? Эти вопросы сегодня волнуют педагогов.

Кроме того, интерес к гражданско-патриотическому воспитанию обусловлен проблемами построения демократического, правового государства, гражданского общества, эффективной рыночной экономики. Первостепенной задачей в стране и в образовании стало воспитание личности гражданина, способного построить такое государство и общество, сознательно разделяющего демократические и гражданские ценности, обладающего высоким уровнем мировоззренческой, политической, правовой и духовной культуры, способного к социализации, уважающего историко-культурное наследие своего народа. Своеобразие и темпы развития нового общества во многом зависят от гражданской позиции, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей современного человека. Решение проблемы воспитания гражданственности и патриотизма является основой укрепления государства и дальнейшего развития современного общества.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что, воспитание гражданина России, его духовно-нравственное развитие является ключевым фактором дальнейшего развития страны, обеспечения духовного единства народа, политической и экономической стабильности. Невозможно создать правовое государство и гражданское общество, современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней и общественной жизни.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в возможности использования с этой целью:

  1. уроков истории и обществознания, работы музея «Память»;

  2. духовного опыта предшествующих поколений;

  3. памятных дат и знаменательных событий российской истории как фактора возрождения гражданской позиции и патриотизма;

  4. связи с Центром гражданского образования, как условия формирования гражданской позиции обучающихся через участие в акциях, играх, конкурсах, исследованиях, направленных на их гражданское и патриотическое воспитание;

  5. связи с духовно-просветительскими центрами (если они имеются) как условия формирования более глубоких знаний о родной истории и развития исследовательских умений;

  6. в творческом поиске преподавателем различных форм организации деятельности обучающихся, в ходе которой осуществляется воспитание человека - гражданина и патриота, ориентированного на общечеловеческие ценности.

Воспитание гражданственности и патриотизма будет эффективным при условиях:

  1. ориентации преподавателя и студентов при изучении истории и обществознания на отечественные ценности - любовь к Родине, уважение к своему народу, обществу, верность своей стране, гордость за свое Отечество, малую родину, за героизм наших предков, долг и честь, ответственность за свои дела и поступки, достоинство, патриотизм, активная гражданская позиция;

  2. опоры на такие ценности как: государственная символика, права человека и гражданина, примеры служения Родине выдающихся людей, памятные даты и знаменательные события отечественной истории и истории родного края;

  3. активного вовлечения обучающихся во внеурочные формы деятельности, предлагаемые центрами дополнительно образования;

  4. вовлечения обучающихся в исследовательскую и поисковую деятельность;

  5. включения обучающихся в деятельность, требующую их непосредственного участия в благоустройстве села, в студенческом самоуправлении, в работе музея «Память».

Исследованием проблемы воспитания гражданственности и патриотизма давно занимаются не только педагогика, но и философия, психология, социология.

В. А. Сухомлинский считал, что основой активной жизненной позиции человека является любовь к Родине. «Сердцевина человека - любовь к Отечеству - закладывается в детстве… Торжество добра, красоты, истины - это для ребенка - личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье». В одной из своих статей В. А. Сухомлинский писал: «Воспитание гражданственности - это воспитание души. Чем живет ребенок, что его волнует и тревожит, в чем его радости и печали, как он относится к людям, как входит окружающий мир в его душу. Если воспитатель не сумел добиться того, чтобы в чуткое, восприимчивое сердце вошел большой мир общественной жизни, чтобы детское сердце переболело и перестрадало болью и страданиями людей, юная душа останется пустой. Душевная пустота, равнодушие, убивающее доверие и человеческое дружелюбие, - это самый страшный враг гражданственности. Жизнь преподает нам суровые уроки того, к чему может привести пустота души». Педагог К. Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству. Эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными, природными, личностными, семейными и родовыми наклонностями».

Педагогическое наследие известных педагогов остаётся востребованным сегодня. Их подходы в вопросах воспитания гражданских и патриотических качеств личности основаны на воспитании базовых нравственных качеств, имеющих неоспоримую ценность при любых историко-политических условиях. Гражданственность и патриотизм рассматриваются педагогами как общественно-значимые и личностно-значимые ценности. Их теоретические идеи формируют у нас представление о том, что гражданин - это человек, обладающий качествами и чувствами высшего порядка, несущий в себе единство духовности, гражданской ответственности, социальной активности, сознание своей неразделенности, неразрывности с Отечеством, готовый жертвовать жизнью ради своей Родины.

Несмотря на произошедшую в начале XXI века в российском обществе переориентацию многих ценностей, не изменилась ценность Родины. В современных условиях ведущими качествами личности являются: чувство гордости за Родину, любовь к ней, сопричастность к делам народа, гуманизм, патриотизм, добросовестное отношение к труду и народному достоянию, умение сочетать личные и общественные интересы. Нельзя утверждать, что современное поколение негативно относиться к идеям гражданственности и патриотизма. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Задача преподавателя состоит в том, чтобы вывести гражданские и патриотические чувства на первый план, сформировать представление о них как о «великих чувствах, возвышающих человека».

Что такое патриотизм? Вообще, патриотизм - это сложное духовное качество человека. Оно проявляется в отношении к другим людям, к обществу в целом, к его материальным и духовным богатствам. Оно включает в себя знания о Родине, о ее прошлом и настоящем, чувство любви и ответственности перед ней, готовность участвовать в укреплении государства. Для упрочения национального сознания необходимо так же опираться на такие ценности как «государственная символика, примеры служения Отечеству выдающихся людей России».

Важным является координировать взаимодействие образовательного учреждения, семьи и общественности в системе гражданско-патриотического воспитания. Кроме того, необходимо единство и органическая взаимосвязь между учебным материалом и содержанием внеклассных и общетехникумовских мероприятий. С учетом современных подходов к воспитанию, решение задач гражданско-патриотического воспитания должно происходить на основе включения обучающихся в разнообразную по формам и содержанию деятельность.

Гражданское становление личности подростка на уроках и во внеурочной деятельности расширяет диапазон проявления его способностей, увеличивает возможность каждого выпускника образовательного учреждения занять достойное положение в обществе и проявить свою сознательную гражданскую активность.

Большое значение воспитанию гражданственности и патриотизма придает государство. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» отмечено: «Система образования призвана обеспечить - историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов». В своём Послании Федеральному собранию РФ в 2015 г. Путин В.В. так сказал, про подрастающее поколение «Им, ребятам, предстоит решать еще более сложные задачи, и они должны быть готовы стать первыми, стать не только успешными в профессии, но и просто порядочными людьми с прочной духовной и нравственной опорой.». В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

На основании выше написанного можно сделать вывод, что в настоящее время главная задача, стоящая перед педагогом - это активизация гражданской позиции подрастающего поколения; сохранение и развитие патриотических чувств; утверждение в сознании молодежи общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений; воспитание уважения к историческому наследию России.

Гражданско-патриотическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования устойчивых гражданских и патриотических качеств личности, составляющих социальную, правовую и духовно-нравственную целостность личности. Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

  1. формирование гражданской позиции - осознание личностью прав и обязанностей по отношению к обществу, способствующие развитию ее потребности в социально значимой деятельности;

  2. воспитание патриотизма, любви к родной стране, ответственности за ее судьбу;

  3. формирование знания и уважения к отечественной истории и к истории малой родины;

  4. формирование уважения к законам и символам своего государства: флагу, гербу гимну;

  5. формирование знания прав гражданина и уважения к основным правам гражданина России.

  6. формирование системы ценностных ориентаций.

Большую роль в решении проблем гражданско – патриотического воспитания играют уроки истории и обществознания, на которых воспитывается уважение к правам и свободам человека, любовь к Родине, к окружающей природе, чувство гордости за героическое прошлое Родины и гордости за своих предков и многое другое.

В условиях образовательного учреждения большая роль в воспитании подрастающего поколения принадлежит классным руководителям. И главным в формировании у обучающихся гражданско – патриотических качеств, для классного руководителя является - передать им знания о традиционных демократических и гражданских ценностях, создать обстановку, способствующую воспитанию патриотизма в юных гражданах.

Источниками и средствами патриотического воспитания обучающихся являются: классные часы, личный пример, занятия в кружках, секциях, студиях, рассчитанные на то, чтобы помочь ребятам разобраться в сложном мире человеческих отношений, научиться тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе; научиться определять, что хорошо и что плохо для каждого отдельного человека и всего общества в целом, воспитать в каждом обучающемся высоко гражданственную личность. Одной из целей моей воспитательной работы в группе является формирование нравственных основ, патриотического мировоззрения и гражданской позиции студентов.
Главное в воспитательной работе – взаимодействие классного руководителя и студентов. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Для достижения указанной цели мною решаются следующие задачи: 1) расширение представлений об истории Родины, России; 2) воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию Отечества; 3) развитие творческих способностей обучающихся; 4) создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена классного коллектива; 5) объединение усилий классного руководителя и педагогов-предметников для совместной деятельности по воспитанию и развитию обучающихся; 6) сплочение коллектива для совместной творческой деятельности.
Перечисленные задачи реализую через: 1) тематические классные часы; 2) викторины, конкурсы, КНВы; 3) беседы; 4) диспуты; 5) участие в общетхникумовских мероприятиях и др.

Классные часы являются основой для духовно-нравственного воспитания юных
граждан, создают условия для формирования гражданских чувств. Проведение классных часов имеет ряд особенностей. Информация, полученная обучающимися, должна вызывать у них вполне определенное отношение, затрагивать не только ум, но и душу. Переживание информации, а не только усвоение, делает знания значимыми для человека и влияет на моральный облик, формирует картинку мира. Однако не всегда человек переживает события, радуется или огорчается, даёт им моральную оценку «хорошо» или «плохо». Очень часто полезная информация проходит мимо, не вызывая чувств. А для последующего развития и углубления чувств необходимы знания, которые бы позволили сформировать осознанное отношение к воспринимаемым явлениям. В отличие от других знаний, знания в воспитательной области обязательно должны быть: 1) эмоциогенными, т. е. окрашены чувством, порождать эмоции, влиять на формирующееся мировоззрение, мироощущение и активно-действенное отношение к окружающему; 2) информативными, то есть нести в себе информацию о разных сторонах социальной действительности, помогать ориентироваться в окружающем мире, знакомить с общими представлениями о природных и общественных явлениях; 3) регуляторными, то есть иметь побудительную силу к совершению поступков в
деятельности.
Такие знания могут иметь выход в конкретной деятельности во время
проведения классных часов. При разработке тематики классных часов мной учитываются те возможности патриотического воспитания, которые заложены в программу таких учебных дисциплин, как история, обществознание, БЖД и другие. При этом я стараюсь не дублировать содержание уроков. Приведу тематики некоторых классных часов:1) «Русь, Россия, Родина моя» - цикл классных часов о знаменательных событиях истории России. 2)«День защитников Отечества» - в разных формах (литературно – музыкальная композиция, викторина, «А, ну –ка, парни!» и др.)
3) «Я – гражданин России» - цикл классных часов о выдающихся личностях села, страны. 4) «Опалённые войной» - цикл классных часов, посвященных Великой Отечественной войне в разных формах (литературно – музыкальная композиция, просмотр видео, устный журнал и др.) 5) «Моя малая Родина». 6) «Государственные символы России». 7) «Гражданином быть обязан» и др.

Один из примеров классных часов, направленных на развитие гражданско – патриотических качеств обучающихся лёг в основу методической разработки «Помяни их Россия….».







































3. Целевое назначение

Время неумолимо отсчитывает свой бег: 5, 10,15, 20. В 2016 году исполнилось двадцать семь лет, как завершилась  война в Афганистане. Восемнадцатилет­ние парни, одев панамы с красной звездочкой, не ведали, в какую полити­ческую кровавую игру их втянули. Не знали, что некоторые уже никогда не вернутся домой с перевалов черных гор Афганистана, сложат свои юные головы на чужбине.

Нет больше рядом тополей

И тех цветов, что ты нам подарила.

Нет больше рядом матерей

И той земли, которая взрастила.

О, русские цветы и тополя!

О, русские рассветы и закаты!

Родимая, далёкая земля,

Мы шлём тебе поклон,

Твои солдаты.

Ушла в историю афганская война. Но ещё долго станут тревожить всех нас голоса погибших и живых. Десять страшных лет продолжалась война в Афганистане. Когда – то это называлось «выполнением интернационального долга». Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех, чья  юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем. Война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю оставшуюся жизнь. Смерть близкого, порой единственного человека – это такое страшное потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью тех молодых парней прервалась не одна славянская фамилия…

Целью написания методической разработки классного часа «Помяни их Россия» являются знакомство обучающихся с историей Афганской войны и оказание методической помощи классным руководителям в проведении тематического классного часа направленного на развитие гражданско– патриотических качеств обучающихся.


















4. Содержание методической разработки

4.1. План классного часа

План открытого внеклассного мероприятия

Дата проведения: ___________.

Место проведения: клуб СХТ.

Тема: Помяни их Россия (из цикла классных часов про Афганскую войну).

Форма проведения: литературно — музыкальная композиция.

Цель: познакомить обучающихся с историей Афганской войны.

Задачи:

1) воспитание в обучающихся чувства сопричастности к истории;

2) формирование личностных качеств, активной гражданской позиции;

3) формирование и развитие патриотизма и готовности к защите Родины;

4) воспитание и развитие уважения к старшему поколению.

Оборудование и оформление: мультимедийное оборудование; презентация.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Приветствие, эмоциональный настрой обучающихся.

2. Основная часть.

  1. Стихотворение «Афганистан живёт в моей душе...»

  2. Просмотр видео «Видеохроника войны в Афганистане».

  3. Ввод советских войск в Афганистан.

  4. Стихотворение «В ту ночь пришёл сигнал в казарму к нам….»

  5. Первые месяцы в Афганистане.

  6. Стихотворение «В краткий меж боями передышке...»

  7. Песня в исполнении ансамбля ВДВ «Голубые береты» (видео).

  8. Стихотворение «Окоп не простреливала артиллерия...»

  9. Советские десантники.

  10. Стихотворение «Давай за тех, кто не вернулся...»

  11. Письмо солдата.

  12. Вывод советских войск из Афганистана.

  13. Песня «Мы уходим...»

  14. Итоги Афганской войны.

  15. Нерешённый «Афганский вопрос».

  16. Стихотворение «О сколько было подвигов на свете….»

  17. Минута молчания.

3. Заключение.

Подведение итогов классного часа.












4.2. Методика проведения классного часа (сценарий)

Классный руководитель:

Я не знаю, кому и зачем

Это нужно,

Кто послал их на смерть

Недрожащей рукой.

Только так бесполезно,

Так зло и ненужно

Отпускали их в вечный покой.

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о знаменательной дате, которая вошла в историю России, как Афганская война. В течение того времени, что будет проходить классный час, мне хотелось, чтобы вы провели грань между трагической войной и миром, чтобы задумались над теми фактами, которые будут затронуты. Хочется, чтобы ваши сердца наполнились благородством и уважительным отношением к России и её истории, какой – бы она ни была, а, также, чтобы вы гордились её солдатами!

1 ведущий:
Афганистан живет в моей душе 
Мне слышится бессонными ночами 
Стихи Лоика в гневе и печали 
И выстрелы на дальнем рубеже, 
Где завершится наш последний бой, 
Последний враг ничком на землю ляжет 
И чья- то мать слова простые скажет, 
И те слова услышим мы с тобой. 
Афганистан болит в моей душе 
И все, кого я встретил и не встретил 
Пусть долго будут жить на белом свете, 
Как тишина на дальнем рубеже. 

(Просмотр видео «Видеохроника войны в Афганистане»)
2 ведущий: Тему сегодняшнего классного часа «Помяни их Россия…» - мы выбрали не случайно. 15 февраля этого года исполнилось 27 лет со дня вывода Советских войск из Афганистана. Мало кто из присутствующих здесь задумывается о том, будут ли они защищать Родину. На настоящий момент только 30% молодых людей готовы к прохождению службы в рядах Российской армии. А между тем кто-то должен защищать рубежи нашей Родины. Государство сильно тогда, когда имеет сильную армию, способную защищать интересы страны, авторитет президента, спокойствие мирного населения: детей, матерей, пожилых граждан. Одним из этапов становления современных вооруженных сил была афганская война, которая длилась 10 лет, с 1979 по 1989 год. По официальным данным, явно заниженным, потери советских войск составили 50 тысяч человек, из них 14 тысяч – погибшими. Трудно рассказывать об истории, когда еще свежи раны в сердцах. Но молчать об этом нельзя. 
1 ведущий:
В ту ночь пришел сигнал в казарму к нам – 
Десантникам тревогу объявили, 
И нас уже ведут по кораблям, 
Маршрут давно по карте проложили. 
Впервые мы не взяли парашют, 
Зато рюкзак патронами набили. 
Сигнал «пошел!», сирену не дают, 
И рампу для прыжка нам не открыли. 
В ночи летит могучий караван, 
Людьми и техникой набитый. 
Сказали нам: «Летим в Афганистан, 
Спасать народ, амином с толку сбитый». 
И шесть часов прошли, как пять минут, 
Хотя идем согласно распорядку, 
Нас полосы огня к себе зовут, 
И караван заходит на посадку 
Нам на раздумье время не дано, 
Оружие свое готовим к бою. 
Войну видали только лишь в кино, 
А здесь придется жертвовать собою…. 
2 ведущий: Тем, кто первым вошел в Афганистан, было очень тяжело. Начались болезни. Из-за плохой воды почти все переболели, спать приходилось зачастую на земле. Это только к концу войны появились спальные мешки, и то их на всех не хватало, и не редко можно было увидеть отогревающихся ночью солдат у костра, вместо того, чтобы спать перед очередным боем. Воевавшие дети – не воевавших отцов, так часто говорят об «афганцах». Те, кто пересек афганскую границу в теперь уже далеком 1979 году, еще не знали к чему готовиться и что их ожидает. Они уходили в неизвестность. Какой это неизвестность предстала им, теперь мы более или менее представляем. Сначала все считали дни, затем недели. Но дни и недели постепенно складывались в годы… Афганская война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Ни кем никому не объявленная. Вспоминать о службе тяжело и трудно! Сжимается сердце и становится больно! Многих женщин война оставила без сыновей. Многих сестер оставила без братьев, много домов она разрушила. Водоворот времени подхватил солдат и бросил их по течению, не подготовленных к смерти, и не знавших жизни. Война – это страшное слово. Когда его произносишь вслух, сразу видишь: ужас, разрушение, безумие, неизбежность, гибель всего живого. Вдвое тяжело воевать в чужой стране, защищать чужой народ, не понимая, на чьей стороне правда. 
1 ведущий:
В краткой меж боями передышке 
Достает помятую тетрадь 
Опаленный порохом мальчишка, 
Сердцем хочет песню написать. 
Написать об огненных атаках, 
О заветной радостной мечте, 
О друзьях-товарищах, солдатах 
И о с боем взятой высоте. 
Просвистела пуля, он не слышал, 
И пробито сердце напролет. 
Песня до конца его не вышла 
Строчки в ней одной не достает. 
Песни пусть его чуть-чуть корявы, 
Рифмы, ритмы малость не сошлись, 
Но в стихах о Родине, о славе 
Кровью сердца строчки запеклись. 
Пусть пробьется сквозь любой заслон, 
Зазвучит сегодня иль когда-то 
Пронесет сквозь годы боль и стон 
Песня, сочиненная солдатом. 
(Просмотр клипа на песню группы «Голубые береты»)
2 ведущий: Песня, которая прозвучала сейчас, одна из самых известных афганских песен. В исполнении группы «Голубые береты» она очень часто звучит по радио и телевидению, записана на дисках. Но у этой песни нет автора. За 27 лет ее существования никто не позвонил, не написал, не сказал, что это моя песня. А значит, ее автор и первые слушатели не вернулись с той необъявленной войны. Человек продолжает жить в своих делах: в домах, которые он построил, в картинах, которые он написал, в песнях, которые он сочинил…. Человека уже давно нет, а песня как бы продолжает жить за него.  Вместе с солдатами и офицерами в Афганистан летели и молодые девчонки: врачи, медсестры, связистки. Не всегда они попадали на передовую, не всегда погибали под пулями. Но в душе каждой из них Афганистан оставил свой неизгладимый след. 
1 ведущий:
Окоп не простреливала артиллерия, 
Армада танков на него не шла, 
Не зная к жизни недоверия, 
Трава зеленая взошла…. 
Ни крика не было, ни стона, 
Пыль расстилалась по земле, 
В ушах осталась легкость звона 
После разрыва «эрпэгэ» . 
Две жизни вычеркнуто в списке, 
Их растворило в синей мгле, 
Мы им поставим обелиски 
И молча предадим земле…. 
Упали парни, смежив веки, - 
Мир настороженно затих…. 
Они останутся навеки 
Моложе сверстников своих. 
2 ведущий: Десантники всегда считались самыми мобильными из всех родов войск. Офицеров и призывников туда отбирали изо всех городов Советского Союза особенно тщательно. 
Это время – моё. Я не знаю прекрасней времен. 
Эта воля – моя. Мне вольнее не ведома воля. 
Это вбитый в пустыню десантный родной батальон 
И по родине боль – нет страшнее и слаще той боли. 
И когда камнепадом бессонных и вздыбленных рот 
Мы ударимся в ночь, зажигая сигнальные свечки, 
Нас любовь и надежда по черным пескам поведет, 
На барханах оставив кровавые наши насечки. 
И за толику жить и стоять на железном ветру, 
И за горечь полей желтоглазого Афганистана 
Безыменным туманом на старой границе умру, 
Безымянной звездой! 
1 ведущий: В Афганистан отправлялись действительно лучшие ребята поколения 80-х годов. От своих сверстников они отличались не только таинственным загаром обветренных лиц, не только ранней сединой и еще не потускневшим блеском боевых наград. Вернувшись, домой, они принесли с собой лучшие человеческие качества, добытые ими в испытаниях: благородство, товарищество и солдатское братство. Мы говорим о том, что время лечит, что с годами раны затягиваются…. Но, наверное, не все можно вылечить годами, и вырезанные звёзды на спинах советских солдат не затянутся никогда…. 
Давай за тех, кто не вернулся, 
Кто стал частицей тишины, 
Кто лег в горах – и не проснулся 
От необъявленной войны 
Давайте вспомним поименно 
Тех, с кем навеки сроднены, 
Кто был частицей батальона, 
А стал частицей тишины. 
Вслух выговаривать не будем 
Их дорогие имена, 
Покуда здесь безвестна людям 
Та наша горькая война. 
Давай прочней держать бокалы, 
Они пролиться не должны, 
Хоть горше зелья не бывало, 
Больней не будет тишины. 
Отставить не имеем права, 
А только молча и до дна,- 
Поскольку общая держава, 
Поскольку общая война. 
2 ведущий: Письмо воспоминание. Из писем солдата.27 декабря 1979 г. «Мы перешли границу Афганистана. Наша рота готовилась к новогодним праздникам, когда в ночь с 26 на 27 декабря они были подняты неизвестность. Когда стали выгружать вещи, поняли, что находимся в другой стране. Зачем? Почему? Что происходит? У всех на лицах были эти немые вопросы. Тогда нам и объяснили, что здесь, в Афганистане, мы должны оказать военную помощь (так предпочитали называть миссию русских солдат). Мы еще не до конца понимали, что нас ждет. Прошло несколько дней, начались проблемы с питьевой водой, тогда пришел страх». 

Условия были суровые. Их воинская часть располагалась возле города Герат. Спать приходилось на голой земле, завернувшись в шинель, еды тоже было очень мало, потому что они были «первыми». Надо было начинать строить хотя бы какое – то жилье. Погиб друг Костя. Гроб с телом отправили родным, в ответ пришло письмо матери, обезумевшей от горя. Мама Кости спрашивала: «Сынки, за что вы воюете? Кто послал вас туда?». Она только что похоронила мужа, а вот теперь «Груз-200» – гроб с телом сына. Командир зачитал ее письмо перед всей ротой. Никто не мог спокойно слушать строки из письма, у папы до сих пор подходит комок к горлу, когда он воспоминает о них. Но никто из однополчан погибшего молодого бойца не сказал, ни одного слова упрека в адрес родины, которая отправила защищать чужой народ. Истинный патриот никогда не посмеет обвинять родину в том, что она посылает на верную гибель своих лучших сынов, не успевших порадоваться жизни. В этом, и проявляется одно из частных значений слова «патриот». Родину свою человек любит не за то, что она дала или не дала, а вопреки всему.

1 ведущий: Однажды их роту в ущелье «зажала» банда. Заканчивались сухари, боеприпасов оставалось совсем мало, все ребята написали прощальные письма домой, мысленно расстались друг с другом, избегая смотреть в глаза. Все понимали, что жить им осталось совсем немного. «Смотрим на небо – очень не хочется умирать, обидно, что умирать придется за чужой народ, чужую страну. Казалось все каким-то нелепым. За что? Этот вопрос вертелся в голове у всех, но вслух его никто не произносил». Только маленький блокнот, верный спутник, аккуратно «запоминал» каждое мгновение. Бумага все стерпит. « Столько отчаяния и боли в глазах ребят я больше никогда не видел. И вдруг.… Все резко подняли головы, стали прислушиваться. Слезы, только не знаю, как их назвать, потекли у всех из глаз. На помощь пришли вертолетчики. Нас не забыли!!! Трудно передать словами это чувство».
Возможно, кто-то скажет, что их нужно пожалеть.…Нет.…Они не нуждаются в жалости. А вот мужества и гордости им не занимать. Это проникло с войной в их сердца и сознание. 15 Февраля 1979 года условную линию границы, проходящую по мосту через Амударью, пересек русский воин – генерал лейтенант Б.В. Громов. В этот день завершился вывод из Афганистана ограниченного контингента советских войск. Они вернулись в общество, чтобы обрести мир и покой. Они принесли с собой желание рассказать обществу правду о честно выполненном долге, об утерянных друзьях, о добром отношении к людям. А еще принесли – песни горькие, но чистые и искренние. 
Мне не случайно кажется порою: 
Нет в мире долговечней ничего, 
Чем имя настоящего героя 
Чем слава негасимая его! 

(Звучит песня «Мы уходим…»)
2 ведущий: Сражения кончаются, а история вечна. Ушла в историю и афганская война. Но еще долго станут тревожить нас голоса погибших и живых – война не проходит бесследно. И сегодня на рубежах нашей Родины стоят солдаты, это мальчишки, ваши ровесники. А в мирных городах и сёлах живут матери, отцы и дети погибших солдат. Мир всегда стоил очень дорого. Интернациональный долг превыше всего. До тех пор, пока мы помним, этих ребят, чтим их память, ходим на могилы и памятники, не зачерствеют наши души. Нам не будет стыдно смотреть в глаза матерей, потерявших своих сыновей. Да будет мир, да будем помнить своих героев. 
1 ведущий: За годы войны СССР оказывал Афганистану и его народу огромную и реальную помощь. Были построены сотни новых школ и больниц, сооружены промышленные и энергетические объекты по всей стране. Во время нахождения Контингента Войск в стране снизилась выращиваемость мака для производства наркотиков, афганцы ощущали существование в стране «сильной руки», хранящей определённую стабильность и порядок. И если Пакистан, США и НАТО помогали афганцам лишь оружием, то Советский Союз оказывал действительно необходимую помощь.

14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в Афганистане. Советский Союз обязался вывести свой контингент в девятимесячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов. В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года. 15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска.

2 ведущий: Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней. Для нашей страны эта война оказалась тяжёлым бременем, нависшем на долгих 10 лет. Стабилизировать положение в Афганистане не удалось. В результате войны погибло 13833 советских военнослужащих, примерно 50 тысяч получили ранения, стали инвалидами – 6759 человек, пропало без вести – 312000 человек. Были затрачены десятки миллиардов рублей на ведение войны, что больно «ударило» по бюджету государства.

Можно сказать, что Афганская война отчасти посодействовала «распаду» Союза и наступлению в стране экономического кризиса. Всё же нужно признать, что введение войск в Афганистан было огромной ошибкой Советского правительства, которая привела к различным проблемам. Но в военном плане Советская Армия зачастую показывала определённо хорошие результаты, там были отработаны различные методики ведения войны в условиях горной местности, совершения воздушно- десантных операций. Наша Армия не победила, но и не проиграла.

1 ведущий: После вывода наших войск положение в Афганистане значительно ухудшилось. Гражданская война там приобрела новый оборот. В 2001 году США совместно с НАТО проводят в Афганистане «антитеррористическую» операцию. Но присутствие в стране натовцев не улучшило ситуации, а отчасти даже ухудшило. Тем не менее в Афганистане не спокойно и сейчас, что свидетельствует о нерешённости «Афганского вопроса». Однако сегодня проблемы Афганистана решает НАТО.

О сколько было подвигов на свете, 
Они уже в преданья отошли. 
Из уст в уста их повторяют дети 
На всех материках большой земли. 
И будут повторять из уст в уста, 
И в каждом этом подвиге незрима 
Своя и глубина, и высота, 
И красота своя неповторима. 
2 ведущий:

Но из всего того, о чем мы слышим, 
И из того, что мы вершим пока, 
Солдатский подвиг я считаю высшим 
И самым бескорыстным на века. 
(Объявляется минута молчания. Звучит песня «Зажгите свечи…» )

Заключительное слово классного руководителя:

Помяни их, Россия,

И злых, и усталых,

Одуревших от зноя,

Без сна, без воды,

Отмеряющих жизнь

От привала к привалу,

От звезды до звезды,

От беды до беды.

Спасибо всем за внимание!






4. Заключение

В заключении я хочу сказать, что работа классного руководителя – это кропотливый труд, это не просто отдельные мероприятия, а - жизнь вместе со своими студентами и в техникуме, и дома, и в социуме, поддержка их в трудную минуту. И если наши студенты говорят, что «очень хочется идти завтра в техникум» – это уже результат. Я стараюсь воспитывать личность, формировать человека,
способного к продуктивной творческой деятельности, способного любить свою
Родину, сопереживать происходящее и обладать чувством ответственности за
будущее своё и ее. Выбранные мною виды работы помогают реализовать
направления, обозначенные в воспитательной программе техникума.
В перспективе буду продолжать работу в этом направлении, используя
разнообразные методы, соответствующие возрастным особенностям обучающихся.
Воспитав патриотов, деловых и здоровых людей, можно быть уверенными в
становлении и развитии нормального общества и будущего нашей Родины. В этом
заключается педагогический подход каждого преподавателя, каждого классного руководителя к воспитанию подрастающего поколения – граждан России.
Быть патриотом….
Что же это значит?
А это значит, Родину любить,
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.

Сценарий классного часа «Помяни их Россия» может быть рекомендован классным руководителям с 1 – го по 4 –ый курсы.























6. Список используемых источников информации

  1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. – Сайт «Закон прост!»

  2. Государственная программа патриотического воспитания граждан РФ на 2016 – 2020 годы».

  3. Послание президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ в 2015. – Сайт «КонсультантПлюс».

  4. Бондаренко Е.П., Петрова Е.Г. «Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы». – М., Ас – Траст, 2009.

  5. Великородский, О. Е. Жиренко, Т. М. Кумицкая «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию» . - М.: ВАКО, 2012.

  6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б., Пашковец А.П «Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: Методическое пособие для школьных администраторов, учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования». М.: Глобус, 2007.

  7. Дмитриенко Г.В., Зорин Т.С. и др. «Система гражданского образования школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права». - М.: Глобус, 2011.

  8. Кузнецова А. В. Формирование патриотического сознания современной молодёжи в условиях трансформации российского общества. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2005. с. 





























7. Приложение

Презентация к классному часу «Помяни их Россия…»











































21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классный час "Помяни их Россия"

Автор: Кузнецова Людмила Владимировна

Дата: 24.04.2016

Номер свидетельства: 322028

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Презентация для классного часа "Великая Отечественная Война" "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-dlia-klassnogho-chasa-vielikaia-otiechiestviennaia-voina"
    ["file_id"] => string(6) "236064"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443955432"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Классный час на тему:" Вязьма - город воинской славы" "
    ["seo_title"] => string(52) "klassnyi-chas-na-tiemu-viaz-ma-ghorod-voinskoi-slavy"
    ["file_id"] => string(6) "205763"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430021421"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства